Необычные воздействия на воображение человека

Если воображение многих людей получает сильное воз­действие, это не означает, что совершаемая работа ложна, и не доказывает, что они больше ничем не располагают.

Если ум и сердце многих людей различного склада сильно заняты невидимым, их воображение обязательно получит яркие впечатления. И здесь снова сказывается человеческая природа: мы не можем думать о невидимом, не используя хоть в какой-то мере свое воображение. По­пытайтесь! Даже если вы человек высоко интеллектуаль­ный, вы все равно не сможете сосредоточиться на мыслях о Боге, Христе или вечном мире, не ощутив, как разыгры­вается ваше воображение. Чем сильнее вы сосредоточи­ваетесь, тем больше новых ощущений получают ваши ум и сердце, тем ярче становятся образы. Когда страх или радость овладевают человеком, когда одно чувство резко сменяется другим (например, ужас — восторгом), тогда воображение работает особенно сильно. Поэтому неуди­вительно, что люди не могут научиться отличать вообра­жаемое от духовного и интеллектуального. Некоторые придают своим фантазиям чрезмерное значение, и этому не надо удивляться. Не следует удивляться и тогда, когда они слишком много говорят об этом, делясь своим свиде­тельством. Такое возможно, если у них не слишком боль­шое духовное разумение и проницательность.

Бог наделил нас воображением. Более того, Он сделал нашу природу такой, что мы не можем думать о духовном и невидимом, не обращаясь к своему воображению. Если мы используем и контролируем его должным образом, наше воображение может оказаться очень полезным. Вер­но и то, что, если оно слишком сильное, оно может стать не столько помощником, сколько большой помехой, но я знаю многих людей, о которых совершенно точно можно сказать, что Бог действительно использовал их вообра­жение для достижения Своих целей. Это особенно верно, когда речь заходит о не слишком образованных людях. Бог как будто опускается до их уровня и общается с ними как с совсем малыми детьми. (Так было во времена Вет­хого Завета, когда церковь была очень молодой.) В этом нет ничего неразумного. Пусть об этом скажут те, у кого большой опыт общения с пытливыми и обеспокоенными душами.

Иногда люди испытывают сильный духовный восторг. Это не доказывает, что в данном случае Бог не действует. Кажется, что некоторые просто одержимы небесными ви­дениями и картинами славы. Я знаю несколько таких при­меров, и у меня нет оснований предполагать, что они от дьявола. Тем не менее не надо также считать, что перед нами нечто похожее на видения пророков или восхище­ние св. Павла «до третьего неба». Нам нужно всего лншь понять, что происходит, когда человеческая природа силь­но возбуждена. Я уже говорил, что те, кто правильно по­нимает все величие духовных проблем, а также красоту и любовь Христа, вполне могут быть полностью этим зах­вачены. Поэтому, когда многие начинают это осознавать, нет ничего удивительного, что у некоторых разыгрыва­ется воображение! Когда все мысли — о Христе, когда вся душа в восхищении, нет ничего удивительного, что тело тоже подвергается воздействию, причем настолько, что лишается силы и готово упасть от изнеможения. Надо ли удивляться, что в таких случаях у некоторых людей (у тех, кто легче всего подвергается такому воздействию) мозг настолько возбужден, что все силы направляются на работу ума и воображения?

Подчас этому придают слишком большое значение, счи­тая такие явления пророческими видениями, божествен­ными откровениями, предупреждениями с небес, что ско­ро что-то должно произойти. Я знаю, это далеко не всегда так. Тем не менее я по-прежнему думаю, что иногда это исходит от Святого Духа. Как бы там ни было, я считаю, что необычайный склад ума, обостренное чувство близос­ти Бога (которое и порождает такие образы) — от Духа. Если в голове у человека по-прежнему святые мысли, если он всегда высоко ценит духовное, вплоть до того, что пе­реживает восторг, — это от Божьего Духа. Однако сопут­ствующие этому образы случайны, и поэтому в них много неясного, неуместного и ложного.

5. Многих вдохновляет пример других

Если люди находятся под сильным воздействием чу­жого примера, это не доказывает, что совершаемая рабо­та ложна. Мы знаем, что для продолжения Своей работы в этом мире Бог использует определенные средства, и я могу показать, что они исходят как от Бога, так и от лю­дей. Доказать это можно двумя способами.

Во-первых, это по-библейски. Библия говорит, что на людей влияет хороший пример других, и в силу этого нам заповедано давать этот пример (Мф. 5:16; 1 Пет. 3:1; 1Тим. 4:12; Тит. 2:7). Кроме того, она заповедует нам брать при­мер с других и следовать ему (2 Кор. 8:7; Евр. 6:12; Флп. 3:17; 1 Кор. 4:16, 11:1; 2 Фес. 1:7). Итак, обращение к при­меру — один из способов, к которому Бог прибегает, что­бы достичь своих целей. Разве можно говорить, что Бог не действует, если действует один из его способов!

Во-вторых, это разумно. Подобно тому как наш ум мо­жет усвоить истину из слов другого человека, мы можем испытать воздействие — и даже более сильное — его при­мера. Слова используются, чтобы сообщить другим о сво­их идеях, но иногда дела влияют на людей гораздо силь­нее. Поэтому неверно утверждать, что воздействие нехо­рошо только потому, что это происходит с другими.

Даже если не сказано ни слова, на человека влияет про­исходящее с другими людьми, при условии, что ему по­нятны эти события. Когда я вижу, как кто-то испытывает сильную физическую боль, я могу гораздо яснее всяких слов представить, что значит страдать. Когда я наблю­даю, как ведет себя человек, переживающий нечто возвы­шенное и восхитительное, я могу получить об этом более полное представление, чем могут дать слова. Подумайте об этом: разве это не так? К тому же надо сказать, что не только слабые и невежественные ощущают воздействие примера. Его испытывает немало людей с весьма силь­ным интеллектом. И еще: легче убеждают доводы, под­крепленные примерами, чем просто доводы как таковые. Это очевидно. Некоторые говорят, что, если религиозные переживания возникают только благодаря этому, резуль­тат оказывается показным.

Так действительно может быть, и Христос говорит о слушателях, которые окаменели сердцем, однако верно и то, что чувства, возникающие у некоторых под воздействи­ем чужого примера, приводят к спасению тех, кто их пере­живает. Там, где пример других не оказывал большого влияния, никакого великого возрождения никогда не на­блюдалось. Так было во времена Реформации, и каждый, кто читал Деяния Апостолов, знает, что так же было и в дни жизни апостолов. Не только отдельные люди, но и жители целых городов и селений попадали под воздей­ствие примера: «Так что вы стали образцем для всех ве­рующих в Македонии и Ахаии» (1 Фес. 1:7).

Некоторые возражают, говоря, что, согласно Писани­ям, основным способом совершения Божьей работы явля­ется слово, а не пример, однако этот довод не имеет силы. Слово Божье — основа, но на этой основе действуют или оказываются влиятельными другие методы. Даже таин­ства не имеют никакой силы без слова. Пример оказыва­ет свое воздействие только тогда, когда Божье слово на­ставляет и ведет. Без этого все, что видит глаз, не имеет никакого смысла. Слово Божье, подкрепленное примером, сохраняет свою силу и соотносится с конкретной ситуа­цией, подобно тому как через верующих в Фессалониках слово Господа было обращено к жителям других городов в Македонии и Ахаии.

Писание во многих местах учит, что пример являет­ся основным способом распространения влияния Божьей церкви. Вспомним Руфь. Решив, что она не оставит

Ноеминь, Руфь вместе с нею отправилась из земли Моава в землю Израиля. Руфь решила, что пойдет вслед за Ноеминью и станет жить там, где будет жить свекровь (Руф. 1:16). Народ Ноемини стал народом Руфи, а Бог Ноемини — Богом Руфи. Руфь была прародительницей Давида и Христа, и рассказ о ней, как о прародительнице Церкви, включен в Библию. В рассказе о ее решении оставить Моав и его богов и, уверовав в Бога Израиля, отправиться в землю Израильскую нам видится рассказ об обращении языческой церкви. По существу, такова картина обраще­ния каждого грешника, потому что все мы по своей при­роде чужие Богу и Его народу. Когда мы обращаемся, мы оставляем свой народ и дом своего отца и становимся со­гражданами святым и истинным израильтянам. О таком же влиянии говорится в сцене встречи невесты и иеруса­лимских дочерей. Вначале они пробудились, увидев ее в столь необычайных обстоятельствах, а потом обратились (Песн. 5:8-9; 6:1). Конечно, речь здесь идет об одном: «И Дух и невеста говорят: прииди!» (Отк. 22:17) Иоанн имеет в виду, что Дух пребывает в невесте, Церкви. Биб­лия пророчествует, что Божья работа таким путем будет продолжена в последнем излитии Духа, которое знамену­ет славный день Церкви. Писание часто об этом говорит, например, в Зах. 8:21-23.

Наши рекомендации