Раздел II. Сказанное Писаниями доказывает, что Бог действует

1. Когда пробуждается почитание истинного Иисуса

2. Когда царство сатаны терпит натиск

3. Когда у людей возрастает любовь к Писаниям

4. Когда люди встают на путь истины

5. Когда возрастает любовь к Богу и человеку

Заключение к двум первым разделам

Раздел III. Некоторые практические выводы

1. Это возрождение подлинно

2. Мы не должны препятствовать этому подлинному возрождению

3. Пусть друзья возрождения будут осторожны

Грешники в руках разгневанного Бога (Проповедь Джонатана Эдвардса, произнесенная в 1741 году)

Некоторые замечания о книгах Дж. Эдвардса

Предисловие

Теперь прошло уже более двух столетий с тех пор как Джона­тан Эдвардс произнес проповедь, которая легла в основу этой книги. Обстоятельства, при которых она была произнесена, дос­таточно интересны и вполне оправдывают постоянное ее переиз­дание, и все-таки причина появления этой книги кроется в дру­гом. Эдвардс произнес эту проповедь, а затем решил ее опублико­вать потому, что, как ему казалось, его братья по вере не знали, как определить, Бог ли совершает Свою работу в тех или иных обстоятельствах. Если это было важно во времена Эдвардса, то сегодня — тем более.

Время от времени мы слышим о том, что в Божьей церкви про­исходит нечто странное. Одни тотчас это принимают и сами хо­тят испытать нечто подобное, другие сразу же осуждают. Вполне возможно, что у тех и других недостает проницательности. Пояс­ню подробнее.

Джонатан Эдвардс был пастором конгрегационалистской Церк­ви в Нортхэмптоне, Новая Англия. Несмотря на то что его служе­ние, а также служение его предшественника (и деда) Соломона Стоддарда имело обильные благословения, к 1740 г. широко рас­пространилось мнение о том, что распространение истинного хри­стианства в этом районе находится на довольно низком уровне. Однако в 1740 г. ситуация начала меняться, и вскоре многим ста­ло ясно, что Бог совершает здесь большую работу. К концу мая того же года об этом говорили как о самом великом возрождении, когда-либо совершавшемся в Америке. В немалой степени этому способствовал приезд в октябре того же года знаменитого еванге­листа Джорджа Уайтфилда. Уайтфилд пробыл там всего лишь десять дней, но даже после его отъезда интерес к религии продол­жал расти. Многие глубоко осознали свою греховность, и немало их с радостью приняли Божье спасение. Затем в 1742 г. возрожде­ние начало постепенно распространяться по окрестным районам, и «когда в 1741 году весна сменилась летом, никто не мог точно сосчитать, сколько мест стали свидетелями возрождения. Церк­ви, которые в начале года были холодными и сухими, к концу года преобразились»[1].

Восьмого июля того же года (1741) Джонатан Эдвардс пропо­ведовал неподалеку от Энфилда. Возрождение еще не коснулось этого города, и жители как будто этому радовались. Эдвардс чи­тал свою, теперь уже ставшую знаменитой, проповедь под назва­нием «Грешники в руках разгневанного Бога», которая тоже вош­ла в эту книгу. Результат был просто потрясающим. К концу про­поведи многие — если не все — «преклонили колени, с глубоким трепетом осознавая свой грех и нависшую над ними опасность». Проповедь еще не завершилась, а уже отовсюду раздавались сто­ны и крики тех, кто ощутил свой грех, и некоторые восклицали: «Что мне делать, чтобы спастись?» Картина была потрясающей, и Мюррей добавляет: «Таких дней было много в 1741 году»[2].

Это великое возрождение завершилось к концу 1743 г., но его последствия еще долго давали о себе знать. Эдвардс и другие свидетельствовали о немалом количестве тех — речь шла о ты­сячах, — чьи жизни преобразилась и кто (говоря осторожным языком того времени) «давал надежду на обращение». Мы, ко­нечно, можем предположить, что все христиане радовались тому, что произошло.

Однако это было не так; на самом деле наблюдалось серьезное противостояние этому процессу. Во-первых, некоторые просто молчали; служители так упорно молчали о возрождении, что их оппозиция стала очевидной всем. К 1742 г. она приняла еще более открытый характер, и начались горячие споры. Анонимно было опубликовано послание из 89 страниц, которое предварялось длин­ным введением. В нем возрождение оценивалось как простой фа­натизм, и автор введения особенно яростно выступал против свя­зи возрождения с теми удивительными последствиями физичес­кого характера, к которым оно приводило. По его мнению, между такого рода явлениями и работой Святого Духа не было ничего общего. Упомянутые «последствия» начали обнаруживаться в 1741 г. В мае этого года Джонатан Эдвардс проповедовал в одном частном доме, и несколько человек из собрания «столь сильно ощутили величие и славу божественного», что это лишило их силы, «очень зримо сказавшись на их телах». Позднее это стало привычным и послужило основанием — а может быть, и предлогом — для немалой критики. Одни критиковали возрождение по­тому, что из-за него христианство стало предметом пересудов, другие пытались отделаться поверхностными объяснениями; они говорили, что причиной переживаний стала живая проповедь об аде: люди просто перепугались, а потом, как они утверждали, одни просто стали подражать другим, и началась массовая истерия.

Все это рассматривалось как доказательство того, что Святой Дух здесь ни при чем. Именно на возражения этих людей Эдвардс и ответил в своей работе «Отличительные признаки». Сначала он перечисляет девять явлений, которые, как он утверждает, вооб­ще ничего не доказывают, потом называет еще пять, о которых, как он подчеркивает, Писания говорят, что они надежны, и затем называет некоторые признаки, доказывающие, что Святой Дух поистнне действует. Наконец, он обстоятельно соотносит ска­занное с конкретной жизнью — и все это (по-видимому) в ходе одной проповеди! Нас, наверное, сильно удивит идея такой про­поведи (или таких проповедей); «Грешники в руках разгневанно­го Бога» имеют сходную структуру. Нет сомнений в том, что вре­мена, в которые жил Эдвардс, сильно отличаются от наших и что его современники гораздо больше привыкли слушать строго ар­гументированные проповеди. Нам не стоит об этом забывать, но в то же время проповедникам надо следить за тем, чтобы не исполь­зовать эту особенность в оправдание! Больше мысли, больше ло­гики, упорядоченности и образности, больше связи с жизнью, — все это могло бы улучшить наши проповеди, и, быть может, тогда Бог привел бы нас к новому Великому пробуждению.

Мы тоже живем в то время, когда истинное христианство на­ходится в плачевном состоянии. В наших церквах почти не совер­шается подлинных обращений, и, что еще хуже, никого это, не­видимому, особенно не волнует. Однако время от времени до нас доносятся удивительные сообщения о том, что происходят какие-то странные вещи.

Как и во времена Эдвардса, находятся люди, критикующие эти странности; они нередко прибегают к тем же доводам, которые использовали противники Эдвардса: «Это просто массовая исте­рия; это не имеет ничего общего с работой Святого Духа».

Тем не менее раздаются голоса и других людей, готовых при­знать, что все новое и, по-видимому, мощное несомненно исходит от Бога; при этом у них нет никаких критериев проверки, они не способны найти подлинные отличия. Даже любое естественное стремление узнать, что же на самом деле происходит, восприни­мается как (или почти как) хула на Святого Духа.

Работа Эдвардса как нельзя лучше отвечает обеим точкам зре­ния. Нам непременно надо усвоить уроки автора. Надо отбросить предрассудки и радоваться Божьему милосердию, изливающему­ся на нас. Однако если Он не действует, если существует какое-то другое (быть может, зловещее) объяснение тому, что происходит, нам надо знать и это. Мы не можем позволить себе быть доверчи­выми. Но как об этом узнать? Эдвардс нам расскажет; он расска­жет, на чем не следует основывать свое суждение; он покажет нам, как сделать его правильным. Именно поэтому и появилась данная книга. Мы постарались как можно ненавязчивее привес­ти язык Эдвардса в соотвествие с нормами современного языка, но его аргументация осталась нетронутой. Когда эта книга была в печати, об Эдвардсе снова заговорили в церквах; его вклад при­знают и восхищаются им; раздаются заявления, которые еще раз доказывают нам это. Тем не менее, мне кажется, что его непра­вильно понимают и, может быть, потому, что тексты его пропове­дей трудны для современно читателя. Были сделаны выводы, ко­торые якобы могли им поддерживаться, но которые на самом деле противоречат его взглядам. На него, в частности, ссылаются как на человека, который считал, что упомянутые критерии удостове­ряют те странные явления, которые имеют место. Однако он ни­когда не делал такого вывода; его работу надо читать снова и снова, и я надеюсь, что эта книга даст такую возможность мно­гим, кто иначе никогда бы не обратился к наследию Эдвардса.

Можем ли мы ему доверять? Да, можем. Не потому, что он был одним из величайших умов, когда-либо появлявшихся в Америке, а потому, что он обращает нас к Писаниям. Только они могут осветить тьму нашего разума; они подскажут нам, как правильно оценить события. Эти критерии окажутся действенными в лю­бой ситуации: как сейчас (два столетия спустя после смерти Эд­вардса), так и через два века после нас, когда мы тоже умрем и нас давно позабудут.

Я убежден, что сегодня одна из величайших потребностей хри­стианской церкви — потребность различать истину и ложь, и с годами она будет только возрастать. Да благословит Бог слова раба его Эдвардса, когда мы будем с его помощью погружаться в мир Писания, и да воздастся единому Богу слава ныне и вовеки.

Дж. Б.

Введение

Складывается впечатление, что в наши дни все говорят о Святом Духе и спорят о работе, которую Он совершает. Однако похоже, что немногие знают, как определить, ког­да Святой Дух начинает действовать, как отличить ис­тинное от ложного. Данная книга написана для того, что­бы помочь в этом разобраться.

Времена апостолов, как никакая другая эпоха, были обо­гащены знанием силы Святого Духа. Его чудотворные дары изливались на людей в изобилии; кроме того, Он действовал, убеждая многих мужчин и женщин в их гре­ховности и превращая их в святых учеников Христа. В то же время таким же деятельным был и дьявол, совершав­ший ложные чудеса и распространявший ложные пропо­веди. Новый Завет снова и снова показывает, что всюду были те, кто подражал Божьей работе. По этой причине совершенно необходимо, чтобы Христовой церкви были известны ясные признаки и отличительные особенности Божьей работы, дабы христиане могли отличать истин­ное от ложного и не впадать в заблуждение. В Новом За­вете есть глава, в которой этой проблеме уделяется особое внимание, — это глава 4 Первого послания Иоанна. Бо­лее подробно, чем в каком-либо другом месте Библии, в ней рассказывается о том, как нам узнать, когда Бог дей­ствительно совершает Свою работу. Иоанн предлагает нам несколько способов определения подлинности рабо­ты Духа, чтобы полностью быть уверенным в том, что все понимают его правильно. Апостол делает это доста­точно ясно, давая нам, возможность использовать его надежные правила в наших церквах. Поэтому вызывает удивление тот факт, что сегодня этой главе не уделяется достаточно­го внимания, так как в противном случае многих ошибок можно было бы избежать.

Иоанн начинает с упоминания о том, что нам известно: мы — принадлежим Христу, когда в нас пребывает Его Дух. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам» (1 Ин. 3:23). Из этого отрывка мы узнаем, что апос­тол не просто хочет, чтобы мы знали, как отличить ис­тинное пророчество от ложного или богоданное чудо от чуда лживого: он хочет также, чтобы мы знали, когда Дух действует в его народе, спасая его и помогая возрастать во Христе. Это станет для нас более очевидным, когда мы рассмотрим то, о чем он говорит.

Однако прежде чем начать разговор о том, как отли­чить истинное от ложного, Иоанн предостерегает нас от опасностей двух видов.

Первое предостережение таково: не надо с легкостью верить всему тому, что заявляет о себе, как об истинной работе Духа. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Не все, что нам кажется Божьими действиями, в действительности является таковым, и это важно понимать.

Второе предостережение говорит о том, «что много лже­пророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). Эти люди не толь­ко утверждают, что получили великие откровения от Бога, но и заявляют, что причислены к избранному небом на­роду, что они более святы, чем другие! Этот стих повеле­вает нам осторожно относиться к обоим заявлениям. К сожалению, мы не можем верить всему, что говорят люди, и равным образом не можем предполагать, что любая дей­ствующая сила есть сила Божья.

Поэтому, обращаясь к данной главе, я хочу дать вам надежные доказательства, которые помогут понять, что Бог действует, дабы вы могли правильно оценивать про­исходящее с вами или с кем-то другим. Нам надо пони­мать, что Бог дал Библию для того, чтобы руководить нами в делах духовных; она непогрешима во всем, что нам надо знать. Не надо бояться доверять правилам, которые даны Богом; Библия проникнута Святым Духом, и Он достаточно сведущ для того, чтобы правильно описать Свою собственную работу! Вдобавок Он дал нам руко­водство, необходимое для того, чтобы и мы смогли ее уз­нать.

Как я уже сказал, Дух стремится к тому, чтобы в данной главе — полнее, чем где-либо еще, — дать нам эти прави­ла. Поэтому в настоящей книге я не стану исследовать другие Писания с целью узнать, какие еще правила они нам дают; я ограничусь лишь этой главой. Ее вполне дос­таточно, и, я думаю, она нам очень поможет.

Однако, поскольку нынешнее возрождение навлекло па себя немало критики, я не могу сразу же рассматривать те процессы, которые подтверждают: в данном случае Бог действительно совершает Свою работу. Указывая на какие-то отдельные события, люди говорят: «Это доказы­вает, что Бог здесь ни при чем; следовательно возрожде­ние ложно». Это серьезное обвинение, и я должен на него ответить. Поэтому прежде всего я рассмотрю некоторые явления, воспринимаемые как доказательство, что это возрождение ложно, и покажу, что они ничего такого не доказывают! По сути дела, я покажу, что они вообще ни­чего не доказывают, ни хорошего, ни плохого. Они не до­казывают, что Бог действительно совершает Свою рабо­ту (хотя некоторые готовы утверждать обратное), равно как не доказывают, что работа ложна (хотя есть люди, готовые утверждать именно это).

Что же это такое, что не доказывает ничего?

Раздел 1

Наши рекомендации