Д.: Предполагалось, что эта казнь поразит только первенцев.
С: Нет, не только первенцев. Она поразила первенцев и половину народа египетского. Говорят, что, когда Моисей обратился к фараону, он заявил, что казнь постигнет царского первенца. Не было сказано, что Он поразит первенцев всех египтян. Сказано только: это было то, что Моисей увидел и что это должно было произойти. Он не накликал беду, он ее предсказал.
Д.: В нашей истории сказано, что Яхве совершил это, чтобы заставить фараона освободить евреев.
С: Я думаю, это дело настолько же Божественное, насколько и человеческое. Ну а Моисей — так ведь умея хоть немного предвидеть, человек много чего может сделать.
Д.: Говоришь, он и к колдовству прибегал?
С: Ну да, некоторые люди назовут это так — умение видеть, что случится, до того, как это произошло.
Д.: Ты уже рассказывал нам, что в вашей общине есть наставники, которые это умели. Мог Моисей быть наставником, опытным в этом деле?
С: Очень даже возможно. Сказано ведь, что его отец был служителем веры, а его мать, конечно, была египетской царевной. Его обучали не только еврейские священники, но и египетские жрецы. Он был наполовину египтянин, так почему бы ему не учиться таким способом?
Удивительно, что может произойти, когда непредвзятый ум знакомится с оригинальной идеей.
Внезапно я смогла увидеть в новом свете то, что принимала как данность всю мою жизнь. Идея была радикальной, но можно ли было объяснить казни Египетские подобным образом?
Садди утверждал, что воды реки окрасились в красный цвет из-за ухудшения погоды выше по течению. В Библии говорится, что река «воссмердела» и люди не могли из нее пить. Не могло ли такое явление быть вызвано тем, что вулкан изверг в реку серу? Любой деревенский житель скажет вам, что это природное соединение может сделать колодезную воду непригодной для питья. А вода с серой, безусловно, может источать зловоние.
Лягушки выбрались из реки и покрыли землю. Это тоже могло быть вызвано происходящими переменами. Животные очень чувствительны к изменениям в природе. Когда все лягушки передохли, египтяне сгребли их в вонючие кучи. Таково возможное естественное происхождение такой казни, как мухи, которые были привлечены дохлыми лягушками.
Садди говорил, что тьма явилась в результате извержения вулкана, и этим можно объяснить также и град с огнем. Этот феномен иногда случается во время извержений.
Садди утверждал, что казнь, которая повлекла гибель людей и установление пасхи, заключалась в болезни, распространяемой крысами. Тогда можно объяснить и казнь в виде мошек, так как известно, что блохи переносят возбудителей бубонной чумы. Болезни животных и нарывы как симптомы у людей, возможно, связаны между собой. Расплод саранчи, еще одна казнь, мог иметь естественное происхождение, а мог стать результатом атмосферного возмущения, вызванного извержением. Удивительно, как все эти объяснения становятся на свои места! Мы должны считать их реалистичными, хотя нам такое никогда даже в голову не приходило, пока Садди не познакомил нас с этой идеей.
Евреи стали рабами, и их поселения были изолированы от тех мест, где жили египтяне. Оставаясь в своих домах в ожидании той поры, когда Ангел Смерти завершит свой обход, они соблюдали своего рода добровольный карантин. Они держались в отдалении от крыс — разносчиков заразы и от заболевших людей. Это интересная мысль, которую можно всячески развивать.
Д.: А когда Моисей впервые получил заповеди? После скитания по пустыне?
С: Да, он сначала услышал голос Яхве, а затем направился к горе Синай. И он взошел на гору и, говорят, там общался с Богом и получил от Бога эти законы.
Д.: А ты думаешь, он и вправду говорил с Богом?
С: Да, говорят, что, когда он спустился с горы, он был не похож на себя, на прежнего, каким он туда поднялся. Я думаю, он очень сильно был непохож на себя. Он был открыт знанию и чему-то большему.
Д.: Как Бог даровал Моисею заповеди?
С: Не знаю точно. Они были начертаны. Кое-кто утверждает, что они были начертаны перстом Божьим. Я же думаю, что это больше похоже на то, как некоторые наши люди пишут на свитках. Это выходит через них. Когда они пишут на свитках, это происходит без усилия мысли. Я думаю, у Моисея было что-то подобное. Заповеди были выдавлены на глиняных табличках (на таких, какие брали ученики в Кумране для упражнений в письме). Он сошел с горы с Законами Божьими, и рассказывают, что от него шло сияние, так что даже воздух вокруг него мерцал. А к тому времени, как он спустился, они изготовили золотого истукана, посвященного Ваалу и Дуру (так я расслышала),уже нарушая большинство заповедей. Говорят, что в своем гневе на них он вдребезги разбил таблички и должен был пойти, чтобы заповеди были записаны снова. Испытав прикосновение Бога и славу Его, он не мог перенести того, что его народ столь низок. Он не мог этого понять, и счел, что они не заслуживают никакого слова Божия. Моисей, говорят, славился своим крутым нравом, поэтому, возможно, все так и было.
Д.: Почему же люди сотворили истукан Баала?
С.: После сорока лет скитания по пустыне, когда у них вдруг появилось время посидеть и поделать то, что им было угодно, они немного рехнулись. С ними оставался Аарон. Но Аарон не такой волевой, как его брат, он был более податлив.