Упоминание ромов удивило меня, так как я знала, что так называют себя современные цыгане.

С.: Они скитальцы. Говорят, что это два потерянных племени Израиля. Насколько это правда, я не знаю.

Д.: А на каком языке разговаривают римляне?

С: На вульгарной латыни. Некоторые на греческом. Есть много говоров и в арамейском языке. Какую маленькую область ни возьми, везде свой диалект. Везде выражаются по-своему. Мой говор, я думаю, просто галилейский. (Произнесено быстро: «галилеянский».)

Садди мог понять другие диалекты, но временами это было нелегко. Эти различия влияли также и на чтение на арамейском языке.

С.: Существует так много способов произношения, и способы написания тоже отличаются. Если только тебе это не знакомо очень хорошо, ты можешь вычитать в написанном такое, чего там совершенно нет.

Понимаешь, это выглядит так: какое-то слово обозначает для меня одно, а для тебя, может быть, совершенно другое. Это зависит от того, как оно расположено в документе. И еще, когда слово произносится, то важно, как при этом звучит голос. Оно может означать много чего. Есть слова с пятью, шестью, семью значениями. Эти значения различаются.

Это согласуется со сказанным во время другого сеанса, когда Садди утверждал, что слова составляются из звуков, а не из букв. Если звуки передаются символами, я рассматриваю такую систему как род стенографии. Если существуют различные диалекты, то слова звучат по-разному, в зависимости от того, кто их произносит. Пишущий человек в этом случае применял бы символы в соответствии с тем, как он произносит звуки.

Я спросила об этом одного иранца, и он подтвердил, что в их языке одно и то же слово может иметь множество совершенно различных значений.

Например, одно и то же слово означает льва, водопроводный кран и молоко — абсолютно различные понятия.

Я поинтересовалась, как они узнают правильное значение слова. Он ответил, что это зависит от предложения, в котором слово употребляется. Если принять во внимание все это, а также тот факт, что знаки препинания появились только в XV веке, становится ясно, каким кошмаром мог обернуться перевод с этих языков.

Д.: Значит, если бы кому-то пришлось читать один из ваших свитков, он мог бы увидеть в нем какой-то совсем иной смысл?

С: Да, очень даже возможно отыскать там совсем не то, что имелось в виду.

Даже если символы были по сути одни и те же, читатель мог воспринять текст совершенно иначе, если не знал, на каком диалекте он написан. Я спросила, как вообще кто-то мог узнать, что на самом деле имел в виду писатель.

С: Нужно воспринимать текст как целое и найти способ сочетать понятия. Если слово не имеет никакого смысла и как бы выпадает, тогда придется поискать для него другое значение.

Этим объясняется, почему некоторые известные нам библейские истории отличаются от оригинала. Если бы кто-то вставил другое слово в какой-то из многочисленных переводов, которые делались на протяжении всей истории, нелегко было бы понять, как предполагали читать эту историю изначально.

Д.: Некоторые из ваших свитков содержат тексты на еврейском языке?

С: Да, в них есть написанное на всех языках земли.

Д.: В еврейских текстах тоже делают ошибки?

С: Да, это почти так же легко, как и в арамейских. Слова имеют много значений.

У евреев буквенное письмо, но они не проставляют гласных, только согласные, поэтому прочтение одного слова по-разному во многих случаях более чем возможно.

Все это создавало немалые трудности для переписчиков. Если они допускали одну ошибку, они могли, даже просто по незнанию, изменить всю историю.

С: Да, по незнанию или от страха. Я не ученый. Я не знаю, почему люди поступают так, а не иначе.

С оглядкой на эту информацию я предложу версии библейских повествований из свитков и Торы, рассказанные Садди.

Они во многом отличаются от известных нам текстов Библии. Необходимо помнить, что он узнал их от своих учителей, поэтому для него это истина, — так, как он понимал ее. Но кто знает: ведь он ближе по времени к оригиналам этих рассказов. Примите их как пищу для размышлений.

Д.: У нас сейчас есть книга, куда входят некоторые из ваших поучений, но предполагают, что она была написана многими разными людьми. Их именами названы разные части этой книги. Одна из них называется Книга Исайи.

С: Да, есть такой пророк Исайя. Ты говоришь «книга» — так это не книга, это часть Торы. В ней говорится о пророке Исайе. А еще есть про Иезекииля и Девору, про Вениамина, про Моисея и Руфь, и много-много других историй.

Девора — это одна библейская героиня, о которой я не знала. Это часть, которая рассказывает о судьях Израильских. Она была одной из таких. Она была одной из законодателей. Для израильтян поставить женщину над собой — что-то необычное. И многие из них не смогли смириться с тем, что ими правит женщина. Она была очень мудрой. Ее история не входит в Тору, она записана в некоторых свитках.

В Библии Девора едва упоминается в 4-й и 5-й главах «Книги Судей».

Я спросила Садди, слышал ли он когда-нибудь о части, озаглавленной «Бытие», но такого названия он не знал. Когда я объяснила, что в ней рассказывается о том, как был создан мир, он сказал: «Ты имеешь в виду Основание? Это называется «В начале». Он также не узнал названия «Исход», но в Кумране была повесть о Моисее, она была очень важна для ессеев. Я не знаю, что представляет собою Тора в современном иудаизме, но я спросила Садди, из каких частей она состояла в его время.

С: Тора, она состоит из законов и речений пророков. И все больше начиная со времен Авраама. Мало что написано о том, что было до того. Истории — это в писаниях, а не в Торе. Она начинается с момента сотворения мира, рассказывает про Авраама, вождя народа(Израильского), и так далее.

Д.: Тора кончается историями о Моисее?

С: Нет, она кончается речениями пророков. Некоторые пророки есть в Торе, а некоторые — только в иных свитках. Это, скажу тебе, труд — свести их вместе. Я стараюсь сложить все пророчества так, чтобы они подходили друг к другу.

Д.: Какой пророк последний по счету в Торе?

С: Дай подумаю. Кажется, Захария.

Я высказала мысль, что было бы проще, если бы все истории были записаны на одном свитке. Ответ Садди вызвал смех у слушавших.

С: Если б их все записать на одном свитке, он оказался бы великоват. Просто неподъемный.

Мы столкнулись со способностью Садди рассказывать истории совершенно случайно. Мне никогда не приходило в голову спросить о чем-то подобном. Приведенные ниже рассказы изначально были рассыпаны среди расшифровок фонограмм и выбирались оттуда от случая к случаю в течение более трех месяцев. В этом разделе я собрала их все таким образом, чтобы их можно было читать вне контекста беседы. Известно, что наша Библия претерпела множество изменений на протяжении долгих лет, поэтому в рассказах Садди, возможно, куда больше точности, чем мы хотели бы признать. По крайней мере, прочтите их непредвзято.

Содом и Гоморра

Я расспрашивала Садди о Мертвом море, или «Море смерти», как он его называл. Кумранская община располагалась на утесах возле кромки этого водного массива. Все, что я о нем слышала, — это то, что оно очень соленое и непригодно для жизни. Эта его особенность никогда не имела удовлетворительного объяснения. Помня об этом, я спросила, было ли в Мертвом море что-нибудь необычное. Ответ был для меня неожиданным.

С: Да, иногда оно пахнет дегтем, смолой или асфальтом. Говорят, к югу от него есть асфальтовые озера, и они являются частью моря. Еще в Море смерти ничего не растет. По берегам встречаются только редкие растения.

Д.: И поэтому вы называете его Морем смерти?

С: Оно так называется, потому что на этом побережье были разрушены Гоморра и Содомон. А море должно напоминать нам об этом.

Я бросила взгляд на Харриет и увидела, что она удивлена так же, как и я. Это было слишком неожиданно. Мы знали эту библейскую историю, но представления не имели, что два нечестивых города были связаны с Мертвым морем. Обратите внимание на обратный порядок упоминания их названий и отличающееся произношение «Содомон» вместо «Содом». Совершенно очевидно, что ни то, ни другое не явилось телепатически из глубин наших умов.

Д.: Да ну? А мы всегда думали, что море так называется, потому что там ничего не может расти.

С. (перебивает): Вот поэтому здесь ничего и не растет.

Д.: Как же были разрушены эти города?

«Излучением», — небрежно ответил Садди. И опять его ответ застиг меня врасплох, и я спросила, не может ли он нам рассказать, что там случилось.

С: Говорят, они навлекли на себя гнев Яхве, так как сошли с пути истинного. А когда их много, много раз предупреждали, чтобы они вернулись на путь праведности, они смеялись. И говорят, что в одном из этих городов был Лот, и его посетили две великие сущности, которые велели ему взять его семейство и уйти, и тогда они будут в безопасности. И он был сокрушен, я хочу сказать, — это же был его город, в конце концов, и пусть даже он был так плох, в нем жили близкие ему люди. Но Лоту было сказано, что те недостойны спастись, а ему надлежит пуститься в путь и все начать сначала. И вот взял он двух своих дочерей и жену свою, и они пошли. Говорят, что жена его обернулась и посмотрела на город, а посмотрев, умерла от того, что увидела, оттого, что своими глазами убедилась, каковы разрушения.

Я припомнила хорошо известный рассказ о превращении жены Лота в соляной столп, но Садди сказал, что ничего странного в ее смерти не было, кроме того, что она оглянулась и увидела разрушения. Я спросила, есть ли у него какое-то объяснение этим разрушениям.

С: Там, где стояли эти города, есть ямы, заполненные асфальтом и угольной смолой, а была страшная жара. Стрелы молний ударили с небес, и когда они попали в эти ямы, они причинили разрушения, которые царили повсюду. (Или, может быть, он сказал «парили»? Интересное различие в смыслах.) И это привело к... взрыву. И эти города, они обрушились почти сразу, сами, и погружались все глубже, пока ничего от них не осталось.

Д.: Значит, ты думаешь, что все это вызвал Яхве?

С: Да, это было Его решение.

Это было то, что надлежало немедленно проверить. Садди разжег мое любопытство. Я не считала, что ессейской истории что-то угрожает, если я поищу информацию о Содоме и Гоморре. Кое-что из самых надежных сведений было в моей энциклопедии. Нам пришлось вспомнить, что мы не удосужились покопаться в ней раньше, ведь мы никогда не думали, что существует какая-то связь.

Археологические и библейские свидетельства подтверждают локализацию пяти городов равнины (Содом и Гоморра были двумя из них) в долине Сиддим. Эта когда-то плодородная равнина была расположена при устье реки Иордан, там, где она поворачивает к югу и впадает в Мертвое море. В древности пришедшие в эти места захватчики обнаружили, что долина изобилует асфальтовыми колодцами, или, по выражению древних, «асфальтовыми ключами».

Древние и современные авторы свидетельствуют о наличии асфальта, или, как это вещество называлось по-гречески или по-латыни, битума, вокруг Мертвого моря, особенно у южной его оконечности. В древние времена оно называлось Соленым морем или Асфальтовым озером. У юго-западной его оконечности виднеется невысокая гора, частично состоящая из сплошной, чистой кристаллической соли. Эту гору современные арабы называют Джебель-Усдум, гора Содома.

Недавние геологические изыскания показали здесь наличие нефти, так же как и выходов асфальта на поверхность.

Геологи также допускают присутствие урана, но полагают, что было бы слишком сложно его добывать. Древние авторы упоминали о скверных запахах и испарениях, распространявшихся от Мертвого моря. Испарения эти были столь интенсивны, что из-за них металл терял свой блеск. Современные же геологи утверждают, что это происходит из-за природного газа, о котором не знали люди древности.

Они утверждают, что разрушение Содома и Гоморры можно объяснить тем, что газ и пары нефти загорелись от удара молнии, или тем, что землетрясение разрушило печи в домах и их огонь вызвал взрыв. В Библии говорится, что Авраам увидел поднимающийся с равнины дым, который шел вверх, «как дым из печи»: описание, применимое к горящей нефти и газу. Пожалуй, оно подходит и к атомному взрыву.

Поверхность Мертвого моря, расположенная на глубине 394 метра ниже уровня моря, является самым низким местом на Земле. Далее, максимальная глубина моря составляет 400 метров, а вода в нем в шесть раз солоней, чем обычная морская вода, что делает Мертвое море еще и самым соленым на свете. Это уникальный геологический феномен. Ни одно другое место земного шара, не находящееся под водой, не располагается ниже уровня моря более чем на 90 метров. В воде Мертвого моря невозможна абсолютно никакая жизнь*.

Вернер Келлер в своей книге «Библия как история»** утверждает, что исследования в этом районе показали нечто необычное. Хотя основной массив Мертвого моря отличается невероятной глубиной, его южная оконечность довольно мелкая, не более 15-18 метров. Когда солнце светит в определенном направлении, под водой можно разглядеть очертания деревьев. Лес сохранился благодаря высокой концентрации солей в воде.Это говорит о том, что до разрушения Содома и Гоморры эта местность представляла собой плодородную равнину, покрытую пышной растительностью. Считается, что именно здесь ушли под воду эти города, и этим объясняется здешнее мелководье.

* Здесь автор не совсем права, ибо некоторое время назад в Мертвом море обнаружен некий уникальный штамм бактерий, способных выживать даже в столь неблагоприятных условиях. — Прим. ред.

** Werner Keller, The Bible as History. — Прим. перев.

Воздух пропитан солью, и все вокруг, включая и людей, быстро покрывается соленой коркой. Возможно, этим объясняется рассказ о превращении жены Лота в соляной столп. В момент взрыва в воздух должно было взлететь огромное количество соли из соляной горы, расположенной неподалеку от городов.

Я, пожалуй, рискну высказать мои собственные соображения, касающиеся того, что там произошло. Для того чтобы города затонули, а вся округа оказалась безжизненной и заброшенной, должен был произойти, как я считаю, естественный атомный взрыв. Не это ли также является причиной неслыханной глубины моря?

Такое возможно при наличии урана, а также других высоколетучих химических веществ в данной зоне. Интересно отметить, что, как утверждает писатель Эрих фон Деникен, в этом месте счетчик Гейгера никогда не показывал какой-либо избыточной радиоактивности.

Но этим не объяснить появление двух сущностей, которые пришли предупредить Лота и его семейство. Если взрыв был природным феноменом, то как они узнали о нем заранее? Было выдвинуто предположение, что взрыв был вызван не ударом молнии, а нагреванием, которое производилось лучами лазера с инопланетного космического корабля. Человек непредвзятый может многое увидеть иначе, чем ортодокс.

Нам открылась новая область изучения истории той эпохи. Возможно, Садди мог бы рассказать еще что-то и дать нам новую пищу для размышлений.

Даниил

Когда я попросила Садди рассказать о пещи огненной, он сказал, что не знает такой истории. Тогда я спросила его, знает ли он историю о ком-то, кого бросили в ров со львами.

С: Ты говоришь о Данииле. Повесть о нем есть в свитках. Он был мудрец и пророк. Некоторые люди боялись, что он будет влиять на их царя. Он ведь был еврей и не веровал так, как они, вот они его и бросили львам. И вот, когда он вышел оттуда живым, они исполнились страха, ибо поняли, что его Бог — это истинный Бог. Говорят, что это ангел пришел и затворил пасти львам. Но я склонен думать, что Даниил сам разговаривал со львами.

Наши рекомендации