Третье правило. (Нет разницы, кому помимо Аллаха поклоняется человек, положение их одинаково они совершают многобожие).
Сказал автор книги, да помилует его Аллах:
«Воистину, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, появился среди людей, различных в своем поклонении. Среди них были поклоняющиеся солнцу и луне, среди них были поклоняющиеся ангелам, среди них были поклоняющиеся пророкам и праведникам, и поклоняющиеся камням и деревьям.
И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с ними со всеми и не делал между ними различий. На это указывает высказывание Всевышнего: "И сражайтесь с ними, чтобы исчезла смута, и религия была посвящена Аллаху целиком" (Добыча 39).
Доводом на наличие многобожников, поклонявшихся солнцу и луне, являются слова Всевышнего: «Из его знамений — день и ночь, солнце и луна. Не падайте ниц пред солнцем и луной, а падайте ниц пред Аллахом, который сотворил их, если вы поклоняетесь Ему!» (Разъяснены 37).
Доводом на наличие многобожников, поклонявшихся ангелам, являются слова Всевышнего: "Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами" (Семейство Имрана 80).
Доводом на наличие многобожников, поклонявшихся пророкам, являются слова Всевышнего: "Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное" (Трапеза 116).
Доводом на наличие многобожников, которые поклонялись праведникам, является высказывание Всевышнего: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него»(Перенес Ночью 57).
Доводом на наличие многобожников, которые поклонялись деревьям и камням, является высказывание Всевышнего: "Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу,и еще третью – Манат?"(Звезда 19-20).
И хадис, переданный от Абу Вакида ал-Лейси, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мы отправились в Хунейн, в то время мы были еще новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у многобожников было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, и подвешивали на нем свое оружие, которое называлось «Зат Анват» (имеющее подвески). И когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам «Зат Анват» — такой же, как и у них...»».
Комментарий (шарх) шейха Аль-Барака:
Из того, что обязательно знать, это то, что когда был послан пророк, да благослови его Аллах и приветствует, для призыва созданий (людей и джиннов) к поклонению одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей, он нашел людей разнообразных в своем поклонении и в придавании Аллаху сотоварищей, и у каждого были свои божества. Сказал Всевышний: "Не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет"(Румы 31-32).
И из них были те, кто поклонялись солнцу и луне, и из низ те, кто поклонялись ангелам, и из них те, кто поклонялись пророкам и праведникам, а также деревьям и камням, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вынес всем им такфир ( обвинение в неверии) и сражался со всеми, не делая между ними различий.
И не скажем мы: "Это поклонение ангелам, а у ангелов достоинства и превосходство". Нет, напротив, каждый, кто поклоняется помимо Аллаха другим - он многобожник, неверующий, и поклонение - это право исключительно Аллаха, и недопустимо направить его иным, помимо Него, ни приближенным ангелам, ни посланным пророкам. Сказал Аллах: "И сражайтесь с ними, чтобы исчезла смута" (Добыча 39). То есть пока не исчезнет многобожие. И приказал Аллах сражение со всеми неверующими, не делая различий между ними.
Затем упомянул шейх аяты, которые указывают на присутствие поклонения этим перечисленным вещам (многобожие), и сказал: "Довод на наличие многобожников, поклонявшихся солнцу и луне"- то есть довод на то, что некоторые люди поклонялись солнцу и луне слова Всевышнего: "Из его знамений — день и ночь, солнце и луна. Не падайте ниц пред солнцем и луной, а падайте ниц пред Аллахом, который сотворил их"(Разъяснены 37). И запретил Аллах поклоняться солнцу и луне, и приказал поклоняться Аллаху, который создал их. И Он, Всевышний, Тот Кто заслуживает поклонения, так как он Тот, Кто создал их (солнце и луну). И сказал удод об особенности Балькис (из истории пророка Сулеймана, мир ему, и удода): "Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха". (Муравьи 24).
И доводом на то, что некоторые люди поклоняются ангелам и пророкам являются слова Всевышнего: "Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?" (Семейство Имрана 80). И это довод на то, что из числа многобожников есть те, кто поклоняется ангелам, и есть те, кто поклоняется пророкам.
И довод на то, что из людей есть те, кто поклоняется некоторым пророкам и праведникам, являются слова Всевышнего: "Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу". (Трапеза 116-117), и этом аяте довод на многобожие посредством пророков (то есть придавание пророков в сотоварищи Аллаху), и Иса, мир ему, пророк. И в аяте также доводы на то, что есть многобожие посредством праведников (придавая их в сотоварищи Аллаху) и мать Исы Марьям - из числа праведниц.
И доводом на то, что из людей есть те, кто поклоняются праведникам, также являются слова Всевышнего: "Скажи: "Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого. Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу". (Перенес Ночью 56-57), и те, которым поклоняются (праведники в данном случае) и к которым взывают помимо Аллаха - они сами взывают к Господу своему, и сами ищут пути приближения к Нему, надеются на Его милость, и боятся мучений от Него, то, как в таком случае можно поклоняться им помимо Аллаха?!
И было сказано что этот аят был ниспослан о людях, которые поклонялись ангелам, Узейру и Исе (мир им), и было сказано (другое мнение) что была группы арабов, поклонявшихся группе джиннов. Эти джинны обратились в Ислам, а поклонявшиеся им люди даже не подозревали об этом.
И доводом на то, что из людей есть те, кто поклоняются дереву и камню, являются слова Всевышнего: "Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу,и еще третью – Манат?" (Звезда 19-20).
Аль-Узза: дерево, и также сказано, что это три акации в пальмовой долине.
Манат: идол, который возвеличивали племена аль-Хазрадж и аль-Аус.
Аль-Лят: большой, выгравированный белый камень в Таифе, на котором был дом с ограждением, и у которого были служители. И передается, что аль-Лят был мужчиной, который готовил ячменную кашу для паломников, и когда он умер, они начали чрезмерствовать на его могиле.
Доводом из сунны на то, что поклоняются камням, является хадис Абу Вакида ал-Лейси, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, мы отправились в Хунейн" то есть, когда мы вышли с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Хунейн для сражения с племенем Хавазин, сказал (Абу Вакид): "В то время мы были еще новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия" (то есть то время, когда они отказались от неверия было совсем близко - они были тогда новообращенными мусульманами, так как они были из тех, кто принял ислам после открытия Мекки). Дальше сказал:"У многобожников было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, и подвешивали на нем свое оружие, и которое называлось «Зат Анват» (имеющее подвески). И когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам «Зат Анват»" (то есть сделай нам дерево, чтобы мы подвешивали на него свое оружие, и чтобы мы получали баракат посредством него). И это было по причине их невежества и по причине того, что прошло мало времени от отказа от неверия, и не избавились они полностью от его основ, и поэтому пророк ответил им, грубо сказав: "Клянусь тем, в чьей руке моя душа! Вы сказали слово подобное слову иудеев, сказанному ими Мусе: "Сделай нам божество, такое же, как у них"(Преграды 138). Несомненно, что вы последуете пути прежних", чтобы предостеречь их от этого, и дать им знать, что это является многобожием.