Особенности использования функций религии в формировании религиозного мировоззрения
Р. Т. ЯРОВИКОВА, канд. филос. наук
Атеистическое воспитание — одно из важнейших направлений идейно-воспитательной работы. Но успешное его проведение невозможно без правильного понимания функций религиозного мировоззрения, их места и роли в поведении верующих, в воспитании у них религиозных чувств и представлений. Эта проблема представляется нам малоисследованной, в то время как она приобретает сейчас особую зна-
чимость на фоне активизации деятельности русской православной церкви в связи с церковным юбилеем тысячелетия распространения христианства на Руси. Богословско-церковные круги Московской патриархии пытаются использовать эту дату для прославления русского православия и создания ему репутации социально прогрессивной силы, стимулятора духовного прогресса общества1. Нейтрализовать эту деятельность можно, только выяснив сущность и содержание основных функций религиозного мировоззрения, выступающего формой общественного сознания. Именно этот факт и позволяет дать правильный, научный анализ поставленной проблемы, будучи использованным как методологическая основа исследования.
Начать целесообразно с общей оценки функции религии, Не все ее функции имеют равное значение, но все в той или иной степени направлены на выполнение основного социального заказа религиозного мировоззрения — способствовать изоляции верующих от реальной жизни общества. Основными функциями религии являются иллюзорно-компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная. Прежде всего выделим мировоззренческую функцию, что позволит более предметно выявить классовую направленность всех остальных функций религии.
Мировоззренческая функция характеризует основную направленность религии на формирование иллюзорных представлений о реальном мире и о самом человеке. Именно через эту функцию проводятся основные идеи религии, связанные с закреплением представлений о могуществе бога, существовании инобытия, «способного» компенсировать все потери человека в этом мире, и др.
Проведение идей, связанных с успокоением верующего, утверждением его веры в лучшую жизнь, непосредственно определяется иллюзорно-компенсаторной функцией. Иллюзорно-компенсаторная функция религиозного мировоззрения направлена на иллюзорное восполнение практического бессилия людей, их неспособности сознательно управлять своими общественными отношениями 2. При этом гипертрофируется психика человека, акцентируется внимание на роли бессознательного. Все это определяется тем, что богословы своим основным объектом воздействия выбрали не
1 См.:Гордиенко Н. С. Н. М. Никольский и его «История русской церкви» // Никольский Н. М. История русской церкви. М., 1985. С. 20.
2 См.;Общественное сознание и его формы. М., 1986. С. 268.
разум человека, а его чувства. Регулятивная функция, выполняя подчиненную роль по отношению к мировоззренческой и иллюзорно-компенсаторной функциям, имеет непосредственное отношение к наблюдению за исполнением социальных и моральных доктрин религиозного мировоззрения.
Эта общая характеристика и пути реализации наиболее важных функций религии могут быть более детально показаны на примере использования основного понятия религиозного мировоззрения — понятия бога — в процессе установления этого мировоззрения. Бог, как известно, обозначается тем идеалом, к которому должен стремиться верующий. Но фактически религия оказывается не столько отношением человека к богу (богам), сколько отношением людей друг к другу по поводу их представлений о боге 3. Тогда действительным субъектом религиозного познания, деятельности становится не бог, а те социальные силы, которые через религию проводят свою политику. Бог же в таком случае становится достаточно удобным средством проведения в жизнь соответствующей политики. Поэтому в различных теологических учениях, религиозных положениях закрепляется право понятия «бог» на особую фундаментальность. Оно приобретает статус «главного онтологического принципа, исходного постулата» теологии 4. Отсюда вполне объяснимым становится факт «универсального присутствия» понятия бога в любой теологической проблематике.
Фундаментальность понятия бога дает возможность расширить его функциональную значимость. Для уточнения отметим, что функциональное богатство понятия бога уже утверждено в различных теологических учениях. И здесь предлагается только их отразить, показать конкретную методику использования в теологических учениях и непосредственно в процессе воспитания религиозного мировоззрения.
Само понятие «бог» в теологических учениях может быть определено как основной онтологический принцип, исходный постулат теологии 5. И это действительно так. Но отсюда появляется возможность конкретизировать отмеченный принцип на основе указанных нами функций религиозного мировоззрения, и прежде всего методологической и мировоз-
3 См.:Токарев С. А. О религии как социальном явлении // Сов. этнография. 1979. № 3. С. 96.
4 См.:Юлина Н. С. Теология и философия в религиозной мысли США XX века. М., 1986. С. 7.
5 Там же.
зренческой функций, которые могут быть представлены в данном случае в качестве принципов понятия бога. Так, например, зафиксировав использование понятия бога в теологических учениях и процессе формирования религиозного мировоззрения как средства, с помощью которого между верующими создаются достаточно специализированные отношения, целесообразно утвердить за ним и значимость основного методологического принципа. Тем самым выделение" этого статуса понятия бога ведет к конкретизации методов» с помощью которых формируются предполагаемые отношения между верующими.
Но установки религиозного мировоззрения строятся таким образом, чтобы еще внушить людям веру в существование бога. А это не столь легкая задача, особенно на современном этапе научно-технического прогресса. Поэтому сама социальная задача: заставить поверить в существование несуществующего — подводит к необходимости тщательной разработки инструментария, который имеет методологический статус и с помощью которого создается возможность утвердить эту веру. Его основной целью можно считать выработку основных направлений и методов внедрения идеи бога в сознание людей.
Определяя возможности теологии в формировании религиозного мировоззрения, следует также исходить из понимания того факта, что функции ее реализуются не путем «переливания» философского знания в религиозное мировоззрение" а его перестройкой соответственно природе последнего 6. Но при этом надо иметь в виду, что любая перестройка философского знания определяется таким образом, чтобы не нарушалась основная направленность религиозного мировоззрения, связанная с выработкой стереотипов мышления и поведения верующих, обеспечивающих адаптацию верующего к реальному миру, не соответствующему его мировоззрению. Конкретно возможности понятия бога как мировоззренческого принципа определяются через анализ понятий познания, самосознания и целеполагания.
Кроме того, при исследовании этого вопроса необходимо принимать во внимание особенности в развитии самой религии. Например, нельзя не учитывать факт существования разных религий, которые к тому же функционируют в странах с различными социальными системами. Так, в социалистических странах религия потеряла свое былое могущество, в странах же развитого капитализма религия в
8 См.:Критика философской апологии религии. Киев, 1986. С. 16.
основном пребывает в состоянии кризиса. Особую группу представляют развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, где религия пока имеет большие резервы влияния и на сознание людей, и на образ их жизни.
Религиозное мировоззрение утверждает значимость трех видов знания: знание бога, знание от бога и знание с богом. Поэтому не познание мира, не познание реальных условий бытия, не познание истинного назначения человека интересуют богословов и внушаются как необходимость верующему, а только идеи богопознания. В соответствии с выделенными видами знаний создается типология знающих бога, где первая группа представляет «знающих бога», вторая — «знающих заповедь божию», третья —«знающих заповедь божию, которые в то же время знают бога»7.
Такой рисуется общая перспектива возможностей познания верующим, а следовательно, перспектива решения центральной мировоззренческой проблемы «человек — мир человека» в системе религиозного мировоззрения. Подобное же характерно для построения религиозной картины мира. Известно, что в понимании роли картины мира в религии не было единства. Первоначально богословы вообще отрицали возможность построения религиозной картины мира. Считалось, что религия содержит мировоззрение, а картину мира строит наука. Но позже эта точка зрения богословами была изменена и признана возможность создания религиозной картины мира. Последняя отличалась от тех картин мира, которые строились в философско-идеалистических учениях: религиозная картина мира была построена из чувственных образов, в то время как философская оперировала абстрактными понятиями 8.
Представления о религиозной картине мира подвергались и позже разного рода уточнениям, но они касались лишь отдельных ее сторон, частных аспектов, сущность же оставалась одной и той же. В общем виде религиозная картина мира, являясь компонентом религиозного мировоззрения, создает возможность выявить назначение теологии и религиозного воспитания. По мнению создателей этой картины, назначение теологии не только в отражении, но и в формировании культуры своего времени. Религиозная картина мира, как они считают, просеивает сквозь сито веры нехристианские компоненты культурных институтов и создает перспек
7 См.:Роузентал Ф. Торжество знания. М., 1978. С. 179—180.
8 См.:Крывелев И. А. Религиозная картина мира и ее богословская модернизация. М., 1968. С. 3—5.
тиву будущего в том виде, который оказывается совместимым с верой 9.
При религиозном мировоззрении человек не получает адекватного представления ни о познании, ни о себе. Столь же искаженные представления формируются у верующих об окружающих их людях. В этом основная цель господствующего класса в классово-антагонистическом обществе, который заинтересован не только в изоляции человека от реальной жизни, но и в разобщении верующих. В достижении этой цели религия оказывается незаменимым средством. В контексте формирования религиозного мировоззрения происходит формирование самосознания верующего. Оно в большей степени напоминает отрывочные сведения о религии и тех впечатлениях о реальной жизни, которые могут сформироваться у верующего при том раздвоении мира на реальное и сверхъестественное, что определяется религиозными установками. И поскольку решающее воздействие на человека оказывает при этом религия, то именно она приобретает характеристики «самосознания и самочувствования человека»10.
Зная, какое понимание складывается у верующих о боге, можно определить характер осознания верующим своих возможностей, интересов, идеалов и мотивов поведения. Поскольку бога как такового нет, то информация, которая исходит от разного рода служителей религии, интерпретируется верующим в соответствии с его уровнем развития, жизненным опытом и т. д. Важно учитывать при этом тот факт, что есть убежденные верующие, включая фанатиков, колеблющиеся, индифферентные. Они по-разному оценивают и роль бога, и свою роль в жизни. И в связистом, что «осознание» бога по существу сводится к самосознанию человека, а познание бога — к самопознанию человека, создается возможность судить по богу и о боге по человеку. Они оказываются тождественными друг другу 11.
Таким образом, бог в конечном счете оказывается таким, каким его представляет человек. Бог определяется как высшее существо, но существо, наделенное достоинствами того характера, которых нет у человека, к которым он стремится. В связи с совпадением субъекта и объекта религиозного видения мира происходит также отождествление религиоз-
9 См.:Rupp D. Beyond existentialism and zen-religion in Pleura-listic world. N. Y., 1979. P. 73.
10Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 414.
11 См.:Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972» С. 149.
ного сознания и самосознания. Самосознание взаимосвязано с процессом самопознания, а так как самопознание у верующего искажено в своей основе, то и весь процесс самосознания оказывается таким же заблуждением.
Если по характеристикам познания и самосознания можно в общем виде представить те условия, в которых появляется потребность в тех или иных методах целенаправления сознания и поведения верующих, то целеполагание выступает реальным контекстом их использования, так как именно здесь определяются основные цели верующих или, например, тех, кто относится к «доверенным лицам», служителям бога, а также и средства, с помощью которых возможна реализация поставленных целей. При этом цели верующих и тех, кто относится к «доверенным людям бога», так же как и средства, методы, с помощью которых реализуются целевые установки этих двух уровней, между собой несопоставимы. Это разные цели и разные средства реализации. Но суть в том, что для верующих ставят цели и определяют средства «доверенные люди бога», последние же оформляют их под воздействием экономически и политически господствующего класса, на службе которого они находятся.
На основании изложенного можно сделать вывод, что вся система формирования религиозного мировоззрения строится с обязательным выделением роли бога. Те функции, которые возложены на это понятие, можно представить в совокупности трех принципов: онтологического, мировоззренческого и методологического. Если онтологический принцип связан с утверждением существования бога как особой реальности, если мировоззренческий принцип определяет необходимость учета бога в построении картины миря и определении роли и места человека в этом мире и инобытии, то методологический принцип определяет само построение и использование религиозной картины мира, религиозного мировоззрения.
В связи с основной направленностью религиозного мировоззрения не на разум людей, а на их чувства при отборе методов формирования религиозного мировоззрения основное внимание обращается на возможность эмоционального воздействия. Отсюда широкое использование их эмоционально окрашенных компонентов. В связи с этим же важное значение придается созданию атмосферы особой таинственности в процедурах оперирования теми или иными методами. Особенно большие возможности в формировании религиозного мировоззрения имеются при проведении моления,
т. е. при процедурах «общения» с богом. Уделяется также большое внимание различной символике, образам. В ситуациях «общения» с богом широко используется метод откровения. Все это делается для того, чтобы информация, которую стремятся донести до верующих служители культа, усваивалась наиболее эффективно, не требуя особенно больших интеллектуальных затрат на обдумывание, осмысление предлагаемого.
Теология при этом активно использует то, что имеется в идеалистической философии. Особенно активно ею используются учения и методы, построенные на анализе психической деятельности человека, и в частности психоанализ, разработанный 3. Фрейдом. Данный психоаналитический метод вызвал большой интерес у современных теологов прежде всего возможностью использовать его в религиозных концепциях. Это по существу своему «наукообразное обоснование религиозного иррационализма и пессимизма»12.
Если попытаться представить в общем виде ситуации обращения к научным методам или методам, находящим использование в философско-идеалистических учениях, то может быть построена следующая картина. Прежде всего, выделяются те методы, которые легко приспосабливаются к теологическим концепциям благодаря их противоречивому характеру, общности проблем и т. д.
Далее, могут активно использоваться отдельные методы, которые удачно вписываются в теологические и религиозные концепции. При этом обращается внимание на отдельные характеристики метода, а именно те, которые позволяют использовать его при решении тех или иных задач теологического анализа.
Выявляя же общий подход к использованию научного аппарата, целесообразно обратить внимание на следующие ситуации, активно применяемые в теологии и непосредственно в процессе формирования религиозного мировоззрения. Первая ситуация — это та, которая строится «на доказательствах» якобы полной неприемлемости научного аппарата для решения задач отмеченного характера. Но в то же время исподволь какие-то отдельные компоненты научных методов теологами используются. Вторая ситуация — та, которая строится на признании «единства» теологии с наукой и философией. Но при этом проводятся идеи о том, что многие методы, в частности наблюдение, сравнение, аналогия, моделирование, первоначально появились в религии и теоло-
12 См.:Попова М. А. Фрейдизм и религия. М., 1985. С. 199.
гии и только затем стали использоваться в науке. Третья ситуация определяет возможность использования научного аппарата и отдельных компонентов научного знания после соответствующего переосмысления их средствами теологии. Для этой цели даже разрабатываются специальные методы.
Но в любом случае, выступая за утверждение религиозного мировоззрения, религиозного способа постижения мира, когда основополагающим принципом становится бог, теологи всячески пытаются принизить роль научного отражения мира и определения роли человека в этом мире.
Противоположность целей и задач научного и религиозного мировоззрения отражается и непосредственно на природе методов, которые используются в науке и теологии. Абсолютная несовместимость мировоззренческих оснований методов науки и теологии проявляется, например, в том, что с помощью научной рефлексии, а также и философской, которая выступает ее высшим проявлением, метод подвергается осмыслению в широком контексте не только гносеологических, но и социальных проблем. В то же время в теологии выяснение подобных оснований методов ограничивается догмами религиозной веры, интуицией, озарением. То, что теологи часто претендуют на использование научных методов, также не меняет природы методов. Они настолько сильно подвергаются модификациям в соответствии с религиозными установками, что научными называть их уже нельзя.
Все отмеченное может в достаточной степени охарактеризовать основную направленность религиозного мировоззрения и специфику методов, находящих применение в теологии и непосредственном процессе формирования данного типа мировоззрения. Поэтому можно, уже исходя из предложенного материала, сделать вывод о своевременности актуализации атеистического воспитания на современном этапе научно-технического и социального прогресса. Необходимо широко использовать средства идейного воздействия с целью самого широкого распространения научно-атеистического миропонимания.