Проблемы и ошибки при воцерковлении.
Организация катехизической деятельности невозможна без критической оценки пройденного пути восстановления церковной жизни в нашей стране. После раскрытия содержания катехизации важно остановиться на тех моментах церковной жизни, которые препятствуют полноценному воцерковлению. Обратимся к материалам молодежной конференции 2005 года "Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения".
а) Подмена благовествования о Христе и спасении внешней церковностью.
Предпосылкой к этому является мысль о том, что можно привести человека к Богу через обряд. Однако в действительности предпочтителен другой путь: от Христа и Евангелия - к церковному обряду, который только в этом случае осмысливается и наполняется реальным жизненным содержанием.
Вхождение человека в Церковь для нас должно начинаться не с подчинения авторитету Церкви, а с любви и доверия к ней. Подчинение церковному разуму есть выражение нашего срастания с Церковью, а не условие его. Дело не в "авторитете" Церкви, а в ее правде, в ее свете и благодати, и если сердце почует это в Церкви, она становится и "авторитетом" для него, но не обратно! Если могут быть случаи, когда через сознание, через подчинение авторитету Церкви начинается освящение души, то это, конечно, связано не с действием этого внешнего подчинения авторитету на душу, а с благодатным действием самой Церкви, дыхание которой освящает душу и там, где имеет место неправильный подход к Церкви.
б) Создание в массовом сознании образа Церкви, не соответствующего ее сущности и значению.
Церковь имеет непреложное и определяющее значение в нашей жизни именно потому, что она Христова, а не потому, что она традиционна для России.
Подмены живого Христа обрядом и Церкви, как Тела Христова, национализмом являются одной из причин, по которой у людей имеет значительный успех неопротестантизм. Патриотизм и обряд - вещи важные и нужные, но они не могут занимать место Христа и Евангелия в церковной проповеди.
в) Отрицательный характер проповеди.
Часто мы видим, что акценты церковной проповеди смещены на смерть, муки грешников, ад, бесов и их козни, запугивание антихристом и глобализацией.
Христос в такой системе проповеди выступает не как "путь, истина и жизнь" (Ин. 14. 6), а как средство избежать всех этих ужасов.
"Но Церковь не разделяет и тех апокалиптических страхов и предчувствий, того ощущения беспомощной пассивности перед якобы близкой всемирной катастрофой, которые возникают у многих накануне начала новой эры. Мы, православные христиане, вступаем в третье тысячелетие по Рождестве Христовом с твердой надеждой и упованием на милость Божию, имея обетование Спасителя, что врата адовы не одолеют Церкви. Наше будущее никем не запрограммировано: оно в значительной степени зависит от того, сумеем ли мы сделать выбор между добром и злом, между путем жизни и путем смерти (Втор. 30, 19–20); оно зависит от того, насколько активной будет наша христианская жизненная позиция, насколько крепкой и непоколебимой будет наша вера. Именно вера была той духовнонравственной силой, которая неоднократно спасала наших благочестивых предков в самые трудные периоды истории. Этому спасению всегда предшествовало пробуждение духовных сил народа, его возвращение к христианским идеалам.
“Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь уже много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время” (1 Ин. 2. 18). Эти слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные на заре христианской эры, напоминают нам о том, что эсхатологическое “последнее время” началось в момент Боговоплощения и будет продолжаться до конца человеческой истории. Мы должны жить не в паническом страхе перед пришествием антихриста, но в служении Христу через исполнение Его заповедей. За два тысячелетия христианства немало антихристов пришло и ушло, но Господь “всегда и сегодня и во веки Тот же” (Евр. 13, 8). И именно во всепобеждающей любви Христовой, в Его постоянном присутствии в Церкви — основа нашей веры в конечное торжество добра над злом, жизни над смертью, Христа над антихристом". (Послание Юбилейного Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви)
г) Подмена христианских категорий бытовым восприятием жизни.
Часто бывает так, что церковный учитель или даже священник апеллирует не к Священному Писанию, не к догматическому и нравственному учению Церкви, но к малодостоверным преданиям и "негодным и бабьим басням" (1 Тим. 4. 7). Зачастую отсутствие исторического контекста в научении новообращенных христиан приводит к восприятию Предания Церкви как "сказки".
д) Преподнесение христианства как системы запретов и долженствований.
Все внешние формы и правила должны подчиняться евангельскому указанию: "суббота для человека, а не человек для субботы" (Мк. 2. 27), что четко выражено блж. Августином: "в главном - единство, во второстепенном - свобода и во всем - любовь". С другой стороны, проповедник призван четко определять границы церковной традиции и не пренебрегать ею.
е) "Торговля благодатью".
Святейший Патриарх Алексий II говорит: "Чрезвычайно важно как можно скорее перейти от практики формального требоисполнительства к благоговейному, вдумчивому совершению Таинств и обрядов, прежде всего крещения, исповеди, брака и отпевания. Здесь всегда необходимо сердечное участие священника, необходимы катехизация - подготовка к совершению Таинства - и проповедь, так как в эти главные моменты человеческой жизни особенно легко найти контакт с открывающимся навстречу Божественной правде сердцем человека.
Напротив, формальный или даже "коммерческий" подход священника к приходящим в Церковь людям надолго, если не навсегда, отталкивает от храма, внушает презрение к алчному духовенству. Церковь - это не магазин духовных товаров, здесь недопустима "торговля благодатью".
"Даром получили, даром давайте" (Мф. 10. 8), - заповедал нам Христос. Тот, кто превращает свое пастырское служение в средство скверного прибытка, достоин участи Симона-волхва. Лучше, чтобы такие люди покинули пределы Церкви и занимались бизнесом на рынках".
ж) Категоричность некоторых священнослужителей и прихожан, формальное, уравнительное отношение к людям.
Зачастую священники не понимают трудностей жизни людей и налагают на них "бремена тяжелые и неудобоносимые, сами же не хотят и перстом двинуть их" (Мф.23. 4): жесткие требования к больным, пожилым людям, детям, подросткам, беременным женщинам, неоправданный ригоризм в отношении формы одежды.
з) Отрицательное отношение к успеху в профессиональной деятельности человека.
Под влиянием подобной идеологии молодые люди часто считают, что от них требуется отказ от полноценной жизни. Мы должны четко осознавать: христианство, говоря об отказе от мира (1 Ин. 2:15), требует отказа именно от греха. Часто в качестве идеала церковности мирскому человеку предлагается монашеский или излишне аскетический образ жизни, что приводит к социальной маргинализации верующих. В то же время истинно церковное мировоззрение ставит всю жизнь человека, в том числе и его профессиональную деятельность, на очень высокий уровень - уровень служения Богу.
и) Несоответствие слов и жизни проповедника.
Крайне редко можно увидеть пример истинно христианской жизни. Слова катехизаторов часто расходятся с делами, чем в большинстве случаев и обусловлен неуспех проповеди.
з) Необходимо отметить важное явление, негативно сказывающееся на воцерковлении христиан. В сегодняшней церковной действительности в силу многих исторических и духовно-нравственных причин храмовое богослужение в известной мере потеряло значение соборной молитвы, а стало восприниматься как "индивидуальное" средство спасения. Люди приходят в храм часто только ради себя, они не знают, а порой и не хотят знать, кто стоит и молится рядом с ними. К причащению приступают с целью личного освящения, ощущение единого Тела Христова мало присутствует в наших приходах. Да и сам процесс молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием, направленным на "отгорожение" от других людей, на то, чтобы из-за шума, шепота, самочинного подпевания хору и т.д. "молитва не разорилась".
4. Используемая литература.
4.1. Документы:
· Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "О православной миссии в современном мире"
· Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви
· Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви
· Документы и материалы Юбилейного Архиерейского Собора Русской православной Церкви 2000 г.
· Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
· Положение о Церковно-приходской воскресной школе для епархии города Москвы