Каноническая огласительная практика Древней Церкви.
Перед тем, как рассмотреть возможную систему катехизации в современных условиях, приведем краткое описание огласительной практики Древней Церкви (по книге "История катехизации в Древней Церкви" (П. Гаврилюк)).
Каноническая огласительная практика включала в себя следующие основные элементы:
Предоглашение. Первое знакомство язычника с христианством по случайным беседам, рассказам, книгам.
Предварительное собеседование. Предварительное собеседование с теми, кто пришел в церковь впервые. Будущие катехумены рассказывали о себе и о том, что их побудило прийти в Церковь. Представитель Церкви читал им краткую проповедь о христианском пути и отличительных сторонах христианства.
Посвящение в катехумены. Выражающие свое согласие встать на путь христианства посвящались в катехумены первого этапа. Обряд посвящения состоял в благословении и возложении рук. На Западе включалось экзорцистское "дуновение" с чтением молитвы и вкушение соли.
Первый этап мог продолжаться неопределенно долго и во многом зависел от желания и готовности катехуменов принять Крещение. Оптимальным сроком считалось три года. Особых занятий с катехуменами первого этапа в большинстве случаев не проводили. Им позволялось присутствовать на всех богослужениях за исключением Литургии верных. Они читали Священное Писание, пели гимны, участвовали в общих молитвах и слушали проповеди.
Собеседование с епископом. Желающие креститься должны были пройти собеседование, которое чаще всего проводил епископ. Об образе жизни катехуменов, их добрых делах и об искренности их мотивов свидетельствовали не только они сами, но и их крестные родители, игравшие роль поручителей.
Второй этап. Прошедшие собеседование записывались в особую книгу и отделялись от общего числа катехуменов. Большинство взрослых крестилось в канун главных христианских праздников. Интенсивный подготовительный период длился около сорока дней. Предпасхальный период подготовки послужил возникновению и закреплению практики Великого поста.
Предкрещальная катехизация. Специальные занятия с катехуменами на этом этапе нередко проводились ежедневно. На них могли обсуждаться главные события истории спасения, центром которой было Боговоплощение. В этом свете изучалась история Израильского народа.
Моральная подготовка имела свободную форму и во многом зависела от инициативы катехизатора. В ее основе лежало объяснение "пути спасения" и "пути погибели", десяти заповедей закона Моисея и заповедей Нагорной проповеди.
Изучение Символа веры. Определенный период катехумены изучали основы веры, сообразуясь с Символом веры. Все кандидаты к крещению должны были прочесть его на память перед епископом. В Западной Церкви этот обряд совершался в присутствии верных.
Практическая сторона катехизации. Занятия были нераздельно связаны с жизнью в церковной общине, молитвенной, покаянной и аскетической практикой поместной Церкви.
Токование молитвы Господней. После изучения Символа веры следовало изучение молитвы Господней и ее прочтение на память накануне Крещения.
Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Отречение было отрицательно-очистительным итогом катехизации и подчеркивало радикальность разрыва с языческим греховным прошлым. За ним обязательно следовало сочетание со Христом, поклонение Христу как Царю и Богу.
Крещение. Объяснение обряда Таинства Крещения в одних поместных Церквах совершалось перед, а в других – после самого Таинства. После Крещения и Миропомазания неофиты принимали полноценное участие в Евхаристии.
Тайноводство. Состояло в объяснении обряда отречения от сатаны, Таинства Крещения, Евхаристии и в некоторых случаях - всей Литургии верных. Эту часть могли проводить частично до, а частично после Крещения, в зависимости от местных обычаев. О Евхаристии рассказывали только неофитам.
Данная практика являет собой серьезный и систематический опыт введения человека в жизнь Церкви, его воцерковления. Ее внутренняя логика и духовное содержание является прочной основой для катехизации в настоящее время. Изменились условия и ритм жизни, язык и культура современного человека, приходящего в Церковь, однако содержание церковного учения и жизни, принцип постепенного вхождения человека в жизнь Церкви остаются неизменными.