Основные принципы катехизации.
Основными принципами катехизации являются:
а) Иерархия ценностей.
Катехизация, миссия и церковное просвещение должны быть построены в соответствии с иерархией христианских ценностей. Наивысшей ценностью в Церкви является Господь Иисус Христос. Вся церковная жизнь направлена ко Христу и имеет значение лишь в той степени, в которой позволяет приобщиться Ему благодатью Святого Духа. Средствами приобщения являются Таинства Церкви и жизнь по Евангелию.
Сущность всех заповедей кратко изложил Сам Иисус Христос: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим" - сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф. 22. 37-40).
Вхождение в Церковь требует твердого уяснения того, что евангельские ценности – главное, на что нужно обращать внимание; церковные же ценности зачастую отражают форму воплощения евангельских ценностей. Таким образом, катехизация призвана соотнести Евангелие с церковной традицией, сделать это адекватно по отношению к конкретному человеку и дать ему ориентир в богатой церковной культуре.
б) Христоцентричность.
Центром жизни христианина является Христос: "Я свет миру", "Я – дверь овцам", "Я есть путь, истина и жизнь", "Я есмь лоза, а вы – ветви… без Меня не можете творить ничего", "Я есть Альфа и Омега, начало и конец" (Ин. 8. 12, 10. 7, 14. 6, 15. 5, Откр. 1. 8). Этими словами Христос определил содержание и устремленность жизни Своих последователей.
Катехизация в этом контексте должна привести человека не только ко встрече с Иисусом Христом, но к единению и непосредственному общению с Ним. Ибо только Он один может привести к Любви Отца в Святом Духе и к участию в жизни Святой Троицы.
Христоцентричность также означает, что во время катехизации требуется передать не ряд частных, пусть и авторитетных мнений, но прежде всего - учение Господа Иисуса Христа, то есть истину, которую Он нам представил, или, точнее, Истину, которая есть Он Сам.
Каждый катехизатор, независимо от своего статуса, должен усиленно заботиться о том, чтобы своей педагогической деятельностью и образом жизни возвещать прежде всего учение и жизнь Христа. Примером для катехизатора могут стать слова Христа: "Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня" (Ин. 7. 16) – и апостола Павла: "от Господа принял то, что и вам передал" (1 Кор. 11. 23).
в) Сосредоточенность жизни на Евхаристии.
В ранней Церкви катехуменат отождествлялся с подготовкой к Крещению и Евхаристии. Сегодняшняя практика, к сожалению, значительно отличается от традиционной. И сегодня катехизация по своей сути должна заново обрести теснейшую связь с Таинствами. Таинственная жизнь обедняется и становится внешним благочестием, если не опирается на глубокое понимание значения Таинств, а катехизация, если не подтверждается таинственной жизнью, принимает форму чистого теоретизирования.
г) Общинность.
"Действенность свидетельства Церкви Христовой в немалой степени зависит от воплощения проповедуемых ею истин в жизни и практике христианских общин" (Юбилейный Архиерейский Собор, Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, п. 1.20).
Полноценное воцерковление невозможно без участия в христианской общине. Церковь возникла из иерусалимской общины учеников Христа (ср.: Деян. 2), поэтому воцерковление - это вхождение в жизнь церковной общины.
Перед церковной общиной при осуществлении катехизации стоит двойная задача: забота о передаче опыта веры новообращенным христианам и о полноценном воплощении ими в жизнь того, чему они были научены.
Поскольку катехизация - дело всей церковной общины, то в наши дни, как и в ранней Церкви, это дело не только священства, но и в немалой степени мирян.
д) Неидеологизированность.
"Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22. 21). Область катехизации есть сфера действия Церкви, которая принадлежит Богу (1 Тим. 3. 15).
Христос не уделял внимания вопросам государственности, общества, истории, культуры – всему тому, что составляет предмет идеологии и политики. Его внимание все время было обращено на окружавших Его людей и их нужды. Благодаря Христу преобразилась религиозная идея: из идеологии она стала живой силой - и над миром воцарилась идея личности и достоинства человека.
Христос ставил человека выше всего, сделав его предметом любви и абсолютного внимания. Противники Христа от религии хотели земного благополучия, порядка, освобождения от угнетателей и т.п. и ради всего этого требовали слепого подчинения безличным законам.
Недопустимо смешение катехизации со скрытыми или явными идеологическими взглядами, особенно политической и общественной природы. В катехизации должна передаваться Благая Весть, идеологизированность же затмевает либо полностью меняет ее природную суть, делает ее содержание второстепенным или даже подчиненным иным целям, что ведет к профанации и вырождению катехизации.
е) Приобщение к церковной жизни как к радостной полноте жизни во Христе.
"Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин. 15. 11). "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь". (Флп. 4. 4). Катехизация должна стать школой радостного переживания веры. Суть христианской жизни – совершенная радость о Христе Воскресшем, приобретение Святого Духа и общение в Нем. Нужны и сокрушение, и плач, и слезы о своих грехах, но все это – ради совершенной радости во Христе. Особенно детям и молодежи необходимо раскрывать радость Православия. Праздником и радостью надо делать для них посещение храмов, учебу в воскресных школах и общение с братьями.
ж) Активная открытость миру.
"Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Ин. 4. 20-21). Любовь возрастает в делах, а вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2. 26). Социальное служение является признаком жизненности церковной общины. Парадоксально неприятие некоторыми верующими, в особенности недавно крещенными и воцерковляющимися, служения милосердия при ревностном стремлении к участию в храмовом богослужении и получении пастырской опеки. Опыт организации социальных проектов показывает, что часто к участию в них легче привлечь нецерковных людей доброй воли, чем церковных православных людей.
Катехизация не сможет найти опору и продолжение во внебогослужебной общественной деятельности приходской общины при социальной пассивности ее членов. Ориентация лишь на внутрицерковную деятельность и храмовое богослужение являются соблазном для катехуменов и может оттолкнуть от Церкви пытающихся в нее войти.
и) Формирование понятий святости и греха, добра и зла.
Воцерковление невозможно без воспитания в человеке знания о святости, грехе, добре и зле. Современная светская образовательная система и общество прививают человеку релятивистское мировоззрение, базирующееся на отвержении любых авторитетов в эпоху постмодернизма. Проявления совести как компонента духовности всячески нивелируются вседозволенностью и спекуляциями на тему прав и свобод человека.
Мир создан по законам его Творца, а "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть" (Прем. 1 .13-15). Закон, по которому сотворен мир, есть закон любви Божьей: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3. 16), "Бог есть любовь" (1 Ин. 4. 16). Согласно христианскому миропониманию, грех является беззаконием и неправдой (1 Ин. 3. 4, 5. 17), то есть нарушением Закона Божия, закона любви, закона совершенного, закона свободы от зла и греха (Иак. 1. 25, 2. 12).
"Мы знаем, что мы от Бога и что мир лежит во зле" (1 Ин. 5. 19) – суть христианского отношения к греховному миру. Господь препоручает мир, лежащий во зле, христианам: "Я уже не в мире, но они в мире. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" (Ин. 17. 11, 15, 18).
Невозможно вовсе оградить катехуменов от действия мира, их надо готовить ко встрече с ним, к христианской стойкости перед его соблазнами. Потому катехизация не может превращаться в свод запретов и запугивание негативными мировыми процессами, а должна оставаться верной призыву Бога к святости (Мф. 5. 48, 1 Пет. 1. 15-16).
к) Инкультурация христианства.
От катехизации в немалой степени зависит прививание Евангелия в недра культуры. Катехизация должна знать культуру, ее ценности и богатства – таким образом, она сможет привести людей разных культур к познанию Истины. Это послужит благовестию и в то же время обогатит саму катехизацию через извлечение из культурных традиций неповторимых проявлений человеческой жизни и образа мышления.
Но в то же время необходимо помнить, что Евангелие не может измениться при встрече с культурой. Если забывать об этом, то можно прийти к "упразднению креста Христова" (ср. 1 Кор. 1. 17).
л) Воспитание правильного отношения к инославию.
Многообразие - одна из ключевых характеристик современного мира. Катехизация должна помогать христианам ориентироваться в религиозном многообразии. Христианину нечего опасаться этого плюрализма: Духом Святым, твердый в вере, по слову апостола Павла (Кол 1. 23), он стойко держится в ней. Христианство неотделимо от подлинной открытости в свидетельстве и миссионерстве, что предполагает и даже требует четкой и ясной самоидентичности.
Полнота откровенных истин и средств спасения, установленных Христом, присутствует в Православной Церкви. Свидетельство об этой полноте вполне совместимо с искренним уважением к инославию.
Катехизация должна помочь новообращенным христианам осознать себя крещеными, верующими, членами Церкви, а также почувствовать важность диалога, проходящего в духе взаимного уважения и настоящей верности истине. Этот аспект катехизации поможет лучше узнать братьев-христиан. Взаимное познание поможет также неправославным лучше понять и оценить православное христианство.
Катехизация, таким образом, подготавливает будущих христиан к жизни в современном мультирелигиозном мире при сохранении своей православно-христианской идентичности и уважении к вере других.
В деле катехизации необходимо так же помнить о том, что "важным направлением развития отношений с инославием является совместная работа в сфере служения обществу. Там, где это не приходит в противоречие с вероучением и духовной практикой, следует развивать совместные программы религиозного образования и катехизации". (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).
м) Каноничность.
Будучи обусловлена каноническими нормами подготовки ко крещению, катехизация в своих основополагающих принципах и направлениях должна подчиняться каноническому строю Церкви. В этом смысле, необходимость катехизации в Церкви во все времена есть непреходящая каноническая норма церковной жизни, обусловленная догматическим пониманием Церкви как Церкви апостольской, призванной по слову Христа Спасителя и апостолов учить и проповедовать и наставлять.
Канонические нормы Церкви, предлагаемые новообращенным в период катехизации, должны быть предсталены не формально, ригористично и непререкаемо, но сообразуясь с условиями жизни современного человека, откликнувшегося на призыв Церкви к покаянию.
"Каноны облекают догматическое учение в форму норм, которым должна следовать церковная жизнь, чтобы соответствовать догматическому учению. Каноны являются своего рода интерпретацией догматов в определенный момент исторического бытия Церкви. Они являются образцом, правилом, формой жизни церковного общества. Они выражают истину о порядке церковной жизни, но выражают ее не в абсолютной форме, а применительно к историческому бытию. Различие между догматами и канонами лежит не в источнике их происхождения, а в том, что каноны суть приложение догматических истин к историческому бытию Церкви.
Утверждая высокий авторитет и неприкосновенность канонического корпуса для ревизии, мы не можем одновременно настаивать на том, что все нормы права, заключенные в канонах, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте по своему буквальному смыслу.
С одной стороны, во всяком каноне можно, обнаружить укорененность в неизменном догматическом учении Церкви, а с другой - каноническая норма всегда актуальна и, следовательно, обусловлена исторически конкретной ситуацией, связана с обстоятельствами церковной жизни, которые имели место в момент издания правила и которые впоследствии могли измениться. Таким образом, в идее всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни.
Путеводной же нитью в церковном правотворчестве могут быть только каноны, прочитываемые и интерпретируемые не буквально, но с учетом всех обстоятельств времени их издания и настоящего времени с его иной спецификой, читаемые не по букве, но в духе, которым руководствовались Отцы, всегда действовавшие по примеру Того, Кто, по слову Пророка, “трости надломленной не переломит и льна курящагося не угасит” (Ис. 42, 3)." (Доклад председателя синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви Митрополита Минского и Слуцкого Филарета – Патриаршего Экзарха всея Беларуси на юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви.)