Атеистическое значение научных представлений о мире

Научно-материалистическое миропонимание— результат обобщения данных современного естествознания. История науки и современное ее развитие свидетельствуют о том, что развитие познания природы неизбежно приводит исследователей к мировоззренческим выводам материалистического, атеистического характера. Картина мира, которая возникает на основе данных современного естествознания, — это картина диа-лектико-материалистическая. Ее формирование и утверждение совершались в борьбе с религиозно-идеалистическими взглядами на мир, а также в процессе преодоления ограниченности механистических представлений домарксистского материализма.

Накопление конкретных положительных знаний о живой и неживой природе, происходившее в древности, в условиях средневековья, казалось, не затрагивало религиозной картины мира. Иногда даже духовные лица участвовали в исследовании природы, полагая, что полученные результаты делают более очевидным для человека могущество «творца». Однако когда исследование природы приняло систематический характер и было положено начало естествознанию в современном его понимании, накапливавшиеся факты стали основой обобщений, которые обусловили конфликт с религиозным мировоззрением.

Первую брешь в религиозной картине мира пробила в середине XVI в. теория Н. Коперника, возникшая как результат обобщения многочисленных наблюдений над движением планет. Гелиоцентрическая система Коперника подрывала представление о Земле как о неподвижном центре Вселенной. Она подкрепила идею существования других миров, сходных с Солнечной системой, идею бесконечности Вселенной.

Церковники всех направлений яростно преследовали теорию Коперника. Католическая церковь внесла сочинение Коперника в Индекс запрещенных книг. За пропаганду гелиоцентризма и бесконечности Вселенной был сожжен в Риме в 1600 г. Джордано Бруно. Инквизиция заточила в тюрьму и под угрозой пыток вынудила отречься от поддержки системы Коперника одного из создателей классической механики — Галилея. В конце XVII в. за защиту теории Коперника был осужден астроном Н. Цельсиус.

Православное духовенство преследовало за поддержку теории Коперника и в XVIII в. Так, в России были запрещены сочинения Фонте-

неля, пропагандировавшие гелиоцентрическую идею. И только в XIX в., когда отрицать истинность системы Коперника стало невозможно, церковники наконец прекратили преследование ее сторонников. Ватикан вычеркнул сочинения Коперника из Индекса запрещенных книг лишь в 20-х годах XIX в.

Открытые в XVII в. и примененные затем для объяснения Вселенной законы механики, закон всемирного тяготения привели к созданию механистической картины мира, в которой бог еще признавался как творец материи и движения, но устранялся как промыслитель и управитель.

Наиболее последовательные мыслители-материалисты XVIII в., приняв идею о том, что материя внутренне активна и движение является ее атрибутом, отбрасывали божественный акт сотворения как ненужный. Они противопоставляли библейской картине пространственно ограниченного мира картину бесконечного и вечного мира, в котором все события определяются законами механики и тяготения. Богу в нем не оставалось места, все явления подлежали естественному объяснению. Однако эта механистическая картина мира чрезмерно упрощала действительность. Мир выступал в ней статичным, лишенным качественного многообразия и развития; пространство и время отъединялись от движущейся материи и превращались в самостоятельные начала бытия. Бесконечность мира отождествлялась с пространственной бесконечностью его и бесконечностью количества космических тел, заполняющих мировое пространство; вечность мира—с неизменностью во времени общей структуры мироздания и тех мельчайших частиц-атомов, из которых построены материальные тела.

Последующее развитие науки, подтверждая правильность принципа естественной объяснимости мировых явлений, вело к накоплению материала, который требовал преодоления ограниченности механистического миропонимания.

В середине XVIII в. Кант и Лаплас сформулировали гипотезу о возникновении Солнца и планет из вращающегося раскаленного газового облака. Эта гипотеза была первой естественнонаучной концепцией, пытавшейся объяснить возникновение и развитие космических тел.

Успехи физики и химии в конце XVIII — начале XIX в. свидетельствовали о том, что движение едино как неотъемлемое свойство материи, но существует в разных формах: как механическое перемещение, теплота, электричество, магнетизм, химизм и т. д.

Изучение процесса физических и химических превращений позво-

лило М В Ломоносову еще в 40-х годах XVIII в. сделать вывод о существовании закона сохранения материи и движения, согласно которому материя и движение не исчезают и не возникают из ничего, а лишь передаются от одного тела к другому в равновеликих количествах В 40-х годах XIX в на основе успехов в изучении взаимопревращений различных форм движения — механической, тепловой, химической, электромагнитной и др — был сформулирован закон сохранения энергии

Утверждение в науке принципа неуничтожимости и несотворимости материи и движения нанесло удар библейскому догмату о создании мира богом из ничего, представлениям о чудесах.

Защитники религии активно боролись против вывода о несотворимости и неуничтожимости энергии. Они пытались опорочить его с помощью идеалистической идеи «тепловой смерти» Вселенной, которую некоторые физики в середине XIX в. считали результатом действия второго закона термодинамики. В будущем, по мнению богословов, Вселенную ожидает конец, так как все виды энергии превратятся в тепло, температура во всей Вселенной выравняется и любые изменения в мире будут невозможны. Только вмешательство бога сможет вернуть энергии ее активность, а миру — жизнь и движение.

Крупным шагом науки в исследовании живой природы явилось открытие в 20—30-х годах XIX в. факта всеобщности клеточного строения живых тел. Было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных, микроорганизмов. Тем самым была выявлена специфичность структурной организации живой материи по сравнению с неживой. Работы Л. Пастера показали, например, что образования даже наиболее простых одноклеточных организмов из неживого вещества в природе не происходит.

Вместе с тем ряд открытий свидетельствовал, что при всей глубине различий живого и неживого между ними нет непроходимой пропасти. В XIX в. была искусственно синтезирована мочевина — органическое вещество, которое ранее находили только в живом теле. Затем ученые синтезировали и другие органические вещества. Химики установили, что белки — вещества, необходимые для процесса жизни и крайне сложные по своему строению, — состоят из комбинации известных науке более простых органических соединений — аминокислот. Физиологи, исследуя процессы жизнедеятельности, убедились, что во всех случаях, где удается применить количественные из-

ззо

мерения в явлениях жизни, законы сохранения массы, энергии соблюдаются столь же строго, как и в неживой природе.

Накопленный к началу XIX в. материал наблюдений над живой природой способствовал выдвижению идей об изменчивости и развитии видов животных и растений. Первые такие идеи, которые высказывал Ж. Ламарк, защитники религии стали отвергать с помощью «теории катастроф» Ж. Кювье, которая допускала многократные повторения на Земле по воле бога катастроф масштаба библейского всемирного потопа. Однако в конце 50-х годовXIX в. теория Ч. Дарвина нанесла удар по религиозному взгляду на все живое. Дарвин, обобщив обширный фактический материал, доказал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы. Кроме того, он пришел к выводу, что способность организмов приспосабливаться, целесообразность их строения и поведения есть результат действия процесса естественного отбора. Теория Дарвина не только подрывала идею божественной целесообразности живой природы, но и подводила к выводу о естественном возникновении жизни на Земле.

Дарвиновская теория вызвала у теологов ярую ненависть. Правда, во второй половине XIX в. казнить людей за проповедь учения, противоречащего религии, было уже невозможно, но церковники еще могли затруднить распространение этого учения. Они обвинили Дарвина в извращении роли науки, которая якобы должна изучать мудрость творца в его творениях, и призывали верующих отвергнуть дарвиновское учение. В России православные идеологи стали активно опровергать дарвиновские идеи. Было издано двухтомное сочинение Н. Я. Данилевского, направленное против теории естественного отбора. На страницах богословских журналов печатались статьи, в которых утверждалось, что теория Дарвина не может объяснить органический мир и пагубно действует на мораль.

К серединеXIX в. научные данные полностью опровергли представления о мире, содержавшиеся в священном писании, и позволили создать последовательное атеистическое миропонимание. Однако ни естествоиспытатели, принадлежавшие, как правило, к буржуазным слоям общества, ни буржуазные философы сформировать новое миропонимание не могли. Те, кто придерживался материалистической ориентации, проявляли, как писал Ф. Энгельс, «яростное стремление свести все к ме-

ханическому движению»!. Другие же отдавали дань идеям божественного творца и его промыслительной деятельности в мире.

Только основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс смогли раскрыть подлинные черты той картины мира, которая проступала в массе накапливающихся открытий. Они создали в середине XIX в. диалектика-материалистическое миропонимание. Их идеи развил В. И. Ленин на основе новых открытий в физике конца XIX — начала XX в.

Современное научное обоснование идей бесконечности и несотворимостн мира. Классики марксизма убедительно доказали, что мироздание — это неисчерпаемое качественное многообразие образующих его объектов, их подвижность, изменчивость, взаимопереходы, всеобщее взаимодействие и развитие.

Мир не есть однообразное безграничное пространство, повсеместно содержащее одинаковые тела, как считали механисты. Он не похож и на иерархию однотипных механических систем, которые вложены друг в друга. Материя, писал Ф. Энгельс, «расчленена на ряд больших, хорошо отграниченных групп с относительно различными размерами масс», и «дискретные части различных ступеней (...химические атомы, массы, небесные тела) являются различными узловыми точками, которые обусловливают различные качественные формы существования всеобщей материи...»2.

Современные данные естествознания, подтверждая мысль Ф. Энгельса, показывают, что «дискретным частям», т. е. различным структурным элементам материи, присущи свои формы движения, свойства; на каждой ступени иерархической лестницы действуют свои законы. Таким образом, бесконечность мира раскрывается перед наукой в различных аспектах: в мире бесконечно многообразие видов материи, форм ее движения, неисчерпаемо многообразие законов, действующих на различных этажах мироздания.

Когда в концеXIX в. были обнаружены более мелкие, чем атомы, структурные единицы материи — электроны, В. И. Ленин сделал вывод, что и электрон не есть простейшая и конечная структурная единица мира: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконеч-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 563.

2 Там же. С. 585, 608-609.

на...»3 Ленинский вывод о неисчерпаемости элементарных частиц, об их качественной специфичности подтвержден наукой.

В настоящее время число известных физике типов элементарных частиц постоянно возрастает. Выявленные у них свойства свидетельствуют о наличии у элементарных частиц сложной структуры. В области элементарных частиц наблюдаются взаимопревращения, в которых обнаруживается неведомая в мире макроскопических тел форма сложности, когда частица превращается в несколько других частиц, не содержащихся в готовом виде внутри нее и не менее сложных, чем она сама. Все элементарные частицы — материальные образования, у которых одинаково четко выражены корпускулярные и волновые свойства, что также не наблюдается в макромире. Законы их движения и взаимодействий иные, нежели у макроскопических тел. Но это — проявление естественных законов природы.

ВXX в. астрономия с помощью физики выявила многообразие и изменчивость космической сферы мироздания. В настоящее время доказано, что существует большое многообразие звезд, различающихся массами, размерами, источниками внутренней энергии и характером излучения, многообразие галактик, имеющих различные размеры и формы.

Мир космических объектов предстал как развивающийся: установлено групповое образование звезд, постоянно совершающееся в галактиках; вырисовывается схема эволюции звезд; имеются факты, свидетельствующие о групповом образовании галактик. Наконец, некоторые данные (явление красного смещения в спектрах галактик, реликтовое излучение) позволяют утверждать, что материя известной ныне области Вселенной (Метагалактики) 15—18 млрд лет назад претерпела грандиозное качественное преобразование («большой взрыв»). Как и все другие преобразования в космосе, оно было вызвано действием законов, внутренне присущих материи. Никакого божественного вмешательства не было и в этом случае.

Естествознание представило многообразные факты, доказывающие естественную природу жизни. Еще в 70-х годах XIX в. Ф. Энгельс сформулировал положение о том, что жизнь есть качественно особое естественное явление, присущее сложноорганизованным белковым телам. Современные данные относительно природы жизни полностью подтверждают мысль Ф. Энгельса о фундаментальной роли белков в жизнедеятельности организмов. Белки являются главным строительным материалом живых клеток. В качестве биологических катализаторов — ферментов они играют решающую роль в упорядочении и согласовании огромной массы элементарных физико-химических реакций, лежащих в основе любого жизненного проявления.

Однако сегодня также известно, что в процессе жизнедеятельности наряду с белками огромную роль играют и другие сложные органические соединения — нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является веществом, в структуре которого кодируются передаваемые по наследству признаки организма, рибонуклеиновая кислота (РНК) обеспечивает осуществление синтеза белков из аминокислот.

Раскрытие химической структуры ряда белков, нуклеиновых кислот, искусственный синтез некоторых простейших белков, действующей молекулы ДНК все более приближают естествознание к раскрытию тайны появления жизни на Земле. Но уже и сегодня очевидно, что жизнь на нашей планете возникла естественным путем в результате за-

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 277.

кономерного усложнения вещества, без участия сверхъестественных сил

Новейшие успехи естествознания свидетельствуют также о том, что условия для возникновения жизни на Земле существенно связаны с общей эволюцией Метагалактики и создаются только тогда, когда интенсивность первичного излучения, возникшего при «большом взрыве», снижается до определенных пределов. Однако это не значит, что Земля — особо выделенный объект во Вселенной, эволюция которого играет центральную, избранную роль в эволюции мироздания. Ни по положению, ни по характеру эволюции своего вещества Земля не уникальна во Вселенной. Солнечная система, куда входит Земля, расположена в периферийной части нашей Галактики, которая хотя и принадлежит к крупным галактическим системам, но далеко не единственная в своем роде. Хотя в настоящее время достоверно известно строение только одной планетной системы - Солнечной, но несомненно, что и в нашей Галактике, и в других значительная часть звезд имеет спутники планетного типа.

Изучение физико-химических закономерностей, ведущих к усложнению структуры вещества и образованию на определенной ступени из неживого живых тел, свидетельствует, что подобный путь развития может пройти вещество и на других планетах, сходных с Землей по размерам, массе, форме орбиты и количеству энергии, получаемой от центрального светила. А это значит, что в космосе кроме Земли могут быть и другие очаги жизни и разума.

Несостоятельность теологии и финализма в свете научно-материалистического понимания развития природы. Успехи естествознания дают основу для опровержения религиозного представления о том, что миром управляет бог, и подтверждают марксистское атеистическое положение о том, что разнообразные изменения, происходящие на любой ступени организации материи, имеют источник в самой материи. Фактором, упорядочивающим и направляющим природные изменения, являются законы природы. Законы природы — это не «мысли бога в действии», как утверждают теологи, но естественные, глубинные, внутренние связи между вещами, явлениями, присутствующие всегда, когда есть данные веди или явления. Законы существуют в силу внутренней природы самих вещей, явлений и воздействуют на различные аспекты их бытия.

Не благодаря божественному промыслу, а вследствие действия законов, причинных связей естественным образом формируется та картина упорядоченности мироздания, которую человек наблюдает: расположение планетных орбит в Солнечной системе, электронов в атомной оболочке, физико-химические реакции в процессах живой клетки и т. п.

Естественный характер порядка природы проявляется в познании самих законов. Вновь открытые законы природы сначала предстают перед человеком как некоторые конечные данности. Но постепенно накапливающийся материал выявляет их внутренний «механизм», и характер закона становится понятным во всех его деталях. Так было с познанием законов Архимеда, Бойля — Мариотта, Джоуля — Ленца и др. Так же обстоит дело и с познанием более сложных законов природы, например периодического закона Менделеева, закона естественного отбора Дарвина. Такие законы, как, например, закон всемирного тяготения, закон сохранения и превращения энергии, «механизм» которого познан только отчасти, ученые продолжают изучать.

Данные естествознания об изменениях, протекающих в природе, показывают, что при всем многообразии и специфичности этих изменений они сводятся к нескольким общим типам: прогрессивные изменения, ведущие ко все более полной выраженности свойств данного объекта; регрессивные изменения, приводящие данный объект к деградации, а затем к превращению его в нечто другое, более простое; наконец, изменения, сохраняющие объект на некотором достигнутом уровне, без существенного прогресса или регресса.

В известной человеку области мироздания множество объектов находится в стадии прогресса (усложняющиеся в результате ядерных реакций атомов, разогревающиеся, повышающие уровень излучения звёзды; образующиеся из атомов молекулы; увеличивающие свою численность и многообразие разновидностей виды животных и растений). Огромно количество также и регрессирующих объектов (радиоактивные атомы, теряющие источники своей энергии звезды, вымирающие виды организмов). Много объектов и в относительно стабильном состоянии (устойчивые элементарные частицы, звезды типа нашего Солнца, приспособленные к условиям, стабильно сохраняющиеся виды растений и животных).

Таким образом, на каждом структурном уровне материи имеются все типы изменений, и, как правило, среди них нет преобладающего. Природа опровергает религиозную идею о направленности общего хода всех изменений к некой единой цели — концу мира.

Что касается изменений космических тел и — что особенно важно для судеб человечества — Солнца и окружающей его планетной системы, то данные астрофизики относительно энергетических резервов Солнца и устойчивости его структуры, а также данные небесной механики об устойчивости Солнечной системы говорят о том, что еще в течение многих миллионов лет на Землю будет притекать количество солнечной энергии такое же, как и сегодня, и достаточное для прогресса жизни и разума.

Может быть поставлен вопрос и относительно общего характера изменений известной части мироздания — Метагалактики.

Успехи астрономии последних лет позволяют обоснованно заключить, что Метагалактика находится в прогрессирующей стадии развития. После «большого взрыва» материя здесь принимает все более многообразные и сложные виды. Возникшая в начале взрыва горячая плотная плазма, состоящая из элементарных частиц и атомных ядер, превратилась затем в миллиарды галактик. Внутри галактик материя породила еще более многообразные и сложные виды: на планетах,

возникших вокруг многих звезд, образовались разнообразные тела и сложные молекулы. Около 4—5 млрд лет назад в Метагалактике стало возможным возникновение живых тел, их развитие, ведущее к зарождению разума.

Несостоятельность попыток теологов примирить современное естествознание с религией.Успехи научного познания природы, опровергнувшие библейскую картину мира, заставляют богословов модернизировать религиозное миропонимание. Теологи стали иносказательно истолковывать библейские идеи о мире и его сотворении.

Уже в началеXX в. многие апологеты религии начали трактовать библейские дни творения как эпохи, продолжавшиеся миллионы или даже миллиарды лет. Это должно было устранить разногласия науки и Библии по вопросу о сроках существования Вселенной. Несмотря на сопротивление части теологов, цеплявшихся за букву библейского текста, данное нововведение было постепенно принято большинством церковников.

Как иносказательная стала трактоваться теологами вся библейская картина миротворения. Правомерность такого рассмотрения оправдывалась ссылкой на то, что якобы содержание Библии бог сообщил людям, не достигшим высокой ступени культурного развития, поэтому он употреблял не язык точной науки, а язык «очевидности», понятный малообразованному человеку.

Наконец, выдвигается концепция, согласно которой божественная деятельность по сотворению мира не завершилась в шесть дней или периодов, а продолжается сегодня как преобразующая деятельность человека, а также в других формах.

Современные теологи для достижения хотя бы видимого согласия с естествознанием готовы допустить, что бог непосредственно творит лишь первичную материю. Процесс же формирования конкретных объектов, согласно их точке зрения, происходит без прямого участия божества, а в силу изменения материи по установленным им законам. Однако в поворотных моментах мировой истории (возникновение жизни, возникновение человека и его сознания) теологи считают необходимым признать прямое участие бога. Чередование естественных процессов с актами творческого вмешательства божества и создает якобы ту картину прогрессивных изменений в мире, которые наука называет эволюцией или развитием.

Современной богословской аргументации в защиту идеи миротворения присуще стремление отождествить мир в целом с Метагалактикой, которая, несмотря на грандиозные размеры, является лишь одним из структурных элементов мироздания. Теологи апеллируют к данным естествознания об ограниченности времени существования наблюдаемого состояния Метагалактики и выдают их за свидетельство конечности существования мира. Для оправдания идеи творения Вселенной они используют космологические парадоксы, разлетание галактик, закон возрастания энтропии. При этом теологи доказывают, что данные естествознания требуют допущения начала наблюдаемой ныне Вселенной, которое якобы и есть начало мира, сотворение его богом. Между тем переход от идеи о начале наблюдаемого ныне состояния Метагалактики к мысли о сотворении мира богом совершенно безоснователен. Метагалактика — грандиознейшее космическое образование, пределы которого ученым еще не известны. Но она есть лишь одна из гигантских систем бесконечной Вселенной и не может быть отождествлена со всей Вселенной, всем миром. «Данные современной астрофизики, — писал В. А. Амбарцумян, — не исключают предположения о существовании других метагалактик. Единственное, что можно утверждать, — это то, что мы пока не имеем никаких данных о них и о способах их связи и взаимодействия с нашей Метагалактикой. Вероятно, эти способы окажутся совершенно отличными от тех, которые мы можем себе наглядно представить, как, например, взаимодействие двух систем, находящихся на некотором расстоянии друг от друга в евклидовом пространстве»4.

Как и любое материальное образование, Метагалактика находится в развитии, ее состояние и структура изменяются. Данные, свидетельствующие о развитии Метагалактики, ничего не говорят и не могут сказать относительно сотворения мира.

Несостоятельны и попытки теологов подкрепить религиозную точку зрения фальсифицированными данными естествознания о природе жизни. Они пытаются использовать в этих целях сложность структуры живого вещества и неполноту научных сведений относительно ее возникновения.

Применяя математический аппарат, богословы и не-

4 Коммунист. 1969. № 18. С. 32.

которые буржуазные естествоиспытатели пытаются доказать, что возникновение белковой молекулы, содержащей в своей структуре многие тысячи упорядочение расположенных атомов, было невозможно в результате естественного взаимодействия простых химических соединений. Тем более невозможно, считают они, естественное образование живой клетки, которая значительно сложнее отдельной белковой молекулы. Поэтому образование жизни, по их мнению, есть чудо, осуществляющееся благодаря божественной воле, а живая клетка не только сложная и высокоорганизованная частица вещества, но и носитель высшего нематериального начала — жизненной силы. В действительности математические расчеты богословов не имеют научной ценности, ибо они обедняют реальную картину процесса усложнения вещества, игнорируют законы эволюции.

Образование молекул белка и других компонентов живого вещества определялось не только математическими законами случайных событий, но и законами физических и химических взаимодействий атомов. Из множества возможных комбинаций атомов потому реализовались именно те, которые представляют сложные органические соединения, что атомы углерода в отличие от других легко соединяются между собой в длинные цепи, способные подключить атомы других элементов. Современная биохимия указывает на факторы, действие которых способствовало упорядоченности в строении сложных органических молекул. К ним относятся каталитические свойства ряда веществ, т. е. свойства направлять и ускорять ход химических реакций, а также спиральная форма этих молекул, биохимический отбор. Влияние действовавших в течение миллиардов лет многообразных факторов, ведших к усложнению и упорядочению структуры вещества, а не сверхъестественное вмешательство породило первую живую частицу. Современные биохимические данные опровергают и утверждение богословов, будто усложнение физико-химической структуры вещества не может привести к появлению жизни.

Развивающееся естествознание, раскрывая все более глубокие тайны природы, неумолимо разрушает религиозное миропонимание.

ГлаваХХУ

Наши рекомендации