О том, что облегчает совершением ночных молитв.

Знай, что ночная молитва трудна, кроме как для того, кто будет соблюдать правила, которые служат причинами её облегчения.

Эти причины бывают как явные (захир), так и скрытые (батын). К первым относятся:

■ Поменьше есть. Некоторые [шейхи] говорили: «Дорогие мюриды! Не ешьте много, не пейте много, не спите много, и особо не огорчайтесь, [когда придёт смерть]».

■ Днём не загружать себя изнурительным трудом.

■ Не пренебрегать коротким дневным сном, так как он облегчает подъём на ночную молитву*.

■ Избегать грехов. Суфьян ас-Саури сказал: «Я бросил совершение ночных молитв на пять месяцев из-за того, что совершил грех».

*[Сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Облегчайте соблюдение вами поста, при помощи предрассветного приёма пищи, а при помощи полуденного сна – совершение ночной молитвы»

Приводит Ибн Маджах (№ 1693). Аль-Баусири (2/70, № 10) сказал, что в иснаде этого сообщения слабый передатчик. Также этот хадис передали Ибн ‘Ади (3/339), аль-Хаким (№ 1551), аль-Байхакы в «Ша’б уль-иман» (№ 4742) и Ибн Хузайма (№ 1939).

Также сообщается, что он, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Облегчайте ночную молитву, при помощи сна [в середине дня], а пост – при помощи предрассветного приёма пищи (сахр)»

Приводят ‘Абд ар-Разак (№ 7603) и аль-Байхакы в «Ша’б уль-иман» (№ 4741).

В другом хадисе передаются такие его слова:

«Иметь силы для поста будет тот, кто будет совершать четыре поступка: (1) начинать разговение с воды, (2) не пренебрегать предрассветным приёмом пищи, (3) не пренебрегать коротким сном в полдень (кайлюлят), и (4) нюхать какие-нибудь приятные на запах благовония». (ад-Дайлами, № 1496)].

К скрытым причинам относятся:

■ Искренность к мусульманам, не погрязшее в нововведениях сердце, и отказ от красот этого мира.

■ Сердце, в котором страх преобладает над надеждой.

■ Понимание важности ночной молитвы.

Самым же похвальным побуждением, из которого человек встаёт на ночную молитву, является любовь к Всевышнему Аллаху и крепкая вера. Такой человек встаёт ночью на беседу со своим Господом, а Господь его присутствует с ним и наблюдает за ним, и продолжается его беседа со своим Господом в течение всей молитвы.

Абу Сулейман ад-Дарани, да помилует его Аллах, сказал: «Люди ночи, от своих ночей получают большее удовольствия, чем люди забавы, от своих забав, и если бы не ночь, длительность жизни не вызывала бы у них интерес».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в ночи имеется час, чего бы хорошего не попросил в нём у Аллаха раб мусульманин, будь то из дел мира дольнего, либо из дел мира вечного, обязательно ему будет это дано. И так каждой ночью» [Муслим, № 757 / 166].

К видам ночного бодрствования можно отнести следующие:

1) Когда бодрствуют всю ночь. Такое наблюдалось у группы предшественников.

2) Когда бодрствуют половину ночи. Это также дошло от группы предшественников. Лучший способ в этом – спать первую треть ночи и последнюю шестую часть.

3) Когда бодрствуют только треть ночи. В этом случае следует спать первую половину ночи и последнюю шестую часть. Так поступал Дауд, мир ему. В обоих «сахихах» сообщается:

«Лучшая молитва пред Аллахом – это молитва Дауда, который спал половину ночи, треть ночи посвящал молитве, и снова спал в шестой её части». [аль-Бухари (№№ 1079 и 3238), Муслим (№ 1159 / 189 и 190), Абу Дауд (№ 2448), ан-Наса’и (№№ 1327 и 2653) и Ибн Маджах (№ 1712)].

Сон в конце ночи желателен, потому что благодаря ему, к утру, на лице не остаются следы сонливости и бледность.

4) Когда бодрствуют шестую или пятую часть ночи. В этом случае, лучше вставать во второй половине ночи. Некоторые говорят, что последняя шестая часть лучше.

5) Когда не соблюдают определённый порядок [т.е. у такого человека не бывает, чтобы время его сна или бодрствования было упорядоченным и стабильным], так как соблюдать его трудно. Для того, кто поступает так, есть два пути:

Первый путь – это когда человек молится в начале ночи, до тех пор, пока его не одолеет сон. Потом, если проснётся, он встаёт на молитву, а если его начинает одолевать сон, он ложится. Такая ночь самая выполнимая.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если мы хотели увидеть Посланника Аллаха, мир ему и благословение, молящимся ночью, то мы это видели, а если хотели увидеть его спящими, то [могли] увидеть и это»[аль-Бухари (№№ 1090, 1871 и 1872) и ат-Тирмизи (№ 766)].

Обычно ‘Умар, да будет доволен им Аллах, молился по ночам, сколько было угодно Аллаху, а когда наступал конец ночи, он будил членов своей семьи, словами: «Молитва! Молитва!»

Второй путь – это когда человек с наступлением ночи сразу ложиться спать, а когда выспится и проснётся, он встаёт и молится уже до конца ночи. Суфьян ас-Саури говорил: «Когда я просыпаюсь после первого сна, то я уже не сплю».

6) Когда молятся только четыре или два рак’ата. Сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молитесь ночью! Совершайте четыре [рак’ата]! Совершайте два рак’ата!»[Ибн Аби Шайбах (№ 6606) и аль-Байхакы в «ша’б уль-иман» (№ 3215). Аль-Альбани в «сильсиля ад-да’ифа» (№ 3782) квалифицирует этот хадис, как слабый. Пишет, что в иснаде этого хадиса присутствует человек, которого Хафиз охарактеризовал, как правдивого, но часто ошибающегося].

В «Сунане» Абу Дауда приводится хадис о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Если кто-нибудь встанет ночью, поднимет свою жену и совершит вместе с нею два рак’ата, то [это послужит причиной того, что они оба] будут записаны как “часто поминающие Аллаха мужчины и женщины” [См.: Св. Коран, 33: 35]». [Абу Дауд (№ 1451), ан-Наса’и (№№ 1310 и 11406), Ибн Маджах (№ 1335). Хаким (№ 1189) сказал, что по условиям обоих шейхов этот хадис является достоверным].

Тальха б. Мусарриф повелевал своей семье совершать ночные молитвы. Он говорил: «Совершайте два рак’ата, поистине, молитва в глубине ночи снимает прегрешения».

***

Такие вот способы разделения ночи. Мюриду же следует выбирать для себя то, что для него легче. Однако, если молитва в середине ночи будет ему в тягость, то ему не следует пренебрегать поклонением между обязательными вечерней (магриб) и ночной (‘иша) молитвами, а также выполнением вирдов на рассвете. Это можно назвать седьмым видом бодрствования. В этом случае человек будет бодрствующим в начале и в конце дня.

Наши рекомендации