Истинное предназначение свободной воли человека
У Бога есть стремление воссоединяться с верующим. Каждое мгновение твоей жизни Бог изливает свою безграничную любовь имилость на тебя и на каждую душу. Для Него естественно общаться. Ему необходимо непременно открыть Себя для любого, кто готов принять Его дары. Как дождь орошает все лежащее под открытым небом, так и Он непрестанно изливает Себя.
Тем не менее, когда Он сотворил человека, Он создал его свободным. Поэтому у человека есть возможность закрыться — даже укрыть себя от божественного небесного дождя. Человек может отвернуться от Бога. Он может ставить заслон за заслоном на пути к своему Господу, потому что в противном случае Божья милость обязательно настигнет его.
Человек найдет своего Господа, если сознательно не закроет перед ним дверь!
Что же произойдет, если человек начнет убирать заслоны, которые он поставил на этом пути? Он, несомненно, вернется к истокам, к своему Господу. В конце концов, как же не вернуться, если в наши сердца изливается непрерывный поток любви?
Как только сердце обращается и открывается хоть чуть-чуть, дождь Его благодати нежно проливается в это сердце. И в соответствии с тем количеством любви, что пролилась в это сердце, возрастает любовь кГосподу в этом сердце. И чем шире распахнуто сердце для Бога, тем обильнее изливается поток.
Но вот что ты должен запомнить — любовь готовит путь Господу. Никто не может приготовить путь Господу, кроме Него Самого. Он готовит твое сердце и ведет его от полноты к полноте. Он Тот, Кто расширяет, и когда Он расширяет, Он наполняет.
Твой Господь не терпит пустых сердец.
Это правда, что иногда кажется, будто это Он делает душу пустой и неприкрытой, но это опустошение лишь внешнее. Это лишь видимость опустошения. Действительно, Он выталкивает вон все не Божье. Но помни, поскольку Бог есть любовь, то только Он Сам может войти в человеческую душу, Сам и никто другой. Все иное, проникшее в эту душу, — мерзость для Господа, и должно быть подавлено. Поэтому Его действия направлены на очищение Своего творения: Он увеличивает душу, расширяет и углубляет ее, чтобы иметь достаточно места для Своего обитания!
О Святая Любовь, Мой Господь! Где те сердца, что покорны очищению? Кто готов расшириться и углубиться под Твоей рукой? Твои действия в нас кажутся нам жестокими лишь в силу нашей нечистоты. Открой наши глаза, чтобы мы увидели, что Ты всегда нежен и кроток сердцем.
Замечательно, когда душа распахивает свое сердце навстречу Тебе и впускает Тебя, даже если делает эта нерешительно.
Насколько силен ты в таких сердцах. Какое тесное жилище, какое нечистое пристанище уготовано бесконечному Богу чистоты.
О, Любовь, наш Господь! Разве Ты не всесилен? Разве мы не можем использовать нашу свободу иначе, чем противостоять Тебе? О, какой это скорбный дар — способность сопротивляться Тебе.
О, свобода воли, о дар, единственное и истинное твое предназначение — это принести себя в жертву своему Господу.
Наше единственное и истинное предназначение, о Господь, — это жертвовать всем для Тебя.
Глава 25
Свершение внутренней жизни
Большинство из говорящих о внутренней жизни, имеют ввиду ее свершение в будущей жизни. Когда я думаю о будущем мире по отношению к внутренней жизни, то тоже вижу переживания свершения благодати и славы. И действительно, я вижу завершение всякого возрастания и добродетели... плод и награду, незатменное наслаждение истиной, той что глубоко внутри нас. Но что касается самой внутренней жизни, то вижу, что эта жизнь завершается совершенной гармонией, окончательной гармонией, именно здесь, в настоящей жизни.
В конце концов, внутренняя жизнь начиналась именно здесь, она началась с искупления, совершенного во всех отношениях. Прогресс внутренней жизни здесь, жажда познания Бога тоже здесь (эта жажда, которая избегает и сторонится всего, что противно Ему и очищается от всего противного Ему).
Конец внутренней жизни тоже здесь, на этой земле. Я говорю о состоянии покоя и состоянии удовлетворения в Наивысшем Добре. Это состояние покоя в Боге — то, к чему стремилась душа с момента первого поиска познания Бога.
Когда я говорю о завершении (значит, зрелости) внутренней жизни на этом этапе жизни, следует помнить, что это не означает, что нам обеспечен духовный рост в будущей жизни. Наше состояние может быть улучшено здесь (поскольку действия создания зависимы), но, конечно же, по настоящему завершается лишь в соответствии с совершенствующей нас рукой Божьей.
Я буду иллюстрировать это описанием человеческого тела, чтобы объяснить как это мне представляется.
Мы называем тело совершенным тогда, когда в нем есть все его члены. Но вокруг себя мы видим людей хромых, слепых и с другими недостатками. Все члены их тела на месте, но они недоразвиты и несовершенны. Есть разница. Мы ищем физическое тело — развитое, соответствующее всем пропорциям; тело имеющее все полноценные члены.
Кроме этих критериев, однако, есть еще и иные критерии — красота. Что же это такое? Это когда тело не только совершенно и развито, но также когда каждый член этого тела обладает совершенной пропорцией, цветом и гармонирует во всех отношениях с развитым, гармоничным и великолепно сложенным телом.
Когда есть красота, гармония и пропорция, тогда мы видим тело совершенным и развитым— как отдельные его члены, так и все тело в целом. (Яне отрицаю того, что это ничто в сравнении с совершенством, которое наступит, когда человеческое тело будет прославлено. Нынешнее совершенство тела не может быть сравнимо с тем, которое будет у воскреснувшего и восставшего в состоянии славы).
Я вижу полностью зрелую внутреннюю жизнь точно таким же образом. В будущей жизни мы, конечно же, насладимся абсолютно другим совершенством, когда смерть оденется в бессмертие, и даже тело станет духовной сущностью.
Тем не менее, есть зрелость, которую нужно достигать здесь и сейчас, чтобы каждая часть была совершена и достигла зрелости, чтобы все части были в гармонии друг с другом, составляя единое целое, зрелое вросте, в пропорции, в красоте и в гармонии.
Краткий обзор
Совершенная любовь не знает, что такое корысть.
Не красть у Бога ничего... принимать от Него все... не требовать от Него ничего... это великое совершенство.
Многие согласны нести крест, но едва ли единицы готовы снести бесчестие.
Когда человеческое сердце проявляет истинную преданность, и с готовностью принимает все дары Господа, стремясь достичь Его, тогда Бог с великой милостью изливает на него обилие тех даров, которых оно и не искало.
Душа, обретая свой центр, становится настолько сильной, что не испытывает больше страха, в отличие от души, не достигшей этого состояния.
Действия, направленные на объединение, укрепляют душу настолько основательно, что страдания уже больше не беспокоят ее, как преследуют и ослабляют начинающих, неокрепших в благодати, переживающих затмения и падения.
Внешний крест невелик, если сопровождается крестом внутренним. Крест внутри несет намного больше страданий при наличии и внешнего креста.
Верующий не ощущает ничего, кроме креста со всех сторон. Однако этот крест является ничем иным, как Самим Возлюбленным в виде креста. Ваш Господь никогда не был более близок с вами, чем в эти периоды невзгод. В эти времена Он пребывает в самом центре вашего сердца.
Господь часто допускает внешнее унижение избранного Им, обижая других... даже тех, кто разделяет с ним милости, оказанные этому верующему. В результате, те, кто разделяют с этим христианином оказанную ему милость, отдаляются от него после того, как Бог явил в их жизни то, что хотел, используя этого избранного.
Есть определенные моменты в отношении нашего Господа и Его путей, которые можно объявить заслуживающими того, что они выше и вне всяческой похвалы.
Вся Божья работа в вас ведется в двух направлениях: освободить душу от злобы и пагубы ее падшей натуры; и восстановить ее внутреннюю суть в Боге, сделав ее настолько светлой и чистой, насколько это возможно после грехопадения.
Я заметила, что с приближенными душами происходит нечто удивительное. Это так. Ночью, когда они более или менее бездеятельны, Бог, кажется, действует в них более мощно, чем днем.
В душе, бодрствующей для Бога даже тогда, когда внешне она кажется мертвой, оглушенной и оцепеневшей, словно тело, пребывающее в глубоком сне, все же сохраняется способность сердца удерживать тайную и сокрытую силу, сохраняющую ее единение с Богом.
Для верующих, достигших Бога, не существует более зимы. Есть сезон, составленный из трех остальных, соединенных вместе. Достигая внутренней зимы, душа проходит через все сезоны духовной жизни. Впоследствии она снова вступает в бесконечный сезон, где весна, лето и осень соединены. Умеренность весны не предваряет летний зной и урожайность осени; жара лета не сталкивается с красотой весны и изобилием осени; плоды осени не препятствуют наслаждению весной и летним пылом.
О, счастливая земля. Счастливы те, кому дано владеть тобой.
Если христианин имеет дерзновение устремиться коснуться единений с божественным, он должен очень хорошо уяснить, что все от Бога, а сам он — ничто. Он должен идти дальше, ощущая презрение и ненависть к своей порочной природе, сохраняя все свое почтение и всю свою любовь для Бога. Посредством этого он сможет достичь подобного единения.
Как Бог господствует в Иисусе Христе, таким же образом Христос господствует в чистых сердцах, где Он не находит ничего противящегося или противного Ему. Это Его внутреннее царство в нас, и мы становимся причастными к Его царству. Как Отец предназначил Господа Иисуса на царство и разделяет царскую славу со Своим Сыном, так и Его Сын разделяет ее с нами.
Когда душа совершенная, или зрелая, в присущей ей исключительности, она не подвержена влиянию извне, и уста верующего наполнены восхвалением, соответствующим этому состоянию. Прекрасная гармония безмолвного слова души и здравой речи тела определяет зрелость восхваления.
В настоящее время есть те, которые являются мучениками... от Святого Духа. Я имею в виду тех, кто страдает ради оглашения той истины, что господство Святого Духа в душах людей началось... и особенно ради оглашения своей собственной и полной зависимости от Его божественного присутствия и влияния. Это доктрина чистой любви, доктрина освящения и пребывания в нас Духа Святого. Он - жизнь нашей жизни.
Те верующие, которые слепо подчиняются Божьей воле, используются, чтобы помочь другим ступить на внутренний путь. Видите ли, тех, кому нечего больше терять и не очем беспокоиться в отношении себя, Бог может использовать как проводников на пути к Своей воле для других людей. Те, что не оставили еще многого в себе, конечно же не пригодны для этого.
Когда я говорю избегайте мелочей, я имею в виду те мелочи, что Бог желает опустить на этот момент времени. Он зачастую не позволяет нам обращать внимание другого верующего на все то, что задержит этого верующего в его пути. Мы рассказываем ему о чем-то лишь в общих чертах, потому что большего он может не выдержать.
И хотя иногда мы говорим непростые вещи, Господь, несомненно, поможет постичь их.
Есть души, причиняющие мне большое страдание. Это эгоистичные души, полные компромиссов, сомнений и желания того, чтобы другие приспосабливались к ним и разделяли их склонности. Я не нахожу себя способной помочь им чем-либо вследствие их себялюбия. Когда я пытаюсь, рука, более сильная, чем моя, обуздывает меня. Я не могу предоставить такому человеку больше места в своем сердце, чем позволяет Бог. Я не могу приспособиться к их поверхностному состоянию, как и не в состоянии ответить взаимностью на их заверения в дружбе. Они неприятны мне.
Любовь, обитающая в моем сердце, не врожденная. Она исходит из глубины, отвергая все несоответствующее ей. То есть, не согласующееся с сердцем Бога.
Я не могу пообщаться с ребенком, не приласкав его, не испытав нежной привязанности к его невинной душе. Я не оцениваю человека внешне, но, скорее, по состоянию его души, ее близости к Богу и ее склонности к единению с Богом. Единственно совершенное единение — это единение души в Боге. Подобно тому согласию на небесах и на земле, что является следствием возрожденной жизни, проявляющееся в полной мере в душах верующих.
Тень становится больше и глубже, когда тускнеет свет. Так и те верующие никогда не возрастут в собственных глазах более, чем они уничижат себя перед Богом.
Внутренняя жизнь и человеческая исключительность — это Божий замысел, и людям не следует вторгаться эту область. То есть, никто не должен идти туда, кроме тех, кого призвал Бог, водимых Святым Духом и подготовленных Им. Но здесь возникнет проблема. Те, что оказались жадными до первых плодов божественного единения, получив некоторый опыт переживания с Господом, ощущают непреодолимое желание поделиться этой благостью с кем-нибудь еще, сделать свои переживания всеобщим достоянием. Чего этот человек не понимает, так это то, что он берет эту маленькую благодать, которая дана была лично ему, предназначалась конкретно для него одного, и раздает ее всем; такой верующий прошел слишком легко. Святое масло наполнило его лампу. Скоро он обнаружит, что ничего не осталось.
Мудрые бдительны и берегут свое масло, дожидаясь, когда их введут в покои жениха. Затем они делятся своим маслом, потому что Агнец есть свет, освещающий их.
Голую веру и полную отдачу можно уподобить двум херувимам, закрывающим ковчег. (Это из благодарности к месту, где Бог произнес Свое слово.) Вера покрывает душу, препятствуя ей исследовать себя и выискивать что-то противящееся ей. Отдача покрывает душу с другой стороны, предохраняя ее от излишнего внимания к себе, выискивания собственных потерь и приобретений, препятствующего, таким образом, слепой отдаче Богу.
Но вера и отдача рассматривают друг друга, как два херувима на ковчеге. Одно не может существовать без другого, поэтому и то, и другое необходимо для гармонии в душе. Вера в полной мере подчиняется отдаче, когда отдача покоряется вере.
Дополнение
ИЗБРАННОЕ
ВСЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
"Я рассматриваю опыт Иова", — говорит мадам Гийон, — "как отражение духовной жизни в целом". Бог лишил его имущества, а значит даров и благодати; затем детей, а значит и награды за все то хорошее, что он сделал, так как дети — это наше потомство, самое драгоценное наше приобретение; затем Он забрал у него здоровье, а с ним — и достоинство; затем Он поразил его, обратив в предмет боязни, ужаса и презрения окружающих; казалось даже, что этот праведный - грешник и еретик. Друзья обвинили его в том, что не осталось ничего праведного в нем, и поэтому он справедливо наказан за свои прегрешения. Но после того, как он гнил на навозной куче, стал практически трупом и от него остались только кости, Бог возвратил ему все: имущество, детей, здоровье и жизнь.
То же происходит и с теми, кто распят и погребен со Христом, а затем возрожден к обновленной жизни, получая назад все и чудесную возможность использовать все эти блага безгрешно, без привязанности к ним и собственной выгоды, в соответствии с Божественной, а не человеческой природой. Именно в этом проявляются истинное освобождение и истинная жизнь. "Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения..." (Рим. 6:5). Ограничивает ли, делает ли это свободу невозможной? Ничуть. "Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8:36).
РАЗОРЕН И СОКРУШЕН
Комментируя слова Иова "Он разорил меня со всех сторон, и я сокрушен; Он лишил меня всякой надежды, как дерево, вырванное с корнями", мадам Гийон сказала: "Средства уничижения души вплоть до полного сокрушения - это лишение ее всяческой опоры и всестороннее разрушение; ибо, если существует малейшая точка опоры либо какая-то минимальная поддержка, она не будет сокрушена; как утопающий, которому есть за что ухватиться, она никогда не утонет. Как человек, висящий над бездной, даже если нить тонка, не упадет, если не оборвать эту нить; аналогично, пока малейшая частичка нашего "я" не будет разрушена, мы не будем сокрушены. Вот почему Иов говорит, что будучи разрушенным со всех сторон, он, несомненно, сокрушен, и что всякая надежда на себя или даже на Господа была не только отсечена (подобно дереву, которое срубают, оставляя ему возможность когда-нибудь снова пустить побеги), но вырвана (подобно дереву, выкорчеванному с корнем), исключая возможность возникнуть снова. Это сравнение с деревом весьма удачно, так как показывает нам, что если остается хотя бы один корешок, то он может вновь прорасти; так и в нашей жизни: если что-то осталось не отброшенным, это что-то может постепенно "прорастать" и множиться. Вот почему Бог, в высшей степени милостивый к душе, не оставляет в ней ничего".
ЛЮБОВЬ ПОРОЖДАЕТ ЗНАНИЕ
Комментируя 1 Ин. 4:7-8, мадам Гийон сказала: "Несмотря на усилия, прилагаемые философами, пытающимися познать Бога посредством разума, они не смогут познать Его, потому что не любят Его и потому что большинство знаний большинства образованных мужей мира, лишенных любви - это обман. Любовь в Боге порождает знание, в то время как среди людей любовь подразумевает знакомство. Я знаю, что никто не способен любить, не познав Его, то есть, не познав Бога, достойного любви и почитания. Одного этого знания достаточно, чтобы склонить нас к любви к Нему, и, как только мы полюбим Его, мы начнем обретать истинное познание того, Кто Он и чего Он достоин; это познание является следствием опыта, приобретаемого лишь посредством любви; так же как владелец определенной ценности несравненно лучше осведомлен о ее истинной стоимости, нежели знающий о ней понаслышке. Вот почему написано: "Вкусите, и вам откроется" — вкусите прежде, посредством любви, насколько Он благ: и вам откроется знание, приобретенное в любви. О! Как заблуждаются те, все благочестие которых заключено в усилиях их разума постичь непостижимое и убеждающих себя в том, что молитва всегда должна быть осмысленной. О! нет! молитва всегда должна нести в себе любовь.
Хотите ли вы, чтобы ваша молитва была действенной? Больше любви — и вы достигнете желаемого. Начните свою молитву с действий и стремлений любви к Богу, Который есть Любовь, но не осмысленно, давая пищу разуму и оставляя без пищи свою волю (это все равно, что с пустым ртом). Продолжайте молитву в любви, позволяя Источнику Любви связаться с вами, постепенно, пытаясь своей любовью достичь Его и в конце завершите свою молитву искренней любовью и желанием всеобъемлющей любви к Тому, Кто заслуживает всей вашей любви. Но почему я говорю "завершите"? Нет, дорогие мои, никогда не завершайте, ни на миг не прекращайте любить, и вы никогда не перестанете молиться. Познание Бога приходит от любви, а не от видения либо учения. Лишь Бог дает знание о Себе посредством Своей любви, и тот, кто больше любит, тот и более осведомлен.
Познание, таким образом, сообщается через любовь: это Божья любовь, проявленная к нам и нами, подвигающая Его открывать Себя в нас, обнаруживать Себя в нас, как сказал Иисус Христос. Теперь, поскольку мы можем познать Бога лишь настолько, насколько Он явит нам Себя соответственно нашей любви, очевидно, что, посредством любви, любящий сильнее обретает и большее знание.
Апостол Павел в Рим. 1:18-22 сказал, что пытавшиеся познать Бога посредством собственных усилии и познавшие Его, но не прославившие Его как Бога, не имели любви к Нему. Эти надменные изыскания, лишенные любви, лишь способствовали их дальнейшему грехопадению. Это показывает нам, что не знание рождает любовь, хотя и предваряет ее, но подобное знание происходит от любви, хотя впоследствии осведомленность, порожденная любовью, способствует возрастанию самой любви, что, в свою очередь, проясняет знание и так беспрестанно — возрастая в любви, мы обретаем все больше знаний — свет все новых огней любви все ярче озаряет наш путь.
Огонь любви согревает и освещает. Это два неотъемлемых свойства огня - греть и светить; но в первую очередь огонь греет. А затем — освещает, хотя та же энергия, что греет, в последствии несет и свет. При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что целью является тепло, а свет это следствие горения. Посмотрите на уголь, который становиться горячим прежде, чем начинает светиться; посмотрите, как жар предшествует свету и впоследствии сопровождает его, когда полено бросают в огонь — оно не даст света, пока не нагреется и не запылает. Затем огонь угасает, но тепло остается, что говорит о том, что первопричина огня — тепло.
Давайте же любить, давайте же гореть, и мы станем просвещенными, обретем истинное знание — ступим на истинный путь познания Бога и любви к Нему.
И пусть эта любовь к Богу порождает в нас любовь к ближнему, потому что, будучи детьми Бога любви, той любви, что позволяет нам любить Бога, как нашего Отца, позволит нам возлюбить и ближнего своего, как нашего брата".
СОКРЫТАЯ МАННА
Чем более человек верует во всемогущество Бога и Его любовь к людям, чем более он следует Божьему водительству, слепо отдаваясь ему, тем больше в нем будет чистой любви, а также посвященности в те истины, что содержатся в духовных переживаниях Священного Писания. Он с огромной радостью обнаружит, что все внутренние переживания описаны доступно и понятно; он будет счастлив встретить Проводника, чтобы переправиться через Чермное море и испытать впоследствии страх перед пустыней; но не сможет пережить совершенного счастья, пока не достигнет земли обетованной, где все его прежние невзгоды покажутся ему лишь сном. Пребывая в восторженном состоянии, он не поверит, что за это было дорого заплачено всеми несчастьями, что он перенес, хотя и должен был страдать больше.
Лишь двое из множества людей, вышедших из Египта, достигли земли обетованной. Как же это произошло? Недостаток храбрости, ропот и сожаления по оставленной земле. Если бы они были храбры и исполнены веры, потребовалось бы лишь несколько месяцев, чтобы оказаться здесь; но ропот и упадок духа сделали их скитальцами на сорок лет. Случилось то же, что и с теми, кого Бог хочет провести по внутреннему пути. Они горюют, не по египетскому луку, но по прелестям жизни, когда их приглашают пойти по чистой и пустой дороге. Они восстают против своего вожака, отдаляются от обетований Божьей добродетели; они вызывают Его гнев и разжигают Его ярость, словом, обрекают себя на крайне долгий путь, хождение вокруг горы; продвигаясь на шаг вперед, делают четыре назад, и большая их часть не достигает обещанного конца по собственной вине. У нас есть верный Проводник, Тот что Облако днем, скрывающее от нас солнечное сияние, ведет нас твердою рукой: темной ночью веры являет нам огненный столб, указывая нам путь. Что это за огненный столб, как не Божественная любовь, сияющая тем ярче, чем слабей и темней наша вера. Давайте же довольствоваться этой сокрытой манной внутреннего пути, которая будет питать нас несравненно лучше, чем та грубая пища, к которой столь стремится наша плоть. Давайте же сделаем выбор в пользу умерщвления плоти, а не духа.
ОСТАВЬТЕ ЭТО БОГУ
Очищение души нужно оставить Богу. Он сделает это безупречно, в то время как душа подчинится этому очищению, не вмешиваясь и не препятствуя. Но делать это самому — значит испортить все, превратить Божественное в заурядное. Вы могли встречать тех, кто читал или слышал о том, что душа должна лишиться всего, и начинали действовать самостоятельно и всегда безуспешно: поскольку они обнажают самих себя. Бог не покрывает их Собой, потому что (и это должно быть соблюдено) Божественная цель обнажения души — снова одеть ее. Он разоряет лишь для того, чтобы обогатить, таинственным образом заменяя Собой все, что Он забрал у этой души. Иначе дело обстоит с теми, кто действует самостоятельно. Они, несомненно, теряют по собственной вине Божьи дары, и при всем этом они не обретают Бога.
ОТОСЛАННЫЙ В ПУСТЫНЮ
В своем комментарии к словам из Лев. 16:9-10 "и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, акозла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую", мадам Гийон сказала: "Существуют два рода пустынь. Первая касается нас самих: нам необходимо пересечь ее прежде, чем мы обретем способность оказывать помощь другим - это пустыня внутри нас, это разделение и отделение всего и самих себя, отвержение всего для столь полного освобождения себя, когда мыне принимаем более участия во всем, касающемся нас, мы уже не существуем, предавая себя, беспомощных, в Божьи руки и растворяясь в Нем на веки вечные.
Другая пустыня — это та, куда частенько изгонялся апостол во благо братьев своих. Он должен иметь недостатки и претерпеть изгнание от Бога, так сказать, наперед, учитывая его особое положение, и отсылался в пустыню. Являясь козлом отпущения, он оставался совершенно беззащитным. Предназначение же других - добрые дела, святые деяния, и потому жизнь их завершается благочестиво, и они получают награду от Бога. Возлюбленные, это и есть распространение миссии Иисуса и деяний апостолов. Разные судьбы, уготованные Господом этим двум козлам, суть то, что не все очищенные души призваны к апостольской жизни. Эти два козла представляют людей двух видов, призванных Богом стать Ему жертвой, принесенной по-разному. Кому-то отречением — от себя в Господе и непосредственным соединением с Ним, им Он являет Свою удивительную милость, позволяя принадлежать лишь Ему одному, жертвуя Ему всего себя без остатка, не оставляя для себя совершенно ничего. Предназначение же других — добрые дела, святые деяния; и потому жизнь их завершается благочестиво, и они получают награду от Бога".
ПУТЬ, ИСТИНА И ЖИЗНЬ
Комментируя слова "Я семь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14:6), мадам Гийон сказала: "Я, сказал Иисус, есть Путь, ведущий тебя. Я не дам тебе заблудиться. Необходимо каждому следовать этому пути, ибо никто не сможет следовать за Мной, не следуя тому, как Я жил.
И тот, кто пошел этим Путем, войдет в Истину, в которую ведет этот Путь, Я и есть эта Истина. Как человек, Яесть путь, которым он должен следовать; как Слово, Я есть Истина, научающая того, кто услышал ее и отрекся себя в этой Истине. И как Мне не быть Истиной, коль скоро Я являю истинную волю Отца Своего? Являясь пределом Его познания, Я неизбежно являюсь Его Светом и Его Истиной.
Поэтому, следуя земной жизни Иисуса Христа, мы проникаем в Его Истину через Слово. Но как мы проникнем туда? Слушая Его, поскольку Отец наставлял нас: "Это Мой возлюбленный Сын, посланный с тем, чтобы указать вам Путь истинный, слушайте Его!"
Он есть Истина, которая может быть выражена только Богом. О, как это прекрасно — слушать Божественное Слово и проникать в Его Истину! Человеческое сердце столь дивно сотворено, что внемлет Истине Слова, которая есть ни что иное, как Его Дух. У сердца есть два маленьких уха, обращенных к Нему, чтобы слушать то, что Он сказал: "Я не должен двигаться — лишь слушать".
Но ухо, открытое для одного, должно быть закрыто для другого: открываясь для Слова, необходимо закрываться для всего остального. И еще: приняв Слово, необходимо закрываться, дабы сохранить его Дух; но через время открыться снова, отпуская Дух к Тому, Кто сообщался с тобой посредством Духа. Такова функция человеческого сердца, предназначенного принять посланное Слово.
Затем душа следует Путем Иисуса Христа, как человека, и проникает в Иисуса Христа, как Истину и Слово, принимая впоследствии свойства Его жизни. Потом Он формирует Себя в этой душе, так сказать, воплощаясь в ней и уже потом, после следования за Иисусом Христом, как человеком, и проникновения в Его Истину и Слово, Он входит, чтобы дать Жизнь, уже как Человек-Бог; делая жизнь человеческо-божественной и божественно-человеческой для души, в которой живет лишь Он, и для которой нет больше ее собственной жизни.
Все это, звучавшее уже неоднократно, должно восприниматься в смысле духовном. И, тем не менее, никто не сможет прийти к Отцу, кроме как через Сына, следуя Ему как Пути, без которого мы не сможем спастись".
ФАВОР, ЗАТЕМ ГОЛГОФА
Комментируя слова "При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Мф. 17:4), мадам Гийон сказала: "Иисус выбрал трех апостолов стать свидетелями Его славы, чтобы укрепить их для будущих страданий и придать им силу устоять во время Его распятия, не вознегодовать против позорной смерти, которой Его предали. В то же время Он ведет их в духе к Богу, где Он даст им знание жизни Слова. Но это не предполагает, что Он открывается им во славе человеческой, подчеркивая их исключительность, без возвеличивания их достаточно глубоким знанием Его божественности.
До того момента они были вполне удовлетворены тем, что Иисус - Сын Бога, истинного Бога, особым откровением, которое было им дано, и которое открыто признал Петр. Но эти три апостола, столь привилегированные, получили знание Жизни Слова в Отце и от Отца в Слове, что явно указывает на то, что недолго сиять лицу Иисуса Христа и его одеянию, которое ослепляло, но скоро затмится новым, внутренним, светом.
Жизнь Иисуса была обычной жизнью, в которой не было ничего необычного, связанного с Ним лично. Его преображение было феноменом, посредством которого Он хотел выделить и подчеркнуть отличие славы внешней и той, что сокрыта внутри.
Когда душа приближается к Богу, иногда она отражает внешне, нечто, происходящее внутри. Но это происходит редко, потому что души верующих, отрекшиеся всего, Бог любит держать сокрытыми. И это то обычное состояние, в котором Иисус пребывал долго, скрывая Свою истинную суть под внешней заурядностью, явившийся, как люди и представший, как люди.
К тому же, преображение Спасителя было скоротечным, потому что Он должен был жить как простой человек, чтобы каждый был в силах следовать Его образу жизни, жизни веры и сердца, а не жизни света и сияния — даров мимолетных, благодати, которой нам не следует желать.
Но поскольку было необходимо, чтобы Иисус Христос освятил все состояния, Он претерпел также и преображение; не только лишь чтобы подчеркнуть мимолетность благодати и особенного сияния, но также чтобы привести яркий пример состояния преображения, происходящего в душе, когда Бог благословляет ее, проводит внутрь Себя с безукоризненной чистотой и освобождает ее от самой себя; проводит в Себя, лишая ее личности и растворяя в Божественной бесконечности.
Это происходит в глубинах души, которые надолго остаются Божественной жизнью и центром перед превращением души, следующей за внешним превращением, которое свершится гораздо позже; но когда свершится, то тело наподобие одеяний Иисуса Христа, обретет чистоту истинно ангельскую; душа в то же время озарится светом, в наиболее чувствительной части духа, как раз на лице Иисуса, засверкает яркий свет.
Разговор Моисея и Илии с Иисусом был об упразднении или смягчении строгости Закона, о признании Евангелия Благодати и свидетельствовал о том, что Дух Иисуса Христа был сутью - душой и жизнью всего "Закона и Пророков". Было необходимо, чтобы они осуществили это таинство, чтобы показать, что все происходившее с ними и явленное через них было лишь образом или символом того, что полностью воплотилось в Иисусе Христе и через Него во всех чистых душах.
Петр, который хотел уберечь Учителя от страданий, страстно желал, чтобы Он остался со Своим окружением и остаться с Ним. Как часто мы впадаем в подобное неверие, заблуждаясь гораздо более чем Петр, — стремимся к покою и жизни, когда нужно выбрать страдания и смерть; требуем славы Фавора, когда необходимо следовать жертве Голгофы; или тешим себя, пребывая в радостном умиротворении, получив скромный дар от Бога, который дан нам лишь для того, чтобы мы шли дальше и обрели желание искать только Бога! Душа, еще не приблизившаяся испытывает определенного рода причастность к славе Сына Божьего и не стремится расставаться с этим чувством, расслабляется и не находит ничего лучшего. "Позвольте нам поставить здесь, — говорят они, — шатры (кущи), чтобы отдохнуть и спокойно жить". О! Несчастные, слепые души! Вы не знаете, что требуете большего, нежели знал Петр, когда говорил. Ведь речь идет о кресте, а не об удовольствии.
Петр поступил здесь наподобие большинства начинающих духовный путь — захотел удержать все; совместить прежний закон с новым, соединить строгость Илии с нежностью Иисуса Христа. Это непоследовательно. Необходимо, чтобы один уступил место другому. Эти верующие в начале пути не уступают духу Иисуса Христа, потому что стремятся удержать все и ничем не хотят поступиться.
Есть ли необходимость в этой куще для Иисуса Христа; слуги должны подчиняться хозяину; и когда Бог пожелает явиться Сам, все орудия и результаты человеческой деятельности должны исчезнуть. Для этой жизни кущу Иисуса более удовлетворяет душа распятая, нежели светящаяся.
В БОГЕ, ОТ БОГА И ДЛЯ БОГА
Святость, которую требует от нас Бог —это святость по отношению к Нему Самому. Тогда святость Бога в Нем, от Него и для Него; и поэтому необходимо, чтобы святость этих душ была в Боге, от Бога и для Бога. Она должна быть в Боге, существовать лишь в Нем, так как в противном случае будет являться еще чьей-то, обкрадывая Его; от Бога, ибо святость, полученная не от Бога, не может называться таковой; для Бога, как обращенная к Нему, центру своих устремлений, и призванная служить Его славе. Душа, проникшая в Бога, уже не нуждается более в чем бы то ни было ни в себе, ни от себя, ни для себя; лишаясь всего в Боге, душа обретается лишь в Нем одном, и это подчинение не ради нее самой, а исходящее от нее самой.