Какое из лишений требует большего мужества?
Достигая совершенства
Жанна Гийон
От издателя
Известный французский мистик XVII века Жанна Мари Бове де ла Мот-Гийон родилась 13 апреля 1648 г. в Орлеане в семье судебного поверенного.
Её родители были очень религиозными людьми и воспитали дочь в духе послушания и благочестия.
Образование она получила в монастырях. Несмотря на то, что Жанна Бове была хрупкой болезненной молодой девушкой, она истово практиковала изнуряющий аскетизм, укрепляясь близостью с Богом и посвящая себя служению Иисусу Христу.
Она рано познакомилась с трудами Святого Франциска де Сале и Святого Жана Франка де Шантал и начала интенсивно применять все их обетования и практики, втайне мечтая создать и быть руководителем ордена, идейную основу которого она вынашивала в ранние годы.
Но судьба распорядилась иначе: в шестнадцать лет её выдали замуж за богатого человека Жака Гийона, которого она увидела за два или три дня до свадьбы и который был старше её на двадцать два года. После двенадцати лет несчастливого замужества она в двадцать девять лет осталась вдовой с тремя маленькими детьми.
Она была очень несчастлива, особенно в семье мужа, и её единственным утешением была всепоглощающая вера в Бога и необоримое желание единения с Ним, но ей было очень трудно объединить мистические практики, почерпнутые из трудов Сале и Шантала, со своей молитвенной жизнью — она всё дальше уходила в духовный тупик.
В этот критический момент жизни она познакомилась с молодым францисканцем, слова которого перевернули всю её жизнь: "Ты падаешь в бездну всё время, что я наблюдаю за тобой. Приучи себя ощущать Бога всобственном сердце и ты найдешь Его там". С этого времени, очищая себя, она начала практиковать крайний аскетизм, пребывая в постоянной молитве.
Через короткое время по протекции монахини Женевьевы Гранже она прошла через торжественное мистическое бракосочетание со Христом.
В это время мадам Гийон знакомится с основами мистического учения отца Лакомба, который оказал на неё большое влияние. Под влиянием его трудов она обрела духовный опыт, описанный в книге "Жизнь мадам Гийон". В ней она раскрыла суть "трех шагов" духовного возрождения.
Первый шаг — это "погружение" в созерцание Бога; второй — это "молитва простоты", которая помогает пребывать в состоянии молчания в Божьем присутствии; третий шаг проходит в активном созерцании, которое помогает душе, сознающей, что Бог владеет ею, разрешать Ему действовать и, оставаясь в покое, принуждает себя к Божественному, отрекаясь от всех своих собственных интересов. Этот последний шаг есть "чистая любовь".
Духовные искания Жанны Гийон изложены в трудах "Познание глубин Иисуса Христа”, "Союз с Богом", комментариях к "Песни Песней", "Духовные письма мадам Гийон", "Выход", "Книга Иова" и др.
Много раз мадам Гийон подвергалась гонениям со стороны короля Франции и католических епископов. Её арестовывали, заточали в Бастилию и Лурд, её предавали забвению. Она жила в полной изоляции более пятнадцати лет, но не оставила преданности своим идеям и любви к Иисусу Христу.
Её работы начали публиковаться в Голландии в 1704 году. И принесли ей известность в Англии, Германии, среди методистов Америки. Во Франции, которую она так любила, мадам Гийон была забыта. Умерла она 9 июня 1717 г.
Её доктрина и книги представляют интерес для всех, кто интересуется теологией, путями духовных исканий и преображением духовной сути человека, ищущего Бога.
"Многие согласны нести крест, но едва ли единицы готовы снести бесчестие"
Жанна Гийон
Глава 1
В тиши
Первое, чему должен научиться духовный паломник - это находиться в тишине и молчании перед Богом и оставаться перед Ним, приходя к Нему без просьб или личных желаний по любому поводу.
Если христианин решает действовать по своему усмотрению, то, несомненно, он препятствует Богу в Его действии. Христианин действует лишь только для обоснования эффективности своей собственной активности. (Он решил сделать что-либо дляБога, а не сБогом.) Когда христианин предстаёт пред Богом, ему следует научиться умирать для любых влияний, рождающихся в нём, они только усугубляют состояние его природного естества. Если он остаётся перед Господом, подавив свою волю, то уподобляется мягкой губке, - материалу, которым Бог пользуется с великолепным мастерством.
Тогда христианин входит в новое состояние, состояние активности, но теперь его воля полностью подчинена Богу и не имеет своих собственных мотивов. Действия верующего при этом уже не происходят от него самого, но рождаются под влиянием нежных и любвеобильных веяний Святого Духа, живущего в нём.
Глава 4
Его воля — твоя
Что означает утверждение: Господь сеет Свои желания в самом сердце верующего? В Божьей работе над нами наступает момент, когда Он хочет дать нам некое духовное благословение, переживание или даже нечто материальное.
В этот момент мы должны понять путь молитвы.
Господь готовит сердце христианина для получения благословения. Тогда Он дает ему желание, которое начинает расцветать из глубины его сердца (Псалом 36:4). Как же Господь это делает?
Дух Господень, живущий в тебе, начинает совершать ходатайство в тебе. И это ходатайство Он совершает за тебя... и ходатайство — по воле Божьей. Он ходатайствует, и Он просит (прямо изнутри тебя) того, что является желанием Его сердца! Теперь это уже не только лишь желание Бога и Духа. Это стало и желанием верующего в глубине его сердца.
Просьба на самом деле приходит от Духа Святого, а желание — от Отца. Воля христианина лишь становиться одним с этим желанием.
Желание унижения со стороны христианина на порядок ниже желания христианина любить Бога. Тем не менее, Богу иногда угодно смирить христианина (часто посредством гонений), поэтому Он помещает в его сердце великую жажду унижения. Я называю это "жаждой". (Я преднамеренно употребила здесь слово "жажда", чтобы различать его с понятием "желание".)
Наступают и другие времена, когда Господь побуждает верующего молиться о конкретных вещах. Христианин в этом случае полностью уверен в том, что такая молитва происходит не от его воли. Эта молитва и это желание рождаются в Боге. Верующему не позволяется молиться за того, за кого он пожелает или о том, чего он пожелает, и даже тогда, когда он пожелает!
В этом — лучшем — способе молитвы христианин не возносится, не гордится и не превозносится, если именно его молитва получает конкретный ответ. Он прекрасно знает, что в этом первоначально было именно Божье желание, и что на самом деле это Господь молился этой молитвой, и Сам Господь послал просимое! Всё это представляется мне несравненно более ясным, чем я могу описать на бумаге.
Глава 6
Сила простоты
Чем чище элемент, тем проще его строение. Из этого следует, что чем более полно самоотречение этого элемента, тем более он может быть полезен. Позвольте мне проиллюстрировать это.
Нет ничего чище и проще воды. И ничего на этой земле не используется чаще, чем вода. Почему? Она — жидкая. Сама по себе вода не имеет вкуса и цвета. Но она готова безропотно принимать различные добавки. Сама она безвкусна, но, принимая разные примеси, может иметь различный вкус. Также неверно было бы сказать, что вода имеет какой-либо цвет - его придают ей вещества, которые добавляют в воду или растворяют в ней. Именно благодаря изначальному отсутствию цвета и вкуса, благодаря натуральной чистоте и простоте, вода применяется столь повсеместно, разнообразно и обильно!
Если бы нам удалось спросить у воды: "Вода, каковы твои свойства?" — вода ответила бы: "Мои свойства заключаются в том, что я не имею никаких свойств. Я инертна" - "Да, но я вижу, что ты имеешь красный» цвет", — сказали бы мы. — "Посмею заявить, — ответила бы вода, — что я вовсе не красная в соответствии с моей природой, и я никогда не вопрошаю о том, что делают со мной, когда придают мне цвет или аромат".
Далее, вода относится к форме точно так же как и к цвету. Она жидкая и податливая. Она мгновенно и предельно точно принимает форму сосуда, в который её помещают. Если бы вода имела неизменные, постоянные свойства, она не смогла бы так идеально принимать ту форму, которая требуется от неё, точно так же, как не смогла бы приобрести вкус и цвет, требуемый от неё.
Подобно этому действует и Дух Святой, живущий в нас; подобна воде и человеческая воля... когда она находится в состоянии простоты и чистоты. Вода не имеет собственного цвета или аромата. Точно так же, как вода приобретает оттенки и свойства, привнесенные другими веществами, податлива и воля человека, всецело преданная Богу! Бог является автором того, что с ней стало.
Явижу всё это как самое правильное состояние воли христианина. Душа более не различает ничего и не понимает ничего из того, что имеет в себе. Воля не различает ничего принадлежащего ей. Остается лишь чистота. Всё, что приходит в такую душу от Господа, принимается полностью. И ничего не удерживается для себя лично.
Какая личная потеря! Но взгляните же на приобретение! Какой невосполнимой была бы потеря, если бы не эта потеря!Сколь многому вода может научить нас!
Глава 7
Путь, которым часто следуют
Тот, кто наслаждается Богом в невыразимой степени, приобретает утонченный вкус, и ему не так легко угодить чем-то земным. Тот же, кто познал это высокое состояние, а затем оставил своего Господа и позволил себе быть виновным в грехах против Него, это тот, кто искал Его только ради своего наслаждения и благосостояния. Он не искал Господа ради Него же Самого.
Когда Господь отбирает приобретённое, когда Он допускает вжизни боль и страдания, когда кажется, что вокруг лишь несправедливость, тогда такой "ищущий христианин" несомненно уйдет и найдет свое удовольствие где-либо ещё. Когда Бог более не удовлетворяет его, он ищет удовлетворения в мире, в людях, даже в других верующих. Но помните следующее: его состояние никогда так и не изменилось. Он просто ищет и искал то, что принесло бы ему счастье. Это его постоянное состояние. Он заботится о себе, о том, что дало бы ему возможность почувствовать себя комфортно. Конечно же, это ни что иное, как самовосполнение.
Почти каждая страдающая душа найдёт себя ищущей слишком большого утешения! Она всегда будет чрезмерно пристрастно искать выход из состояния страдания. Вместо того чтобы возжелать смерти, она ищет выход. Когда верующий достигнет этого состояния, произойдёт одно из двух: он повернётся вспять, продолжая искать свои прежние пути, в которых он надеется получить исцеление и утешение от полученной боли и пережитых страданий, разыскивая то, что было потеряно... своё утешение. Или (что хуже всего) он обнаружит, что не имеет более чувства и осознания Бога и станет пытаться заменить его чем-то ещё.
Раннее я утверждала, что такая любовь к Богу нечиста, что она чувственна и совершенно эгоистична. Если душа не находит более наслаждения в Боге, она отпадёт от Него! Она начнёт удовлетворять свои чувства духовными переживаниями, не являющимися духовным хождением!
Франсис де Сале утверждает: "Как только их наслаждение Богом прекратится, они тотчас обращаются к наслаждениям беззаконным. Если их вкус был утончен духовным наслаждением, то теперь они не могут удовлетворить себя чем-либо ещё, кроме непостижимо поощрённого беззакония и постыдного удовольствия".
Таковые ищут полного сожжения своей совести (а возможно, также и раскаяния) посредством позволения себе постыдных промыслов. Если бы они любили Бога той любовью, которая чиста во всех отношениях, они не отпали бы от Него во времена страданий.
В действительности, это знакомство с великой болью является самым опасным периодом всей духовной жизни. Когда Господь уберёт внутреннюю поддержку, то душа верующего, несомненно, возжелает обратиться к внешним источникам наслаждения и комфорта и снова пережить это чувство блаженства.
Через некоторое время становиться ясным, что человек ищет выхода из этого неудобного состояния. Многие духовные паломники разбили свою жизнь навсегда именно в этом состоянии. Это проблемы, которые я постоянно и с особой тщательностью описываю в своих трудах.
Конечно же, в начале пути Господь привлекает нас к себе великими услаждениями и обилием небесного утешения. Он привлекает нас чем-то сильным и могущественным, иногда даже превозмогающим. Но поскольку страдания, несправедливость, безысходность и боль этой жизни часто сильно влияют на христианина, мы как бы делаем вывод: благословения Божьи вовсе не имеют силы. Память о самых впечатляющих небесных наслаждениях, когда-либо пережитых нами, стирается на фоне несправедливости, преследований, страданий и боли! Вот почему так важно для христианина, терпящего страдания в своей жизни не бежать от них, но принимать их с благодарностью. Более того, он не должен стремиться к облегчению страданий, к тому, чтобы облегчить их посредством поиска утешений и удовольствий.
Христианин должен достигнуть состояния, в котором он более не подвержен веянию всех этих ветров. Затем — он не должен быть подвержен колебаниям. Он должен достичь того состояния, в котором не споткнется в час, когда ему придётся довольствоваться меньшим, чем небесное наслаждение. (Тем не менее, это состояние не должно быть лишь только упражнением сильной человеческой воли.)
Жить в отсутствии небесного блаженства, это значит быть в ожидании. Такое случается с христианами. Более того, потеря небесного услаждения совершается часто посредством того, что святой Иоанн Креститель называл ночью чувств — когда чувства погружаются во мрак. Ощущение духовного исчезает совсем! Да, это страшная пора для верующего. Но вовсе не обязательно, что это произойдёт, если он вытерпит всё до конца и не будет искать выхода из этого сложного положения.
Христианин, который ищет Бога ради Самого Его, чаще может казаться брошенным, нежели востребованным. Тем не менее, он не брошен Богом! Со временем этот христианин поймёт, что для него лучше бояться небесных благословений, чем принимать их. И он полюбит крест без страха перед тем, для чего крест предназначен.
Есть место, которого душа может достичь. Называется это место полной смертью. Душа верующего становится настолько поглощённой Богом, что не находит более никакого удовольствия в теле. Оставить Бога после достижения этого состояния означает, что душа эта - самое ничтожное создание во всей Вселенной. Почему? Потому что она знает, что не сможет никогда уже найти удовлетворения ни в одном из внешних источников. Всё остальное выглядит таким мелочным в сравнении с небесными усладами. Услаждать же себя чем-то внешним — лишь усугублять мучения.
Можно только представить себе, в какой агонии мучился Люцифер, когда, будучи низверженным с небес, вынужден был обитать вмиру, зная при этом, что он уже никогда не вернётся к небесным обителям. Преуспевающий христианин может чувствовать, что если он не последует за Господом, его собственное состояние может оказаться очень похожим на вышеописанное. Поэтому он не посмеет отпасть. Это христианин, почивающий в Боге, который не нуждается в наслаждениях (и даже во внешних видах утешения), чтобы следовать за Господом.
Вот почему, повторяясь, я говорю, что более преуспевающему христианину труднее отпасть от Господа. Он видит конечный результат того, что может произойти. Постепенно он утверждает себя в постоянстве. В конце концов лишь гордыня и ожесточение смогут увести его от взаимоотношений с Господом. Конечно же, он тоже сможет отпасть, как отпал и ангел света. Но посмотрите, как трудно таковым теперь возвратиться к Богу. Ябы даже сказала, что и отпасть, и вернуться к Богу — одинаково трудно. Отпадение и возвращение — практически невозможные действия. В любой ситуации, в которой мы оказываемся, Господь подсказывает нам путь ко спасению, но, в силу нашей озлобленности, покаяться невероятно трудно. И, говоря языком человеческим, такая потеря будет более болезненна для Бога, чем миллионы других.
Но теперь давайте обратим наши взоры к тем, кто только вступает на стезю духовной жизни, и, возможно, переживает "ночь своих чувств". Таковые души не утверждены прочно в Господе. Они ещё не пережили смерть своего "я" (хотя на кресте Иисуса это уже произошло). Когда они находят, что не переживают более тех услад, которые были приобретены ими при первом познании Бога, то обращаются к тем наслаждениям, которых не находят в Боге! Но очень скоро осознают, что мирские наслаждения мимолетны и устремляются на поиски переживаний, которые удовлетворили бы их. Если таковые когда-либо вернутся к Богу, это будет чудом. Ведь если они однажды вкусили небесного, Божественного, а затем отреклись от этого, возвращение будет трудным.
Глава 8
От себя — к Богу
Познание христианином Бога должно измеряться его отделением от своего "я".
Что я имею в виду, говоря "свое "я""? Какое определение можно ему дать? Это личные взгляды человека, его чувства, то, что он помнит; о чем думает; его личные интересы и самовосприятие. Это и есть "я". Когда верующий только приходит в присутствие Господне и начинает путь к центру своего естества, то будет сильно поглощен самовосприятием и будет пребывать в полном осознании своего "я". Но подбираясь к центру своей сущности, где он встретится со своим Господом, он даже более того поглощен собой!
Когда же в конечном итоге он доберется до центра своего естества, то перестанет смотреть на свое "я". Его чувства, его память, его мысли, его интересы и самовосприятие станут постепенно слабеть. Пропорционально движению христианина от самого себя, он видит самого себя все меньше и меньше, — ведь его взор обращен в другом направлении.
Самовосприятие полезно и важно в самом начале пути. Но именно в этот момент оно не полезно, а вредно.
Когда человек отправляется в путь, направляясь внутрь себя, его взгляды непременно будут самонаправлены и сложны. Так и должно быть. Но в конечном итоге они упростятся и сосредоточатся на духе (при этом они все же не утратят элементов самонаправленности). Позже душа, все еще сохраняя прежнее направление, уже не сосредоточивается на себе. В этом состоянии душа обретает дар видения.
Хочу вернуться к сравнению с гостиницей. По мере того как путешественник приближается к гостинице и видит ее, ему уже не нужно искать к ней дорогу или уточнять свое местонахождение. Он сосредоточивает свой взгляд на цели своего пути, то есть на гостинице, стоящей перед ним. Затем, входя в нее, он больше не думает о том, как найти к ней путь, даже не думает о самой гостинице. Он достиг места отдыха. Он прибыл в центр. Трудности пути теперь позади.
Христианин учится переходить из этого состояния в такое, когда самовосприятие практически прекращается, и когда лишь восприятие Бога, пребывание с Ним, пребывание в Нем и даже, возможно, полная потеря себя в Нем преобладает над остальным. Все меньше и меньше самосозерцания, все больше и больше — полного погружения в Бога. Я бы даже сказала "потери себя в Божьей бездне". Христианин даже может достичь такого состояния, в котором он не знает и не различает более ничего, кроме своего Господа. (Я бы даже сказала, что любой самоанализ в это время может серьезно повредить его отношениям с Богом.)
Спросим же теперь: "Посредством чего можно преступить грань своего "я"'. Вот ответ: посредством полного подчинения своей воли. Что я имею в виду под "полным подчинением воли"?
Воля управляет нашим пониманием и нашей памятью. И хотя это понятия определенно различные, по сути — одно целое. Когда же верующий достигает центра своей сущности (когда он приходит в гостиницу), его понимание и память подчиняются Богу. (Эти два элемента подвластны Богу и никому более, кроме Бога: ни самому себе, ни другим, но только Ему.)
Человек, перешагнувший этот рубеж (оставивший свое "я" и подчинивший свою волю), это уже совершенно не тот человек, что пускался в путь в стремлении достичь центра собственной сущности.
Ядолжна сказать, что верующему, ищущему Бога, необходимо перешагнуть этот рубеж.
Желая прочно утвердиться в Господе, он должен преодолеть огромное расстояние за этой гранью. Внутренний мир человека нелегко меняется и преобразуется. Видите ли, что прибытие в гостиницу, это единственное проникновение в глубины Господа ничуть не меняет нас. Если мы действительно меняемся, то должны последовательно пытаться вспоминать себя в своем центре.
Поэтому, я бы не останавливалась и не задерживалась ни на чем из ранее сказанного в этой книге! Не следует учиться (и учить) снова и снова тому, что было сказано до сих пор. Это все равно, что пережевывать уже съеденную пищу! Это предвестие смерти. Нет! Придорожная гостиница — это лишь начало пути. Не оставайся в ней! И если ты учишь кого-то следовать внутрь, но доводишь его лишь до этого места, то ты сделал для него мало, если не сказать — ничего!
Обретя навыки, позволившие ему добраться до этой гостиницы, христианин должен теперь исследовать области, лежащие за ее пределами, — исследовать часто и последовательно.
Мы постепенно преобразуемся!
Глава 10
Истинное начало путешествия
Вступая на внутренний путь, христианин сталкивается со множеством препятствий, вроде приведенных в предыдущей главе в аналогии с гостиницей. Но, когда христианин отважится перешагнуть этот рубеж, оставляя позади блуждающий разум, многие мысли и начнет приобретать первый опыт единения с Господом, он обретет огромную радость и глубокое удовлетворение. Он также может совершить грандиозную ошибку, заявив: "Вот, наконец, христианская жизнь". Ничто не может быть дальше от истины. В этот период жизни Господь привлекает христианина радостью, духовными ощущениями, многими благостями. Воистину, это незабываемое время в жизни верующего. Но истинные переживания все еще впереди, как, впрочем, и испытания!
Немногие христиане стремятся к глубокому хождению со своим Господом. Не многие даже пытаются найти ту придорожную гостиницу; амногие из тех, что пытаются, остаются разочарованными. Те же немногие, что решили продолжить путь — освежившись множеством духовных благостей и великолепных открытий единения со Христом — очень часто отпадают чуть позже, по мере спада восторга и привыкания к духовным переживаниям. Блеск новизны тускнеет, да и сами они стареют с годами.
Наступает время в жизни верующего, когда Господь удаляет радость. Складывается впечатление, что Он также лишает нас Своих благостей. В это время христианин может оказаться посреди преследований. Причем придут эти преследования со стороны именно религиозных властей, христианских лидеров. Далее он будет терпеть многие трудности дома и в личной жизни. Его могут ожидать серьезные проблемы со здоровьем. Иными словами, во многом он будет терпеть великие боли и скорби, не говоря уже о бесчисленных потерях. Христианин будет переживать уникальные ситуации, которые, как ему покажется, никто и никогда не переживал. Другие верующие, которым он доверял, могут быть к нему несправедливы, заставят его испытать чувство горечи. Он испытывает это не только по отношению к людям, но также и по отношению к Богу - ведь посреди всей боли и сумятицы ему покажется, что и Бог тоже оставил его!
Как раз в этом состоянии многие верующие и прекращают свой путь — видя, что Господь оставил их в духе и оставил их дух умирать в то время, когда мир и все вокруг рушится, друзья оставляют их, а великие страдания и боль изобилуют повсеместно в их жизни.
Вот теперь наступило истинное испытание ученичества. Только в таких обстоятельствах проверяется наша посвященность Христу. Мы прошли через переживания, энтузиазм, восхищение, возбуждение предвкушения неизведанного, а также радость обретения глубокого общения с Богом. Но истинная земля обетованная всегда находится за землей опустошенной. Обетование можно обрести, лишь дойдя до края бесплодной пустыни.
Когда христианин попадет в эту дикую местность, это безжизненное пространство, эту темную ночь чувств, именно в этот момент он коснется истинного переживания Христа, воззвав: "Почему?!" - только в этот момент, когда верующий пойдет открытым в вере, он воистину станет утверждать себя и укрепляться в Господе.
И лишь немногие продолжают — тихо и умиротворенно - стремиться к Нему. Тайно. Смиренно. Незаметно. Бескорыстно. Не ожидая ничего, кроме славы Божьей! Не человеческой! Но Божьей!
Мы начинаем наш путь (внутри нашей истинной сущности) только там, где теряем все... да, даже наше глубокое общение со Христом!
Когда ты сможешь подойти к придорожной гостинице без чувств, без желаний; когда ты сможешь пройти это место, и, не видя своего Господа, поверишь, что Он здесь, глазами только лишь своей веры; когда ты сможешь идти далее и далее во Христе без чувств и желаний, даже без малейшего соприкосновения с присутствием Божьим; когда ты сможешь предстать пред Ним, когда все вокруг тебя и в тебе либо рушится, либо уже умерло; когда ты сможешь предстать пред Господом без вопросов и требований, лишь только в вере, и там, пред Ним, благоговейно поклоняться Ему, уничижая себя, не ощущая духовно Его присутствия, но концентрируясь на Нем и вокруг Него, — тогда и начнется испытание твоей посвященности. Тогда и начнется истинное путешествие христианской жизни.
Глава 11
Духовное пристрастие, репутация и крест!
Христианская душадолжна каким-то таинственным способом принять, коснуться и объять божественные переживания. Путь христианской души— ничто иное, как постоянное, непрекращающееся соприкосновение с божественным крестом, с позором и смятением. Многие люди довольно успешно отрекаются от себя, сталкиваясь в определенной ситуации скрестом, но отказываются отречься от себя во всех подобных столкновениях. Есть кое-что, чего они не могут себе позволить: это чтобы их репутация перед людьми была испорчена. И тем не менее, именно здесь, в таких и подобных обстоятельствах, проявляется Его воля. Он приведет тебя даже сюда! И не ждет от тебя огорчений!
Твой Господь действительно желает, чтобы твоя душа по-настоящему умерла для тебя! Он иногда допускает, чтобы была совершена мнимая (не настоящая) ошибка, вследствие чего твоя репутация полностью провалилась бы в глазах других людей.
Я как-то знала женщину, которая, идя внутренним путем сердца за Господом, столкнулась со многими страшными крестами. Среди них была и потеря репутации. Она крайне ревностно относилась к своей безупречной репутации. Она не могла себе позволить потерять ее. Она умоляла Бога дать ей любой крест вместо этого, проявляя таким образом свое несогласие нести этот крест.
Она сказала мне, что с тех пор в ее духовной жизни не было никакого прогресса. Она оставалась там же, где и была! Настолько фатальным и всеобъемлющим было ее противостояние этому росту, что с тех пор Господь ни разу не дал ей унизиться перед людьми, и за все это время Он ни разу не благословил ее духовным ростом.
Бог иногда призывает христиан вернутся от внутреннего к внешнему. Почему? Потому что этот человек слишком привязался к своему внутреннему убежищу. Большинство верующих почти уверены в том, что им не придется нести этот крест; но, если для того, чтобы столкнуться с этим крестом, верующему необходимо покинуть свое внутреннее убежище, Господь заставит покинуть его. И иногда Он действительно отлучает христианина от того духовного, к чему, иногда сам того не замечая, он пристрастился или которым гордится. (Да, довольно часто христиане начинают гордиться своей внутренней жизнью, даже не замечая того!)
Глава 12
Темная ночь духа
Существует ночь, мрачная ночь, духа. Что это за мрачная ночь духа, о которой упоминал Иоанн? Это Божий путь очищения.
Наступает момент в духовном паломничестве, когда многие из пороков человека внутреннего кажутся устраненными. Но они появляются вновь! Теперь уже не в душе человека, но снаружи. Они снова появляются в человеке внешнем! И проявляются даже сильнее, чем раньше. Я имею в виду вспыльчивость, резкие замечания, необдуманные действия и реакции, крамольные мысли, капризы... Христианин обнаруживает, что не может более с легкостью оставаться праведным и добродетельным.
Все его недостатки, кажется, возвратились вновь!
Бог простирает Свою тяжелую руку над таким человеком. Окружающие осуждают его. Он становится объектом неожиданных гонении. Его собственные мысли начинают бунтовать. Такое впечатление, что он под властью самого сатаны. Но именно этому ужасному набору орудий распятия, внутренний человек должен поддаться и уступить смерти. Если хоть одна из этих составляющих утеряна, то глубокое несовершенство внутреннего человека останется прежним.
Говоря о пороках, я имею в виду не нечто осмысленное, но скорее то, что внутри нас, и что мы не вполне осознаем. Однако отсутствие Божьего водительства воспринимается верующим как следствие его личных просчетов, приведших к исчезновению Божьего присутствия.
Верующему кажется, что он отстранен, и теперь разделен с Богом. Его уничижение свершилось. Кажется, что Господь выставил эту бедную душу за дверь (но сделал это по Своему усмотрению). В такой момент верующий часто ощущает себя выброшенным в мир. Он не хотел там оказаться, но был помещен туда.
Давайте посмотрим, что происходит. Это несчастное создание чуть ли не ежечасно обнаруживает собственные пороки. Он незыблемо пребывает под сильнейшей рукой Бога. Он переживает собственную немощь, людское коварство и козни дьявола. Это Бог достигает Своей цели. Тот, кто противится этому умерщвлению плоти, обречен всю оставшуюся жизнь сосуществовать с порочным внутренним человеком.
(Иногда Господь одним мощным ударом освобождает верующего от всего ненужного и принимает его, очищенного, обратно к Себе. Но не часто!)
В этот момент душа кажется изгнанной и не ощущает от Господа ничего, кроме негодования. Где же в такое время верующий найдет помощь? Есть два варианта. Один — обратиться к Господу, а другой — взглянуть на искушения, несчастья, нищету, несовершенство.
В начале духовного путешествия мы часто наблюдаем, что душа переносит гонения хладнокровно и твердо. Откуда такой потенциал? Верующий ясно осознает и остро ощущает, что происходящее с ним он не заслужил! Но в описанном мною случае, это больше не является правдой! В эту темную ночь единственное, что он чувствует, оценивая происходящее, это только пустыню, к чему добавляется невообразимая сумятица и унижение. Все это служит лишь одной цели: указать ему на его острую нужду во Христе; нужда быть полностью отрезанным от собственного воображения и даже от духовного наслаждения, и понять, чем он является без Христовой благодати! Незаметно для себя, несмотря на земные привязанности, бремя забот, боль агонии, обрушивающиеся на него тысячу раз в день, и ощущение того, что Бог перебрался в какую-то другую вселенную... он начинает расти!
Глава 13
И не противостоянием
Здесь я хочу принести слова утешения читателям.
Важно понимать, что есть два способа противостояния Богу. Один — добровольный и сознательный. Такое противостояние останавливает работу Божью. Господь не может нарушить свободу человеческой воли. Но существует также и противостояние, которое я называю "противостоянием естества". Это противостояние, заключено и воле человека, но оно не вполне осознанно. Я говорю о человеческом стремлении избежать собственного уничтожения, так называемом инстинкте самосохранении. Не пытаясь оценивать силу этого стремления или исследовать природу этого явления, направленного против собственного уничтожения, мы понимаем, что Бог относится к этому совершенно иначе, нежели к осознанному противостоянию.
Видя подобное сопротивление, Господь не прекращает Свою действенную работу — напротив. Он ищет возможность использовать посвященность, однажды выказанную этим верующим своему Господу и себе самому: готовность к полному отречению от всего ради Господа, готовность, которая никогда его не покидала и не покинула сейчас. Воля, как таковая, осталась подчиненной Богу, даже в некоторой степени угнетенной Им, несмотря на неосознанное противление чувств.
Эта преданность иэто подчинение воли заключены где-то в глубине его души и зачастую непонятны самому христианину... но видны лишь Богу. Я называю это "отпечатком Божьей руки".
Есть нечто очень глубоко внутри нас, нечто, что может видеть только Бог, и, видя это, Он может продолжать Свою очищающую работу, не нарушая нашей свободы.
Глава 15
Божий план
Когда я говорю, что Бог раскрывает Свой план вдеталях, я не имею в виду, что Бог говорит душе верующего: "Чтобы ты знал, от чего именно ты должен отрекаться и чем жертвовать, ты должен делать то и это и это..."
Нет. Вовсе нет! Бог раскрывает Свой замысел относительно твоей жизни только одним путем - проводя душу верующего сквозь горнило суровых испытаний. Он доводит эту душу до состояния, в котором она пожертвует ради Него всем что имеет, и не только этим, но и самой своей сущностью, и не на время, но навсегда.
Как осуществляется подобная жертва?
Один из писателей, описывавший внутренний путь, сказал, что только "душа, полностью отчаявшаяся в себе" может осуществить подобную жертву.
Он назвал - это "святым отчаянием". Отчаяние должно стать настолько сильным, что человек лишается любой внутренней поддержки, и ему ничего не остается делать, кроме как полностью вручить себя в руки Бога.
Большинство христиан не знают, как доводить себя до отчаяния. Лишь немногие действительно знают истинные границы такого отчаяния... отчаяния из отчаяний, когда ты воистину узнаешь, что представляешь собой на самом деле.
Открыть для себя, кто ты есть на самом деле — это ужасно и опустошительно.
Ты должен помнить: чем больше ты разочаровываешься в себе, тем больше ты доверяешь Богу. Можешь быть уверен, что не всегда будешь осознавать вторую часть истины и что истина заключается в доверии Богу.
Тем не менее, это так. Чем больше ты разуверяешься, чем дальше ты от веры, основанной на видении, тем больше ты углубляешься в вере в Бога.
Это происходит, когда ты лишен всякой поддержки. Всякий раз, когда Бог лишает чего-либо душу верующего, это жертва. Но что представляет собой последняя из всех жертв? Это та, которую я описала, как "чистую жертву". Добровольная жертва души верующего. Эта наивысшая жертва может быть описана следующим образом: верующий отрекся от своей души ради Бога.
Он отрекся от собственной природы и всего мирского только для того, чтобы обнаружить, что он оставлен Богом. Обнаружив это, христианин взывает к Богу: "О, Боже! Почему Ты меня оставил?!" (Полная и абсолютная жертва Иисуса Христа заключается в Его словах: "Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?!" и ",... в руки Твои предаю дух Мой".)
Именно в этом всепоглощающем подчинении себя на все времена и века мы вручаем себя Богу. Это, фактически, и есть окончательная жертва. Прозвучавший вслед за тем возглас "Свершилось!" подтвердил окончательную жертву души.
Истоком всех наших трудностей является наше противостояние; а наше противостояние приходит от п