Какие молитвы ты предложил бы людям, если бы был Богом?

Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?

(Пс 21:2).

Теперь, когда я перехожу к ветхозаветным молитвам, мне трудно сдержать свой энтузиазм, потому что они помогли мне разрешить два важных вопроса христианской жизни и богословия. Фактически именно изучение молитв Ветхого Завета помогло связать эти два вопроса, которые казались мне несвязанными, но оба сильно меня мучили, и вот один из них стал решением для другого. Когда два несчастливых человека находят друг друга и вступают в брак, принесший обоим счастье, на которое радостно смотреть, это добрая новость. В настоящей главе я расскажу о чем–то подобном.

Что же это за вопросы? Один из них касается псалмов, где псалмопевец совершенно открыто выражает свою жестокость, чувство своей правоты или богооставленность. Как может боговдохновенный автор быть настолько злобным? Может ли человек Божий с такой силой жаждать мщения своим врагам? Одним словом, во многих псалмах переживания псалмопевца крайне далеки от христианского идеала. И особенно остро эта проблема стоит перед христианином, который считает Библию Словом Божьим и потому не вправе просто отбросить те части Писания, которые ему не по вкусу. Если мы хотим оставаться в рамках традиции, которая видит в Библии Слово Божье, у нас есть только две возможности: забыть о сложных местах Писания или постараться их понять. В этой главе мы поговорим о последней возможности.

Вторую проблему сложнее очертить, но она касается почтительной дистанции, которую христиане часто соблюдают по отношению к Богу, из–за чего им трудно быть честными и открытыми со своим Создателем. Мне кажется, эта проблема чаще встречается у консервативных христиан, которые с детства привыкли к мысли, что Бог свят, причем иногда эта мысль граничит со страхом. Разумеется, существует правильный страх Господень, но встречается и нездоровый страх, который ближе к панике, чем к уважению. У меня такой страх выражался не в паническом ужасе, но в подчеркнутой вежливости, которая делала мои отношения с Богом банальными и поверхностными. Иногда я как бы стеснялся сказать Богу, что у меня болит. Я не смел признаться Ему, что чего–то не понимаю в Его путях. Когда мои переживания были слишком неопределенными, я не решался Ему это сказать. Я чувствовал, что должен носить дежурную улыбку на лице и показывать Богу, что я считаю себя Его счастливым ребенком, который доволен всем, что происходит в жизни.

Сегодня я задним числом понимаю истоки такой вежливости в отношении Бога: это несколько «ужастиков» Библии (история Озы, 2 Цар, 6, дети и медведицы и т. д.), несколько речений из Книги Притч (про «мерзости», см. Притч 3:32; 12:22; 28:9) вкупе с Екклесиастом («Не торопись языком твоим…», Еккл 5:2). Эти и другие библейские тексты отложились в темных чуланах моего сознания и оказывали злотворное действие на мою жизнь. Конечно, всё это было почерпнуто из Писания, но я не могу вспомнить, чтобы кто–то сознательно старался привлечь моё внимание именно к этим текстам. Быть может, я был слишком чувствительным мальчиком, который слишком болезненно воспринимал укоры. Не знаю. Как бы там ни было, я носил в себе карикатурный образ Бога, который не соответствовал тому образу Бога любви, в которого я верил «официально». Если бы меня в то время спросили, в какого Бога я верю, я бы не задумываясь ответил, что верю в Бога, который любит меня и заботится обо мне. Но фактически это было бы не всей правдой, потому что за этими прекрасными словами в моём сознании стоял несчастный Оза и сорок два ребенка, а над ними возвышался Бог с огромной палкой. И потому я привык вести себя осторожно и сдерживать свой язык в присутствии Бога. Моя душа терзалась, но её мучения я глубоко прятал. В конце концов, кто пожелал бы стать мерзостью пред Господом?

Теперь мы можем совместить эти две проблемы: жестокие и страстные слова псалмов и мои вежливые и плоские молитвы великому Богу вселенной. Вы можете себе представить моё потрясение, когда я впервые начал читать псалмы. Неужели так выглядят люди Божьи, говорящие от имени Бога и вдохновленные Духом? И Бог в ответ не поражает их смертью? Это совершенно дикие молитвы, но они напечатаны в моей Библии! Однако, может быть, вы давно не читали псалмы и вам надо привести примеры тех строк, от которых некогда у меня волосы вставали дыбом? Приведу несколько самых ярких примеров.

Первое место, возможно, здесь должен занять Пс 136:9. Здесь псалмопевец изливает свою ярость против давнишних врагов Израиля эдомитян[6], заключая эту «молитву» такими словами: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Можно взять также Пс 16, который стоит сравнить с новозаветной историей о мытаре и фарисее (Лк 18:9–14): «Услышь, Господи, правду, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых (стих 1) Ты… искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. (стих 3) Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои (стих 5)». Псалмопевец совершенно искренне благодарит Бога за то, что Он не таков, как другие люди. И наконец, Пс 21. Человек Божий осмеливается здесь жаловаться на то, что Бог его оставил (стих 1). Более того, он же прямо утверждает, что Бог допускает несправедливость, потому что Он слышал молитвы «отцов наших», но не внемлет молитве псалмопевца (стихи 2–6). Удивительная дерзость. Как человек смеет говорить такое в присутствии Бога?

И наконец, я понял, что люди Божьи всегда честны перед Богом. Я же просто отказался от великой привилегии, позволив нескольким историям и строчкам из Писания занять непропорционально важное место в моей голове. Если Давид и псалмопевцы могли быть открытыми по отношению к Богу, что мне мешает вести себя так же? И это стало для меня началом подлинной дружбы с моим Богом.

Проблема богодухновенности

Но как же в этих дерзких молитвах участвует Святой Дух? Как можно здесь говорить о богодухновенности? Хотя я понимал, что одни части Писания для меня полезнее других, это не значило, что я мог думать о разных степенях их богодухновенности. Я и сейчас готов отстаивать богодухновенность всего Писания. Я не могу согласиться с мнением, что одни библейские авторы более богодухновенны, чем другие. Либо есть вдохновение Духа, либо его нет. Я принадлежу к консервативным христианам и верю, что всё Писание вдохновлено Богом (2 Тим 3:16). Именно в этом великая сила евангелической позиции, потому что у нас не возникает искушения взять в руки ножницы и вырезать те места, которые нам непонятны или которые мы не можем принять. Писание есть Писание, и мы должны сражаться за его понимание, пока не обретем мира и с ним, и с Богом.

Как же тогда нам объяснить тот факт, что одни места Писания явно отличаются по своему характеру от других?

Так, великая молитва Иисуса за своих врагов «Отче! прости им» (Лк 23:34) по своей сути явно стоит выше, чем слова псалмопевца, призывающего Бога истребить его противников (Пс 68:23–29). Нам нужно обращать внимание на это отличие, иначе мы сможем ссылаться на псалмы для оправдания наших извращенных страстей. Я думаю, мы вправе признать, что разные библейские авторы обладали неодинаковыми умственными и духовными качествами и это отразилось на созданных ими текстах. Однако все они в равной мере богодухновенны. Чтобы яснее это понять, воспользуемся такой иллюстрацией. Если мы возьмем одну охапку сырых и другую охапку сухих дров и попытаемся разжечь спичками два костра, что у нас получится? Один будет гореть чисто, светить и давать тепло. Второй будет трудно зажечь, а когда это удастся, он будет гореть куда хуже и дымить. Оба костра горят, но качество пламени зависит от материала. Однако оба костра могут согреть человека, а в некоторых случаях дымящий и плохо разгорающийся костер может согреть. То же самое можно сказать о людях, получивших вдохновение от Бога. Их воспламенил один и тот же Дух, но одни из них горят ярче, чем другие, хотя Господь находит применение всем. Когда мы видим дымящий костер, у нас возникает искушение винить спички. Однако дело здесь не в них, а во влажности дерева. И самое замечательное, что, если ты желаешь согреться, тебе поможет даже еле тлеющий костер.

Объясняя это студентам в колледже, я иногда провожу аналогию между библейскими авторами и сочинениями первокурсников. У нас принято ставить две оценки за каждое сочинение: одну — за содержание, вторую — за технику изложения. Так что студент, обладающий творческими способностями, но не умеющий хорошо выразить себя, может получить одновременно наивысшую оценку за содержание и низшую — за технику. Если же говорить о библейских авторах, мы могли бы ставить им одну оценку за духовные способности, вторую — за способности умственные. Конечно, в реальности трудно было бы проставить подобные оценки, разве что в самых ярких случаях, подобных приведённым выше примерам из псалмов. И я должен добавить, что вестники Божьи никогда бы не получили меньше четверки с минусом, низшей почетной оценки, по обоим пунктам. Другими словами, ума у всех них достаточно, но одни авторы мудрее других. У одних опыт глубже, чем у других, но у всех он достаточно глубок для того, чтобы Бог мог их использовать.

Отметим также, что самые блестящие студенты не всегда работают лучше прочих. Из посредственных учащихся, которым хорошие отметки даются великим трудом, иногда получаются выдающиеся учителя или врачи. То же можно сказать и о библейских авторах. Различные умения и догадки каждого автора могут соответствовать нуждам разных людей. Кому–то нужна именно простота евангельских повествований, тогда как других больше вдохновляет сложная логика Павловых посланий. Мне же принесли пользу самые дикие молитвы Псалтири. В итоге это великое многообразие писателей и их характеров прекрасно служит целям Бога. Благодаря этому каждый человек может найти в Писании что–то важное именно для себя.

Но вернемся к «проблемным» псалмам: какую истину Бог хочет через них передать мне, если думать, что Он вовсе не призывает меня убивать моих врагов? Честно сказать, по моему мнению, «истина» многих псалмов заключается в их открытости и честности, которыми пронизаны взаимоотношения псалмопевца с Богом. Хотя эти люди ещё далеки от совершенства, они относятся к Богу с великим доверием. Они целиком на Него полагаются. И они всегда готовы рассказать Ему о том, что у них болит.

К этому следует добавить, что псалмопевцы обладают многими прекрасными качествами, которые можно не заметить. Так, они обычно склонны передать отмщение врагам в руки Бога. Это не похоже на «естественную» реакцию человека. Мы склонны брать правосудие в свои руки: «Если ты меня тронешь, я тебе покажу!» Классический библейский пример подобной жажды мести мы находим в словах Ламеха, потомка Каина: «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Быт 4:23–24). Именно это случается во всех горячих точках нашего мира, где не прекращаются распри: каждый стремится нанести последний и самый мощный удар, произнести последнее и самое язвительное слово. Такова человеческая природа. Но псалмопевец готов передать своё желание мести Господу, а это — великий шаг в нужную сторону. Мы можем кипеть возмущением, но восстанавливать справедливость должен Господь. В псалмах встречаются исключения из этого правила, но самое важное здесь другое: псалмопевец верит, что если он изольет свою душу перед Богом, всё будет хорошо.

Наши рекомендации