Божий закон и ответственность человека
Консервативные христиане часто думают, что в момент принятия решения человеческий разум не играет ведущей роли, поскольку «мы ходим верой, а не видением». К сожалению, такой подход противопоставляет веру разуму, а это неверный вывод, поскольку на самом деле вера и разум должны действовать сообща. Чтобы прояснить этот вопрос, мы сначала рассмотрим сам процесс принятия решений, а затем взглянем на этот процесс как на площадку для космической битвы между добром и злом.
Процесс принятия любого решения включает три элемента. Это: (1) побуждающая сила, стоящая за решением (обычно это либо любовь, либо эгоизм, либо их совокупность; (2) необходимые данные, включая знание соответствующих текстов Писания, а также знание важнейших факторов в нынешнем контексте, который требует от нас принятия решения. Бывает, что важнейшую роль здесь играет дополнительная информация из разных источников, которая убеждает нас в достоверности имеющихся данных и позволяет их упорядочить. Так, например, весь спектр современных наук, а также классические предметы заметно обогащают наше понимание как библейского текста, так и нынешней ситуации; (3) собственно процесс принятия решения, основанный на взаимодействии побуждающей силы с имеющимися данными. Этот процесс состоит из нескольких стадий: осознание проблемы, затем сбор информации и её оценка, и наконец, принятие решения и его осуществление.
Первый элемент, движущая сила, во многом предопределяет решение, поскольку влияет на уровень честности и настойчивости в процессе сбора, изучения и применения информации. Если наши побуждения чисты, мы с большей вероятностью примем верное решение. Однако, хотя побуждения столь важны, мы, к сожалению, не в силах их изменить или сделать чище. Это может сделать только Дух, когда мы стремимся глубже понять Бога. Признавая этот факт, трезвый христианин должен стремиться полагаться умом на Духа, а не на плоть (см. Рим 8:5). Только это позволяет найти подлинно христианское решение.
Но если я полагаюсь на Духа, как это влияет на процесс сбора информации? Если я стремлюсь принять решение под руководством Бога, я должен тщательнее собирать и оценивать данные. Водительство Духа вовсе не отменяет моей человеческой ответственности, но, напротив, её усиливает. Бог дал мне интеллектуальные способности, чтобы я пользовался ими. Я прошу Его очистить мое сердце, мои побуждения, что не в моей власти. Но я способен собрать данные, нужные для принятия решения, а затем осуществить его. Если Господь будет руководить моими побуждениями, это значит, что Он будет управлять всем процессом принятия решения. Здесь Бог остается Богом, а человек остается человеком — и это прекрасно. Притом я не забываю, ради чего был создан, и не пытаюсь самостоятельно сделать то, что может совершить только Бог.
На этом пути нас подстерегают некоторые опасности. Во–первых, если я не буду полагаться на Духа, мои побуждения и решения будут отражением моего эгоизма. Во–вторых, я могу действовать как педантичный законник, и тогда мне на самом деле не нужны ни живой процесс принятия решения, ни водительство Духа: я просто буду выполнять закон! Но никакой набор законов не гарантирует от ошибки в постоянно меняющемся мире. Это может привести лишь к бессмысленному накоплению законов и постановлений (раввинистический метод) или к жестокому пренебрежению нуждами людей — а возможно, к тому и другому одновременно. Классической иллюстрацией такого подхода в Библии является отношение иудеев к субботе. Иисус показал, что суббота создана для человека и что добрые дела, совершенные в субботу, не противоречат закону. Одним словом, Иисус учил, что следует заботиться о нуждах человека в субботу, а не пренебрегать ими ради соблюдения субботы.
Третья ошибка часто встречается у людей, которые все «предоставляют Господу». Я твердо верю в то, что должен предоставить Господу меня направлять, и выше дал описание того, как я пытаюсь это делать, когда мне предстоит принять решение. Но я не должен ожидать, что Он будет вести меня как совершенно беспомощного, слепого человека, это было бы уклонением от моих обязанностей. Господь может дать мне движущую силу, но я должен сам собирать для себя информацию и принимать решение. Я не в силах очистить мои побуждения и здесь могу только полагаться на Него, но я сам, под водительством Духа, должен собирать и оценивать данные. Я с симпатией отношусь к людям, которые верят, что Господь участвует в каждом принятом ими решении, и не хотел бы их судить слишком строго. Однако же я верю, что, занимая такую позицию, мы покидаем поле великой космической битвы между добром и злом. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду.
Космическая битва имеет прямое отношение к свободе, а потому я должен свободно вставать на сторону Бога. И если я отказываюсь должным образом участвовать в принятии решения — даже если это отказ в пользу Бога, — я покидаю поле боя. Хотя я как бы передаю здесь моё право голоса Богу, на самом деле этим правом пользуется Враг. Он всё время говорит, что Бог на самом деле не хочет, чтобы я думал, и что Бог предпочитает всё решать за меня. Но я не желаю поддерживать Врага! Бог, Которому я служу, призывает меня подчинить Ему мою волю, но не перестать быть человеком. Когда я подчиняю Ему свою волю, я обновляюсь и обретаю новые силы как человек. Моя жизнь становится живой жертвой, и каждым своим поступком я стою за Бога или против Него в космической битве. Жизнь христианина — это великий риск.
Здесь нам стоит снова вспомнить об Иове. Он должен был жить и действовать для Бога, даже когда он не видел никаких знаков Его присутствия. Это касается и нас. Когда всё у меня хорошо и я чувствую близость Бога, мне легко встать на Его сторону, но несоизмеримо дороже те моменты, когда я чувствую богооставленность — и всё равно выбираю Бога. Часто в этом мире нам кажется, что Бог нас покинул и начисто забыл. Мы в отчаянии взываем к Богу, но Он молчит. Но когда в этом одиночестве, в этом ужасном молчании я всё равно стремлюсь умом полагаться на Духа, а не на плоть, я участвую в оправдании Бога и Его правления. Знание о том, что я, пусть в малой степени, могу защищать великого Бога, волнует меня и трогает, и это чувство мне очень дорого.
Разумеется, Бог не всегда молчит. Писание свидетельствует о том, что Он иногда действует в наших интересах. И это свидетельство Писания поддерживает во мне доверие к Богу, когда я Его не слышу. И я думаю, именно потому, что Он помнил о Писании, Иисус мог перейти от мрака богооставленности к словам: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23:46).
Мы все стремимся к подобному внутреннему спокойствию, к такому глубокому и непосредственному чувству присутствия Бога. Настанет день, когда Бог дарует нам это. Но пока ещё продолжается война, и нам нужно понимать Бога, чтобы ревностно и бодро стоять за Него в нашей жизни — даже когда Он молчит. Каждый день мы принимаем тысячи решений. Бог даровал нам право принимать решения самостоятельно. Он хочет, чтобы мы всё решали сами, но взирая умом на Него. Чувствуем ли мы, что Он рядом, или нет, жизнь идёт своим чередом. Мы должны добровольно положиться умом на Духа, а затем использовать все способности и таланты, дарованные Богом, чтобы они служили Его славе.
В данной главе я попытался показать, что закон в своём главном принципе остается непреложным, но может меняться, когда его применяют в конкретной ситуации. Именно такое удивительное сочетание постоянства и изменчивости и позволяет нам находить жизнь во всех законах, перечисленных в Писании. Это не значит, что все они имеют одинаковую ценность для применения на практике. Никоим образом! Но закон хранит в себе жизнь, потому что показывает нам, как Бог обращался с человеком в прошлом, а потому учит нас понимать, как Он обращается с нами сегодня. И при этом — данный принцип касается изучения Писания в целом — мы должны полагаться умом на Духа, если хотим понимать Библию верно. И мы можем увидеть, что сама природа библейского закона говорит о том, насколько опасно слепо следовать тому или иному закону. Я должен всегда сохранять чуткость ума и сердца, чтобы в каждой ситуации в моей жизни и моих решениях исполнялся наивысший принцип, принцип любви.
Здесь мы подошли к важнейшему для нас вопросу, как христианская жизнь соотносится с законом. Можно сформулировать этот же вопрос иначе: как любовь может отнять от повеления его жало? Я могу прекрасно знать, как Бог действовал в прошлом. Это знание может оказывать мне огромную помощь, когда я принимаю решения. Но раньше или позже я столкнусь с неприятной обязанностью, с тем, что мне не хочется делать, но что делать нужно, потому что так повелел Бог. Может ли Бог помочь мне относиться к этой обязанности без естественной неприязни, которую вызывают любые повеления? Да, может. Попытаюсь объяснить, как Он это делает.
Я уже не раз говорил о том, что Бог открывает Свои законы из милосердного отношения к нам. Однако законы в форме повелительного наклонения легко вызывают у нас протест. Мы не любим, когда нам указывают, как надо поступать, даже когда это делается из заботы о наших интересах. Но, размышляя о том, как Бог взаимодействовал с человеком, я открыл, что Он также прекрасно понимает, что закон может нас уязвлять и потому вызывать у нас неприязнь. Если мы будем видеть перед собой широкую картину милосердных деяний Бога, мы поймем, насколько чутко Бог относится к нашим потребностям.
Благодать прежде закона
Можно выразить удивительную красоту отношения Бога к человеку одной фразой: «благодать прежде закона». Это может показаться странным тем из нас, кто привык думать, что вслед за законом, который осуждает и выносит приговор, является благая весть о спасительной благодати. При таком подходе закон, разумеется, не может показаться нам благой вестью. Кроме того, если я всегда именно так понимаю закон и благодать, я никогда не смогу с уважением относиться к закону, но всегда буду испытывать к нему неприязнь. Что же значит фраза «благодать прежде закона»? Вот что. Когда Бог имеет дело с человеком, Он всегда начинает с благодати, а не с закона. Прежде чем мы сделаем что–либо для Него или даже заметим Его присутствие, мы получаем свободный дар Его благодати. Об этом в Новом Завете говорится в известном отрывке из Послания к Римлянам: «когда ещё мы были немощны» (5:6), «когда мы были ещё грешниками» (5:8), «будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (5:10). Мы ничем не заслужили этот дар. Мы ещё грозили Богу кулаками, когда Он совершал нечто такое, что может изменить нашу жизнь и сделать нас цельными людьми. И только тогда, когда мы откликнулись на доброту Бога, мы можем понять, что великий Бог также хочет научить нас правильно жить и что для этого Он использует и Свой закон. Но закон здесь уже утратил свое жало, потому что сначала к нам прикоснулась благодать. Евангелие от Иоанна содержит такие слова Иисуса: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14:15). Если мы позволим Его любви прикоснуться к нам, мы не можем не полюбить Его в ответ, а затем, разумеется, нам захочется пойти по тому пути, который Он дал нам ради нашего блага.
И поскольку данная книга посвящена Ветхому Завету, я сразу же скажу, что эта знакомая нам новозаветная картина «благодати прежде закона» присутствует и в Ветхом Завете. Мы найдем её в повествовании об избавлении Израиля из египетского рабства. Удивительная история Исхода показывает, что народ Божий ничем не заслужил милостей Бога. В нём не было веры хотя бы и размером с горчичное зерно. Но Бог вывел его из Египта, раздвинул воды и провёл через море. И только после этого Он привел израильтян к Синаю и дал им закон. Но память об избавлении рукою Божьей помогала израильтянам смотреть на дым Синая в нужной перспективе. И даже если люди не могли увидеть всей славы закона и не понимали, что Бог говорил с ними по Своей великой милости, это, по меньшей мере, понимал один из них. Моисей, находившийся в самом центре всех этих событий, выведший израильтян из рабства через Чермное море, видел славу и красоту закона. Благодать Божья тронула его сердце, так что он мог с восторгом вопрошать:
Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?
(Втор 4:7–8).
Да, все эти странные ветхозаветные законы были настоящей благой вестью. Они не во всем отражали Божьи идеалы, потому что Бог дал их людям, далеким от идеала. Он желал написать свой закон на их (как и на наших) сердцах. Тогда бы закон лишился своего жала, которое сокрыто для нас в любом повелении. Тогда мы смогли бы радоваться жизни нового завета, жизни, исходящей из нашего сердца.
И сегодня, когда я начинаю воспринимать Божьи повеления как бремя, то мысленно возвращаюсь от Синая к Чермному морю, где снова свежим взглядом могу увидеть всю картину: великий Бог сначала избавил свой народ от рабства, а затем привел его к Синаю. Это мне очень помогает. Или же я могу с той же целью обратиться к Новому Завету. Повеление теряет свое жало, когда я вспоминаю, что Христос умер за меня, когда я был ещё Его врагом.