Наш патриарх не просто человек «от мира сего» и политик, он – по-настоящему занимается геополитикой. Только в геополитике находит властный человек отраду «сердцу».

И чем нам ценны события на Украине в их хронологии и логике? – Не было в истории Православной Церкви (и Поместных Церквей) такого, чтобы церковное руководство официально проводило свою внешнюю политику, враждебную государственным интересам. Такое возможно только при мощной поддержке внешних сил.

ПРАВОСЛАВНЫЕ! ПРЕДАЛИ ВАС И МОСКВА, И КИЕВ…

Совершенный в Киеве вооруженный нацистский переворот – одно из ключевых звеньев в войне, которую Запад ведет против России. Вспомним З. Бжезинского: «Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России и на обломках России. Украина для нас – форпост Запада против восстановления Советского Союза». «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие».

Переворот готовили давно и очень тщательно. Иудейский олигархат вложил деньги (Коломойский, Шифрин, Шнайдери пр.), американский и немецкий спецназ на территории Польши и Литвы подготовили боевиков, мировые и местные СМИ обеспечили информационную поддержку. Но главное – это идеология майдана.

Стержень этой идеологии – «украинство», сущность которого выражается одним словом – «Антироссия», а задача – дерусификация Украины. Под лозунгом интеграции в Евросоюз Украину встраивают в западную цивилизацию, для которой «украинский нацизм» является своим, родным, поскольку является калькой немецкого нацизма, который сам лишь калька англосаксонского расизма, выросшего из талмудического иудаизма. Поэтому так рьяно поддержала Европа украинских нацистов, в поддержку которых единым фронтом выступили все «церкви» Украины: греко-католики, католики, раскольники-филаретовцы, автокефалисты, протестанты, иудеи и оккультисты


Цементирующим идейным ядром, мобилизовавшим людей на свержение власти, стали УГКЦ, УПЦ КП и протестанты. По признанию УГКЦ, до половины присутствующих на майдане были верующие их церкви. Храмы греко-католиков и раскольников-филаретовцев были превращены в базы боевиков. Из уст униатских священников звучали открытые призывы к насилию и убийствам. Активность лидеров УГКЦ и УПЦ КП была обусловлена гарантированной поддержкой со стороны Ватикана и Вашингтона, куда они прибыли 5 февраля (День Украины в США) для участия в Национальном молитвенном завтраке с президентом Обамой и во встречах с американскими конгрессменами, сенаторами и сотрудниками Госдепартамерта.

Показательно, что в преддверии кровавых событий в Киеве 14 февраля с.г. папа римский объявил о создании Крымского экзархата УГКЦ, призванного укрепить позиции униатов и других антирусских сил в регионе. Паписты открыто участвовали в путче. Известно, что на майдане присутствовали члены католических орденов «Опус Деи» и Мальтийского ордена.

Такое единодушие и единомыслие религиозных лидеров и политиков означало, что речь идет не о политическом выборе, а о выборе цивилизационном. Водораздел проходит не по линии левый-правый, нацист-либерал, католик-иудей, а по линии Запад-Православный русский мир. Запад и майдан показали, что внутри них нет идейно-религиозного разделения в представлении о будущем, а будущее это мыслится ими «против России и на обломках России».

Речь идет о судьбе Православия на Украине.

Оказавшись перед лицом объединившего свои силы врага, православные ждали голоса правды от своих пастырей. Но руководство УПЦ МП молчало либо призывало к миру. Позицию свою оно объяснило устами главы Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ протоиерея Георгия Коваленко: «Украинская Православная Церковь не благословляла и не благословляет никаких “крестных ходов” под политическими лозунгами. “Политическое православие” осуждено нашей Церковью в 2007 г.».

Но молчала и Московская Патриархия. Молчал Отдел внешних церковных связей РПЦ МП.

С 18 по 21 февраля, в разгар трагических событий, ставших апогеем революционного насилия, развязанного «Правым сектором», когда православный народ ждал того слова, которое может стать делом, чем занимались Московская Патриархия и ОВЦС? Вот что сообщал официальный сайт Московской Патриархии:

19 февраля:


…в издательстве Парижской православной семинарии вышел французский перевод книги Святейшего Патриарха Кирилла «Тайна покаяния»; вышел в свет третий том Собрания трудов Святейшего Патриарха Кирилла; Святейший Патриарх Кирилл утвердил годовой план православных выставок-ярмарок на территории г. Москвы; в Российском православном университете пройдет конференция «Скульптурные образы в контексте современной церковной культуры»;

20 февраля:


…в издательстве Сретенского монастыря вышел новый «Ирмологий»; в Киево-Печерской лавре совершена панихида по погибшим во время силового противостояния на Украине; Председатель ОВЦС МП встретился с иерархом Ассирийской Церкви Востока;

21 февраля:


…Состоялось первое заседание коллегии Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви; состоялась встреча председателя ОВЦС с послом Ливана в России; Святейший Патриарх Кирилл встретился с главой Республики Дагестан; состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с главой Чеченской Республики.

И только в 22.30 патриарх Кирилл, наконец, выступил с сообщением по поводу событий на Украине.

------

После вооруженного переворота ситуация стала развиваться по сценарию «управляемого хаоса», в условиях которого хунта перешла к политическим репрессиям и моральному террору. Нагнетая антироссийскую и антирусскую истерию, путчисты стали подвергать преследованию всех, кто отказывается признать легитимность их режима и заявляет о своей приверженности историческим связям с Россией. Уже первые шаги «власти» продемонстрировали ее глубоко антирусский характер: 23 февраля Верховная Рада Украины отменила закон, вводивший для русского языка статус регионального языка.

Особо изощренные формы антирусская истерия приняла после объявления Россией о готовности оказать военную помощь Крыму. Россия была объявлена агрессором, и образ ее стали демонизировать. Принцип территориальной целостности Украины был возведен в абсолютную ценность, в жертву которой приносятся жизнь и безопасность тех, кто не принимает новый нацистский порядок. Всех пророссийски настроенных граждан переводят в разряд «врагов украинского народа». То есть русского человека ставят перед выбором – либо ты украинец и свой, либо ты с Россией и чужой. Так малороссов и великороссов превращают в два враждебных сообщества.

В этих условиях под ударом оказалась Православная церковь на Украине, которую нацистская хунта сделала заложницей своих интересов.

Уже 22 февраля, сразу после переворота, раскольники-филаретовцы выдвинули призыв-ультиматум о необходимости «преодоления разделения» Православной Церкви на Украине и объединения в единую церковь. И поторопились признаться: «Существующее разделение имеет внешнеполитическую причину – действия Кремля. Но учитывая, что сейчас влияние России на Украину резко ослабло, объединение может состояться... То, с чем мы не согласимся ни при каких условиях, – это наше вхождение в состав Московского Патриархата. Входить под власть Московского Патриарха мы не будем, что бы он нам ни обещал. А обещал он уже и раньше немало – нашему Патриарху Филарету несколько раз предлагали вернуть все звания и должности в РПЦ, если он согласится вернуться в Московский Патриархат. Он категорически отказался».

Проводником этой линии внутри УПЦ МП является антироссийское автокефальное крыло. Под сильнейшим прессингом этой группировки 24 февраля Священный Синод УПЦ МП после избрания местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры митрополита Онуфрия признал новую самозваную власть в Киеве легитимной и заявил о «готовности к продолжению диалога» с УПЦ КП и УАПЦ, для чего и создал специальную «комиссию для диалога». Действительно, в условиях политического террора и угроз со стороны новых властей, когда враждебное чувство к России стало использоваться как консолидирующий фактор, раскольники и униаты оказались как никогда близки к своей цели – поглощению УПЦ МП и созданию единой украинской церкви, которая должна стать духовной скрепой, обеспечивающей социальную базу нацистского режима.

Дальше – больше. Священноначалие УПЦ МП, не позволявшее себе до переворота никаких политических высказываний, на этот раз активно стало втягивать свою паству в преступное политическое противостояние. Вслед за главой УГКЦ Святославом Шевчуком и раскольниками-филаретовцами, обвинившими Россию в провоцировании гражданской войны на Украине и в агрессии против Крыма, иерархи УПЦ МП активно подключились к антироссийской информационной кампании, целью которой является создать из России образ врага, агрессора и оккупанта.

Возглавив Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций Украины (объединяющий 18 организаций, включая мусульман и иудеев), Митрополит Онуфрий в качестве его председателя 26 февраля в специальном заявлении выразил новой власти свою поддержку и осудил любые дискуссииотносительно возможного разделения Украины и любые попытки сепаратизма.

Если бы Москва сказала слово, а в Киеве на время воздержались от слов! Но нет, Патриарх молчал, а в Киеве поспешили высказаться. Так пастыри по обе стороны границы отреклись от паствы.

Вот что сказал митр. Онуфрий православным русским людям, с надеждой взиравшим на Россию, от которой ждали помощи.

«Территориальная целостность Украины, независимость которой дана нам Богом, является ценностью для нашего народа, а потому допустить ее разделения мы не имеем права, потому что это грех перед Богом и будущими поколениями нашего народа».

«Призываем всех граждан нашего государства добросовестно выполнять свои служебные и общественные обязанности, придерживаясь действующего законодательства и отвергнуть избыточную эмоциональность или страх перед изменениями, которые могут быть только к лучшему будущему. Мы за этим внимательно следим и, при необходимости, будем задействовать весь наш авторитет и потенциал».

Так территориальной целостности Украины был придан сакральный характер, а обращение за помощью к России стало небогоугодным делом.

2 марта митрополит Онуфрий в качестве главы Всеукраинского Совета церквей делает еще одно заявление, ставшее формой морального давления теперь уже и на руководство России в целях изменения ее внешнеполитического курса. В нем говорилось: «Мы призываем власти России отказаться от военного и иного, не предусмотренного международным правом и двусторонними соглашениями вмешательства во внутренние дела Украины... Мы обращаемся к международному сообществу с просьбой сделать все возможное для сохранения мира в Украине и сохранения территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Украинского государства».

Не ограничившись заявлением, местоблюститель УПЦ МП посылает личное обращение к президенту России, в котором наделение его правом использовать Вооруженные силы России на территории Украины представлено как шаг к сползанию в бездну. Тем самым именно на политику России возлагается ответственность за распад украинского государства.

Именно этого сигнала ждали националисты из УПЦ МП. Один за другим появляются написанные под копирку обращения и заявления иерархов, призванные оправдать преступления власти и опорочить Россию. «Ни одного политического заявления патриарха Кирилла мы не воспримем, если он одобрит агрессию России», – заявил в эфире пресс-секретарь предстоятеля УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко. Та же мысль о России как угрозе для украинского народа прозвучала в обращении к президенту России епископа Львовского и Галицкого Филарета, призвавшего к «стремительному выводу войск с территории Украины».

Как это напоминает повадки немецких нацистов, заставлявших русских солдат в окопах слушать записанную на пластинку мольбу русской женщины: «Иван! Не стреляй!».

Особенно же показательна позиция митрополита Августина (Маркевича), председателя Синодального отдела УПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными Силами, заявившего, что он благословляет украинское войско на защиту Родины, то есть на войну с Россией. Его речь – образец того, как священство должно обосновывать духовную правоту украинского воина, который будет выполнять приказ путчистов воевать с православными русскими. «В этих условиях украинский солдат чувствует себя в духовном плане правым. А вот каково российским солдатам и офицерам исполнять приказ командования? Еще больше не завидую священникам с той стороны, нашим братьям по вере, с которыми я наверняка знаком и общался».

Отличился и митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук), обратившийся к представителям российской власти, являющимся выходцам с Украины – Валентине Матвиенко и Владимиру Мединскому: «Мне стыдно за вас... как же смогли так подло поступить по отношению к своему народу, призывая бандита Путина (его нельзя иначе назвать) посылать сюда, на ваших земляков, войска?.. Если вы такие умные и ваш мозг работает больше, чем на четыре процента, то опомнитесь. Исправьте свои страшные и преступные ошибки против своего народа, потому что Бог вам этого не простит!».

Если так разговаривает с людьми известными митрополит, то как говорят с народом приходские священники?

Брошенные своими пастырями в условиях террора нацистской хунты православные на Украине ждали слова Московского Патриарха. Шла первая седмица Великого Поста. Был самый острый момент, когда решалась судьба русского Крыма, когда международная напряженность достигла крайней степени, когда на Украину стали прибывать американские наемники и к границам России пошла военная техника. Что сделал Патриарх Московский и всея Руси? - Патриарх Московский и всея Руси поехал в Стамбул.

И о чем говорил Патриарх в Стамбуле? О том, как важно защитить христиан Ближнего Востока.

А слово правды русские православные люди услышали от иеросхимонаха Рафаила (Берестова):

«...На Украине западные спецслужбы спровоцировали смуту, разделение и вражду между украинцами и русскими. Враги пытаются разжечь междоусобную войну.

...На днях произошло трагическое событие: местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры, митрополит Онуфрий, попал в великую беду – попал под влияние бандеровских политиков. Во-первых, он возглавил экуменическое сборище, так называемый "Всеукраинской Совет Церквей и религиозных организаций", в которую вошли: раскольник Денисенко, униаты, паписты, иудеи, мусульмане, разные сектанты и нехристи.

Таким образом, он приравнял Православную Церковь с врагами Христа, тем самым нарушив догмат о Церкви. Но не может быть никакого общения у Христа с велиаром! Во-вторых, это нечестивое сборище признало бандеровский переворот на Украине, а это великий соблазн для всей православной паствы УПЦ-МП. Истинное объединение может быть только во Христе.

Оставайтесь верными чадами Матери Церкви – Московской Патриархии, и не поддавайтесь искушениям, не следуйте ложным человеческим решениям. Самого владыку Онуфрия я люблю и очень скорблю о случившемся, молюсь, чтобы он покаялся в этом».

КРЫМ: ПАТРИАХ НЕ С НАРОДОМ

18 марта стал днем великой победы – Крым присоединился к России. Верующих и неверующих русских людей объединило одно – чувство глубинной общности и братства. Впервые за 25 лет русские почувствовали, что время национального унижения заканчивается. Многие, осознав это, удивились, обнаружив в глубине души необыкновенную радость: мы – русский мир, способный собирать свои земли; наше государство способно сказать «нет» Западу.

Говорит житель Крыма, который состоит в оппозиции и к Путину, и к Киеву, русский, сочувствовал Майдану первых недель. «При всей моей нелюбви к Путину и его политике, у меня стоял ком в горле во время этого исторического обращения. И не только у меня – вполне адекватные, рассудительные, современные люди, среди которых много моих знакомых и друзей, испытали совершенно не иллюзорный прилив патриотических чувств, за которые нам, к сожалению, рефлекторно становится немного стыдно и неловко. Многие просто плакали. Поверьте, это были самые настоящие, самые искренние и сильные чувства, которые на моей памяти вызывало обращение руководителя уже нашего государства... Вчера мы слышали СВОИ мысли и СВОИ слова от главы НАШЕГО государства – это очень дорого стоит... Вчерашнее выступление скальпелем разрезало старый пульсирующий гнойник – и мгновенно наступило облегчение. Случилось то, о чем мы давно даже перестали задумываться, переведя такие фантазии в один разряд с мифами и легендами древней Греции... Просто в какой–то момент, мне кажется, мы вспомнили, что у нас есть родина. Настоящая Родина. «Наша страна» – это Россия, «наша команда», «наша сборная», «наши люди» — они российские, и всегда ими были на протяжении 23 лет. И Путин одним выступлением позволил выйти всем этим подавленным чувствам».

18 марта стал праздником всей страны. В этот день состоялось подписание договора о присоединении Крыма к Российской Федерации. Президент произнес ключевые слова – «русский мир» и «собирание земель». Многие хотели бы в этот день быть в Георгиевском зале Кремлевского дворца.

Но не было на этом празднике Патриарха Московского и вся Руси. Этот шаг был осмысленным и демонстративным. Патриарх не пожелал ни явиться, ни объясниться. «На послании Владимира Путина патриарх отсутствовал. Это все, что я могу вам сообщить», – заявил ответственный чиновник МП Всеволод Чаплин. Когда его спросили об отношении РПЦ к присоединению Крыма, о. Всеволод отвечать отказался, и не потому что не смог, а потому что МП не пожелал свое отношение высказать. Более того, есть сведения, что в МП запретили подконтрольным СМИ касаться украинской проблемы!

Демонстративное поведение означает, что смысл его может быть истолкован. Что хотел сказать патриарх, когда не явился на торжество сам и не прислал своего министра иностранных дел Илариона?

«Я не с вами. Мы проводим свою политику. У нас есть на то силы. Их достаточно, чтобы вашим, “народным” мнением пренебречь. Мы заставим вас с нами считаться».

Если перевести демонстративные поведение в слова, то в этих словах – ветерок Майдана и глупое желание досадить москалям, даже действуя себе во вред. В этих словах – полное тождество с позицией наших «либералов», которые неистово выли от боли, что Россия оживает (см. статью: «Иларион – либерал!» // Выпуск 3).

Может быть, мы ошибаемся, когда так истолковываем демонстративное поведение патриарха? Достаточно рассмотреть поступок в контексте событий: что было до и что после – смысл станет понятен.

До присоединения Крыма произошло отступничество церковного начальства от православных русских Украины с обеих сторон границы: и глава МП, и иерархи МП на Украине действовали совершенно в унисон: первый – молчанием, вторые – решительными высказываниями (см. третью статью данного Выпуска).

Был ли сговор между сторонами – не так важно, важно, что было единомыслие. Прозападное антирусское крыло УПЦ МП мыслит точно так же, как глава МП. «Западненцев» тащит на Запад, что тут поделаешь? «Влеченье сердца, род недуга».

18 марта сайт Московского Патриархата передавал следующие новости: митрополит Иларион встретился с национальным координатором России в Шанхайской организации сотрудничества; председатель ОВЦС встретился с послами Кувейта и Финляндии; митрополит Иларион возглавил заседание рабочей подруппы по выработке общецерковного образовательного стандарта; на Кипре состоялись переговоры о сотрудничестве между РПЦ и университетом «Неаполис».

Можно сказать, что своим поведением патриарх Кирилл и его министр Иларион передали «свое послание» Президенту Российской Федерации.

Итак, 18 марта патриарх «блистал своим отсутствием». 19 марта высказался Священный Синод УПЦ МП в связи с ситуацией на Украине. Его основные положения таковы:

– внимание всего православного мира приковано к трагическимсобытиям, происходящим на земле Украины, в Киеве пролилась кровь, и беспорядки происходят по всей стране. Читай: насилие – вот горе, это главное; про Крым ни слова.

– некоторые пекутся о максимальной интеграции в политические структуры, созданные западноевропейскими государствами. Другие, напротив, стремятся к развитию отношений с народами исторической Руси, к сохранению своей самобытной культуры. Противоположные общественные тенденции, попеременно берущие верх одна над другой, поляризуют украинское общество. Церковь, возвышаясь над этими разногласиями, не может отождествлять себя с одной из упомянутых точек зрения. Читай: уж мы не с москалями точно; Крым москали отобрали – горе!

И ни слова в поддержку русских, или о позиции Российского государства, или, наконец, о присоединении Крыма. – Исторический документ антирусской направленности.

В момент консолидации русского народа перед лицом объединенного Запада Московский Патриархат оставил свой народ. Мы бы никогда не догадались, что делается в душе у патриарха, если бы не такой острый кризис на Украине и не его собственная глупость. Теперь, когда мы это узнали, забывать нельзя: не любит он нас, он нам не отец, а фанатик, готовый «сдать» православных Ватикану.

У Московского Патриархата и его католического штаба, ОВЦС – собственная политика, собственный внешнеполитический курс,не согласующийся с курсом Российского государства. Потому что Московский Патриархат тяготеет к властному полюсу, который пребывает вне России.

«ВСЕ» ПАТРИАРХИ – ГНОЙНИК ЭКУМЕНИЗМА СОЗРЕЛ

5 марта 2014 г., когда все внимание русских людей было приковано к Украине в связи с угрозой со стороны бандеровских властей применения военной силы на юго-востоке страны, в Стамбуле начало свою работу Всеправославное совещание предстоятелей и представителей 13 Поместных Православных Церквей, на которое прибыл и патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Илариона. События на Украине не изменили их планов.

Совещание собралось в резиденции Константинопольского патриарха Варфоломея для обсуждения обозначенных им тем: преследование христиан в различных частях мира, особенно на Ближнем Востоке, вытеснение Церкви на периферию общественной жизни, следствия процессов глобализации, экономический кризис, укрепление внутреннего единства Православия и подготовка Всеправославного Собора. Кризис на Украине не внес корректировку в повестку дня. Другими словами, о положении православных на Украине молчали «все» – представители «всех» Поместных Православных Церквей

Главной темой совещания стала подготовка Всеправославного Собора. Собора, который многие православные богословы рассматривают как тот самый отступнический «восьмой собор», о котором предупреждали наши святые отцы. Среди них был и преподобный Кукша Одесский (†1964): «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но тот будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится... Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в коем случае. Молю вас, стойте в православной вере до конца ваших дней и спасайтесь!».

Предыстория.

У любого православного человека встает вопрос – зачем нужен этот собор, если 7 вселенских соборов сформулировали догматы Церкви и оформили ее канонический корпус? Организаторы не отвечают на этот вопрос, прикрываясь чисто бюрократическими формулировками: «речь идет о возобновлении соборных механизмов на всеправославном уровне, призванном отвечать на актуальные вопросы жизни православия».

Зато ответ дает сама история предсоборной «эпопеи», которая была делом рук Константинопольского патриархата и которая, по словам архимандрита Иустина Поповича, «завела православные души и совести многих во все новые лабиринты чьих-то амбиций». Впервые вопрос о соборе был поставлен при жизни патриарха Константинопольского Мелетия, известного модерниста и реформатора,создателя раскола в Православии на его так называемом «Всеправославном Конгрессе» в Константинополе в 1923 г. Его дело продолжил ревностный экуменист, масон патриарх Афинагор, подписавший беспрецедентный документ о снятии с католиков анафемы 1054 г. В 1961 г. он собрал первую Родосскую конференцию, на которой было принято решение о подготовке к собору. За ней последовали другие «Всеправославные Конференции» на территории Константинопольской патриархии, в которых активное участие приняли никодимовцы из ОВЦС РПЦ МП. Собор стремились провести как можно скорее, но серьезной темы для созыва не было, поэтому тематика и проблематика его постоянно менялись.

Тема Собора.

Иустин Попович пишет: «В истории и жизни Православной Церкви ни один Собор, а тем более столь исключительно благодатное и духовное явление, каким является Вселенский Собор, не вызывался искусственно, придумывая темыдля работы заседаний; никогда так нарочито не созывались «конференции», «конгрессы», «просиноды» и разные искусственные собрания, неизвестные и чуждые православной соборной традиции, перенятые на самом деле от западных организаций, чуждых Церкви Христовой.

Историческая реальность очевидна: святые и Богом созванные Соборы святых Отцов всегда имели перед собой один или, самое большее, два-три вопроса, остро поставленных им великими ересями и расколами, извращавшими православную веру, раздиравшими Церковь и серьезно грозившими опасностью для спасения человеческих душ... Поэтому Вселенские Соборы всегда имели христологический, сотериологический, экклесиологический характер, т.е. их центральной темой – единственной темой и главным благовестием – всегда был Богочеловек Иисус Христос и наше спасение в Нем, наше обожение в Нем... Одна только она может быть предметом и возможного будущего Вселенского собора Православной Церкви, ане схоластически-протестантский «каталог тем»,который не имеет никакой существенной связи с духовным опытом и духовной жизнью векового апостольского Православия, а является рядом сухих гуманистических теорем».

Представительство.

Однако не только тема, но и сам принцип «представительства» церквей на этих собраниях, выдвинутый Константинопольским патриархатом и принятый другими православными, противоречит соборному преданию Православия. Как пишет Иустин Попович, Православная Церковь по своей природе епископальна и епископоцентрична, ибо епископ и собрания верных вокруг него являются выражением и проявлением Церкви. «Остальные, исторически более поздние и непостоянные формы церковной организации Православной Церкви: митрополия, архиепископия, патриархия, пентархия, автокефалия, автономия и другие, сколько бы их ни было и ни будет, не могут иметь решающего голоса в соборной системе Православной Церкви. Более того, они могут быть помехой для правильного функционирования соборности, если они маскируют собой и ущемляют епископальный характер и структуру Церкви и Церквей. В этом, несомненно, главная разница между православной и католической (папской) экклесиологией».

Фанар (резиденция Константинопольского патриархата) добился, чтобы Поместные Церкви посылали на встречи не епископов, а свои «делегации». Этот порядок крайне важен для Фанара, в силу малочисленности его приходов в Турции (3 тыс. человек). Главная его паства за рубежом. Но на встречи он посылает представителей из Турции. Иустин Попович отмечал по этому поводу: «Константинопольская иерархия почти на всех всеправославных собраниях состоит, главным образом, из титулярных митрополитов и епископов; из пастырей без паствыи без конкретной пастырской ответственности перед Богом и перед своей живой паствой... В последнее время Константинопольская патриархия произвела множество епископов и митрополитов, главным образом все титулярных и фиктивных. Это, вероятно, подготовка к тому, чтобы на будущем «Вселенском Соборе» множеством титулов обеспечить большинство голосов для неопапистских амбиций Константинопольской патриархии... Где тут соборность Православия?».

Цель собора – реформы.

По настоянию Константинопольского патриарха было определено 10 тем для обсуждения на соборе, касающихся канонических вопросов. Сам список этих тем свидетельствует о том, что собор должен носить реформаторский характер:

1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ. 2. Процедура признания статуса церковных автокефалий. 3. Процедура признания статуса церковной автономии. 4. Диптих (иерархия православных Церквей). Правила взаимного канонического признания Православных Церквей. 5. Установление общего календаря праздников. 6. Правила и препятствия для совершения таинства брака. 7. Вопрос поста в современном мире. 8. Связь с другими христианскими конфессиями. 9. Экуменическое движение. 10. Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы.

Совершенно очевидно, что, прикрываясь покровом соборности, Константинополь стремится реализовать собственную программу действий. Список тем будущего собора делится на две группы: с 1 по 4 и с 5 по 10.

Пункты с 5 по 10 имеет целью добиться такой секуляризации и либерализации церковной жизни, которая приведет к разрушению канонического строя Православной церкви – речь идет об утверждении экуменизма, введении нового календаря, сокращении и ослаблении постов и пр. Такая секуляризация должна стать инструментом для достижения «единства» православных церквей: «мир сей» уравняет всех.

Темы с 1 по 4 имеют целью добиться новых властных полномочий для Константинопольского патриарха. Диаспоры, то есть православные общины за пределами национальных границдолжны все подчиняться Константинополю (для него это принципиально важно, так как его община в Турции крайне малочисленна). Вопросы об автокефалии, автономии и диптихе см. ниже.

Наши рекомендации