Тема 19. Патриотизм и космополитизм
Патриотизм (от греч. patrís — родина, отечество) - чувство любви к родине, готовность служить ей и защищать её.
Что понимается под словами отечество, родина? Это страна, где мы родились и выросли, получили воспитание и образование, где живут наши родители, где живут близкие, дорогие нам люди; где жили наши предки и находятся их могилы, это народ, к которому мы принадлежим, его история и культура. Всё это есть наше Отечество.
Любовь к родине есть явление всеобщее в человеческом роде, и он естественен и понятен всякому нормальному человеку. Мы не найдем народа, в истории которого не было бы высоких примеров самопожертвования и любви к своему народу и Отечеству. Такие примеры мы находим в Священном Писании и житиях святых:
Иосиф Прекрасный в Египте не забывает своих родителей и родню, и завещает в будущем перенести свои мощи на родину.
Пророк Моисей просит помиловать народ, впавший в идолопоклонство: «Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32:32).
Ап. Павел: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти», – то есть Израильтян.
Из русских святых показывают нам пример патриотизма: благ. кнн. Александр Невский, Георгий Владимирский, Василько Ростовский, Константин Ярославский, Дмитрий Донской, прп. Сергий Радонежский, патриарх Ермоген, прав. Федор Ушаков.
Свт. Филарету Московскому принадлежат слова:: «Плохой гражданин Отечества земного не может стать хорошим гражданином Отечества небесного».
Космополитизм противоположен патриотизму. Он проповедует любовь ко всему человечеству, внушает равно любить людей всех стран и народов.
Космополитизм выдается за что-то очень современное, за новейшее достижение человеческой мысли. Однако возник он ещё в античном мире. Древние философы с помощью этих идей хотели преодолеть раздробленность греческих городов-государств. Эти идеи разделяли известные философы: Диоген Синопский, первым употребивший слово «космополит», Сократ, стоик Зенон. Представитель грубого эвдемонизма Аристипп выразил свои космополитические взгляды в словах: «где хорошо, там и отечество». Создание огромного государства Александра Македонского послужило причиной дальнейшего развития космополитических воззрений.
В эпоху Средневековья космополитические представления формировались в социальных группах, ведущих подвижный образ жизни: у странствующих рыцарей, студентов, торговцев, комедиантов, воинов-наемников. Эти идеи поддерживали европейские мыслители эпохи Возрождения (Данте, Кампанелла) и эпохи Просвещения (И.В. Гёте, Ф. Шиллер, И. Кант). Элементы космополитизма присутствовали также в коммунистической идеологии, направленной на построение бесклассового общества во всемирном масштабе.
Космополит считает себя гражданином всего мира. Объектом его любви является не конкретный «человек», «брат», «ближний», а всё «человечество» в целом. А может быть, это и действительно хорошо – любить всё человечество? Дело в том, что «всё человечество» является абстрактным объектом, а человек не может по настоящему любить абстракцию.
Вот как пишет о любви ко всему человечеству Достоевский в романе «Братья Карамазовы»
«Я так люблю все человечество!», — восклицает восторженная дама в разговоре со старцем Зосимой. Тогда Зосима приводит ей в пример слова одного доктора: «Я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц. В мечтах я нередко, говорит, доходил до страстных помыслов о служении человечеству и, может быть, действительно пошел бы на крест за людей, если бы это вдруг как-нибудь потребовалось, а между тем я двух дней не в состоянии прожить ни с кем в одной комнате, о чем знаю из опыта. Чуть он близко от меня, и вот уж его личность давит мое самолюбие и стесняет мою свободу. В одни сутки я могу даже лучшего человека возненавидеть: одного за то, что он долго ест за обедом, другого за то, что у него насморк и он беспрерывно сморкается. Я, говорит, становлюсь врагом людей, чуть-чуть лишь те ко мне прикоснутся. Зато всегда так происходило, что чем более я ненавидел людей в частности, тем пламеннее становилась любовь моя к человечеству вообще».
Космополитизм не имеет основания ни в естественном душевном расположении людей, ни в христианской религии, ни в истории. Мы знаем примеры, когда отдельные люди или группы людей (эмигранты) покидали Родину. Они тосковали на чужбине, создавали общины соотечественников для сохранения национальной культуры, разговаривали в кругу семьи на родном языке и мечтали когда-нибудь вернуться. Только болезненно, через много поколений могла произойти ассимиляция. Вспомним псалом «На реках вавилонских». Татары после депортации вернулись в Крым, чеченцы – на Кавказ.
Идеология космополитизма опасна для существующих в настоящее время национальных государств. В истории ещё не было такого прецедента, чтобы все народы призывались отказаться от родины. Данный эксперимент происходит сейчас в масштабах Западной цивилизации. Глобализационному проекту соответствует новый тип человека – постоянного мигранта-кочевника, утратившего традиционную привязанность к стране, общине, семье, который считает своей родиной то место, где ему в данное время лучше живется.
Как мы знаем из Священного Писания, земные народы появились по воле Божией при вавилонском столпотворении. В Новом Завете Господь дал людям возможность воссоединения через Церковь, о чем говорится в кондаке Пятидесятницы: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». Заметим, что слово «языки» здесь употребляется в трех различных смыслах.
Но человечество не воспользовались такой возможностью. И сейчас руководят процессом всемирного объединения совсем не христиане и совсем не на той основе, которую предложил Бог.
Раздельное существование различных народов определено Промыслом Божиим. Народы имеют каждый свой язык, культуру, свою индивидуальность, свою особенную задачу в человеческой истории и даже каждый – своего Ангела Хранителя. Это разнообразие нельзя уничтожать, как нельзя уничтожать разнообразие пород деревьев и видов животных. Такая попытка будет сопротивлением Божественному мироустройству.
Скорее всего, попытка уничтожить разнообразие культур утопична, потому что культура каждого народа неразрывно связана с его жизнью в конкретных исторических и природных условиях. Не сможет негр жить в тундре, или эскимос в Южной Африке: у них разная одежда, разная пища, разная температурная настройка организма, разные навыки, соответственно разные песни, привычные ритмы, движения, поведение. Многое из этого уже передаётся по наследству. А гражданин мира неужели сможет жить везде и чувствовать себя одинаково хорошо? Считать себя гражданином мира он, конечно, сможет, но реально жить и хорошо чувствовать себя негр будет в Африке и в набедренной повязке, а эскимос в тундре и в дохе и унтах из оленьей шкуры.
Какую же идею можно противопоставить глобализационному проекту? Ту, о которой говорится в кондаке Пятидесятницы – соединение в Христианской Церкви. А до воплощения в жизнь этого радостного события большим и малым народам надо уважать друг друга, стараться жить в мире и сотрудничестве, сохраняя при этом свое культурное своеобразие. Примером такого мирного сосуществования является Российская империя. Ни один малый народ в ней не исчез, но все, даже самые неразвитые и малочисленные, сохранили свою национальную культуру и историческую территорию.