Девятая заповедь блаженства.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Подвиг согласно этой заповеди называется подвигом мученическим.
Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах по сравнению со всеми другими подвигами благочестия. Первыми мучениками стали иерусалимские христиане и сами апостолы. Все Апостолы окончили жизнь мученической смертью, кроме Иоанна Богослова.
А далее на протяжении истории ими становились совершенно разные люди – от высокопоставленных иерархов, аристократов, военачальников до простых иноков, земледельцев, обычных людей. Это люди разных стран и народов (Палестины, Египта, Рима, Греции, Персии, Армении, Грузии), разного пола и возраста, разного рода занятий, социального положения. Их объединяет одно – смерть за Христа. Мученичество за Христа – это явление, имеющее уникальную ценность во вселенной. Если человек свидетельствует свою верность Христу своими страданиями и смертью – его можно причислять к лику святых, даже если его жизнь была не безупречна (мч. Вонифатий, римские воины, которые пострадали вместе с Андреем Стратилатом, вмч. Екатериной и др. мучениками, Феона-волхв, Ардалион – актёр языческого театра)
Никогда на протяжении истории, ни в одной стране, не было таких массовых гонений на христиан, как в России 20 века. Число новомучеников Российских исчисляется десятками, а возможно и сотнями тысяч. Возникает вопрос – почему же некоторые священнослужители, архиереи, монашествующие, известные в церковном обществе как замечательные деятели, богословы и проповедники, своими трудами оказавшие услуги Церкви и, в конце концов, расстрелянные в годы лихолетья, до сих пор не канонизированы? В основе понимания этого вопроса стоит слово Евангелия: Претерпевший же до конца спасётся (Мф. 10, 22).
Не все смогли претерпеть до конца. Безбожники старались расстреливать христиан не прямо за веру, а по ложным обвинениям. Стандартным в 30-е годы было обвинение в принадлежности к церковной контрреволюционой организации, в противодействии советской власти. Были люди, которые, несмотря на свой выдающийся талант, незаурядность личности и понесённые труды, столкнувшись лицом к лицу с репрессивной машиной государственного атеизма, не выдержали пыток, оклеветали себя и других. После чего и были расстреляны так же, как и те, кого они оговорили. Такой человек, конечно же, не может быть канонизирован. Поэтому, исследовательская работа ещё продолжается: должны быть изучены все архивные материалы, прямо или косвенно относящиеся к тому или иному лицу.
Немного истории.
В 1937 году органы НКВД устроили военный полигон в Бутово, недалеко от Московской кольцевой автодороги. В течение 11 месяцев на этом месте было расстреляно около 20 тысяч человек, 1000 из которых – священно и церковнослужители. Там были уничтожены такие выдающиеся люди, как митрополит Серафим (Чичагов) и священник Федор Колеров, архиепископ Арсений (Жадановский). Многие из них прославлены Русской Церковью как Святые новомученники и исповедники Российские.
В наше время было проведено расследование, и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в память о всех на месте сем невинно убиенных построен храм. На нижнем уровне Бутовского храма находится небольшой музей, где собраны личные вещи новомученников, фотографии, реликвии.
Следующий пример ближе к нам, он относится к 1996г., к Чеченской войне. Это подвиг Евгения Родионова. Также убийство московского священника Даниила Сысоева.
Тема 14. Молитва.
Начнем с определения молитвы. Молитва это:
Возношение ума и сердца к Богу.
Разговор человека с Богом.
Протянутая рука человека к Богу.
Свт. Игнатий говорит: «Молитва — путь к Богу. Этапы совершаемого пути — различные молитвенные состояния, которые постепенно проходит молящийся правильно и постоянно».
Молитва есть дыхание нашего духа. Вся телесная жизнь человека зависит от его дыхания. Без воздуха тело умирает. Точно так и в духовной жизни: Святым Духом всяка душа живится. Молитва — приобщение к этой жизни, духовное дыхание. Душа, не молящаяся Богу, в духовном отношении умирает.
Виды молитвы по месту, где она совершается:
Храмовая (подробно изучается в литургике). Общественное богослужение важнее частной молитвы, поскольку Сам Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, так Я посреде их» (Мф.18, 20). Но есть и другие аргументы. Общественное богослужение сложнее и полнее частной. В нем участвуют священнослужители, представлены разные чины церковной иерархии. Здесь не только возносятся молитвы и поются песнопения, но и совершаются многие богослужебные действия и бывает проповедь. Проповедание слова Божия есть необходимая и древнейшая часть общественного богослужения; А богослужебные действия или церковные обряды важны в том отношении, что в символическом виде изображают пред нами события Священной истории и сверхчувственные предметы нашей веры.
Еще одна причина, почему общественное богослужение важнее частной молитвы, состоит в том, что во время общественного богослужения совершаются Таинства, без которых христианин не может спастись.
Молитва келейная (домашняя). О ней говорится в Евангелии: «Войди в клеть твою, затвори двери и помолись Отцу твоему» (Матф.6:6). В настоящее время она совершается в форме домашнего (келейного) молитвенного правила, и состоит из чтения Евангелия, Псалтири, канонов, акафистов, утренних и вечерних молитв.
Псалтирь ценна тем, что при прочтении заставляет вспомнить все Священное Писание тех, кто знаком с ним. Кроме того, она раскрывает перед нами внутренний мир благочестивой души: ее мысли, чувства как ответ на разные жизненные ситуации. Благодаря всему этому Псалтирь – универсальная книга: она служит верующему человеку одновременно и молитвословом, и учебником Закона Божия, и дает примеры для подражания.
Основное требование к правилу: оно должно быть по силам исполнителю в тех конкретных условиях, в которых он находится. При назначении правила следует учесть: наличие свободного времени, умение читать по-славянски, физическое и душевное состояние, уровень духовного развития. При изменении этих условий, правило нуждается в корректировании, поэтому не существует правила одного для всех, и одного на всю жизнь. Оно изменяется вместе с нами и окружающими обстоятельствами.
Уважительными причинами для сокращения правила могут быть: болезнь, крайняя усталость, неурочные послушания, продолжительные богослужения в храме, например, в Страстную, Светлую седмицу, сочельники, праздничные дни. Помня, что правило для человека, а не человек для правила, в некоторых случаях можно сократить его даже до известных молитв прп. Серафима Саровского, но нельзя начать день или отправляться ко сну, совсем никак не помолившись. По миновании уважительной причины, правило снова восстанавливается в полном объеме. Иной раз можно нечто прибавить к правилу или заменить в нем что-то на другое, согласно душевной потребности или обстоятельствам.
Правило будет читаться иногда легко, с настроением, иногда тяжело, с неохотой. Теснота молитвенная, в особенности поначалу, бывает тягостна, непереносима для ума, привыкшего блуждать повсюду. Однако нужно понуждать себя. Люди часто говорят: «захочется молиться - помолюсь; а нет охоты - не буду: в молитве не должно быть насилия...» Такой взгляд на молитву глубоко ошибочен. Что вышло бы из земной деятельности человека, если бы он ни к чему себя не принуждал, а делал только то, что ему хочется? Тем более, в жизни духовной все ценное, прочное приобретается усилием, подвигом, работой над собой. «Царствие Божие нудится».
Самопринуждение– не совсем приятная, но совершенно необходимая для всех людей составляющая часть молитвенного подвига до осенения его Божественной Благодатию. Настало время молитвы – нужно принуждать себя, ободряя свой унылый и ленивый дух. Такая молитва вменяется нам в подвиг.
Любой спортсмен знает: сколько бы ты мышцы ни качал, но если ты год не тренируешься, то все исчезает. Так же и в христианской жизни. Можно сделать эксперимент - взять и перестать читать молитвенное правило хотя бы в течение недели. После этого снова начать его будет намного тяжелее, чем тогда, когда ты просто устал. Поэтому в молитве, в чтении слова Божия необходимо постоянство. Когда случится пропустить келейное правило по нерадению или унынию, в этом следует покаяться на Исповеди.
«Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно», – говорит свт. Игнатий. Если долгим, многолетним исполнением правила приобрести навык к молитве, то молитва превращается из несения тяжкой повинности в потребность души.
Внимание – душа молитвы. За внимание приходится постоянно бороться, возвращая скитающийся ум на место.
Начинать ли молитву сначала, если при чтении ее ум отвлекся? Нет. Обнаружив, что мысль отвлеклась и вернув ее к молитве, правильнее продолжать чтение далее. Почему? Бывает, что мы читаем правило в таком расстроенном внутреннем состоянии (по вражию искушению, болезни, усталости), что никак не можем сосредоточиться, как бы следовало: то засыпаем, то отвлекаемся. Тем не менее, принуждаем себя к молитве. Если мы будем каждый раз возвращаться к началу, то не сможем дочитать правило до конца. Подобная «невнимательная» молитва отнюдь не безплодна. У трудовой молитвы есть две составляющих: одна из них – слова и стоящие за ними мысли, другая – усердие, желание помолиться. В приведенном выше примере, когда нам трудно сосредоточиться, хотя первая составная часть молитвы ослаблена, зато вторая выступает во всей силе. Господь не гнушается такой молитвой, если человек молится как умеет – искренно и с усердием.
Келейное правило и храмовое богослужение – две половины одного целого, из которых одна поддерживает и оживляет другую. Где нет одной из них, там и вторая постепенно сходит на «нет». Каждый может проверить это на собственном опыте. Исключение возможно в том случае, когда имеется причина, которую Бог и наша совесть сочтут уважительной. Но и в этом случае храмовое богослужение надо посещать хотя бы изредка, не жалея для этого никаких сил и издержек. Недаром древние христиане собирались в катакомбы на общее богослужение с риском для жизни. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф.18, 20).
Трудовая молитва должна быть безвидной. Ум надо заключать в слова молитвы, а образы, которые рисуются в воображении – не принимать. При этом верить, что Бог видит и слышит нас.
При молитве нас посещают и чувства. Какие чувства нам доступны? Чувство умиления, благодарность Богу (в случаях, когда прошение исполняется, когда видим к себе милость Божию), духовная радость (на Пасху, Рождество), раскаяние в грехах – вот, пожалуй, и весь наш багаж. При этом чувства – не в нашей власти, они – дар Божий, и посещают нас время от времени.
Виды молитв по их смысловому содержанию:
- хвалитная (полиелей, хвалитные псалмы на утрени, великое славословие),
- благодарственная (молитва после трапезы, после причащения, благодарственный молебен),
- покаянная (50 псалом, канон покаянный Иисусу Христу, покаянные стихиры, «На реках Вавилонских, «Душе моя, душе моя»),
- просительная (ектения «подай Господи», Иоанна Златоустого по числу часов дня и ночи из вечерних молитв).
Ангел открыл некоторому святому иноку следующий порядок мыслей в молитве, благоугодный Богу: «Начало молитвы должно состоять из славословия и благодарения Богу за бесчисленные благодеяния Его; потом мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших в сокрушении духа, в заключение можем предложить, впрочем, с великим смирением, прошения Господу о наших нуждах душевных и телесных, предоставляя исполнение и неисполнение этих прошений Его воле» (Лествица, слово 28, 7).
Этапы развития молитвы:
устная (внешняя) и внутренняя: умная (мысленная), умно-сердечная, созерцательная. Мы видим, что на каждом этапе происходит включение в молитву новых сил души.
Стремясь молиться постоянно, подвижники прибегали к возможно частому воспоминанию о Боге. Они старались воспользоваться любым случаем, ситуацией, чтобы вспомнить о Нем, употребляя для этого краткие молитвы, подходящие к случаю, или перевод мысли через ассоциации. Такой вид молитвы называется хранение Памяти Божией. Еп. Нонн сумел даже при виде блудницы перевести мысль на спасение души. Он сказал своим спутникам: «Она больше заботится о своей внешности, чтобы угодить поклонникам, чем я о своей душе, чтобы угодить Богу». И нам в современной жизни очень полезно поддерживать память Божию с помощью кратких молитв: перед всяким делом, важным решением, перед поездкой кратко помолиться – Господи благослови или Господи помоги, в случае успеха – слава Тебе Господи. В случае страха (темно, безлюдное место) – читать известные нам молитвы вслух, на пути – Иисусову молитву, Богородице Дево, Отче наш, многократно повторяя их; при бессоннице ночью – кафизму Псалтири, при согрешении – молитву мытаря, первую строчку 50 Пс.
Для правильности молитвы надобно, чтоб она приносилась из сердца сокрушенного и смиренного. Риторические приемы и украшения речи на Бога совсем не действуют. Поэтому опытные делатели советуют читать молитвы, особенно на общественном богослужении, ровным голосом, без «выражения».
«Читать должно просто, с благоговением, в один тон, без излияния своих чувствований переливами и изменениями голоса. Предоставим святым молитвословиям действовать собственным их духовным достоинством на слушателей. Желание преподать предстоящим свои чувствования есть знак самомнения и гордости… Читая Апостол, отнюдь не должно чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь тщеславием. Напротив, должно читать природным голосом, без отяготительного для слуха и совести напряжения, благоговейно, внятно, величественно, чтоб наша жертва хвалы была благоприятна Богу» (Свт. Игнатий, т.5, стр.12-13).
Необходимые условия успешной молитвы:
Первое условие — вера. Апостол Иаков говорит: Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога.. - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (Иак.1, 5-7).
О, женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему (Матф. 15:28).
Второе условие – терпение и неотступность в молитве. Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? (Лк.18,1-7).
Бог слушает человека в ту же меру, в какую человек слушает Бога. Если мы заповеди Божиипопираем, то и на наши просьбы никто не обратит внимания. «Грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:31; Лк. 6:46).
Иногда скоро бывает услышано наше прошение; иногда же, нескоро исполняется просимое нами, а часто и вообще не исполняется. Почему? Это бывает по разным причинам. Почему же не исполняются наши молитвы? У св. Отцов можно найти такие объяснения:
1. Для нашего смирения. Бог видит, что нужно отложить на время это исполнение, чтобы нам увидать нашу немощь, которая всегда обнаруживается очень резко, когда мы бываем предоставлены самим себе.
2. Чтобы мы подольше помолились. Молитва сама по себе высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек И Бог медлит, не исполняя прошения, оставляя просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, когда получит просимое благо, гораздо меньшее.
3. Прошений, исполнение которых сопряжено с вредными последствиями, Бог не удовлетворяет;
4. Еще не исполняются наши прошения, Если Бог приготовил нам нечто лучшее, чем то, что мы просим.
5. Если прошения проистекают из греховных страстей и материальных интересов: один просит дождя, у него огород сохнет, другой в то же время просит солнечную погоду – он строит дом, третий – чтобы соседа паралич разбил, и все сразу хотят стать олигархами. Как это можно всё исполнить? И что получится, если Бог будет исполнять все эти прошения? Таким просителям говорит Апостол Иаков: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4,3).
6. Не удовлетворяются и те прошения, которые противны Его воле, противны премудрым, непостижимым судьбам Божиим.
В противность определению Божию просил великий Моисей Боговидец, чтоб даровано ему было войти в землю обетованную, и не был услышан; молился святой Давид, усиливая молитву постом, пеплом и слезами, о сохранении жизни заболевшему сыну его; но не был услышан. И ты, когда прошение твое не будет исполнено Богом, – говорит свт. Игнатий, – покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, Который по недоведомым причинам оставил твое прошение неисполненным.