Седьмая заповедь блаженства. Мир.
Прежде всего, дадим определение, что же означает слово мир? Слово мир имеет 4 смысла:
1) планета земля, вселенная, всё, что нас окружает,
2) какая-то отдельная сфера бытия: мир людей, мир природы, мир животных, мир растений, подводный мир, духовный мир. Мир как бытие или часть его прежде писался через «иоту».
3) характеристика взаимоотношений (между государствами, народами, отдельными людьми. Во взаимоотношениях мир – это противоположность войны, вражды, ссоры.
4) значение слова мир относится и к состоянию души. Мир в душе – это тишина, спокойствие, противоположность возмущения. Такой мир писался раньше через букву «и».
Седьмая заповедь блаженства говорит: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Кто же эти блаженные миротворцы? Какие существуют направления богоугодного миротворчества? Обратимся опять к Священному Писанию, не найдется ли там каких-либо разъяснений?
«Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18). Человеческие отношения – самая понятная область для приложения этой добродетели. Как мы можем проявить миролюбие к окружающим? Простить обиду, для начала хотя бы маленькую. Если мы на кому-то нагрубили – попросить прощения. Помирить тех, кто ссорится между собою. Прп.Силуан Афонский так пишет о своём опыте примирения ближних.
Господь говорит: «Блаженны миротворцы». И я подумал: частию буду безмолвствовать, а частию людей умиротворять. И поселился я близ одного расстроенного брата, схимонаха... и стал, беседуя с ним, уговаривать его, чтобы жил он в мире со всеми и всем прощал. Он немного потерпел, а потом так восстал на меня, что я и келлию бросил, и едва убежал от него, и много я плакал пред Богом, что мир не сохранился. И понял я, что надо искать волю Божию и жить так, как хочет Господь, а не самому выдумывать себе подвиги. Читаю — будто бы хорошо так сделать, а на деле выходит иначе.
И неудивительно. Вспомним, что заповеди блаженства представляют собой лестницу добродетелей, где они расположены в порядке возрастания трудности. Блаженны миротворцы – это уже седьмая ступень, после чистоты сердечной. Если нам удалось кого-то помирить – значит, это произошло не иначе, как с Божией помощью.
С кем ещё нам нужно сохранять мир? Очень важно – со своей совестью. С ней надо всеми силами сохранять добрые, мирные отношения. Чтобы понять это, достаточно вспомнить Евангельскую притчу.
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Матф.5:25-26).
Соперник в этой притче и есть наша совесть. Евангелие советует мириться с соперником своим заблаговременно. О мире с совестью прп. Силуан пишет:
«Сражение наше идет каждый день и каждый час. Если брата укорил или осудил или опечалил, то свой мир потерял. Если потщеславился или превознесся над братом, то потерял благодать. Если блудный помысл пришел и ты не сразу отогнал его, то душа твоя потеряет дерзновение в молитве. Если любишь власть или деньги, то никогда не познаешь любви Божией. Если волю свою исполнил, то ты побежден врагом, и уныние придет в душу твою. Если брата своего возненавидел, то, значит, злой дух овладел тобою, и ты отпал от Бога.
Если же брату сделаешь добро, то обретешь покой совести. Если волю свою отсечёшь, то прогонишь врагов и получишь мир в душе своей. Если прощаешь брату обиды и любишь врагов, то получишь прощение грехов своих, и Господь даст тебе познать благодать Святого Духа. А когда совсем смиришься, тогда обретешь совершенный покой в Боге».
В случае согрешений мир с совестью восстанавливается с помощью искреннего раскаяния, таинства Исповеди и причащения Святых Тайн. Для грешника нет другого способа примирения с «соперником своим». Теоретически можно было бы негрешить, но это неосуществимо на практике.
С кем ещё нам нужно сохранять мир? Конечно, с Богом. Попытаемся найти что-нибудь об этом в Священном Писании.
«Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. «Итак, мы -- посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор.5:19-20). Как же нам примириться с Богом, что для этого необходимо? Читаем дальше:
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5:1) Итак, в первую очередь нужна вера в Иисуса Христа. Что же нужно кроме этого? Ещё необходимо всё, что вытекает из веры: исполнение Заповедей, участие в Таинствах, молитва и пост, несение Креста своего и т.д., то есть благочестивая жизнь во всей полноте.
Очень сильно говорит о необходимости благочестия для мира с Богом пророк Исайя:
«Нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис.57: 20-21).
Подводим итог. Седьмая Заповедь блаженства призывает нас соблюдать мир 1) с ближними, 2) со своей совестью, 3) с Богом.
Почему миротворцам обещано, что они нарекутся сынами Божиими? Почему другим обещано насыщение, утешение, Царство Небесное, а миротворцам – такая необычная награда? Сын Божий пришел на землю примирить согрешившего человека с Богом. Миротворцы этой добродетелью подражают Самому Спасителю, поэтому им и обещается имя сынов Божиих.