Пятая заповедь блаженства. Милостыня
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
Пятая заповедь говорит о том, что желающие блаженства должны быть милостивы. «Различен образ милования и широка заповедь сия», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Оказание милостыни ближнему является нашим христианским долгом по заповеди, но не только. Она есть ещё и обязательное условие духовного совершенствования. Но и это не всё. Она ещё неразрывно связана с любовью к ближнему. Милостыня есть и путь к любви к ближнему, и выражение этой любви.
Как вы помните, человек состоит из тела, души и духа. Каждой из этих сторон человеческого естества мы может оказать свою милость, соответственно она бывает трёх видов: телесная, душевная и духовная.
Что мы можем сделать для тела? Основные виды телесной милостыни указаны в Евангелии: голодного напитать, жаждущего напоить, имеющего недостаток в необходимой одежде – одеть, принять странника, больного посетить, также и в темнице находящегося (особенно, когда люди попадают туда несправедливо). Вдвойне ценно, если милостыня оказана настоящему христианину, в таком случае она считается сделанной для самого Господа.
При всех достоинствах, означенная добродетель требует рассудительности. При милостыне опасно тщеславие. «Не труби перед собой», – предупреждает нас Евангелие. Но есть и другие сложности помимо тщеславия.
Внешняя милостыня предназначена для обеспечения необходимых телесных потребностей человека, а вовсе не для удовлетворения его греховных страстей и прихотей, как пишет апостол Павел: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6, 8). Лучше оставить деньги в своем кармане, когда мы точно знаем, что она будет использована на грех, например, на пьянство или наркотики. Равно не стоит давать деньги в долг для покупки предметов роскоши, для дачи взяток.
Если перед нами нищие, опытные духовники советуют подавать в не самым назойливым, а напротив, тем, которые ведут себя скромно, по которым видно, что они оказались в положении просителей случайно. Не следует самому занимать в долг, чтобы подать милостыню.
Кому же благотворить в первую очередь? Вспомним, какие приоритеты имеются по этому вопросу в Священном Писании.
«Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Галат.6, 10).
«Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного» (1Тим. 5, 8).
«Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния. Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего» (Сирах.12, 1-2).
Поэтому в первую очередь мы должны подавать руку помощи православным, в особенности живущим благочестиво; прихожанам своего храма, попавшим в трудное положение; своим домашним, родственникам, а потом уже прочим. Хотя притча о самарянине показывает, что совсем лишать своего милосердия никого не следует.
В подаянии вещественной милостыни есть два момента. Один – приятный, когда мы не отказываем, даем, помогаем, другой – не очень приятный, когда приходится чем-то для этого жертвовать. Поэтому люди нередко пытаются разделить их: приятное сделать самим, а неприятное переложить на другого, то есть сделать добро за чужой счет.
Как же относиться к словам Евангелия: «Всякому, просящему у тебя, давай»? (Лк.6, 30) Однако если ребенок просит пистолет или пузырек с ядом, надо ли ему дать? Не думаю также, что мы обязаны отдать случайному просителю квартиру, в которой мы живем, своего ребенка, почку для пересадки и т.д. Надо признать, что слово «всякий» имеет ограниченный смысл. Когда речь идет о милостыне, то имеется ввиду самое необходимое для жизни. В этом случае слово «всякому» означает разный возраст, пол, социальное положение.
Сказанное здесь о внешней милостыне не является, конечно, вершиной этой добродетели, а первой ступенькой применительно к современным условиям. Утвердившись на ней, можно идти и дальше, совершать отдельные поступки более высокого уровня самопожертвования, когда обстоятельства и нравственное чувство того требуют. Если же говорить о высших степенях этой добродетели, то можно вспомнить жития св. Отцов: Филарета Милостивого, Иоанна Милостивого патриарха Александрийского, Павлина Милостивого и других.
Как мы уже упомянули, кроме вещественной милостыни, бывает милостыня душевная и духовная. Помочь человеку душевно или духовно является делом не менее важным, чем помочь материально.
Дела душевной милостыни: ободрить человека, когда он находится в печали, болезни или в трудной жизненной ситуации, выслушать со вниманием, выразить сочувствие, побыть рядом если ему нужно, успокоить, дать полезный совет, поделиться знаниями, предупредить об опасности. Люди часто не понимают важности всего этого, не ценят, считают это как бы естественным. Но когда человек этого нигде не находит, ему становится очень плохо. Хотя надо заметить, что в последнее время и в миру к душе стали относиться внимательнее. При спортивных командах появился специальный человек для психологической поддержки. В организациях устраиваются комнаты психологической разгрузки, стараются, чтобы в коллективе была добрая атмосфера. Добрая атмосфера дорога и на приходе, и в монастыре, и в семинарии.
Что же относится к духовной милостыне? Дела духовной милостыни – помочь ближнему в том, что касается Бога и спасения: помолиться за ближнего, потерпеть его немощи и простить ради Заповеди Христовой, научить его истинам веры, помочь креститься, исповедаться, причаститься, разобраться в духовных вопросах, устоять перед искушением, заблудшего – вернуть на путь спасения.
Для того чтобы давать душевную и духовную милостыню ближним, мало одного желания. Необходимо сначала самому приобрести духовное богатство, чтобы было, чем поделиться, что, в свою очередь, требует немалого труда и времени.
Господь обещает милостивым, что они сами будут помилованы.
Здесь подразумевается помилование на Суде Божием от вечного осуждения за грехи. Но и здесь, на земле, Бог помогает таким людям в трудную минуту.