Отличие законов физических от законов нравственных

Закон физический определяет деятельность мира материального, закон нравственный определяет деятельность существ обладающих разумом и свободой воли. Ещё он содержит в себе понятия добра и зла, совершенно чуждые закону физическому.

Физический закон действует с безусловной необходимостью, здесь закон непосредственно переходит в действие.

Закон нравственный не принуждает с необходимостью, а только обязывает. Обязательство есть поведение без принуждения. Это значит, что требования нравственного закона исполняются человеком только тогда, когда на это есть согласие его свободной воли. Он всегда оставляет место соображению, рассуждению, решению.

Например, нравственный закон обязывает не красть, но не принуждает к этому. Человек может и не выполнить этого требования нравственного закона. Однако это не значит, что в случае невыполнения его требований нравственный закон отменяется и разрушается. Закон нравственный остается законом, но действует особым образом. Его неисполнение влечет за собой деградацию и саморазрушение, продолжающиеся до тех пор, пока человек снова не подчинится требованиям закона. Причина в том, что при нарушении нравственного закона разрывается связь с Богом, который является источником жизни для всего творения. Как плоть, когда ее покидает жизнь, становится трупом и начинает разлагаться, так и душа, когда нарушается её связь с Богом, начинает деградировать. Именно нравственное разложение служило причиной гибели великих империй: Римской, затем Византийской, потом Российской. В Библии яркий пример – история Израильского царства: его благополучие было неразрывно связано с исполнением закона Божия.

Тема 5. Свобода

Что такое свобода? Это слово знакомо каждому с детства, но если попросить дать ему объяснение, то ответить сможет далеко не каждый. Вот дует ветер, сегодня в одну сторону, завтра в другую, никто не может ему помешать. Можно ли сказать, что ветер свободен? Вот птица: летит куда пожелает, с ветки на ветку, с дерева на дерево, или поднимается высоко в небо, а то полетит и в жаркие страны. Можно ли сказать, что птица свободна?

В неживом мире свободы нет – там действие происходит по законам физики. Свобода животного – жить в соответствии со своей природой и назначением, по инстинктам. И если его лишить такой возможности (посадить в клетку, на цепь) оно будет страдать, а некоторые вовсе не могут жить в неволе. У человека свобода особенная. Особенность человеческой свободы связана с тем, что у него, в отличие от всех других земных творений, есть разум. Благодаря этому человек может сознательно выбирать варианты действия, поведения.

Ветер, птица для нас символы свободы, потому что понятие свободы мы связываем с отсутствием ограничений, возможностью делать, всё, что мы пожелаем. А поскольку желаний у человека великое множество, то одна всеобъемлющая свобода распадается на множество отдельных свобод: свобода слова, свобода передвижения, свобода совести, вероисповедования, свобода получения информации, свобода самовыражения, творчества, свобода выбора и т.д.

Человеческая свобода имеет естественные ограничения: человек не может за вечер выучить наизусть том «Православной энциклопедии», он не может летать как птица, он не может не есть целый год. В человеческом обществе свобода личности также ограничивается законодательством. Но такие ограничения, если человек с ними внутренне согласен, не сковывают его свободу, он не чувствует себя от этого ущемлённым. Это просто уменьшает объём выбора. Отсюда берёт начало мысль, высказанная Спинозой, затем повторённая Гегелем и Марксом, что свобода есть осознанная необходимость. Для молодёжи кажется особенно привлекательной свобода делать то, что запрещено, вседозволенность. Этим нередко пользуются разрушительные политические силы... То, что мы сказали до сих пор, касается общечеловеческого понимания свободы.

Но в Нравственном Богословии нас интересует только один вид свободы из всех – это свобода выбора между добром и злом. Этот вид свободы называется нравственной свободой. Итак, нравственная свобода человека есть ни от кого и ни от чего постороннего не зависящая способность выбора между добром и злом. В богословии богословии эту свободу называют ещё свободой воли.

Нравственная свобода является бесценным даром, данным человеку от любящего Бога, Который ищет от него не механического повиновения, а сыновнего послушания по любви. Без свободы выбора любовь и творческий разум становятся невозможными. Свобода воли, любовь и творческий разум – это важнейшие свойства образа Божия в человеке.

Тем не менее, существует философский взгляд, отрицающий нравственную свободу человека. Он носит название детерминизма (от латинского слова «детермино» — определяю).

Детерминизм – философское учение, согласно которому все явления, в том числе и мораль, подчиняются законам Вселенной и обусловлены необходимой причинной связью. Таким образом, человек осуществляет нравственный выбор не свободно, а под воздействием определенных космологических, биологических и психологических законов, которые господствуют над человеком и определяют его нравственное поведение. По мнению детерминистов, зная эти законы, можно точно предсказать человеческое поведение.

Свидетельство человеческого сознания о том, что человек в своих действиях и поступках свободен, детерминисты называют самообманом. Например, Спиноза говорил, что брошенному камню, если бы он мог думать, казалось, что он летит по своей воле и падает, куда ему хочется.

Человеку только кажется, что он свободен; Им управляют первичные инстинкты (питания, размножения, сохранения жизни, конкуренции), бессознательное стремление к наслаждению, требования со стороны культуры, общества. И действует человек с неотвратимой необходимостью под влиянием более сильных факторов (мотивов). Поэтому представление, что человек мог в данном случае поступить иначе, чем поступил, — чистая иллюзия: что я сделал, то только я и мог сделать, – говорит детерминизм.

Видными выразителями детерминизма являются голландский философ Спиноза (17 в.), и немецкий философ Шопенгауэр (19 в.), а из современных – бихевиористы, фрейдисты, эволюционисты.

Рассмотрим теперь аргументы в защиту свободы воли.

– Очень сильным аргументом против учения детерминизма является следующий. Если у человека нет свободы воли, то лишаются смысла все нравственные оценки, в том числе понятия греха и покаяния, ответственности,наказания. За что каяться, за что судить и наказывать, если человек несвободен в своих поступках? Всех преступников надо выпустить из тюрем, принести извинения и возместить моральный ущерб. Если детерминизм прав, то неправильно все наше общественное устройство.

– Наличие свободы воли человека доказывается также самосознанием человека, его уверенностью в своей дееспособности. Каждый человек говорит о себе: этого я хочу, а этого не хочу, и сознает при этом, что он может поступить так или иначе.

– Каждому по личному опыту знакомо чувство раскаяния. На чем основано это чувство? На том, что раскаивающийся сознает, что он мог поступить иначе, мог сделать и другой выбор.

– Если рассуждать о мотивах, то не все мотивы обусловлены природой. Есть мотивы нравственные, например, спасти утопающего, причем бескорыстно. При выборе мотива человек способен отдать предпочтение не самому сильному или выгодному, а выбрать по нравственному достоинству. Таким образом, мотивы действуют на нашу волю не с неотразимой необходимостью, а только обнаруживают направление воли.

– Окончательный наш аргумент –– это Священное Писание и святоотеческое учение, которые признают, что человек есть существо свободно-разумное, что он отвечает за свое поведение, что в его воле сделать выбор между добром и злом, Богом и диаволом, раем и адом, спасением и погибелью.

Например, без существования свободы воли Библейское повествование о первой заповеди в раю не имела бы смысла. Вспомним ещё Евангельские слова: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Матф. 16, 24).

Из свв. отцовИоанн Златоуст говорит: «Бог насильно не влечет нас... Он дал нам власть избирать худое и доброе, чтобы мы были добры свободно. Душа, как царица над собою и свободная в своих действиях, не всегда покоряется Богу; а Господь не хочет насильно и против воли сделать душу добродетельною и святою. Ибо, где нет произволения, там нет и добродетели. Надобно убедить душу, чтобы она по своей воле сделалась доброю».

Свобода человека, однако, ограничена. Она ограничена в реализации выбора: мы можем пожелать чего угодно, но у нас нет достаточной силы, энергии, средств, чтобы это исполнить. «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7,18). Но даже и свобода желания добра подвержена прессингу тварности и греховной поврежденности человеческой природы. Здесь и инстинкты, и страсти, и грехи, и законы материального мира – все это давит и влияет на бедного человека. Только Бог абсолютно свободен и ничем не связан. В сравнении с абсолютной свободойБога свобода всех тварных существ, в т.ч. человеческая, является неполной и несовершенной.

Теперь рассмотрим три состояния нравственной свободы человека: 1) свободу формальную, 2) свободу реальную и 3) свободу идеальную.Это деление соответствует трем состояниям человеческого бытия: до падения, после падения и в новом, духовно-преображенном, состоянии.

Формальная свобода характеризует состояние прародителей в раю до грехопадения. Душа человека еще не знала реальности нравственного зла, зло пока не давило на него и не влияло на нравственный выбор. Не было еще страстей: гнева, блуда, зависти, сребролюбия и прочих, которые неудержимо влекут человека на грех. Об этом замечательном состоянии мы знаем только теоретически, оно нам не знакомо, поскольку все мы рождаемся уже с печатью первородного греха. Формальная свобода закончилось, когда человек первый раз нарушил заповедь Божию.

Реальная нравственная свобода ¾ это состояние в котором находится человек после грехопадения, то есть то, чем мы обладаем сейчас. Необходимым условием реальной нравственной свободы является господство разума над чувствами и желаниями. Разум наименее поврежден грехом и поэтому служит орудием для очищения сердца от страстей. Нравственный выбор дается нелегко, человеку приходится напрягать все духовные силы в борьбе с помыслами, чувствами и наклонностями повреждённой природы. Для объяснения механизма реальной свободы вводится понятие «борьба мотивов». Наша свобода воли это не беспорядочные желания, а выбор того или другого мотива. Надо отдавать предпочтение мотиву нравственному, или более высокому с нравственной точки зрения. Под нравственным мотивом имеется в виду внутреннее побуждение к нравственному поступку (куда мне пойти сегодня вечером: на день рождения к приятелю или на праздничное богослужение?) В момент свободного выбора главное благо заключается не в выбранном объекте, а в том, что в процессе выбора происходит изменение личности. С каждым таким случаем душа или понемногу совершенствуется, или деградирует.

Идеальная нравственная свобода характеризуется действием Благодати. Нравственная свобода ¾ это полная свобода человека от власти греха, достигаемая духовным подвигом при содействии Божественной благодати. В состоянии идеальной свободы человек желает и творит только добро. Такова свобода святых праведников, находящихся в обладании Божественной благодати, а также Божиих Ангелов. Как можно этого достичь? Надо отказаться от своей воли, если она расходится с волей Божией, и принять волю Божью как свою собственную. Это трудно, однако возможно с помощью Благодати. Казалось бы, человек при этом теряет свободу, но, оказывается, свободы становится больше. Его возможности увеличиваются, так как воля Божия несравнимо шире и мудрее воли человеческой.

Идеальная свобода называется также истинной свободой. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», — говорит Иисус Христос (Ин. 8:38). Напротив, всякий, творящий грех, по Евангельскому учению есть не свободный человек, а раб: «Всякий делающий грех, есть раб греха», — говорит Христос (Ин. 8:34). Но почему же, спросим мы, подчинение человека воле Божией называется свободой, а подчинение его злу и греху — рабством? На этот вопрос можно ответить так: человек сотворен по образу и подобию Божию. Поэтому когда человек стремится к добру и Богу, то он действует в соответствии со своей истинной природой и назначением, и чувствует счастье и полноту бытия. Напротив, когда он уклоняется от Бога и предается злу, тогда он поступает противоестественно и начинает деградировать.

Наши рекомендации