Тема 2. Благо. Высшее благо. Цель и смысл жизни в христианстве.
Благо —философское понятие, обозначающее положительную ценность;
Существенное свойство благ в том, что они удовлетворяют различные человеческие потребности, с ними связаны интересы, цели и устремления людей.
Различают блага:
материальные. К материальным относятся, одежда, продукты, жилье, орудия труда, средства передвижения и т. п.,
нематериальные – знания, достижения культуры человечества, законодательство, детские игры, профессиональные навыки и т. п.
Некоторые блага сочетают в себе материальное и нематериальное. Примером такого соединения может выступать икона, книга, фильм, семья, наконец, сам человек.
Благо может иметь также индивидуальный характер, если оно отвечает потребностям и запросам отдельной личности. Благо может быть относительным. Что для одного человека (или группы людей) благо, может оказаться вредным для другого. Общеизвестна поговорка: «что для русского здорово – для немца смерть».
Благо – синоним слова добро. С конца 19 в. понятие блага вытесняется понятием ценности. Итак, слова благо, добро и ценность употребляются как синонимы, кроме тех случаев, когда речь идёт о метафизическом смысле добра. Например, в словосочетании «добро и зло».
Многие блага, которых мы добиваемся, желанны нам не сами по себе, а ради чего-то еще - например, люди учатся, чтобы приобрести профессию. Однако приобретение профессии не является пределом - люди учатся ремеслу, чтобы зарабатывать деньги. Но и деньги они зарабатывают не ради самих денег, деньги нужны только затем, чтобы покупать на них товары и услуги. Но являются ли эти товары и услуги завершающим звеном этой цепочки? Реклама пытается создать впечатление, что это так, и склоняет нас к тому, чтобы мы посвятили жизнь процессу зарабатывания и траты денег. Но новый компьютер, престижный автомобиль или даже яхта - это явно не конечное благо, и довольно трудно представить себе человека, на смертном одре сокрушающегося о том, что он чего-то ещё не купил. Поэтому закономерно возникает вопрос: «Какое же благо самое важное из всех, самое большое, высшее?»
Термин «Высшее благо» был введен Аристотелем. Аристотель в своем знаменитом труде «Никомахова этика», рассуждая о том, что многие цели носят промежуточный, подчиненный характер, говорит, что должна существовать некая цель, желанная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради нее. Эту цель философ называет «высшим благом». Таким благом Аристотель считал счастье, блаженство. Древнегреческое слово счастье – «эвдемония» (eudaimonia, eu — добро, daimon — божество) означало дар богов. Аристотель определил счастье как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетельную жизнь он считал путем к счастью и его обязательным условием. В философии эпикурейства счастье отождествлялось с удовольствием и отсутствием страданий.
Как понимают счастье окружающие нас люди? Обычно они отвечают так:
– Это эмоциональное состояние, при котором человек доволен жизнью.
– Счастье — это чувства радости и любви.
– Счастье — это внутреннее чувство, когда сбывается мечта, когда получаешь то, чего больше всего на свете хочется, когда достигаешь того, к чему долго и упорно стремишься.
Иногда слово «счастье» используется также как синоним слов удача, везение, успех.
Однако счастье в таком понимании несовершенно, потому что в жизни прежние мечты, желания, цели сменяются новыми, а чувство радости от их достижения бывает непродолжительной.
Иные философы Высшим благом считали общественную пользу, социальную справедливость, гармонию с природой, самого человека.
Мы сейчас оказались в обществе, где важнейшим показателем считается качество жизни, понимаемое как уровень потребления. Как следствие этого, некоторые люди, и таких немало, высшим благом начинают считать деньги. Деньги становятся выше морали, выше человеческой жизни, порою они становятся выше тысяч и миллионов человеческих жизней.
Каковы высшие ценности в реальной современной бытовой жизни? Обычно это материальное благополучие, выражающееся в квартире, машине, даче, зарплате, здоровье; нехитрые удовольствия от алкоголя, наркотиков, спорта, игр. Родить сына, построить дом и посадить дерево – это уже выглядит верхом мудрости.
Между тем, с пониманием высшего блага неразрывно связаны цель и смысл жизни. Это вопросы очень важные. Люди, не нашедшие достойный ответ на вопрос «зачем я живу?» нередко кончают жизнь самоубийством. Что же является высшим благом для христианина? Высшим благом для христианина являетсяСам Бог. Опираясь на такое понимание высшего блага, можно ответить на следующие вопросы: «Какова цель и какой смысл человеческой жизни в христианском понимании?»
Разные духовные писатели целью христианской жизни называют: восстановление утраченного Богообщения, стяжание Святого Духа, достижение Царства Небесного, спасение души. Это по смыслу одно и то же, только сказано разными словами. А все остальные делания: молитва, посещение храма, участие в Таинствах, добродетели и добрые дела, борьба со страстями – средства для достижения главной цели, важные, необходимые, но средства.
В чем смысл жизни в христианском понимании? Каковы главные процессы, задающие смысл человеческой жизни?
Человек – существо безсмертное. Поэтомуземная жизнь для человека – подготовка к жизни загробной, вечной. Это что-то вроде школы, в которой он должен научиться любить Бога и ближнего. Сразу после смерти, на мытарствах, он сдает экзамен, по результатам которого определяется загробная участь.
Для всякой твари условием счастья является исполнение предназначения, вложенного в неё Творцом. Человек создан по образу и по подобию Божию, значит его предназначение в земной жизни – богоуподобление,а это предполагает исполнение воли Божией и борьбу с грехом. Если живет в соответствии со своим предназначением, данным ему от Бога, бывает счастлив в земной жизни, и будет счастлив в будущей.
Тема 3. Добро и зло
Сегодня мы поговорим с вами о проблеме добра и зла, их природе и отношении к нравственности.
О добре и зле знает каждый человек: христианин, мусульманин, буддист и даже атеист. В любом мировоззрении обязательно присутствует убеждение в том, что есть некоторое правильное, желательное, истинное положение вещей (добро), и есть некоторые явления неправильные, нежелательные, ложные, с которыми нужно бороться (зло). Эти понятия всегда присутствуют и неизбежно составляют самую суть любого мировоззрения. С позиций добра и зла человек оценивает происходящее с ним и вокруг него. Другой вопрос, как люди понимают, что такое истинное добро и истинное зло. Этот вопрос всегда, на протяжении всей человеческой истории был предметом обсуждения.
Ответ на вопрос о добре и зле тесно связан с вопросом о высшем благе, о смысле жизни. Высшее благо и то, что ведёт к нему, всегда считается добром. А то, что препятствует в достижении высшего блага, что является противоположностью высшего блага – это зло. Нерелигиозные учения ищут высшее благо, смысл жизни в материальном мире и в пределах земной человеческой жизни. Религиозные учения, признающие загробную жизнь, видят их за пределами нашего природного мира. Соответственно и взгляды на добро и зло у них имеют различия.
Какие существуют взгляды на природу добра и зла, где люди пытаются найти их истоки?
Греческая мифология предлагает на историю с ящиком Пандоры.
Буддизм считает, что всякое "зло" только относительно чего-то является "злом", и всякое "добро" лишь относительно чего-то является "добром". В относительном смысле то, что способствует избавлению от страданий - это добро, а что ведет к страданию – зло. В абсолютном же смысле разделение на добро и зло есть заблуждение двойственного сознания, омраченного привязанностями и страхами. Добро и зло – это понятия несовершенных людей, а для человека достигшего совершенства добра и зла не существует.
Многие мировоззрения считали и считают, что мировое бытие имеет два равносильные, совечные и противоборствующие начала – доброе и злое. И даже представляли их себе в образах двух богов, света и тьмы, духа и материи. Такие представления называются дуализмом и свойственны, например, зороастризму, манихейству, некоторым течениям гностицизма (катары, богомилы).
Христианство, отвергая взгляды дуализма, буддизма и греческой мифологии, имеет своё учение о происхождении добра и зла. Какое же?
Вспомним первые строчки Библии о сотворении мира. Мы читаем: И увидел Бог все, что Он создал, и се, добро зело. И был вечер, и было утро: день шестой (Быт.1:31). Слово «добро» здесь применено в смысле соответствия сотворенных существ, растений, всей природы замыслу Творца и своей цели и назначению. Это один из библейских смыслов добра. Читаем дальше.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла – не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт.2:16,17).
Мы видим, что добро и зло появляются уже на первых страницах Священного Писания, при сотворении человека, и его жизни в раю, что говорит о фундаментальности это вопроса для человека и для сотворенного мира в целом.
О древе познания добра и зла много написано толкователями Священного Писания. Они отмечают, что сами по себе плоды дерева были приятны на вид и на вкус. И смерть происходила не оттого, что они были ядовиты, а от нарушения Заповеди Божией, связанной с этим деревом. Нельзя сказать также, что до вкушения запретных плодов первые люди не знали ни добра, ни зла, но знание их имело особенное качество, как бы неполноту. Деятельно они знали одно доброе, а о зле имели лишь умозрительное представление. Они знали, что нарушать Заповедь Божию плохо, и грозит смертью. Но что такое смерть? Как понять это тому, кто её не пережил? К тому времени демоны уже опытом вкусили зло, поэтому змей говорил им: «Будете как боги, знающие добро и зло» (Быт.3,5)
Нельзя и всю ответственность за происшедшее переложить на змея, или на диавола, который через него действовал: диавол искушал, а не принуждал. У человека был свободный, выбор, свободная воля. В этом месте мы подошли к главному моменту. Источник добра и зла находится именно здесь – в свободной воле человека и Воле Божией, в их взаимном соотношении. Заметим также, чтодобро и зло для человека появляются одновременно с ним самим. Но добро и зло находятся пока в потенциальном состоянии, как возможность, и оживают от соприкосновения воли Божией со свободной волей человека. Начал он свободно исполнять первую райскую Заповедь – и добро ожило, а зло пока оставалось в потенциальном состоянии. Когда свободная воля человека соединилась со злом, то и зло ожило и вошло в мир.
Нарушив первую заповедь, человек опытно познал, что есть зло и испытал его последствия. Его знание после этого качественно изменилось, оно стало вынужденно состоять из двух противоположных разделов: добра и зла, добродетели и порока. Второй раздел знания, который до грехопадения представлял собой лишь возможность, идеальную точку, наполнился конкретным содержанием, распух и стал даже больше, чем первый раздел знания – о добре.
Таким образом, мы видим, что у истоков добра, и соответственно, зла как его противоположности, находится свободное исполнение и нарушение воли Божией. Воле Божией повинуется вся природа, ее исполняют ангелы, ее исполнять должны все люди. Будучи законом для всего мира, она служит источником и основанием нравственного закона. Абсолютным добром является Воля Божия. Исполнение воли Божией – добро, а нарушение воли Божией – зло.Главными носителями зла являются падшие духи.
Что такое свет? Это поток фотонов, у него есть скорость распространения, поток света может вращать бумажную вертушку. То есть он есть что-то объективно существующее. Что такое тьма? Ничто, просто отсутствие света. Казалось бы, тьма – солидное понятие, а своей сущности оно не имеет. Заметим, что среди понятий есть такие, которые не имеют своей сущности. К таким понятиям относится и зло. Оно существует только как противоположность добра, сопротивление добру, борьба с добром. Поэтому добро может существовать без зла, а зло без добра – не может.
В результате первородного греха произошло повреждение души человека. А это повреждённое состояние души стало источником всего зла, происходящего в нашем человеческом мире: в политической сфере, социальной, экологической, и вообще везде. Из повреждённого источника не может проистекать правильное, здоровое. Даже там, где этого явно не видно, повреждённость приведёт к появлению ошибочных теорий, проектов, учений (социальных, политических, религиозных), а они уже сделают свое разрушительное дело. Люди думают построить счастливую жизнь изменением внешних обстоятельств, например способа управления, сменой государственного строя, техническим прогрессом: сделаем всё по науке, по новейшим технологиям, – и тогда всё будет хорошо.
Но вот сбываются мечты о революции, прежние правители свергаются, совершается перестройка. И что же? Общество снова расслаивается на богатых и бедных, на господ и рабов. Появляются самолеты, телевидение, компьютеры, атомная энергетика – а становятся ли люди счастливее? Вот современная демократия, рыночная экономика – самый совершенный строй, к которому пришло, наконец, человечество в результате долгого исторического развития. И что же, исчезла ли социальная несправедливость, безработица, расслоение на богатых и бедных, появилась ли уверенность в завтрашнем дне? Какой дух этого передового общества, какова его нравственность, какова культура, какова музыка, кинофильмы, выставки, фестивали? Пока сами люди внутренне не изменятся, ничего исправить нельзя. Можно сказать, что главный процесс человеческой истории – это не смена исторических формаций, не борьба классов, не технический прогресс, а борьба добра со злом в душе человека. Здесь уместно вспомнить известные слова Ф.М.Достоевского: «…диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» (т. 14, 100). Поэтому путь к новой жизни надо начинать с православного воспитания.
Различают следующие виды зла:
1. Нравственное: грех, нарушение Закона Божия (Заповедей). Нравственное зло проявляется в отношении человека к Богу и ближнему.
2. социальное (общественное): в неравенстве, в несправедливости, в насилии одних общественных групп над другими.
3. органическое: в страданиях, болезнях, смерти.
Социальное и органическое зло являются следствиями зла нравственного.