Отношение Нравственного Богословия к светской этике.
Нравственность есть факт общечеловеческий, поэтому учение о ней имеет место не только в богословии. но и в светской науке Этике. Мы уже упоминали о Аристотеле, Цицероне. Но и последующие философы и психологи в своих трудах касались вопросов нравственности. Это и Спиноза, и Кант, Шопенгауэр, Фихте, Ницше, Фромм, Фрейд. Короче, взять любого крупного философа или психолога любого века – он обязательно высказывался по вопросам нравственности. Но невозможно не заметить, что эти высказывания и выводы зачастую очень расходятся с христианским учением. Почему?
Несмотря на то, что Нравственное богословие и светская этика занимаются одним и тем же предметом, а именно законами, нормами, правилами нравственной жизни, в исследованиях своих они исходят из различных начал. Различие Нравственного Богословия и светской этики:
Нравственное Богословие имеет в основании боготкровенный нравственный закон, Заповеди Божии. Светская же этика опирается на человеческий разум. Отсюда следует, что Нравственное Богословие заблуждаться не может, а этика легко может пойти в ложном направлении. Философские нравственные системы держатся на субъективных рассуждениях философов, с которыми другие люди могут соглашаться или не соглашаться. Не зря Пилат скептически сказал о философских изысканиях: «Что есть истина?» Своими силами этика не в состоянии решить многих вопросов нравственного порядка, например, в этике не решен вопрос о происхождениидобра изла, о происхождениисовести, о свободе воли.
В любой деятельности много значит живой пример. Говоря о добродетелях, светская этика, хотя и призывает к их исполнению, не может назвать ни одного примера их полного исполнения, тогда как Нравственное Богословие указывает пример нравственного совершенства в личности Иисуса Христа.
Спаситель не только изъяснил в притчах, в заповедях, что хорошо, что дурно, что правильно, что неправильно, но и показал это Своим примером. Пастух обычно идет позади стада и гонит животных впереди себя. А Господь не так: Он первый идет на Голгофу и завет «следуйте за Мной», и кто хочет из всего человечества, за Ним идет. Также в христианстве имеются более близкие к нам достойные примеры нравственной жизни в лице Божией Матери и святых угодников Божиих.
Вся история человечества показывает, что после грехопадения своими силами человек не может исполнить требования нравственного закона. Необходимы силы и средства, которые подкрепили бы немощь человеческую. В качестве такой силы этика пользуется авторитетом человеческого разума, но этого слишком мало для того, чтобы удержать человека от греха. Любой из нас может сказать: «С какой стати я буду следовать нравственным предписаниям Аристотеля, Канта, или кого-то ещё, особенно если это трудно, если это требует жертв?» А христианский нравственный Закон подкреплен авторитетом Священного Писания, это повеление Божие.
Светская этика не может дать человеку достаточных сил для исполнения нравственного закона. Нравственное Богословие указывает человеку конкретный путь к получению благодатной помощи Божией.
Таким образом, Нравственное Богословие по отношению к светской этике имеет превосходство: в истинности, полноте нравственного учения, а также и в отношении средств для исполнения этого учения.
Надо отметить, что учебники по светской этике, которые попадают к нам в руки, написаны давно, и к настоящему времени ситуация быстро меняется. Всё явственнее становится, что Западная цивилизация вступает в постхристианский период. В первую очередь это отражается на светской этике. Например, страшные с точки зрения христианства вещи, как содомия, блуд и прелюбодеяние, детоубийство, измена Родине, развращение детей в школах, откровенная ложь находят себе оправдание и даже государственную поддержку. Из общественной жизни уходят христианские праздники, молитвы, символика (примеры). Стираются границы добра и зла, греха и добродетели, допустимого и недопустимого. Нередко в современных книгах по этике на первом месте стоит не научная истина, а социальный или идеологический заказ. Нравственным объявляется то, что выгодно определённой общественной группе, или то, что приносит успех и прибыль. Провозглашается принцип: «Всё, что не запрещено законом – разрешается». Этим фактически государство самоустраняется от поддержки нравственности в обществе, потому что нравственность значительно шире законодательства. В этих условиях противоречия Нравственного богословия со светской этикой, особенно с этикой современного западного мира, все более углубляются.
Несмотря на эти сложности, Нравственное богословие не должно совершенно игнорировать светскую этику, и там, где их взгляды совпадают – выступать вместе в защиту нравственных ценностей.