Беседа Дорогого Братца Иоанна.
Беседы Братца Иоанна
Неделя
После Великого поста
О слепом.
Содержание:
23 мая 1910 года……………….…………….…….……2
15-го мая 1911 года……………………...………..…….6
5 июня 1921 года…………………………………………16
1923 год………………………………….…………………21
24 мая 1925 года …………………….…………….….33
29 мая 1927 года …….…………..………….….…….41
20 мая 1928 года ………..…………..…….…………..46
№ 18. Письмо Г.Б.И. Послание ………….……..57
Беседа Дорогого Братца Иоанна.
От 23 мая 1910 года.
Я неделя. О слепом.
В воскресенье, 23 мая, Братец Иоанн начал Свою беседу такими словами:
- Иисус увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Учитель! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» И ныне спрашивают, за чьи грехи страдает человек? И что Иисус ответил тогда, то и ныне отвечает: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божьи», то есть дела не человеческие, а Божьи: чтобы слепые прозрели, хромые стали ходить, прокажённые очистились. Что делалось при Иисусе, то делалось и при Апостолах, и при отцах церкви. Для чего? Для того, чтобы и мы научились отверзать очи слепым.
- Спасибо, Дорогой Братец! - говорят слушатели.
- Есть два рода слепых: телесно слепые и духовно слепые. И разница между ними большая: телесно слепые не причиняют другим вреда, а духовно слепые приносят большой вред: они не выносят оскорблений и убивают себя и других. Телесно слепой плачет, а духовно слепой в своей фарисейской гордости говорит: «Я всё вижу, я всё знаю» и причиняет вред и несчастье себе и другим. Поэтому Христос плюнул, сделал брение и положил его на глаза слепого, и он прозрел. И ныне необходимо таким слепым полагать брение на глаза, и они исцелятся от фарисейской слепоты.
- Спасибо, Дорогой Братец!
- Но многие подражают Христу внешним образом: тоже плюнут в глаза, а тот его кулаком. От такого плюновения бывает драка. Настоящее плюновение - это кроткое слово из уст. От такого плюновения человек духовно прозревает. Что делал Христос, то делали и Его ученики, то и мы должны делать: Он умывал ноги, и ученики Его умывали. Он целил брением из Слов, и мы также брением из Его Слов можем целить слепого, и он прозреет и скажет: «Христос Воскрес!»
- Воистину воскрес! - воскликнули все и пропели три раза: «Христос Воскресе из мёртвых».
- Иисус сказал: «Доколе Я в мире, Я свет миру», то есть доколе Евангелие в мире, оно есть свет миру и чрез него человек делается всевидящим, отличающим добро от зла. А слепой поведёт слепого и оба упадут в яму зла.
- Помолись, Дорогой Братец!
- И сказал Иисус: пойди, умойся в купальне Силоам. Он умылся и сделался зрячим.
- Спасибо!
- И если мы сделаем слепому промывку из Слов пророков, Слов Евангелия, то он омоется от всякого преступления и скажет: «Раньше мне нечем было жить и я занимался грабежом, а теперь, когда я узнал слова пророков, Слова Евангелия, я всё вижу».
- Вижу! - говорят многие.
- Когда Иисус помазал брением глаза слепому, то спросил его: «Видит ли что?». Он сказал: «Вижу людей, как деревья метающиеся». Увидев его исцелившимся, многие стали спорить о нём, тот ли это слепой, которого они прежде видели, или другой. Так и теперь происходят такие споры, дебаты на подобие петушиного боя. Один указывает на одного пророка, а другой на другого, и доходят до кочетков (петухов), как злая женщина.
- Это я, - говорит одна женщина.
- Но Христос учил не спорить, а беседовать. Тогда была суббота и спросили слепого фарисеи, как он прозрел. Он объяснил, а они ему в ответ: «Это не от Бога».
- От Бога, - говорят слушатели.
- Одни говорили: «Не от Бога», а другие: «От Бога», и произошёл спор, и спросили прозревшего: «А ты что скажешь?».- «Я думаю,- сказал он, - что Он - пророк». Тогда призвали родителей и спросили их, как их сын стал видеть. Родители ответили: «Он в совершенных летах; самого спросите». Так отвечали родители его, потому что боялись, чтобы их не отлучили от синагоги.
- И теперь отлучают, - говорят иные.
- Но кто исцелился, тот не боится говорить. Так и прозревший сказал: «Я не знаю, грешник ли Он, или нет, но знаю одно: я был слеп, а теперь вижу, а грешников Бог не слушает». Наверное, всегда такой ответ будет от того, кто исцеляется. Все исцеления получаются только от того, кого считают за пророка. От обманщика не бывает исцелений. На Апостолов смотрели, как на пророков, - поэтому и исцелялись от них. И ныне, если мы будем смотреть на священников, как на Апостолов и пророков, также будем получать от них исцеления. Но теперь говорят: «Смотри на меня, как на грешника», и от этого не бывает исцелений. Если бы Я поиграл в карты, то на Меня смотрели бы не как на молитвенника, а как на игрока. Если бы друг на друга смотрели, как на пророков, то тогда чрез каждого творились бы чудеса. Это не новость.
- Спасибо!
- Снова спросили прозревшего, как он прозрел. А он в ответ: «Я уже сказал вам, а вы разве ещё хотите слушать?».
- Хотим, - говорят слушатели.
- Ну, я ещё скажу. Он рад рассказывать о своём исцелении. И снова начинает рассказывать. Потом встретил его Иисус и сказал ему: «Веруешь ли в Сына Божия?».
- Веруем, - говорят слушатели.
- А кто Он? - спросил прозревший. - Иисус сказал ему: «Ты видел Его, и Он говорит с тобою». И ныне мы видим Его в Евангелии и на изображениях. И если мы приложим себе брение из Его Слов, то исцелимся и найдём покой, мир, славу и богатство.
- Спасибо!
- И сказал Иисус: «На суд Я пришёл в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». И спросили фарисеи: «Неужели мы слепы?». Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но так как вы говорите: мы все знаем, то грех остаётся на вас». Покайся!
- Грешны! - громко все воскликнули.
- Но чрез Евангелие слепые и грешные исцеляются и очищаются от всего дурного подобно тому, как слепой Товит, глаза которого были засорены воробьями, был исцелен рыбной желчью, принесённой его сыном Товием. Конечно, не желчь исцелила Товита, а Сила Божия. Желчь была только символом. И ныне на наши глаза насели, как воробьи, разные науки и засорили наши глаза, и мы страдаем слепотою пьянства, разврата, убийства, самоубийства, бедности. Но если мы помажем свои глаза Словами пророков, Словами Евангелия, то слепота спадёт с них, как чешуя. Слепому один кидает копейку, а другой камешек. Слепой бросает камешек прочь и попадает в прохожего. Так и нам накидали много камешков, много ложных наук, и мы спорим, дерёмся и убиваем друг друга. Не слепец виноват, а тот, кто кинул ему камешек. Виноваты ложные учителя. Но когда слепец прозреет, то скажет: «Теперь я вижу и могу различать камень от монеты».
После этого все поют: «Верую во единого Бога», а Братец Иоанн продолжает:
- Напомню вам ещё Деяния Апостолов, из 16-й главы. Апостол Павел на пути встретил прорицательницу, то есть гадалку, которая доставляла гаданием большой доход своим господам, и исцелил её от духа прорицания именем Иисуса, и она вместо гадания стала прославлять Бога. И в настоящее время тот же Апостол Павел, то есть его учение, исцеляет нас. Тогда господа этой женщины, видя, что исчезла польза, схватили Павла и повели к воеводам, которые велели бить его палками, а потом посадили его в темницу. Ночью случилось землетрясение, и все двери темницы отворились. Темничный страж, увидев двери отворёнными, извлёк меч и хотел убить себя, думая, что узники убежали, но Павел исцелил и его от самоубийства тем же Словом Христовым. Если бы и Я не говорил вам о Христе, то не завлёк бы вас.
- Не завлёк бы, - говорят слушатели.
- Душа, не исцелённая Словами пророков, Христа и Апостолов, ищет увеселения и погибает, убивая себя от тоски. Но если попадает на слепого брение из Слов пророков и Евангелия, он исцелится и от радости воспоёт.
И все запели: «Отверзу уста моя».
- Ещё напомню вам слова пророка Исаии, из 42-й главы:
«Я, говорит Господь, призвал тебя в правду и буду держать тебя за руку, и поставлю тебя во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепым и вывести узников из заключения и сидящих во тьме из темницы». Из этого видно, что и пророк Исаия отверзал глаза слепым своим учением. И мы Словами пророков и Евангелия можем отверзать. И говорит Господь: «Не дам славы иному», то есть тому, кто иначе учит. И возбудит Господь в нас ревность.
- Спасибо.
- И поднимет Господь воинский крик и покажет Себя сильным против врагов Своих и разрушит всё, что не Божье, но не всё. Если в доме твоём живут развратники, то высели их, но дома не сжигай. Высели из себя бесов, а дом, в котором они жили, останется тебе на пользу. И поведёт тебя Господь путём истинным.
- Спасибо!
- И Господь сделает мрак светом и кривые пути прямыми. Вот что сделает Господь.
- Братец Дорогой, - говорят некоторые.
- Подождите: дело не в Братце, а в Словах пророков и Евангелия. И возвратятся тогда люди вспять: раньше они не имели в себе Слова Божия и были сердиты; как истуканы, ничего не видели и не слышали, уста их говорили неправду, убивали себя и других, а теперь они приняли Слово Божие и от всего этого исцелились. И глухие стали слушать и слепые видеть.
- Спасибо! - воскликнули все.
На этой беседе присутствовал и один иеромонах, который в то время, когда слушатели подходили к Братцу и целовали Его в руку, тоже подошёл к Нему, перекрестил Его большим священническим крёстным знамением и поцеловался с Ним, причём испросил у Него разрешения зайти к Нему после беседы, а затем, подойдя ко мне, сказал:
- Здесь чувствуется великая сила духа.
Ив.Трегубов.
Го мая 1911 года.
Неделя о слепом.
В воскресенье, 15 мая, Братец Иоанн, войдя в зал и подойдя к иконам, пропел с слушателями «Отче наш», а когда он взошел на кафедру, то запел с ними «Царю небесный».
После пения Братец стал читать и пояснять воскресное евангелие из 9-ой главы Евангелия Иоанна: «Иисус увидел человека слепаго от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Господи! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Тогда Иисус сказал и доныне говорит: «Никто не согрешил, ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на этом слепом явились дела Божии».
Мы видим из Писания, что ни этот слепой, ни его родители не согрешили. Слепой родился таким для того, чтобы на нем проявились дела Божии.
Но теперь и слепые и их родители согрешают.
– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Сколько теперь таких слепых, которых родители обучают музыке, игре на гармонике, на скрипке, на балалайке! Родители обучают, а слепые играют, и потому те и другие согрешают духовно и телесно.
– Прости!
– Господь создал слепых для того, чтобы чрез отверзание их очей возбудить веру в людях и привести их к покаянию. Слепые рождаются для того, чтобы на них проявились дела Божии, а они не понимают этого и согрешают, обучаясь тому, чему не должны обучаться. Также и родители их согрешают, обучая их греховным занятиям.
– Прости!
– Далее читаем: «Мне должно делать дела Пославшаго Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим».
Из этого мы видим, что Спаситель сделал брение и отверз очи слепому. Из этого же брения был создан и человек. Этим чудом Христос показал, что Он есть творец земли. Он доказал это на деле.
И все пророки, апостолы и отцы церкви также отверзали очи слепым.
И все люди не прочь помазать глаза слепым и исцелить их, но они могут только помазать, а исцелить не могут. Почему? Потому что для исцеления слепых нужна вера. Поэтому Христос, желая исцелить слепого, и возбудил в нем веру тем, что добавил землицы.
Так если и мы хотим исцелить духовно-слепого, то мы должны добавить духовной землицы, т. е. слова пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, – и он тогда будет зрячим и будем иметь во всем достаток.
– Спасибо!
– Надо только вызвать в слепом веру, – и тогда он прозреет.
Далее читаем: «Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: «Не тот ли это, который сидел и просил милостыни?». Иные говорили: «Это он». А иные: «Похож на него!». Он же говорил: «Это я».
– Я, – говорят некоторые слушатели, а «Братец» поясняет:
– Так и теперь если духовно-слепой прозреет, то и о нем будут говорить: «Не этот ли безобразничал и кощунствовал, а теперь стал совсем другой?». И один скажут: «Это он», а другие: «Нет, не он». А он сам о себе скажет: «Да, это я был слепой, потому что был безобразник и кощунник, а теперь вижу».
– Слава Тебе, Господи! – восклицают слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?».
Он рад стараться и начинает разсказывать, как он исцелился: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «Пойди на купальню Силоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел».
– Слава Тебе, Господи! – восклицают слушатели, а «Братец» поясняет:
– И теперь многие также могут пойти в купальню и умыться, потому что легко могут верить в вещественное, но в слово Христово им трудно верить. Но кто поверит в слово Христа, тот умоется этим словом. Слово Христа есть вода, как Он и сказал: «Кто жаждает, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, т. е. в Мое слово, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7, 37). И этой водой слепые могут умываться и исцеляться.
– Спасибо!
– Далее читаем: «Тогда сказали ему: «Где Он?». Он отвечал: «Не знаю». Повели сего бывшаго слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отврез ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: «Брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу». Тогда некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога этот человек».
– От Бога! – восклицают слушатели, а «Братец» продолжает читать:
– «Потому что он не хранит субботы».
Спаситель делал не так, как хотели человеки, а как Он хотел.
Далее читаем: «Другие говорили: «Как может человек грешный творить такия чудеса?». И была между ними распря».
Одни говорили о Христе: «Он добр».
А другие говорили: «Нет, Он обольщает народ».
Далее читаем: «Опять говорят слепому: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи». Он сказал: «Это пророк». Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшаго и спросили их: «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?».
– И я теперь вижу по твоим молитвам, – говорят некоторые слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Родители его сказали им в ответ: «Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем: сам в совершенных летах, самого спросите, пусть сам о себе скажет». Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ибо иудеи сговорились: кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги».
– Пусть отлучают, – говорят некоторые слушатели, а «Братец» продолжает читать:
– «Посему-то родители его и сказали: «Он в совершенных летах, самого спросите». Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: «Воздай славу Богу; мы знаем, что человек Тот грешник».
– Нет, – восклицают слушатели, а «Братец» читает:
– «Он сказал им: «Грешник ли Он не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
– Спасибо! – громко воскликнули слушатели, а «Братец» продолжает читать далее:
– «Снова спросили его: «Что сделал он с тобою? Как отверз твои очи?». Отвечал им: «Я уже сказал вам, и вы не слушали, что еще хотите слушать?».
– Хотим, – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Или и вы хотите сделаться Его учениками?»
– Хотим, – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Мы видим, что фарисеи заинтересовались чудом исцеления слепого и охотно расспрашивают его о том, как он исцелился, и исцеленный тоже с охотой рассказывает им.
Но мы частенько навязываем свои чудеса тому, который не хочет слушать о них. Нет, ты рассказывай о чуде своего исцеления тогда, когда тебя расспрашивают, а не навязывай его тому, кто не хочет тебя слушать. Не сыпьте бисера своего пред свиньями, чтобы оне не потоптали и вас не разорвали.
Далее читаем: «Они же укорили его и сказали: «Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики; мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он». Человек прозревший сказал им в ответ: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи; но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает; от века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному; если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Сказали ему в ответ: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?». И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и наше его, сказал ему: «Ты веруешь ли в Сына Божия?».
– Верую, помолись о неверии моем, – говорят некоторые слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Он отвечал и сказал: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?». Иисус сказал ему: «И видел ты Его, и Он говорит с тобою». Он же сказал: «Верую, Господи!». И поклонился Ему».
– Верую, – говорят слушатели и поют: «Верую во единаго Бога».
После пения Братец говорит из пропетого символа веры следующая слова:
– «Чаю воскресения мертвых». Иными словами мы скажем: чаю прозрения духовно-слепых. Христос проповедывал на земле и воскрешал мертвых. Точно также и учение Христа проповедуется теперь на земле и исцеляет слепых. Если мы чаем воскресения телес человеческих, то как же не чаять нам прозрения слепых?
Далее читаем: «И сказал Иисус: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы».
– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Фарисеи не радовались исцелениям слепых, хромых, разслабленных, прокаженных. Они защищали якобы субботы. Мы видим из Писания, какое было у них ненавистничество ко Христу. И эта ненависть делала их духовно-слепыми.
И в настоящее время есть такие духовно-слепые, но стоит только положить на их глаза брение из слова Божия – и они прозреют и скажут: «Христос воскрес».
– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых».
После пения «Братец» говорит:
– Из нынешняго Евангелия мы видим, что Христос отверз очи слепцу, и что чрез одного слепого прозревшаго многие духовно-слепые прозрели.
И в настоящее время, если мы приложим брение слова Божия к своим духовно-слепым глазам, то и мы прозреем и тогда не будем более протягивать руки и просить милостыни, потому что духовно прозревшему все прилагается.
Если же кто еще выпрашивает, то это значит, что он еще духовно-слепой. Ведь только слепые просят. Поэтому если ты еще сбираешь, то ты еще духовно-слепой и я советую тебе помазать свои глаза духовной мазью: тогда ты прозреешь и не будешь сбиру ном.
– Помолись!
– А то ты своим попрошайничеством только делаешь Господа Бога бедным, не всемогущим. Поэтому советую тебе прозреть.
– Помолись!
– И тогда всякое дело будет оправдываться. Если кто занимается хлебопашеством, то он будет получать от него пользу; если кто торгует, то будет получать пользу от торговли; если кто слесарничает, малярничает, то также будет польза. Все от дел своих будут тога получать пользу и не будут просить. А раз ты просишь и живешь на чужой счет, то ты еще калека. Советую тебе положить брение. Тогда и ты будешь иметь пользу от своего труда и не будешь просить. Поэтому пророки, апостолы и отцы церкви никогда не сбирали. Бог богат милостью и Он наделяет ею всякаго ревнителя слова Божия. Но кто не ревнует о слове Божием, тот слеп и тому приходится просить. Покайся!
– Грешны! – восклицают слушатели, а «Братец» продолжает пояснять:
– Умойся и приходи сюда зрячим. Тогда ты не будешь просить, а будешь других кормить.
Далее читаем: «Услышавши это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: «Неужели и мы слепы?». Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха: но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
Духовно-слепые сами себя и других поделали грешными, научив их порокам и преступлениям. Телесно-слепой наигрывает на дудочке, а духовно-слепой танцует под дудочку. Оба они слепы и оба упадут в яму. Покайся!
– Грешны! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых» и «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному»… и снова: «Христос воскресе из мертвых».
После пения «Братец» говорит:
– Вот я напомнил вам сегодняшнее евангелие.
– Спасибо!
– Сегодняшнее евангелие о слепом читается для того, чтобы отверзать очи слепым, чтобы они не нищенствовали. Тому, евангельскому, слепцу некогда было собирать, потому что ему нужно было разсказывать о своем исцелении. Все приходили и разспрашивали его, и чрез это проповедывалось Евангелие, т. е. радость в народах.
Евангелие для того и написано, чтобы исцелять духовно-слепых и обогащать человечество.
– Спасибо!
– Еще напомню вам Деяния апостолов.
– Напомни.
– В 16-ой главе мы читаем: «В день субботний мы вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом, и, севши, разговаривали с собравшимися там женщинами».
Это так просто: сели и разговаривали о слове Божием.
– Как у тебя, – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:
– «И вот одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала то, что говорил апостол Павел. И когда она крестилась и домашние ея, то просила нас, говоря: «Если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня».
– Живи у нас, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Так и мы, если будем слушать слова пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, то и мы скажем: «Пророки, Христос, апостолы и отцы церкви, приидите и живите в нас».
– Спасибо!
– Когда Лидия приняла к себе апостола Павла, то к ней стали стекаться тысячи людей, жаждущих слушать слово Божие, и ей уже было не до багряницы. После этого не слышно было, чтобы она ею торговала, как и о слепорожденном не слышно было, чтобы он после исцеления сбирал. Все исцеленные не могут сбирать, а кто сбирает, тот, значит, еще слепой.
– Прости!
– Далее читаем: «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: «Сии человека – рабы Бога Всевышняго, которые возвещают нам путь спасения». Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нея». И дух вышел в тот же час».
– Спасибо!
– «Тогда господа ея, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу повлекли на площадь к начальникам, и, приведши их к воеводам, сказали: сии люди, будучи иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. Народ также возстал на них; а воеводы, сорвавши с них одежды, велели бить их палками».
А они не возмущали народ, а проповедывали распятаго Иисуса и целили больных Его именем.
– Спасибо!
– Апостол Павел исцелил гадалку, и она не стала больше гадать.
Но как в древнее время, так и в настоящее время многие обращаются к гадалкам и ворожеям в роде музыкантов, которые ходят и ворожат при помощи птичек, которых они голодом заставляют вынимать счастье желающему. Этим гаданием занимаются только духовно-слепые, которым еще никто не положил на глаза брения, т. е. Евангелия. А кто положит себе брение из слов Евангелия, тот не будет ни гадать, ни торговать около молитвенного дома, тот не будет и сбируном, а будет ясно говорить словами пророков.
Далее читаем: «Давши им много ударов, ввергли в темницу, приказавши темничному стражу крепко стеречь их; получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. Около полуночи Павел и Сила молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведши их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».
– Дай, Господи! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:
– Апостол Павел исцелил прорицательницу, т. е. гадалку от бесовскаго прорицания, т. е. от гадания, и темничнаго стража избавил от самоубийства.
Все пророки, Христос, апостолы и отцы церкви целили человечество. В этом-то и была их сила.
Далее читаем: «И проповедали слово Господне стражу и всем, бывшим в доме его. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его; и, приведши их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога».
Вот что делали апостолы. Но то же самое делали и священники, учителя и наставники, которых апостолы поставили на место себя, помня слова Христа: «вы не называйтесь ни отцами, ни учителями, ни наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Матф. 23, 10).
То же самое, что делали апостолы, отцы, учителя и наставники, то же самое и мы можем делать, если только мы будем иметь веру в слово Божие и проникаться им. Если же мы не будем верить в слово Божие, то что бы мы ни делали, во всем будем терпеть неудачу. Заторгуешь дровами – зима будет теплая; займешься земледелием – земля не будет приносить плода; хотя бы ты заторговал гробами – народ не умирает. Но если мы будем верить в слово Божие и проникаться им, то мы будем иметь успех во всех своих делах, потому что там, где слово Божие, там и Бог, там и Христос, а где Бог и Христос, там благоденствие, счастье и радость. Христос воскрес!
– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых».
После пения «Братец» говорит:
– Еще напомню вам…
– Напомни.
– Книгу пророка Исаии, 42-ую главу: «Сказал Господь чрез пророка Исаию: Я, Господь, призвал тебя в правду и буду держать тебя за руку, чтобы открыть глаза слепым и чтобы вывести узников из заключения и сидящих в темнице на свободу.
– Спасибо!
– Из этого мы видим, что Господь чрез пророка Исаию делал то же самое, что делал и Христос.
Как во дни Исаии слепые прозревали и узники освобождались, так делалось и во дни Христа и апостолов.
Далее читаем: «Я, Господь, сделал это, но не дам славы Моей иному, т. е. тому, кто иначе учит, и хвалы моей истуканам».
Т. е. если ты и хорошо будешь говорить, но не будешь верить в слово Божие и проникаться им, то Господь не даст тебе силы творить чудеса и целить людей.
– Прости!
– Много рабов у Господа, но мало прославленных, почему и сказано: «не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам», т. е. тем, которые имеют уши и не слышат, имеют глаза и не видят и не хотят видеть слово Божие.
И, действительно, в древности многие книжники и фарисеи хотели делать то, что делал Христос, но Господь не дал им славы Христовой, а прежним, т. е. пророкам, а также апостолам и отцам церкви дал славу, т. е. силу творить чудеса.
Далее читаем: «вот предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде, нежели оно произойдет, Я возвещу вам».
– Спасибо, дорогой Братец!
– Мне думается, что это ясно и без пояснения.
– Ясно, – говорят слушатели.
– Мы видим теперь прошлое и настоящее. Господь не дал славы истуканам в древности, не дает ее им и в настоящее время.
Далее читаем: «Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них».
Христос воскрес!
– Воистину воскрес! – восклицают слушатели.
– Пойте эту новую песнь, – говорит Братец.
– Будем петь, – говорят слушатели.
– Христос воскрес! – говорит Братец.
– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют: «Христос воскресе из мертвых».
После пения «Братец» повторяет:
– «Так не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Пойте Господу новую песнь».
А потом «Братец» читает дальше:
– Да возвысит голос пустыня и города ея, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор».
И снова повторяет он:
– «Не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам».
А потом продолжает:
– «Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах».
Потом опять повторяет:
– «Не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам».
Затем продолжает:
– Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит равность: воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
Воинский крик – это «Христос воскрес!».
– Воистину воскрес! – восклицают слушатели, – а «Братец» продолжает читать:
– «Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как раждающая, буду разрушать и поглощать все».
Т. е. буду кричать, дабы сделать мертвых живыми, слепых видящими, глухих слышащими, хромых ходящими. Христос воскрес!
– Воистину воскрес! – восклицают слушатели, – а «Братец» продолжает пояснять:
– Буду кричать, дабы вдунуть в них душу и сделать их живыми, и тогда они будут говорить о Евангелии. Пойте Господу новую песнь!
– Будем петь, – говорят слушатели, – а «Братец» снова повторяет:
– Долго молчал Я, терпел, удерживался, а теперь буду кричать и разрушать», – говорит Господь.
Т. е. буду разрушать все худое.
Далее читаем: «Опустошу горы и холмы, и всю траву их изсушу; и реки сделаю островами, и осушу озера».
Т. е. высокое сделаю низким, а низкое высоким.
Далее читаем: «И поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути – прямыми».
– Дай, Господи! – говорят слушатели, а «Братец» продолжает читать:
– «Вот что я сделаю для них и не оставлю их».
– Не оставь, – говорят слушатели, – а «Братец» читает далее:
– «Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам; вы – наши боги. Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть».
А мы слушаем не то, что Божье, а то, что человеческое. Поэтому мы и ослепли и поделались сбирунами.
– Прости!
– А если мы будем слушаться слова Божия и будем проникаться им, то мы прозреем и не будем сбирунами и скажем: «Христос воскрес!»
– Воистину воскрес!
– Еще напомню вам житие святого Епифания, празднуемаго 12-го мая.
Сказав это, Братец стал читать и пояснять из книги «Жития святых, изложенныя по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовскаго», за апрель, на 404 и 405 страницах, следующее место:
– «Один туземный философ, по имени Евдемон, пришел к святому Епифанию поспорить о вере.
– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– Философа сопровождал его сын, у котораго один глаз был кривой. После долгаго спора преподобный, посмотревши на сына философа, сказал последнему: «почему ты не печешься о своем сыне, чтобы избавить его от его телеснаго недостатка?».
– Помолись! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:
– «Философ отвечал со смехом: «если бы во всей поднебесной один только Евдемонов сын был одноокий, то вправду следовало бы мне заботиться о нем. Но так как многочисленны на земле одноокие, то пусть и он остается таким».
Философу не нужно было исцеление его сына, а ему нужно было только поспорить со святым.
– Прости! – говорят слушатели, – а «Братец» продолжает читать:
– «Тогда святой Епифаний сказал философу: «но если бы в действительности во всей поднебесной один только твой сын был кривой, а все другие люди на земле видели обоими глазами, тогда что ты делал бы для его исцеления?» – «Ничего другого, – сказал в ответ философ, – кроме того, что говорил бы с самим собою: нет во всем мире более несчастного человека, чем мой сын». – «Не принимай в шутку сказаннаго мной, – сказал святой, – но дай мне для исцеления своего сына и увидишь славу Божию». Взявши затем отрока, святой трижды сотворил крестное знамение над глазом и исцелил его».
При этих словах многие слушатели крестятся и говорят:
– Слава Тебе, Господи.
А «Братец» читает далее:
– «При виде такого чуда философ вместе с своим сыном уверовали во Христа. По достаточном научении правой вере Евдемон вместе со всем своим домом принял крещение от местнаго епископа. Сам же Епифаний не крестил. Когда же слава о нем породила в епископах Египта желание силою сделать преподобнаго святителем какого-либо местнаго города, то святой, духом прозрев это, ушел оттуда.
Из этого мы видим, что философы могли только спорить, но целить людей не могли. Поэтому и сказал Господь чрез пророка Исаию: «не дам славы Моей иному». Но Своих рабов Господь не лишает славы.
– Спасибо! – говорят слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых».
После пения «Братец» читает и поясняет из той же книги на 401-ой странице следующее место:
– Еще такой случай был со святым Епифанием: «один греческий философ пришел к нему и стал препираться с ним на основании книг Эллинских мудрецов. Он восхвалял греческое многобожие, а Епифаний доказывал учением священнаго Писания истинность христианской веры. Целый год пробыл греческий ученый в монастыре христианского мудреца, споря с ним и присматриваясь к равноангельской жизни святого и его учеников. Видя к тому же и совершаемыя Епифанием чудеса, философ мало-помалу приходил к познанию Христовой истины. Наконец, следующее чудо особенно поразило его и окончательно обратило в христианство, 60 человек привели в монастырь бесноватаго, связаннаго цепями. Преподобный сказал философу: «послушай, философ, препирающийся с грешным Епифанием, или ты изгони из этого человека лютаго беса, призвав своих богов, чтобы я уверовал в них; или я призову моего Бога, распятаго Иисуса Христа и изгоню беса, и тогда ты обратись к нашей христианской вере». Философ молчал, не находя ответа. Тогда святой, призвавши имя Божие, запретил бесу и изгнал его из создания Божия. После этого чуда философ пал к ногам чудотворца, прося крещения и исповедуя единаго истиннаго Бога, Христа распятаго. Преподобный послал новообращеннаго к Иллариону, который и окрестил его с именем Епифания. Новокрещенный принял затем монашество, был пресвитерем и настоятелем иноков».
Все пророки, Христос, апостолы и отцы церкви целили людей, а философы не могли целить; но без исцелений философ как пустой барабан. Поэтому и говорит Господь: «не дам славы Моей иному». Покайся!
– Грешны!
– Слово Божие для того и дано, чтобы ты чрез него сам исцелялся и других исцелял.
– Спасибо!
За 1921 год.
“Неделя о слепом”.
Ев. Иоанна, гл. 9, ст. 1–41
Братец Иоанн читает из Евангелия:
«Проходя увидел человека, слепого от рождения.
Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
Братец говорит:
– Это прообраз нынешнего времени. Тогда, видя слепого от рождения, ученики Иисуса спрашивали Его, кто согрешил, что сын слепой?
И ныне все хотят узнать, чрез кого эта слепота человечества происходит – истребление всего и друг друга?
А Я скажу: оттого, что грешили родители и сыны, а именно тем, что не всматривались в Священную историю и в дела Божии, за что были народы истреблены друг другом. И за что Бог передал виноградник другим?
Им это было не нужно, и Богу такой на