Источники церковного права синодальной эпохи

В 1776 г. от лица Св. Синода была напечатана составленная несколько ранее епископами Георгием (Конисским) и Парфением (Сопковским) "Книга о должностях пресвитеров приходских". Впоследствии она много раз переиздавалась. Это практическое руководство для пастырей с выписками из "Кормчей", "Духовного регламента", важнейших синодских указов, а также из сочинений Отцов. В книге помещены и такие указания, каких нельзя отыскать в других авторитетных источниках русского церковного права. Например, дозволение допускать инославных к восприемничеству при крещении православных детей с тем только условием, чтобы они читали при этом Никео-цареградский символ без filioque.

Синод не раз предписывал руководствоваться этой книгой при наложении духовниками и церковными судами епитимий. Ее изучение входило в программы духовных школ до середины XIX века, по ней готовили себя к пастырскому приходскому служению многие поколения русских священников.

"Кормчая Книга" многократно переиздавалась Святейшим Синодом; в принципе, ее признавали самым авторитетным церковно-правовым сборником, поскольку и в "Духовном регламенте" за канонами признавалась обязательная сила. Но в "Кормчей" правила приводились в сокращенном виде (по "Синопсису"); перевод их на славянский язык во многих местах неточен и маловразумителен. Недостаток "Кормчей" как практического руководства по церковному праву заключался еще и в том, что часть помещенных в ней документов (а это, главным образом, законодательные акты византийских императоров) устарела и вышла из употребления.

Поэтому в 1839 г., взамен "Кормчей Книги", было предпринято издание "Книги Правил", где, наряду с греческим текстом, параллельно давался перевод канонов на церковно-славянский язык, приближенный к русскому языку. В дальнейшем, при переиздании "Книги Правил", в нее вошел только перевод (без текста оригинала).

Главное достоинство "Книги Правил" состояло в том, что, во-первых, в ней каноны воспроизводились полностью, во-вторых, в "Книгу" вошел лишь основной канонический корпус. Правила были здесь отделены от разнородного правового материала, либо меньшей авторитетности, либо вовсе утратившего силу, которым перегружена "Кормчая".

Вместе с тем и "Книга правил" не лишена текстологических недостатков: не везде удовлетворителен перевод. Канонисты отмечали и прямые ошибки в переводе отдельных греческих терминов. Вероятно, из-за смутного представления переводчика о государственно-административном делении Римской империи и территориальном делении Древней Церкви не всегда правильно переводятся слова "παροικια" и "επαρχια"

В правилах первое слово "παροικια" почти во всех случаях обозначает епископию, — по-нашему, епархию, а второе слово "επαρχια" — митрополичий округ. В "Книге правил" первое слово часто переводится как "приход", а второе — как "епархия".

В синодальных изданиях "Книги правил" нет толкований на эти правила. Но в конце XIX века они были изданы в нескольких выпусках "Обществом любителей духовного просвещения" по благословению Синода с толкованиями Аристина, Зонары и Вальсамона и с кратким изложением правил по "Кормчей Книге".

В 1841 г. впервые издан утвержденный Синодом "Устав Духовных Консисторий", основательно пересмотренный в 1883 г. Это своего рода "Духовный регламент" епархиального управления. Он состоит из 364 статей, объединенных в четыре раздела. В первом разделе идет речь о значении консисторий и о правовых основаниях епархиального управления и суда, во втором — об обязанностях консисторий по охранению и распространению православной веры, по богослужению, по сооружению и благоустройству храмов, по церковному хозяйству. Третий раздел посвящен епархиальному суду, а четвертый — штатам самих консисторий и регламенту их делопроизводства.

В основу "Устава" легли "Духовный регламент" и отдельные, изданные ранее указы по епархиальному управлению, которые были сведены в этом сборнике воедино.

Многие из указов Синода и других правовых актов по Ведомству Православного Исповедания не были кодифицированы. Они оказались рассеяны по разным периодическим официальным изданиям: публиковались в "Церковных Ведомостях", "Церковном Вестнике", "Духовной Беседе". Некоторые из законодательных актов хотя и не были кодифицированы в строгом смысле, но систематизированы, будучи изданными в виде отдельных книг и брошюр. Таковы Уставы духовно-учебных заведений, Инструкции церковным старостам, благочинным приходских церквей и монастырей, Правила о местных средствах содержания духовенства.

С 1879 г. в Петербурге было начато издание "Полного Собрания постановлений и распоряжений по ведомству Православного Исповедания Российской Империи". Десять томов "Собрания" охватывают церковное законодательство от Петра I до Елизаветы.

С 1868 по 1917 гг. было издано одиннадцать томов другого фундаментального собрания: "Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода". Как видно из названия, в этом издании сами документы не опубликованы, а содержится только их описание.

Указы по Ведомству Православного Исповедания помещены также в "Полном Собрании Законов Российской Империи" в хронологическом порядке. В кодифицированном собрании — "Своде законов Российской Империи" — законы и указы, касающиеся Церкви, помещены в I томе (основные законы, в которых провозглашается исповедание Православия императором); "Устав о службе гражданской", где говорится и о духовных лицах в связи с общими правилами о наградах, окладах и пенсиях — в III томе; "Устав о повинностях", отдельные статьи которого относятся к духовенству, его имуществу и церковному имуществу, — в IV томе; "Лесной устав" — о лесах, принадлежащих церковным учреждениям, и "Счетный устав" — о контроле при Святейшем Синоде — в VIII томе; в IX томе ("Законы о состоянии") изложены законы о сословных правах белого и монашествующего духовенства; в XIII томе ("Устав общественного призрения и врачебный устав") собраны законы, касающиеся епархиальных попечительств о бедных духовного звания; XIV том ("Устав о содержании под стражей и устав о предупреждении и пресечении преступлений") включает в себя законы о тюремных церквах, о преступлениях против веры и Церкви; в XVI томе ("Уставы судопроизводства") собраны законы о судопроизводстве по делам о преступлениях против Церкви и по гражданским делам церковных учреждений.

В 1905 г. государственный строй Российской Империи подвергся радикальным преобразованиям. Высшими законодательными органами, помимо императора, стали Государственный Совет и Государственная Дума. В их состав входили, естественно, не только православные лица. Тем не менее, законы, касающиеся Православной Церкви, например, о финансовых сметах Синода, рассматривались Государственным советом и Думой.

В церковной среде, а также в правительственных сферах был поднят вопрос о созыве Поместного Собора. Подготовка к нему продолжалась с перерывами до августа 1917 г. Документы, связанные с подготовкой Собора, хотя и не имели никогда обязательного значения, тем не менее представляют собой важные церковно-исторические и в некотором смысле церковно-правовые памятники, поскольку в них отражено каноническое сознание епископата, духовенства и мирян. Особенно интересны "Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе", изданные в 1906 г., и "Журналы и протоколы заседаний Предсоборного Присутствия", опубликованные в "Церковных Ведомостях" в 1906-1907 гг., а также отдельным изданием в 1906-1909 гг.

Наши рекомендации