Древнейшие памятники церковного права
Самым высоким авторитетом пользовались правовые нормы апостольского происхождения. Чтобы эти нормы не были забыты и не подвергались порче, их записывали, усваивая создавшиеся таким образом писания самим апостолам.
Древнейший из этих псевдографов, проникнутый подлинно апостольским духом, — "Учение 12 апостолов" ("Дидахи"). Этот памятник впервые обнаружен архимандритом Антонином (Капустиным) в 1862 году, но в науку он вошел благодаря тому, что был опубликован в 1883 году греческим ученым митрополитом Филофеем Вриеннием. "Учение 12 апостолов" восходит к рубежу I и II столетий. В нем от лица апостолов излагаются наставления о христианской вере и нравственности. Здесь же помещено и несколько правил церковно-юридического характера, составляющих содержание 11-16 глав памятника. В "Дидахи" нет упоминания о пресвитерах, а говорится лишь о епископах и диаконах и, кроме того, — о странствующих апостолах, пророках и учителях.
В III веке в Египте был составлен сборник "Церковные каноны Святых Апостолов". В основу этого памятника легло "Дидахи" с его учением о двух путях жизни и смерти. В "Церковных канонах" упоминаются уже не только епископы и диаконы, но и пресвитеры, зато ничего не говорится о странствующих пророках и учителях. "Церковные каноны" — это переработка "Канонов св. Ипполита", составленных около 220 г. "Церковные каноны Святых Апостолов" поныне входят в состав действующего права Коптской и Эфиопской церквей.
В III веке появилось и "Наставление апостольское" (Дидаскалия), пространное сочинение религиозно-нравственного и дисциплинарного содержания. В нем в виде соборного послания апостолов излагались поучения о разных сторонах церковной жизни. Греческий подлинник "Дидаскалии" до нас не дошел, но сохранились переводы на сирийский, эфиопский и арабский языки, а также латинские фрагменты. В самом тексте "Дидаскалии", помимо трех иерархических степеней, упоминаются церковные вдовицы, диакониссы, чтецы и иподиаконы.
"Апостольские Постановления"
В конце III или начале IV века появился еще один сборник, издание которого приписывается святому Клименту Римскому, — "Апостольские Постановления". Некоторые авторы, в основном западные, а из наших ученых профессор Н.С. Суворов [1], относят составление этого сборника к концу IV столетия. Против такой датировки говорит то обстоятельство, что Церковь представлена в "Постановлениях" гонимой, а догматическое учение сформулировано в них с полемической направленностью против ересей, возникших в первые три столетия, в особенности против гностицизма, но в "Постановлениях" нет никаких упоминаний арианства, волновавшего Церковь в IV веке.
Первые 6 книг "Апостольских Постановлений" совпадают с "Дидаскалией", текст которой, однако, подвергся в новом сборнике значительной переработке. 7 книга "Постановлений" близка по содержанию к "Дидахи", хотя, в отличие от "Дидахи", здесь, как и в "Церковных канонах", уже ничего не говорится о пророках и странствующих апостолах, зато, кроме епископов и диаконов, упоминаются пресвитеры.
8 книга "Апостольских Постановлений" носит по преимуществу церковно-правовой характер и содержит ряд изреченных от лица каждого из 12 апостолов правил о рукоположении клириков, об их правах и обязанностях и о церковной дисциплине. Эта книга имеет особое название: "Постановления Святых Апостолов о рукоположениях". Фикция апостольского происхождения выражена здесь в весьма притязательной форме: каждый апостол представлен говорящим от своего имени в первом лице: "Первым говорю я, Петр. Во епископа рукополагать, как в предыдущем все мы вместе постановили, того, кто беспорочен во всем, избран всем народом, как наилучший…", "и я, Иаков Алфеев, постановляю об исповедниках. Исповедник не рукополагается, ибо исповедание есть дело воли и терпения, но он достоин, великой чести" [2].
В 85 Апостольском правиле дается перечень "чтимых и святых книг". К Священным книгам здесь присовокуплены два постановления св. Климента: "и постановления вам епископам мною Климентом изреченныя в осми книгах (которых не подобает обнародовати перед всеми ради того, что в них таинственно)". Речь идет об "Апостольских Постановлениях". Однако апокрифичность "Постановлений" побудила Западную Церковь отвергнуть их авторитет. Этот сборник употреблялся исключительно на Востоке, но и здесь он был подвергнут строгой цензуре.
Трулльский Собор 691 г. отверг "Апостольские Постановления" как книгу, поврежденную еретиками: "Поелику же в сих правилах поведено нам приимати оных же Святых Апостолов постановления, чрез Климента преданныя (имеется в виду 85 е Апостольское правило), в которые некогда иномыслящие, ко вреду Церкви, привнесли нечто подложное и чуждое благочестия, и помрачившее для нас благолепную красоту Божественнаго учения, то мы, ради назидания и ограждения христианнейшия паствы, оныя Климентовы постановления благоразсмотрительно отложили, отнюдь не допуская порождений еретическаго лжесловесия, и не вмешивая их в чистое и совершенное апостольское учение" (прав. 2).
Тем не менее отрывки из 8 книги "Апостольских Постановлений" и после Трулльского Собора продолжали включаться в греческие церковно-правовые сборники. Они вошли в "Синопсис", на который Аристин написал свои толкования и который лег в основу нашей "Кормчей"; во 2, 3 и 4 главах "Кормчей" помещено 17 так называемых канонов апостола Павла (гл. 2), 17 канонов первоверховных апостолов Петра и Павла (гл. 3) и 2 канона "всех святых апостол купно" (гл. 4). Ничего еретического в этих псевдоапостольских канонах нет, но по строгому смыслу 2 правила Трулльского Собора они не имеют юридической силы в Церкви.
В толковании на 85 Апостольское правило Зонара, разъясняя вопрос об авторитетности "Апостольских Постановлений", писал: "Когда 2 правило VI Собора делает такое постановление и нигде не сделало упоминания о других Апостольских правилах, кроме 85, то других правил, именуемых Апостольскими, не должно принимать, но таковые скорее должно порицать, изобличать и отвергать, как имеющие ложные надписания, как поврежденные и находящиеся вне исчисленных и одобренных Божественными и Священными Отцами".
Правила, заимствованные в "Кормчую книгу" из "Апостольских Постановлений", не приняты в нашу "Книгу правил", которая представляет собой канонический кодекс, заменивший "Кормчую". Однако "Апостольские Постановления", содержащие в себе верную картину церковной жизни и церковной дисциплины первых столетий, сохранили ценность исторического памятника. Кроме того, несмотря на свою апокрифичность, эта книга в основном все-таки проникнута апостольским духом.
Св. Епифаний Кипрский писал о "Постановлениях", что в них "нет ничего, что бы нарушало веру, ее исповедание, церковный порядок и каноны" [3]. Профессор П.П. Глубоковский высказал предположение, что Трулльский Собор, отвергая "Апостольские Постановления", имел дело с другой их редакцией, а не с той, которая дошла до нас [4].
1. См: Суворов Н. Указ. соч. С. 145. ^
2. Постановления Апостольские (в русском переводе). Казань, 1864. С. 254, 286. ^
3. Migne. Patrologia Graeca. Т. XX. P. 10. ^
4. См: Глубоковский Н.Н. Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. София, 1935. С. 111-115. ^
"Правила Святых Апостолов"
С "Апостольскими Постановлениями" тесно связан еще один древнейший сборник чисто канонического содержания, значение которого в жизни Церкви исключительно велико. Это "Правила Святых Апостолов". Сборник Апостольских правил составлен после "Апостольских Постановлений", поскольку последние упоминаются в 85 Апостольском правиле.
Между "Апостольскими Постановлениями" и "Правилами Святых Апостолов" есть несколько почти буквальных совпадений: "А я, Симон Кананит, постановляю, сколькими должен рукополагаться епископ. Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если же кто рукоположите одним епископом, то да будет извержен и он и рукоположивший его" (Ап. Пост. 8, 27) и "Епископа да поставляют два или три епископа" (Апост. 1).
Ряд списков содержит в себе "Апостольские Постановления" вместе с "Правилами Святых Апостолов". Из этого обстоятельства профессор Н.С. Суворов делает вывод, что составителем обоих сборников было одно и то же лицо [1]. Во всяком случае, текст сборника "Правил Святых Апостолов" сирийского происхождения. В 37 правиле употреблено сиро македонское название месяца октября — υπερβεταιον.
Первое вполне ясное упоминание о сборнике "Правил Святых Апостолов" встречается в постановлении Константинопольского Собора (394 г.), председателем которого был архиепископ Нектарий, родом из сирийского города Тарса, входившего в состав Антиохийской церковной области.
В церковно-исторической, канонической и патрологической литературе много внимания уделено тому обстоятельству, что некоторые Апостольские правила обнаруживают поразительное сходство с правилами Антиохийского собора (Апост. 32 и Ант. 6; Апост. 33 и Ант. 7; Апост. 34 и Ант. 9; Апост. 36 и Ант. 18; Апост. 37 и Ант. 20; Апост. 38 и 40 и Ант. 24; Апост, 41 и Ант. 25).
Большинство западных ученых нашего времени и некоторые русские авторы, в том числе профессора Н.С. Суворов и А.С. Павлов, склоняются к выводу, что заимствования внесены в "Правила Святых Апостолов" из канонов Антиохийского Собора [2]. Но согласиться с этим значило бы принизить авторитет Апостольских правил, отвергнуть их апостольское происхождение и войти в грубое противоречие с традиционным отношением Церкви к этому сборнику. Издревле Апостольские правила рассматривались как часть апостольского предания. Ими и поныне открывается канонический кодекс Православной Церкви.
Признание за "Правилами" апостольского авторитета не равносильно усвоению апостолам самого текста правил. В средневековье, особенно на Западе, апостолы действительно считались их авторами. Еще в XVI веке, после выхода "Магдебургских центурий", в которых высказано было сомнение в апостольском происхождении "Правил", Турриан пытался доказать, что они изданы апостолами на Соборе в Иерусалиме в 45 г. по Рождестве Христовом. Но внимательное изучение их содержания и текста, наконец, осознание того обстоятельства, что если бы Древняя Церковь признавала эти "Правила" апостольским писанием, то они были бы включены в Новозаветный канон, привело ученых к общему мнению, что эти "Правила" не были написаны или продиктованы апостолами. Однако, как отмечает епископ Никодим (Милаш), "они получили свое начало от апостольского предания и через устную передачу сохранились между апостольскими преемниками; в силу же явившихся церковных потребностей, они были собраны еще до I Никейского Вселенского Собора неизвестным благочестивым человеком, который назвал их канонами апостольскими, чтобы показать этим, что они путем предания получили свое начало от самих апостолов. С этими канонами произошло то же, что и с так называемым Апостольским символом. Не апостолы составили и письменно передали Церкви этот символ, но на основании апостольского предания он был составлен после апостолов и передан Церкви с апостольским именем лишь для указания его настоящего источника" [3].
Доказательством апостольского в этом смысле происхождения "Правил" является их полное согласие с учением Нового Завета. Некоторые правила обнаруживают близкое совпадение с самим текстом Писания. В Апостольских Писаниях (1 Тим. 3:2-13; 2 Тим. 1:5-9; 1 Петр 5:1-4; 3 Ин. 1-10) названы качества, которыми должен обладать вступающий в клир, а также обязанности клириков. Те же предписания содержатся и в 17, 25, 42, 43, 44, 61, 80 Апостольских правилах.
Об апостольском авторитете "Правил" свидетельствует их соответствие нормам церковной жизни первых веков. Об их апостольском происхождении свидетельствуют Св. Отцы и Соборы. Апостольские правила упоминаются в канонах Св. Василия Великого, Гангрского, Карфагенского, Константинопольского 394 г. Соборов под наименованием "церковных постановлений", "правил древле принятых от Святых Отец", "Апостольских Преданий", "древнего чина".
В 15 правиле I Вселенского Собора содержится требование прекратить обычай "вопреки апостольскому правилу обретшийся… дабы из града во град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон". А в 14 Апостольском правиле говорится: "Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити", — и в 15 правиле: "Аще кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иный отыдет … таковому повелеваем не служити более".
Сравнивая "Правила Святых Апостолов" с канонами Антиохийского Собора, сходство с которыми давало повод для сомнений в их древности и апостольском происхождении, мы обнаруживаем, что, во-первых, в 3, 21, 23 канонах Антиохийского Собора есть ссылки на прежние постановления, а по содержанию этим канонам соответствуют 14, 15 и 76 Апостольские правила. Между тем, в "Правилах Святых Апостолов" даны ссылки лишь на Священное Писание, во-вторых, правила Антиохийского Собора подробнее, обстоятельнее Апостольских, что тоже говорит об их более позднем происхождении. Наконец, Апостольские правила исходят из иного и более древнего церковного устройства, чем каноны Антиохийского Собора. Так, при большом сходстве содержания 34 Апостольского правила и 9 правила Антиохийского Собора, обращает на себя внимание следующее: Апостольское правило говорит о разграничении церковных областей по этническому принципу, разумеется, связанному с территориальным: "Епископам всякаго народа подобает знати первых в них", — а 9 правило Антиохийского Собора исходит из существования митрополичьих округов, соответствующих административному делению империи на провинции, введенному в начале IV века при Диоклетиане. Поэтому первый епископ в 9 правиле Антиохийского Собора именуется митрополитом.
Судьба "Правил Святых Апостолов" складывалась неодинаково на Востоке и Западе. Существовали разные списки греческого подлинника. В одних списках находилось 85, а в других лишь 50 правил. Антиохийский пресвитер Иоанн Схоластик, впоследствии при св. Юстиниане Константинопольский Патриарх, включил их в количестве 85 в канонический сборник в 50 титулах. В конце VII века Трулльский Собор в своем 2 правиле, перечисляя каноны, на первое место поставил "Правила Святых Апостолов": "Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными Отцами, а также и нам преданныя именем святых и славных апостолов, семьдесят пять правил". Отцы Трулльского Собора не приписывают написание этих правил самим апостолам, но тем не менее, ставя их на первое место в перечне канонов, усваивают им апостольский авторитет.
В конце V века римский аббат Дионисий Малый перевел "Правила Святых Апостолов" на латинский язык. Дионисий использовал для перевода список, содержащий 50 канонов. В предисловии к своему переводу Дионисий пишет, что в его время эти правила не пользовались общим признанием и не считались апостольскими. В начале VI века при папе Геласии Римском Поместным Собором они были отнесены к числу подложных и апокрифических. Тем не мене, поскольку канонический сборник Дионисия, включавший в себя 50 Апостольских правил, вошел на Западе во всеобщее употребление, эти правила в конце концов получили и там канонический авторитет. Католическая Церковь отвергает авторитет 35 последних правил не в последнюю очередь потому, что в некоторых из них содержатся нормы, не согласующиеся с обычаями Западной Церкви.
Обратим внимание на первое из отвергаемых Католической Церковью Апостольских правил — 51 канон: "Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание, или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин". Правило это говорит не в пользу принятого у католиков обязательного целибата духовенства.
В 63 Апостольском правиле осуждаются пост в субботу, впоследствии вошедший в обычай Католической Церкви. А вот текст 77 правила: "Аще кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна". И это правило не согласуется с римской практикой считать телесное уродство препятствием к священству.
1. См: Суворов Н. Указ. соч. С. 146. ^
2. Там же. С. 147; Павлов Л.С. Указ. соч. С. 49-50. ^
3. Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч, С. 89. ^