Принципы христианской одежды
и
Украшений
[159]
В каждом веке мужчины и женщины украшали свои тела драгоценностями. Желание украсить тело цветной косметикой, драгоценными камнями и яркой бросающейся в глаза одеждой оставляло лишь немногих нетронутыми. Посему неудивительно, что наше обозрение на протяжении всей библейской и христианской истории, часто пестрело призывали к скромной и приличной одежде без сверкающих драгоценных камней и дорогих одеяний. Такие призывы особенно уместны сегодня, когда все больше устраняется скромность и приличие и входит в нашу среду обнаженность и чувственность.
Чтобы более остро выдвинуть уместность библейского учения об одежде и украшениях в наше время, я попытался сформулировать семь основных принципов, которые суммируют основные моменты этого изучения. Это краткое обозрение поможет читателю лучше переосмыслить фундаментальные библейские учения об одежде и украшениях, которые появятся в курсе нашего исследования.
ПРИНЦИП ПЕРВЫЙ: Одежда и внешний вид важный показатель христианского характера.
Одежда и внешний вид – наиболее сильные бессловесные информаторы, которые говорят не только о нашем социально-экономическом статусе, но также и о наших моральных ценностях. Наша одежда, которую мы носим, открывает, кто мы есть. Это означает, что внешний вид является важным показателем христианского характера. Библия признает важность одежды и украшений, как это отмечено во многих повествованиях, аллегориях и увещеваниях относительно подходящих и неподходящих украшений. [161]
Наш внешний вид является видимым и молчаливым свидетельством наших христианских ценностей. Некоторые люди в угоду себе одеваются и украшают свои тела – многоценными одеждами и драгоценностями. Они желают, чтобы ими восхищались из-за их богатства, силы или общественного положения. Чтобы понравиться другим некоторые одеваются согласно определенной моды. Они желают, чтобы их принимали как равных – через одежду подобную им. Однако христиане одеваются так, чтобы прославить Бога. Одежды очень важны для христиан, ибо они служат как строение, чтобы открыть изображение Того, Кому христиане служат. Елена Уайт пишет: «Нет лучшего пути светить другим людям, чем простой одеждой и поведением. Вы можете продемонстрировать всем, что правильно оцениваете земное по сравнению с вечным».[220]
Как христиане мы можем сказать: «То, как я выгляжу, в этом нет никакого бизнеса!» - Ибо наш внешний вид отражает нашего Господа. Мой дом, мой автомобиль, мой личный вешний вид, мое употребление времени и денег, - все открывает, как Христос внутренне изменил мою жизнь. Когда Христос входит в нашу жизнь, Он не покрывает наши недостатки косметической пудрой, но Он всецело очищает нас внутренним обновлением. Это внутреннее обновление отразится в нашем внешнем виде.
Наиболее эффективное свидетельство, что Христос внутренне изменил нас, - это не показная улыбка на лице обольстительно одетой женщины, но светящаяся улыбка на лице, чистой, прилично одетой женщины. Слишком неестественный с причудливой прической искусственный внешний вид, со сверкающими драгоценностями и дорогой одеждой открывает неестественное сияние личности, сосредоточенной на Боге, но искусный, поверхностный облик эгоистичной личности.
ПРИНЦИП ВТОРОЙ: Украшение наших тел цветной косметикой, сверкающими драгоценными камнями и дорогостоящей одеждой открывает внутреннюю гордость и тщеславие, которые разрушают нас самих и других.
Мы нашли эту истину, выведенную косвенным образом из нескольких отрицательных примеров и апостольских увещаний Павла и Петра. Исаия укоряет богатых иудейских женщин за их [162]гордость, проявленную в украшении их тел с головы до ног сверкающими драгоценными камнями и расточительными одеждами. Они обольщали руководителей, которые, в конце концов, ввели весь народ в непослушание и наказание. (Ис. 3:16-26)
Иезавель показана в Библии за ее решительные усилия ввести израильтян в идолопоклонство. Внутреннее разложение ее сердца открывалось в попытке проявленной даже в ее последний час. Чтобы выглядеть обольстительным образом, она нарумянила свое лицо, украсила глаза и ожидала прибытие нового царя (4 Цар. 9:30). Но ей не удалось одурачить царя и она умерла позорной смертью. Из-за этого в библейской истории ее имя стало символом обольщения (Откр. 2:20).
Иезекииль драматическим образом описывает отступление Израиля и Иуды, показывая это в аллегории двух женщин – Оголы и Оголивы, которые подобно Иезавели сюрьмили свои глаза (Иез. 23:40) и украшали себя, склоняя мужчин к прелюбодеянию. (Иез. 23). В этой аллегории мы снова находим косметические средства и украшения связанные с обольщением, прелюбодеянием, отступлением и божественным наказанием.
Иеремия также употребляет аллегорию соблазнительной женщины, облеченной в пурпур, украшенной золотыми нарядами, обрисовавшей свои глаза красками, чтобы представить политически оставленный Израиль, который тщетно пытался привлечь к себе прежних идолопоклоннических союзников (Иер. 4:30). Здесь снова представлены косметические средства и драгоценности, чтобы обольстить мужчин к прелюбодеянию.
Пророческие картины, отступившего Израиля, когда женщина – прелюбодеянка украсила себя драгоценными камнями и блудодействовала с языческими богами, - снова повторяются в описании Иоанна Богослова в образе «великой блудницы». Она была «облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом». (Откр. 17:4) Эта нечистая женщина, которая представляет отступившую религиозно-политическую власть конца времени, соблазняет жителей земли духовно блудодействовать с нею. В противоположность ей, Невеста Христа, представляющая истинную церковь, скромно облечена в чистую льняную одежду без внешних украшений (Откр. 19:7,8).
Как в Ветхом, так и в Новом Завете, мы находим соответствующие примеры употребления цветной косметики, сверкающих драгоценных камней и пленяющих взор одежд, чтобы достичь обольстительных целей. Такие [163] примеры косвенным образом открывают, что Бог осуждает их употребление. Но через эти отрицательные косвенные примеры, уже в положительном смысле через двух великих апостолов Павла и Петра также осуждается употребление драгоценностей и дорогих одежд.
Мы находим, что оба апостола противопоставили подходящие украшения христианских женщин по отношению неподходящих украшений мирских женщин. В сущности, оба апостола представили тот же список несоответствующих украшений для украшений женщин-христианок. Они включают ласкающие взор стили причесок, сверкающие драгоценные украшения и многоценную одежду. (1 Тим. 2:9,10; 1 Петр. 3:3,4).Оба апостола признают, что внешние украшения тела несовместимы с надлежащим внутреннем украшением сердца, спокойного духа и милосердных дел.
ПРИНЦИП ТРЕТИЙ: Опыт внутреннего духовного обновления и примирения с Богом необходим, чтобы устранить все внешние запинающие проявления идолопоклонства, включая драгоценности и украшения.
Мы находим, что эта истина выражена особенным образом через опыт семьи Иакова в Сихеме и израильтян у горы Хорив. В обоих случаях украшения были устранены для последующего эффективного примирения с Богом.
В Сихеме Иаков собрал членов своей семьи, чтобы устранить их внешних идолов и украшения. (Быт. 35:2,3) Это было средством их приготовления к внутреннему духовному очищению у жертвенника, который он намеревался построить в Вефиле. Отклик был достойным похвалы: «И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах их и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема». (Быт. 35:4)
У горы Хорив Бог повелел израильтянам устранить их украшения, как доказательство их искреннего покаяния, когда они поклонялись золотому тельцу: «Итак, снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами». (Исх. 33:5) И снова отклик народа был положительным: «Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у Горы Хорива». ( Исх. 33:6) Заметим эту фразу: «У горы Хорива». Это означает, что [164] покаявшиеся израильтяне, обязались у горы Хорив прекратить употребление украшений как проявление их искреннего желания быть послушными Богу. Как у Сихема, так и у горы Хорив, устранение украшений и драгоценных камней было приготовлением к обновлению завета с Богом.
Эти опыты учат нас, что ношение драгоценных украшений содействует восстанию против Бога, содействуя самопрославлению и только устранение его облегчает примириться с Богом, поощряя смирение. Для нас очень важно помнить, что этот опыт духовного обновления и реформы очень нужны нам, чтобы устранить из наших сердец, лелеемых нами идолов, - будь это драгоценности, косметика, сверхмодные одежды, профессиональные цели, автомобили или дома и заместить их посвящением Богу.
ПРИНЦИП ЧЕТВЕРТЫЙ: Христиане должны одеваться скромно, приличным образом, проявляя уважение к Богу, к самим себе и другим.
Чтобы описать соответствующее украшение христианских женщин (1 Тим. 2:9), апостол Павел употребляет вышеизложенный четвертый принцип в следующих греческих терминах космиос и аидос «хорошо сделанный» и «приличный». Со ссылкой на одежду, эти термины означают, что христиане должны одеваться в «хорошо сделанной», «приличной» одежде, не причиняя стыда Богу, себе или другим.
Мы можем осквернить скромную христианскую одежду – пренебрегая личным внешнем видом и в такой же мере придавая ей чрезмерное внимание. Е. Уайт советовала: «Одевайтесь опрятно и прилично, но не делайте себя объектом нездорового интереса или из-за слишком нарядной одежды, или из-за неряшливой, неопрятной манеры одеваться. Действуйте так, словно вы достоверно знаете, что небесное око бодрствует над вами и что вы живете либо под одобрением, либо под осуждением Божьим». [221]
Одеваться скромно и прилично означает, что одежда должна обеспечивать достаточное покрытие тела, так чтобы другие не смущались и не соблазнялись. Этот принцип особенно уместен сегодня, когда современная модная одежда отвергает скромность и приличие как основу для конструктивных человеческих взаимоотношений. Интерес современной [165] модной индустрии - продавать побольше одежды, драгоценностей, и косметических средств, эксплуатируя при этом сильные половые факторы человеческого тела, даже если в продажу поступает нескромная неприличная продукция, которая только насыщает гордость и чувственность.
Библия определенно осуждает похотливый взгляд: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф. 5:28) Одежда, с открытыми частями теля, продвигаемая современной модной индустрией, пробуждает похотливые страсти в сердце зрителя и содействует безмерной трате нашего времени. Женщина-христианка, одеваясь скромно, играет ключевую роль в поддержании общественной морали.
Бог призывает нас одеваться скромно и прилично, не только, чтобы препятствовать греху, но также, чтобы сохранить интимность. Люди, желающие грешить, будут грешить независимо от скромности одежды людей, которых они видят. Цель скромности не только чтобы воспрепятствовать похотливым желаниям, но чтобы сохранить нечто очень хрупкое, но однако фундаментальное для выживания супружеских взаимоотношений, - это способность поддерживать глубокие, интимные отношения между супругами. Если брак заключается на всю жизнь, согласно Божьего намерения, тогда муж и жена должны трудиться совместно, чтобы сохранить, защитить и питать интимность. Когда все сказанное проявится на деле, скромность будет сохранять радость тесных, близких отношений супругов неизмеримо долго после звучания свадебных колоколов.
Апостольское увещание одеваться скромно и прилично бросает нам вызов: отвергнуть обольстительные веления моды и избрать вместо этого девиз – отражать в нашем внешнем виде естественную красоту простоты и возвышенной чистоты.
ПРИНЦИП ПЯТЫЙ: Христиане должны одеваться целомудренно, ограничивая любое желание превозносить себя ношением шикарной восхищающей взор одеждой, косметикой или драгоценными украшениями.
Этот принцип находим в выражении апостола Павла «целомудренно» - для описания соответствующего христианского украшения (1 Тим. 2:9). Мы находим, что это выражение определяет умственно состояние самообладания, состояния, которое обуславливает все другие добродетели. Павел признает, что самообладание необходимо [166] для христиан, чтобы быть способными одеваться скромно и прилично. Сущность в том, что скромность и приличие в одежде исходят от проявления самообладания.
Павел изображает обращенную женщину-христианку, как одетую целомудренно, ограничивающую свои желания и, проявляя себя «не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою». (1 Тим. 2:9) Ее внешний вид не говорит «Смотри на меня, восхищайся мной», но скорее «Смотрите, как Христос внутренне изменил меня». Женщина – христианка, свободная, чтобы быть объектом восхищения, не будет бояться часто носить одну и ту же одежду, если она хорошо сделана, умеренна и хорошо носится.
Призыв апостола одеваться целомудренно, умеренно, избегая сложного стиля прически, сверкающих драгоценных камней и экстравагантной одежды – особенно уместно сегодня, когда мода господствует повсюду и многие поклоняются у ее алтаря. Е. Уайт напоминает нам: «У тех, кто приходит поклоняться к алтарю моды, мало силы характера … Их жизнь бесцельна и бессмысленна. Мы всюду встречаем женщин, умы и сердца которых поглощены любовью к красивой одежде и внешнему блеску. Женская душа открывается и унижается, потому что все помыслы сосредотачиваются на бедном презренном «Я». [222]
Увещевания Павла ограничить желание покупать или носить «многоценные одежды» (1 Тим. 2:9) также указывает на практику христианского управления. Расходы вне наших средств несовместимы с христианским принципом управительства. Даже если мы можем позволить себе купить дорогостоящие одежды, мы не можем позволить себе тратить средства, которые Бог даровал нам в это время, когда очень многие вопиют о своих нуждах; наша задача достичь этих мест с вестью Евангелия и помочь нуждающимся.
Е. Уайт пишет: «В ваших затратах на одежду проявляйте экономию. Помните, ваша одежда постоянно оказывает влияние на людей, с которыми вы общаетесь. Не расточайте на себя средства, которым можно найти другое применение. Не расходуйте Божьи деньги на приобретение дорогой одежды».[223] [167]
ПРИНЦИП ШЕСТОЙ: Ношение кольца несовместимо с библейскими принципами скромности: исторически они соблазняют людей носить все виды драгоценных украшений.
Этот принцип исходит из библейского неодобрения носить драгоценные украшения. (1 Тим. 2:9; 1 Петр. 3:3,4; Быт. 35:2-4; Исх. 33:3-5) Единственное кольцо, упомянутое в Библии несколько раз, – это перстень с печатью (Иер. 22:24; Быт. 41:42; Есф. 3:10,12; Лк. 15:22), которое употреблялось, чтобы заверить печатью различные документы и контракты. Ношение перстня с печатью не осуждается в Библии, ибо он рассматривается скорее как инструмент авторитета, чем украшение.
Мы находим, что сначала обручальное кольцо было просто железным кольцом, которое римляне употребляли, чтобы «соединить» узы дружбы двух любимых. Вскоре обручальное кольцо превратилось в усовершенствованные украшающие золотые кольца практически носимые на всех пальцах. То, что случилось в древнем Риме, в последствии повторилось в истории христианства. В ранней церкви употребление супружеских колец прошло через три главных этапа. На первом этапе – в апостольский период, супружеское кольцо не применялось. На втором этапе, в течение второго и третьего столетия, было ограниченное употребление простого супружеского кольца. На заключительном этапе – от четвертого столетия и впредь началось распространение всякого вида украшающих золотых колец со вставленными драгоценными камнями, знаменующими богатство, гордость и тщеславие. Это было истинным не только для прихожан, но также и для духовенства. Руководители церкви украшали себя драгоценными, золотыми кольцами, драгоценными камнями и вышитыми золотом церковными облачениями.
Все, что произошло в Ранней Церкви, впоследствии повторилось в современных деноминациях. Мы уже рассматривали два примера, а именно события в методистской и в меннонитской церкви, проявивших те же самые образцы. На первом этапе – никаких драгоценностей и обручальных колец. На втором этапе – уступка для ношения обручальных колец. На заключительном этапе уступка носить супружеские кольца открыла путь для ношения всякого рода драгоценностей, включая украшающие кольца. [168]
Весьма подобным образом все произошло и в Церкви Адвентистов Седьмого Дня. На первом этапе, в первые дни адвентизма не было употребления ни драгоценных камней, ни обручального кольца. На втором этапе была уступка для ношения обручального кольца только в тех странах, где обычай ношения был обязательным. На последнем этапе уступка носить простое обручальное кольцо для челнов Церкви в Северном Америке просуществовала до 1986 года. Результат этой эволюции – устойчивый рост среди Адвентистов в ношении различных видов драгоценностей, включая украшающие кольца.
Урок истории очевиден. Кольца, кажется, обладают почти роковым привлечение. Люди могут стать настолько очарованными обручальным кольцом, что они легко прельщаются носить все виды драгоценностей. Безопасно если мы исполняем указания Божьи и совет звучит – не носить обручальное кольцо, если на это нет социальной необходимости. Вместо обручального кольца мы можем носить «золотое кольцо, связывающее нас с Иисусом Христом, то есть чистый святой характер, истинную любовь, кротость и благочестие, которые являются плодами, растущими на христианском дереве и наше влияние будет распространяться всюду».[224]
ПРИНЦИП СЕДЬМОЙ: Христиане должны уважать половые различия в одежде, нося одежду, которая подтверждает их мужскую или женскую идентичность.
Этот принцип ясно изложен во Втор. 22:5, запрещающий носить одежду противоположного пола. Мы нашли, что Библия придает большое значение сохранению половых различий в одежде и в такое же мере в функциональных ролях, ибо они являются основой для нашего понимания кто мы есть и какую роль, согласно Божьего желания нам необходимо исполнить.
Одежды определяют нашу идентичность и помогают нам развить новую идентичность. Истинным является не только то, что мы становимся тем, что мы носим. Женщина, желающая исполнять роль мужчины, будет самым подобным образом одеваться как мужчина. Подобным образом и мужчина, желающий поступать как женщина, будет стараться во всем уподобиться женщине, нося те же драгоценности, духи и богато украшенные одежды. Это означает: изглаживая половые различия, нося бесполую одежду, мы постепенно теряем нашу мужскую и женскую идентичность, испытываем идентичный кризис и смущения в ролях. [169]
Мы нашли, что в настоящее время, это ролевое смущение в семье, на рабочем месте и в церкви увеличило трудность, чтобы сказать, где роль мужчины оканчивается и где роль женщины начинается. Христианам необходимо осознать современную попытку в устранении половых различий мужчин и женщин, особенно чрез популярную одинаковую для мужчин и женщин одежду. Это необходимо рассматривать как усилия сатаны, чтобы уничтожить порядок и красоту Божьего творения.
Библия не говорит нам, какой стиль одежды должны носить мужчины и женщины; она признает тот стиль, который определяется климатом и культурой. Библия учит нас уважать половые различия в одежде согласно особенностей нашей культуры. Это означает, что будучи христианами, нам необходимо спрашивать себя при покупке одежды: «Этот вид одежды подтверждает мою половую идентичность или будет выглядеть так, как если я принадлежу к противоположному полу? Когда вы осознаете, что определенный вид одежды не соответствует вашему полу, - следуйте голосу вашей совести: не покупайте ее, даже если она модная.
В это время, когда современна мода стремится устранить половые различия в одежде, для христиан не всегда легко найти одежду, подтверждающую их половую идентичность. Но никогда не было легко жить согласно библейских принципов. Однако это вызов нам - христианам не сообразоваться с извращенными ценностями и стилями нашего общества, но проявлять преобразующее влияние в этом мире чрез всемогущую силу Божью.
Заключение
Одежда не делает нас христианами, но христиане открывают свою идентичность через свою веру и внешний вид. Библия не предписывает стандартную одежду для мужчин и женщин - христиан, какую одежду им носить, но призывает нам следовать простоте и скромности жизненного стиля Иисуса даже в нашей одежде и внешнем виде.
Следовать Иисусу в нашей одежде и украшениях означает стоять отдельно от толпы, не румянить себя красками, не украшать драгоценностями, не наряжать наши тела, как все остальные люди. Это требует мужества. Мужества, которое не сообразуется [170] с соблазнительными диктатами моды, но преобразуется под чувствительными велениями Слова Божьего (Рим. 12:2). Требуется мужество, чтобы отличить между капризной, меняющейся модой и благоразумным стилем, который останется неизменным. Требуется мужество, чтобы открыть красоту характера Христа не через внешнее украшение наших тел «не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» (1 Тим. 2:9), но через внутреннюю красоту наших душ, где роль играет «сокровенный человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». (1 Петр. 3:4) Требуется мужество в вопросе одежды – не прославлять себя ношением сверкающих драгоценностей и привлекающими взор одеждами, но прославлять Бога, одеваясь скромно, прилично и умеренно.
Наш внешний вид является молчаливым постоянным свидетельством о нашей христианской идентичности. Пусть она всегда говорит миру, что мы живем только для того, чтобы прославить Бога, а не себя.
Глава восьмая
Практический взгляд на
Одежду христиан
Автор: Лаурелл Дамстигт
[171]
Об авторе
[172]
Лаурелл Дамстигт родилась в Бангкоке, столице Таиланда, в семье врачей – миссионеров Этель и Роджера Нельсон. Большую часть своего детства она провела в Бангкоке, но для дальнейшего повышенного образования в течение 2-х лет находилась в Сингапуре.
Дальнейшее образование получила в Атлантическом унионом колледже, на теологическом факультете. В летний период она работала в качестве капеллана в Новоанглийском мемориальном госпитале. Этим же летом она временно исполняла обязанности пастора в Новоанглийской мемориально–госпитальной церкви.
Миссис Дамстигт получила свое образование в университете им. Эндрюса в 1977 году и в Лома-Линдском университете в 1978 году. Она вышла замуж за П. Джерарда Дамстигта, защитившего докторскую диссертацию в Теологической семинарии. Они поженились в 1976 году.
Супруги Дамстигтс совместно трудились в различных местах. Сначала как пасторская пара в Патомакской конференции, затем Бангкоке (Таиланд), как капелланы, в отделе здоровья и пасторском служении и, наконец, в Сеульском институте, в Корее.
В 1985 году Дамстингтсы возвратились из миссионерского служения и миссис Дамстингт помогала своему мужу в его работе над книгой «Адвентисты Седьмого Дня верят» (В Евро-Азиатском Дивизионе .та книга издана под заглавием «Вначале было Слово».
Когда в 1988 году доктор Дамстигт начал проповедовать историю Церкви и Теологической семинарии университета им. Эндрюса, его жена сосредоточила все свое активное служение на воспитании своих двух детей Джоули и Питера. Это свое занятие она рассматривала как наивысшее из всех призваний. [173]
Практический взгляд на одежду христиан
Это весьма чувствительный вопрос - как мы одеваемся. Есть лишь немногие более личные вопросы, нежели что мы кушаем и что носим. Оба олицетворяют нас – кто мы есть. Ни о каких других вопросах мы не поднимаем большего противодействия, чем в наших личных привычках, окружающих наше единственное бытие.
Нам не обязательно чувствовать хорошо в том, что мы носим или кушаем, однако чувство обладает весьма защитным свойством. Критическое замечание относительно пищи или одежды мы воспринимаем, как нацеленное прямо в сердце, ибо мы не в состоянии отделить «себя» от нашей внешности. Здесь классический пример, почему размышление о целостности нашей личности – тела, ума и души, - истинно. Тело выражает свои мысли душе, а душа – телу. В них нет разделения. Чувства относительно одежды всегда присутствовали в людях, с тех пор как одежды света оставили их и мы начали сшивать наши собственные фиговые листья.
Цель этой главы
Цель этого очерка двоякая. Во-первых, я попытаюсь четко сформулировать христианское понимание об одежде и украшениях. Во-вторых, я предложу некоторые практические принципы, относящиеся к одежде. Во многих отношениях этот очерк – это попытка применить в практическом смысле принципы, касающиеся одежды и украшений, которые возникли в предыдущих главах. [174]