Обручальное кольцо в истории христианства.
О кольцах в Библии
Библия ничего не говорит относительно обручальных или свадебных колец. Перстень с печаткой – первое кольцо, упоминаемое в Библии. Когда Фамарь переоделась под вид проститутки, чтобы встретить своего свекра Иуду, она потребовала у него в качестве залога перстень, перевязь и трость, что он пошлет ей козленка из своего стада (Быт. 38:17-19). Иеремия информирует нас, что израильтяне носили перстень с печаткой на правой руке (Иер. 22:24). Перстень использовали, чтобы скреплять контракты. Он был символом авторитета, достоинства и социального положения (Иак. 2:2). Фараон дал Иосифу свой перстень как символ власти (Быт. 41:42). Подобным же образом Артаксеркс дал свой перстень Аману, чтобы скрепить царский указ (Есф. 3:10,12). После своего возвращения блудный сын получил от отца перстень как символ достоинства (Лк. 15:22).
Итак, упомянутые в Библии кольца – это перстни с печатью, служившие символом достоинства и авторитета. Римляне первыми стали носить перстни с печаткой в качестве обручального кольца. Иудеи и христиане переняли у них этот обычай. Поскольку при церемонии обручения жених должен был вручать невесте определенную сумму денег или ценный подарок, естественно со временем таким предметом стало кольцо.
Обручальное кольцо в период
Раннего христианства
Неизвестно когда первые христиане переняли Римский обычай носить обручальное кольцо. В Новом Завете нет упоминания об обручальном кольце,- тогда его еще не носили. Впервые христианское обручальное кольцо было найдено в катакомбах Рима, в месте захоронения (200 г. по Р.Х.).[114] Есть также свидетельство примерно того же времени Тертуллиана и Клемента Александрийского о [112] ношении христианами обручальных колец. Исходя из этих археологических и литературных сведений, можно сказать, что христиане переняли ношение обручального кольца в конце второго века.
В те времена самым распространенным металлом была бронза, поэтому, найденное в катакомбах кольцо было из бронзы; хотя встречались и железные кольца. «Христианские золотые кольца были редкостью, возможно потому, что дорогие и многочисленные украшение не соответствовали учениям ранней церкви». [115] В противоположность языческой моде, которая позволяла ношение колец на каждом пальце, ранние христиане носили лишь одно обручальное кольцо. [116]
Интересно отметить, что ранние христиане переняли римский обычай носить скорее обручальное кольцо, а не венчальное. Причина вероятно в том, что вначале свадебная церемония не была такой распространенной, как сегодня, «она была лишь простым подтверждением взаимной любви и послушания». [117] Другими словами, служение обручения было более усовершенствованным, нежели венчальное. Как объясняет Джозеф Бингхам, даже обручение было невинной церемонией, применяемой римлянами до появления христианства и в некоторой мере воспринятая иудеями, а затем позаимствовано христианским свадебным ритуалом, без какого-либо противодействия и противоречия».[118]
Предназначение свадебного кольца
Христиане потому не воспротивились принятию обручального кольца, что считали его не украшением, а символом супружеского обета. Они не могли предвидеть, что обручальное кольцо может соблазнить их – по примеру язычников, носить разные кольца и украшения.
Тертуллиан (160-225 гг.) будучи известным принципиальным сторонником самых строгих норм христианского поведения и осуждавший употребление драгоценностей, но при этом одобрял ношение обручального кольца. Как уже отмечалось раннее, Тертуллиан сожалел о том, что римские женщины стали носить роскошные, соблазнительные украшения и советовал римлянам научить женщин быть «скромными и умеренными», не носить золотых украшений, за исключением обручального [113] кольца. Это место подчеркивает, что Тертуллиан рассматривал супружеское кольцо не как ненадлежащее украшение, а как доказательство скромности и символ святого супружеского обета.
Подобный взгляд выражает его современник Клемент Александрийский (150 – 215) руководивший Катехизисной школой в Александрии со 190 по 202 год. В своей книге «Наставник» Клемент объясняет почему христианские женщины не должны носить дорогие одежды, кольца, серьги или причудливые прически и «малевать свое лицо лукавыми способами».[119]Он считает, что среди всех неодобряемых по отношению к христианам украшений есть единственно разрешенный перстень с печатью: «Слово (Христа) разрешает носить женщинам золотое кольцо, но не в качестве украшения, а для того, что надлежит охранять в безопасности хранительнице дома».[120]
Функция «запечатления» кольцом, подчеркивает, что очевидно речь идет о перстне с печаткой, который выполнял роль супружеского кольца. Также становится очевидным, что во время Клемента (около 200 г. по Р.Х.) уже были золотые кольца. Это говорит об отходе от обычая первого столетия, когда носили только простые железные обручальные кольца. «Даже теперь», - писал Плиний Старший в своей «Естественной истории» около 70 г. по Р.Х. что «свадебное кольцо изготовляли из железа и без драгоценных камней»[121]
Клемент рассматривал цель кольца «не для украшения», но для выполнения практической и защитительной функции. Прежде всего это практическая функция – ибо жена употребляла перстень с печатью мужа, чтобы скрепить печатью «запечатлеть», вещи, «достойные, чтобы хранить их в доме. Если кто-либо из рабов убегал из дома, прихватив какую-либо вещь, печать на ней свидетельствовала об истинном ее владельце. Перстень с печатью, который носила жена, свидетельствовал о том, что муж уполномочил ее заботиться о всем домашнем имуществе.
Перстень с печатью выполнял также и защитную функции, ибо служил как «показатель целомудренной скромности, чтобы легкомысленные женщины не отходили от своего истинного назначения».[122] Перстень с печатью был единственным кольцом, который разрешалось носить женщинам [114] – христианкам. «Христос позволяет нам носить перстень с печатью только с этой целью. Остальные кольца нужно оставить, ибо согласно Священному Писанию «Наставление – это золотое украшение для мудрого человека». [123]
Венчальные кольца
Использование колец в свадебной церемонии началось в первой половине четвертого столетия. [124] Однако первое ясное описание употребления кольца исходили от Исидора, ставшего архиепископом Севильи в 595 году. Он пишет: «Кольцо передается брачующимися друг другу или как знак взаимной верности, или чтобы еще более соединились их сердца в брачном обете; и поэтому кольцо надевается на четвертый палец, ибо говорят, что одна вена прямо отсюда идет к сердцу».[125]
Вера, что четвертый палец (считая от большого пальца), имеет «vena amoris», то есть вену любви, которая одет прямо к сердцу, конечно же, является суеверием. Несмотря на это суеверие, обычай ношения супружеского кольца на четвертом пальце левой руки, распространился сегодня в большинстве христианских стран.
Епископальные кольца
Зная влечение мирян к кольцам, не удивительно, что духовенство также одобрило их употребление. Самые известные церковные кольца – «епископальные», которые вручаются вновь избранным епископам, а «кольцо рыбака» вручается для ношения папе. Название последнего происходит от драгоценного камня, вмонтированного в кольцо, на камне выгравирован Петр в лодке, тянущий рыболовную сеть.
Согласно объяснения католической энциклопедии, епископальное кольцо было «строго говоря, украшением епископа, вручаемым при церемонии его посвящения и обычно рассматривалось как символ обручения епископа с церковью». [126] Григорианская формула, применяемая и сегодня при вручении кольца, звучит: «Принимая кольцо, которое отражает печать веры, будучи украшен незапятнанной верой, ты сможешь сохранить супружеское обещание, данное Богу и Его святой церкви».[127] Идея супружеской верности символически также представлена в епископальных кольцах. [114]
Стоит отметить, что та же Энциклопедия, прослеживает происхождение епископального кольца вплоть до золотого кольца носимого древними языческими жрецами, посвященными на служение Юпитеру: «Известно также, что в языческие дни Рима каждый жрец специально посвященный на служение Юпитеру, имел, подобно сенаторам преимущество носить золотое кольцо и то, что в IV столетии христианские епископы носили такие кольца – не является неожиданностью».[128] Однако тот же самый источник сомневается в достоверности доказательств о данных IV столетия, доказывая вместо этого, что первое безошибочное свидетельство снизошло в 610 г. по Р.Х. от папы Бонифация IV, требующее от монахов, возведенных в ранг епископа, носить кольцо.[129]
Епископы и папы так обожали свои кольца, что не желали разлучаться с ними и после смерти. Вот почему великолепные коллекции епископальных колец обнаружены в папских саркофагах и сохранились до наших дней. О языческом влиянии свидетельствуют многие епископальные кольца, ибо на драгоценных камнях выгравированы древние языческие символы ссылаясь на епископальные кольца, Энциклопедия Британика говорит: «Во многих случаях древний драгоценный камень был вмонтирован в кольцо епископа, часто была прибавлена и золотая надпись на камне, чтобы дать христианское имя языческому образу».[130] В других случаях, согласно тому же источнику, не было никаких изменений в языческой инкрустации ибо «драгоценный камень просто рассматривали как украшение без определенного предназначения».[131]