Взгляд на обручальное кольцо
[101]
Должен ли христианин носить обручальное кольцо? Входит ли простое обручальное кольцо в ту категорию несоответствующих украшений, которую Павел и Петр упоминают (2 Тим. 2:10; 1 Петр. 3:3)? Эти вопросы вызывают бесконечные споры в Церкви христиан Адвентистов Седьмого Дня и в такой же мере в других церквах.
Часть проблемы заключается в том, что эти споры основываются больше на сильных личных чувствах, чем на ясном понимании сущности этого вопроса. Носящие обручальное кольцо считают, что оно является дорогим символом, подтверждающим их супружеский статус и обязательства и в такой же мере служит защитой от «названных кавалеров». С другой стороны, выступающие против ношения обручального кольца, с сильным чувством утверждают, что оно представляет собой украшение, запрещенное апостольскими увещеваниями, относящими его к «золоту, жемчугу или драгоценным камням» (2 Тим. 2:10; 1 Петр. 3:3).
Цель этой главы
Цель этой главы не в том, чтобы разделить и настроить друг против друга тех, кто носит и тех, кто не носит обручального кольца, а скорее, чтобы охватить проблематику обручального кольца к более широкой исторической культурной и библейской перспективе. Эта глава предусматривает попытку – представить основную информацию о постепенном развитии значения, употребления и влияния наручных колец как в Римской языческой культуре, так и в христианской истории. Мы уделим особое внимание на религиозное влияние обручального кольца в жизни христианских Церквей. Эта информация станет основой для размышлений, чтобы понять, надлежит ли сегодня или нет христианам носить обручальное кольцо. [103]
Признаюсь, что эта глава стала поводом глубокого самоисследования. Будучи родом из Италии, страны, где ношение обручального кольца считается обязательным, знаком верности супругу, я начал это исследование, имея личные убеждения, обусловленные моим культурным наследием. Надо признать, что эти убеждения претерпели изменения в результате изучения материалов об эволюции социально-религиозного влияния обручального кольца как в язычестве, так и в христианстве. Мои выводы не преследуют цели осудить кого-либо, но предусмотреть более широкую основу, чтобы лучшим образом решить христианскую позицию по отношению к обручальному кольцу.
1 Кольца в истории язычества
История происхождения кольца подобна самому кольцу без начала и без конца. Никто не может точно сказать, как появилось ношение кольца. Некоторые полагают, что кольца появились в древнем Египте, представляя собою печать. Поскольку печать была признаком власти, ее носитель считался личностью с большим авторитетом. Если кто-то из королевских персон желал передать свою власть официальному лицу, он отдавал ему свой перстень. Это давало ему право издавать приказы с полным королевским авторитетом. Хороший пример такой практики мы находим в Быт. 41:42 «И снял фараон перстень свой в руки своей и надел на руку Иосифа» (Сравните Есф. 8:2)
Превращение перстня с печаткой в украшение также произошло в Египте. богатые египтянки носили золотые кольца на различных пальцах, а бедные - из более дешевых материалов: серебра, бронзы, стекла или глины, покрытой силикатной глазурью , выкрашенной в синий или зеленый цвет.[103]
Греки, Этруски и Римляне развили ювелирное искусство относительно украшающих колец. В период Римской республики [104] (449 – 31 гг. до Р.Х.) Римские граждане носили только железные кольца. Рабам было запрещено носить их. Этот строгий запрет был снят в начале императорского периода (31 г. до Р.Х.). Появились золотые кольца, но право носить их было дано только послам, сенаторам, консулам и главным лицам государства.
В период императорского Рима были изданы различные законы о ношении колец. Историк Плиний сообщает об указе императора Тиверия, согласно которому носить золотые кольца имели право только состоятельные граждане.[104] Император Северий расширил право носить золотые кольца – сначала солдатам, а затем и всем свободным гражданам. Серебренные кольца носили рабы ставшие свободными, то есть освобожденные рабы. Все остальные рабы имели право носить железные кольца. При императоре Юстиниане все ограничения были сняты. Интересно отметить, что в эпоху императорского Рима золотые, серебряные и железные кольца носили согласно социального положения. Другими словами, кольцо привязывало его или ее вк их социальному статусу.
Определяющее значение колец
Использование кольца, определяющего личность согласно социального положения могло проистекать из легендарного происхождения кольца. В своей «Естественной истории», Плиний повествует о том, что в греческой мифологии кольцо впервые появляется тогда, когда Прометей осмелился украсть огонь с небес для земного использования. За это преступление Зевс приковал его цепью к скале в горах Кавказа на 30 000 лет, в течение которых орел ежедневно клевал его печень. Наконец, Прометей после долгих мучительных лет освободился от привязи, оторвав вместе с цепью часть скалы. В конце концов Зевс простил его и освободил от ношения цепи. Однако, чтобы не аннулировать первоначального приговора суда Прометею было приказано носить на своем пальце звено из цепи, которой он был прикован. К этому кольцу был прикреплен осколок скалы как постоянное напоминание о его наказании. [105]
Очевидно, в основе этой легенды лежит суеверие, которое постепенно превратилось в обычай. «Когда римскому рабу [105] объявляли о его свободе, - пишет Джеймс Маккарти, - он вместе с головным убором и белой одеждой получал железное кольцо. После освобождения он должен был подобно Прометею носить железное кольцо, чтобы помнить о том, что он был рабом. Ему не разрешалось носить золотое кольцо, ибо оно было эмблемой гражданства». [106]
Обручальное кольцо
Римляне также были первыми в использовании колец не только в определении социального статуса людей, но и для партнеров в супружестве. Во время церемонии обручения жених вручал семье невесты простое железное кольцо как символ своей преданности и финансовой состоятельности. Данная встреча посвящалась переговорам, где обсуждались условия трапезы. Поначалу церемония обручения была более важной, чем обряд бракосочетания, который был простым исполнением обручального обязательства. Лишь немного позднее в христианской истории кольцо стало частью свадебной церемонии.
В своей книге «Как это начиналось» Поль Бернадье говорит, что обязательное ношение кольца исходит из более древних суеверных обычаев, согласно которых жених обвязывал веревками талию, руки и щиколотки возлюбленной, дабы быть уверенным, что ее дух будет под его контролем. Из-за того, что происхождение римского обручального кольца было связано с языческими суевериями, первые христиане не употребляли его. Но прежде чем рассматривать использование кольца в христианстве следует узнать о связанных с ним языческих суевериях. Они помогут нам помесить обручальное кольцо в его историческом контексте.
«Магическая сила» колец
К нам пришли многие легенды о магической силе колец. Согласно одной народной легенде, у царя Соломона было кольцо, с помощью которого он ежедневно в полдень поднимался на небосвод, внимая тайнам вселенной. Этим объяснялась его необычная мудрость. Другая легенда повествует, что у Соломона было кольцо с необыкновенным драгоценным камнем, который служил ему магическим зеркалом, в котором он мог видеть [106] любое место или любого человека по своему желанию. Таким образом, якобы ему далось разрешить конфликт между двумя женщинами, которые спорили о принадлежности им ребенка. Пристально всматриваясь в глубину зеркала, он получил правильное решение. Согласно аллегорических данных, кольцо Соломона впоследствии было найдено и употреблялось иудейскими экзорцистами, которые изгоняли демонов через ноздри больных людей.[107]
Есть много таких сказочных историй об исцеляющей силе колец. «Во втором столетии нашей эры греческий врач Гален писал одному египетскому фараону об амулете из зеленого ясписа, на котором был изображен дракон, обрамленный лучами. Гален утверждал, что этот амулет обладал исцеляющим эффективным свойством от болезней органов пищеварения. Среди исцеляющих медицинских колец, было множество королевских «связывающих колец». Согласно поверью они излечивали судороги и другие болезни. Предполагают, что в XI веке король Англии Эдвард был инициатором использования целебных колец. Легенда говорит, что однажды король встретил нищего и за неимением денег вручил ему кольцо. Нищий, как оказалось, был переодетым апостолом Иоанном, вернул королю кольцо, говоря, что теперь оно будет обладать сверхествественной исцеляющей силой. С того времени, вплоть до XVI века до времени правления королевы Марии I, в большую пятницу, английские короли и королевы благословляли и раздавали кольца, которые, как считалось, могли излечить эпилепсию.[108]
Ядовитые кольца
Во времена Рима кольца носили не только для лечебных, но иногда для прямо противоположных целей. В маленьком углублении внутри кольца был яд. Маленькая иголка так соединялась с углублением, чтобы при одевании на палец, могла оцарапать его. Вероятно, идея родилась по аналогии с зубом змеи.
Карфагенский генерал Ганнибал принял фатальную дозу яда из своего перстня (183 или 182 гг. до Р.Х.) скорее чем подчиниться Римлянам. Семья Борджия из Италии XVI века, известная своим коварством, использовала кольца с ядом, чтобы убивать своих врагов. [107]
Астрологические кольца
Что такое астрология? – Это вера в то, что звезды влияют на судьбы людей. Астрология была популярной среди вавилонян, египтян, греков, римлян и в Западном мире процветает даже до нашего времени. До XVII века астрологические кольца были очень популярными. Эти кольца появились как результат веры, что небесные тела особенным образом влияют на народы, города и отдельные личности. Считают, что они влияют на внешность, темперамент, настроение, характер, здоровье и судьбу людей. Чтобы привлечь помощь планетных божеств, было необходимо носить кольца с камнями и металлами, соответствующими каждому из семи планетных богов:
«Солнце – алмаз или сапфир, вправленные в золотое кольцо.
Луна – серебряное кольцо с хрусталем.
Меркурий –магний с ртутью.
Венера – медное кольцо с аметистом.
Марс – железное кольцо с изумрудом.
Юпитер – оловянное кольцо с корнелианом.
Сатурн – свинцовое кольцо с бирюзой».
Эти разнообразные кольца с драгоценными различными камнями носили в зависимости от поклонения тому или иному богу, от которого ожидали помощи. Особое развитие астрономические кольца получили перед самым началом христианства, когда римляне, использовавшие восьмидневную неделю (нумдинум) переняли от иудеев семидневную неделю. При этом они решили назвать каждый из семи дней по имени той планеты, которая как они верили, управляла этим днем. (День Солнца – для бога Солнца; понедельник – для бога Луны и т.д.). По иудейскому обычаю дни недели назывались порядковыми числами (то есть, первый, второй день и т.д.).
Это поверье, что каждым днем недели управлял один из планетарных богов, привело к появлению колец с камням, к которым были благосклонны планеты, управляющими этим днем. Богатые люди [108] надевали каждый день кольцо с камнем, соответствующим этому дню. Аполлоний из Туана, философ Пифагориевской школы первого века, предложил следующий перечень драгоценных различных камней, которые надлежало носить в надлежащий планетарный день недели, чтобы обеспечить благоприятное небесное влияние:
День Камень дня Талисман Планета
День солнца - воскресенье Алмаз Жемчуг Солнце
День луны - понедельник Жемчуг Изумруд Луна
Вторник Рубин Топаз Марс
Среда Аметист Бирюза Меркурий
Четверг Корнелиан Сапфир Юпитер
Пятница Изумруд Рубин Венера
Суббота Бирюза Турмалин Сатурн
Что включает в себя языческое
Происхождение кольца
Приведенные выше примеры о суеверном и идолопоклонническом употреблении колец далеко не исчерпывающи. Крупные энциклопедии подробно описывают суеверные использования колец в качестве чар, амулетов, талисманов и как помощь при поклонении различным языческим богам. [109] Всего приведенного достаточно для доказательства того, что кольцо произошло от языческих суеверий и идолопоклонческих обычаев.
Языческое происхождение и значение кольца поднимает перед христианами вопрос о правомерности ношения кольца в качестве символа супружеского обета. В Библии цена символов определяется их происхождением и значением. Субботний день, пасхальный агнец и кровь, Вечеря Господня, Крещение, омовение ног, - все это ценные символы, ибо они установлены Богом, чтобы помочь нам глубоко внутренне осознать их духовные реальности. Их значимость определяется их божественным происхождением, значением и функцией. Но обручальное кольцо наоборот, как символ супружеского обета, не находит подтверждения своего происхождения в Священном Писании, а только в языческой мифологии и суевериях. Придать языческому символу христианский святой [109] смысл, - значит, лишить его святости, сделать его мирским. Точно так произошло с употреблением обручального кольца.
Примером также может служить установление соблюдения дня Солнца в раннем христианстве. Одним из факторов, который способствовал принятию христианством дня Солнца, нынешнего воскресения было, языческое почитание Бога Солнца в день Бога Солнца. Попытка преобразовать день Солнца, языческий святой день в христианский святой день, - никогда не была успешной. Вопреки всем попыткам на протяжении всех столетий, посредством стараний церковных соборов, пап, и пуритан сделать день Солнца святым днем,- историческая действительность говорит, что День Солнца (воскресенье) просто преимущественно остался выходным днем, днем, когда большинство людей ищут личных удовольствий и скорее прибыли, чем присутствие и мира с Богом.
В большей степени, это же истинно и по отношению к обручальному кольцу. Как мы увидели, вопреки попыткам руководителей церкви ограничить употребление кольца только к обручальному кольцу, история свидетельствует, что множество христиан в течение столетий поддались соблазну носить всякого вида кольца, дабы скорее украсить себя, чем только отразить супружеский обет.
Уроки из древнего Рима
Склонность увеличивать употребление колец, берет свое начало в Древнем Риме. В действительности, история обручального кольца в Древнем Риме может быть поучительной для нас, живущих сегодня. Как уже упоминалось, первоначально обручальное кольцо изготавливалось из железной полоски, но вскоре было заменено литым, золотым кольцом. В Энциклопедии Британика сказано: «Дарить обручальное кольцо – это древний римский обычай. Вероятно, сначала было простым («pignus») обязательством, что союз будет заключен. Во времена Плиния (около 70 г. по Р.Х.) консервативный обычай все еще требовал носить простое железное кольцо. Золотое кольцо стали носить только во втором веке. Употребление кольца чисто мирского происхождения, получило церковное одобрение и формулировку благословения только с XI века. [110] [110]
Тертуллиан (около 160-225 гг.) - язычник, по образованию юрист, свпоследствии ставший влиятельным церковным руководителем, с горестью сокрушался об экстравагантности в одежде и украшениях, столь очевидных среди римлян его времени. Он призвал римлян проявлять скромность и осуждал ношение золотых колец, за исключением обручального кольца: «Я не вижу теперь никакой разницы в одежде между порядочными женщинами и проститутками. Тогда, согласно законов ваших отцов, женщины, носившие такие экстравагантные одежды по отношению к скромности и умеренности, не могли носить имя женщин; тогда женщинам не было известно золотое кольцо, они носили лишь свадебное кольцо, давая тайный обет своему мужу». [111]
«Законы ваших отцов» - которые запрещали употреблять золото для свадебного кольца, - вероятно, были законами, изменившимися в первой части второго столетия; как мы уже отмечали, во времена Плиния (70 г. по Р.Х.) разрешалось носить только простое, железное, свадебное кольцо. Другими словами, то, что началось в первом столетии – как простое, железное обручальное кольцо, выражая супружеский обет, - в конце второго столетия превратилось в искусно отделанное золотое кольцо, отражая богатство, гордость и тщеславие. Мы в дальнейшем увидим, что такое же произошло и в христианской церкви.
Джеймс Маккарти отметил причину такой эволюции: «Проблема заключалась в том, что римляне, как это свойственно увлекаться всем людям, стали злоупотреблять ношением колец. Они унизывали ими все пальцы. Некоторые даже носили разные кольца летом и зимой. Они не знали меры не только в количестве колец, но и в их размерах. Даже в период упадка империи римляне носили весьма тяжелые кольца на мизинцах. На больших пальцах носили кольца весьма гигантских размеров. Казалось, неизбежное падение Римской империи отражалось в блеске колец».[112]
Маккарти продолжает, - вопреки осуждениям защитников морали – их соотечественников о ношении слишком многих колец, - «кольца продолжали носить, а Рим продолжал падать. Рим падал, а кольца продолжали носить. Не могу определить, была ли здесь моральная [111] проблема».[113] Конечно, там была моральная проблема, ибо то, что произошло в истории императорского Рима, преимущественно повторилось в истории христианства.