Скромность сохраняет интимность
Господь призывает нас одеваться скромно не только ради того, чтобы предотвращать грех, но более того, чтобы сохранить интимность. Люди, желающие грешить, будут грешить, как бы скромно они ни одевались. Пуритане и викторианцы одевались весьма скромно, но это не предохраняло их от греха. Они были немного более решительными и потребовалось более времени, чтобы в их одежде проявилась нагота, но и в их среде начал проявляться грех. [61] Цель скромной одежды – не только предупреждать похотливое желание, но также сохранять нечто весьма хрупкое и, однако, фундаментальное для сохранения семейных отношений: способность поддерживать со спутником жизни глубокие интимные отношения.
Призыв Господа одеваться скромно, в действительности призыв - сохранять и оберегать нашу интимность. Это нежная и драгоценная способность, которую легко потерять, если не оберегать ее. Если согласно Божьего намерения, мы желаем сохранить брак в течение всей жизни, муж и жена должны трудится вместе, чтобы сохранить, оберегать и поддерживать интимность. Когда слова и дела будут сочетаться, скромность сохранит радость интимного общения в течение долгого времени после свадебных колоколов.
Горделивая скромность?
Увещание Павла одеваться скромно, обычно означает – нет никаких особых заслуг, в пренебрежении своим внешним видом. Когда мы носим потертую одежду в противовес ношению золота, драгоценностей или жемчуга. Личность, пренебрегающая скромным христианским видом одежды, является таким же нарушителем, как и обращающая чрезмерное внимание к ней.
Некоторые демонстрируют свои красивые наряды ибо гордятся своим внешним видом. Но другие одеваются весьма скромно, чтобы убедить мир в своем смирении. Обе категории страдают надменностью. Одни гордятся своей одеждой, другие – своим смирением. Чтобы избежать этих крайностей, нам необходимо обратить внимание на первый принцип христианского украшения, данный ап. Павлом: Внешний вид должен быть опрятным, аккуратным и приличным, не причиняя никому неприятности.
Приличная одежда
Второе греческое слово, употребленное Павлом, чтобы характеризовать достойное украшенные украшения женщины – христианки – аидос, переведенное в различных английских переводах словами «с приличием», «с чувствительностью», «со стыдливостью». В Новом Завете термин аидос встречается только в этом тексте, но часто встречается в эллинско - иудейской литературе. Его основное значение «благоговеть» или «уважать». Этот термин употребляется, чтобы выразить уважение к Богу, царю, преклонному возрасту, соседям и судьям.[28] [62]
Как может женщина-христианка своей одеждой проявить благоговение и уважение к Богу, другим и самой себе? – Одеваясь «с приличием», «с чувствительностью», не причиняя стыда или смущения Богу, себе и другим, или как в переводе Библии времен короля Иакова сказано «со стыдливостью». Каждый из приведенных трех переводов добавляют нюансы к основному значению благоговейного украшения. Три указанных перевода дополняют друг друга и помогают нам понять более полно, что означает одеваться благоговейно.
Для современных христиан особенно важно увещание Павла, когда модная одежда не принимает в расчет уважение и почтение как основу для конструктивных человеческих отношений. Цель современной моды – выгоднее продать свой товар, эксплуатируя секс, побуждая тело, рекламируя на рынке нескромную одежду, лишь бы удовлетворить гордость и сексуальные желания.
Женщина-христианка призвана одеваться скромно не для того, чтобы быть менее привлекательной, а чтобы сохранить и защитить то хрупкое, что можно легко потерять: ее интимность с мужем, опыт, обогащающий жизнь обоих. Мы одеваемся скромно и «со стыдливостью» из тех же соображений, по каким запираем свой дом. Мы запираем наши дома, чтобы защитить содержимое от посторонних людей. Таким же образом будут действовать христиане – одеваться достойно и скромно, чтобы сохранять и защищать интимность супружеских отношений от грешных внешних посягательств. Одежда провоцирует ответные реакции: наши самые глубокие чувства любви, выражения сексуальности, раскрытие нашего внутреннего мира. Такие отклики принадлежат супружеским отношениям.
Цель скромной и достойно одежды не в том, чтобы скрыть нас от нескромных взглядов других, а чтобы сохранить нашу интимность для спутника жизни. Скромность и достоинство должны быть уважаемы даже между мужем и женой. Недостойное поведение даже в отношениях между супругами может разрушить взаимное уважение и способность наслаждаться интимным союзом ума, тела и души.
Непристойные мотивы
Мэри Квант, мать известного английского законодателя моды [63] – мини-юбок, говорила, что ее цель – «одеть женщин так, чтобы мужчинам хотелось обнимать их».[29] Она создала шокирующую одежду, ибо верила, «если одежда не выделяет вас, то вы зря тратите деньги».[30] Она автор изречения: «Здравый смысл – это смерть, вульгарность – это жизнь».[31] Когда Мэри Квант спросили: «Каково предназначение моды, и ее цель?» Она быстро ответила, - «Секс».[32]
В интервью, опубликованном в журнале Ньюсуик, Мэри Квант объяснила слишком откровенно, что для нее представляет мини-юбка: «Разве я единственная женщина, желающая лечь в постель с мужчиной после обеда? – Любая порядочная женщина ждет наступления темноты. Но есть множество девушек не желающих ждать. Мини-юбки символизируют их».[33] Косметика также предназначена для соблазна: «Все эти украшения служат для того, чтобы соблазнять мужчин, иначе, в чем смысл всего этого?»[34]
Это откровенное заявление ведущего дизайнера, что целью моды и косметики является соблазн, призывающий на помощь чувственность. Все это повелевает христианам прислушаться к увещанию ап. Павла – одеваться достойно и скромно, не вызывая чувства стыда у Господа, у людей и самих себя. Женщина-христианка должна помнить, что ее прелесть не только в том, что она открывает своим видом, но также в том, что она скрывает. Женщина, которая выставляет напоказ свое тело, сексуально побуждает мужчин обращаться с нею как с объектом секса. Одеваясь скромно и достойно, она избежит низкой оценки как объект секса. Напротив, это повысит ее духовную ценность, которую так не хватает нашему грешному миру.
Мы живем во время, требующее от нас сильного мужества: мужества, чтобы сражаться с вульгарностью в моде; мужества, чтобы противостоять плохому вкусу нашего времени; мужества, чтобы отличить капризы, изменяющейся моды от достойного стиля, остающегося неизменным; мужества, признать, что «послушание моде … совершает больше, чем любая другая сила, чтобы отдалить наш народ от Бога»[35]; мужества отвергнуть соблазнительные повеления моды и принять совет Господа - одеваться благопристойно. Сегодня для христиан пришло время проявить мужество и последовать второму принципу ап. Павла относительно христианских украшений: «Внешний вид должен быть приличным, скромным и достойным проявляя уважение к Богу, к самим себе и к другим». [64]
Здравая умеренна одежда
Третье греческое слово, употребленное Павлом, чтобы охарактеризовать подходящую одежду женщины-христианки – это софросуне, которое в различных английских переводах передано словами: «умеренный», «уравновешенный», «пристойный», «наряженный». Разные варианты перевода указывают на трудности, с которыми сталкивались переводчики, не имея эквивалента в английском языке.
Слово «софронсуне» состоит из двух слов «здравый» (сос) и «ум» (френес). Здесь речь идет о бдительном уме, о самоконтроле. В этом контексте слово, выражающее христианское украшение, используется для того, чтобы показать, что женщина – христианка должна контролировать себя, не носить такие одежды и драгоценности, которые привлекали бы к ней внимание. Как объясняет Альберт Барнес «Это слово «саниту» означает здоровье ума, умеренность в вопросах желаний и страстей. Оно противоположно всему легкомысленному и неуместному, возбуждающему страсти. Сущность в том, что в своей одежде и манере поведения женщина не должна нарушать самые точные правила приличия».[36]
Неудивительно, что греческое слово «Софросуне, то есть умеренность, самообладание считалось одной из самых важных добродетелей».[37] В конце концов, умственная позиция самообладания определяет все другие качества. Таким образом, неудивительно, что подобно Павлу, греческие блюстители нравов часто идентифицировали «софросуне» (умеренность) и «аидое» (приличное, скромное, уважительное поведение).[38] Мотив очевиден. Все, что является уважительным поведением, проистекает из упражнения в самообладании.
Эта информация поможет нам понять, почему Павел увещает женщин одеваться не только скромно (Космиос) и достойно (Аидос), но также и умеренно (софросуне). Подобно греческим блюстителям нравов, апостол признает, что аккуратный и пристойный внешний вид является результатом умственного самообладания, выраженного в обуздании грешного желания демонстрировать свою гордость с помощью вызывающей одежды и украшений.
Христианский образ жизни во многом определяется образом мышления. «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Прит.23:7). Павел говорит об главенствующей роли разума в [65] христианском образе жизни. В своем послании к Римлянам, он побуждает христиан не сообразоваться с миром, но преобразоваться по образу Божьему «обновлением ума вашего» (Рим. 12:2). Обновление ума очень важно в наше время, чтобы устоять перед соблазнами жизни и моды.
Павел изображает обращенную женщину – христианку контролирующую себя (проявляющей самообладание) в одежде. Она не желает выставлять себя, а отражать смирение Христа. Ее одежда не говорит нам: «посмотрите, восхищайтесь мной», но скорее, как Христос изменил меня и мой внутренний мир.
Это представление апостола о женщине-христианке, проявляющей воздержание и отвергающей одежду и украшения, привлекающие внимание и одеваясь в приличную, скромную и достойную одежду, особенно уместно в наше время. Сегодня в самом высоком смысле слова господствует мода и большинство мужчин и женщин поклоняются у ее алтарей. Многие христиане столь усердно следуют за сезонными изменениями моды, что готовы лишить себя самого необходимого, только бы носить модную одежду и украшения. Они желают выглядеть подобно моделям женщин с красочных журнальных обложек. Так поступая, они открывают свою внутреннюю опустошенность. Они не довольны своим реальным состоянием, желая выглядеть восхитительным образом. вероятно они забывают, что образ женщины из модных журналов не есть образ Царства Божьего. Строить свою жизнь согласно изменчивым капризам моды не означает искать прежде всего Царства Божьего.
Чтобы противостать тирании соблазнительной моды, нам необходимо принять во внимание на третий принцип апостола Павла, относительно христианского украшения: одежда должна быть простой, ограничивая любое наше желание носить одежду и украшения, привлекающие украшения.
Несоответствующие украшения
Чтобы не оставить никакого сомнения что он подразумевает, советуя одеваться аккуратно, скромно и умеренно, Павел приводит список четырех видов украшений, не соответствующих для женщины-христианки: «Чтобы также и жены в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9,10). [66]
Список начинается с «плетения волос», ибо женщины в иудейском и римском мире того времени тщательно заплетали волосы, укладывая их согласно преобладающим требованиям моды. Они украшали свои волосы блестками, золотыми или другого рода яркими нитями. Римские женщины любили носить искусно изготовленные большие заколки для волос с выгравированными коринфскими рисунками. «Было столько разновидностей плетения и приукрашивания волос, сколько пчел было в Хибле», - говорит комментатор Уильям Баркли. «Волосы завивали, и красили в черный, а то и в золотисто-каштановый цвет. Носили преимущественно светлые парики … Обода, заколки для волос и расчески изготовляли из слоновой кости; древесины самшита, панциря черепахи, а иногда из золота, украшенного драгоценными камнями».[39]
Апостол Павел в 1 Тим. 2:9,10 не осуждает заботу об опрятности прически, но тщательно разработанный стиль причесок, с обилием драгоценных украшений, привлекающих внимание к владелице прически. Такой стиль противоречит принципам христианского украшения, изложенным здесь апостолом Павлом.
Следующие два несоответствующих украшения, упомянутые Павлом – золото и жемчуг. В то время женщины-модницы носили сверкающие кольца, браслеты ручные и на ногах, серьги из жемчуга. Апостол высказывается против ношения таких украшений, ибо они отражают личное тщеславие и эгоизм, а не присущие христианину скромность, достоинство и уравновешенность во внешнем украшении.
Последнее упоминание о несоответствующей одежде – «многоценная одежда». Во времена апостола Павла нарядные одежды были очень дорогими. Преимущественным был пурпурный цвет одежды. Полкило лучшей тирской пурпурной шерсти стоит 1000 динариев. Учитывая, что простой работник получал один динарий в день, необходимо было три года, чтобы он заработал на полкило пурпурной шерсти. Только богатые женщины могли позволить себе покупать дорогие одежды и украшения. «Римский писатель Плиний рассказывает, что цена свадебного наряда невесты императора Калигулы Лоллии Паулины была просто астрономической 1 600 000 долларов». [40]
Нет ничего удивительного в том что блюстители нравов, подобно ап. Павлу и Петру осуждали дорогие одежды. Например, Квинтиллиан, римский оратор, писал: «Красивая одежда [67]придает своему владельцу достоинство, а роскошные женские одеяния не украшают тела, но лишь раскрывают непристойность ума».[41]
Апостол Павел возражает против ношения дорогой одежды - многоценной одежды, ибо она отражает личное тщеславие, эгоизм, и желание привлечь внимание противоположного пола. Это побуждение не согласуется с христианскими нормами скромности, достоинства и умеренности в одежде.
Выражение «многоценная или дорогая» одежда, говорит о таком нарядном украшении, на которое едва ли хватит средств. Такое расточительное транжирование средств несовместимо с христианскими принципами. Это означает, что «многоценные одежды не приемлемы тем, кто в состоянии купить их, ибо по словам Джона Уэсли «ни один христианин не может позволить себе транжирить то, что вверил ему Бог … Каждую копейку сэкономленную за счет дорогой одежды можно использовать, чтобы одеть бедных или удовлетворить другие их нужды, ибо «нищие всегда будут в вашей среде». Поэтому каждая копейка, которую вы тратите для украшения вашего тела, на самом деле украдена у Бога и бедных».[42]
Приличные украшения
После перечисления четырех неподобающих для христианина украшений, Павел спешит упомянуть приличные украшения, а именно «добрые дела как прилично женщинам, посвящающие себя благочестию» (1 Тим. 2:10). «Добрые дела», как украшения, подобающие христианину, символизируют «праведные дела святых, в которые облечена невеста Христа» (Откр. 19:8). Выражение «украсить себя добрыми делами, весьма поучительно, ибо отвергнуть себя и жить для других – означает хорошо украсить себя. Христиане, подобно матери Терезе, посвятившие всю свою жизнь служению бедным, развивают внешнюю привлекательность, которую не могут даровать никакие драгоценности. «Короче говоря, украшение женщины состоит не в том, во что она одевается, но в служении с любовью другим».[43]
Внешняя красота «добрых дел» соответствует женщинам, посвящающим себя благочестию, ибо их цели выше целей мирских женщин. Женщины христианки [68]не сосредотачивают внимание сердец на внешнем украшении своих тел, но на внутреннем украшении душ любовью к Богу. Все их исповедание сосредоточено на любви ко Христу, их Спасителю. Они следуют за Тем, Кто «ходил повсюду, творя добро», украшая Себя благотворительными делами. Только такие дела принесут удовлетворение, любовь и уважение. Даже изобилие дорогих одежд и драгоценностей не скроет уродливости человека.
Павел видит тесную связь между внутренним исповеданием и внешним видом и поведением. Говорить о верности Христу и носить дорогие, нескромные одежды – это проявление лицемерия. Верным женщинам – христианкам более всего подходит украшение добрыми делами, ибо они соответствуют их завету с Богом.