Павел об украшении женщины-христианки
Контраст между внешним видом великой блудницы и [58]Невесты Христа также встречается в пасторских увещаниях Павла и Петра. Апостолы подчеркивают разницу между мирским и христианским украшением. Их увещания заслуживают большего внимание не только из-за фундаментальных принципов подходящей христианской одежды, но и важны в смысле ясного осуждения употребления драгоценностей и экстравагантной одежды.
Павел поднимает проблему украшений женщины-христианки в контексте его советов относительно поведения во время общественного богослужения. После наставления братьям как молиться в общественной молитве «воздевая чистые руки без гнева и сомнения», то есть искренно и находясь в добрых отношениях с другими: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9,10).
Некоторые спрашивают об уместности этих наставлений для современных христиан, полагая, что они актуальны лишь для конкретной ситуации, существовавшей в Ефесе. Поскольку этот вопрос затронут мной в 6 главе книги «Женщины в Церкви» - желающие могут воспользоваться данным там материалом. Здесь же следует отметить, что достаточно прочитать 1 Послание к Тимофею и станет ясно, что увещания Павла адресованы не только для местной Ефесской церкви, но и для всей христианской церкви в целом. Хотя послание было написано, чтобы противостать влиянию ложных учителей (1 Тим. 1:3-6; 1 Тим. 6:3-5), - задача Павла состояла не только в опровержении лжеучений, но скорее объяснить собранию, его руководителям, в том числе и Тимофею, как христианам жить благочестивой жизнью пред лицом еретических учений и развращенного языческого окружения.
Хорошие подходящие украшения
Здесь контраст между украшением женщины – христианки, исповедующей религию и мирской женщины, единственный интерес которой – привлечь к себе внимание. Фраза «Хочу также, чтобы женщины («украшали себя прилично» - англ. Перевод 1 Тим. 2:9) означает, что ап. Павел не против украшений вообще, он желает, чтобы они были подходящими. [59] Желание выглядеть достойно в свете других, не является неверным, если оно правильно обосновано.
Господь не осуждает истинные украшения. Он наполнил наш мир не только полезными творениями, но и прекрасными. Разнообразные гаммы и оттенки цветов, оперение птиц, шерсть животных, красота человеческого тела с очаровательными щеками, нежными устами, и блестящими глазами, - все это естественные украшения, дополняющие все полезное. Бог мог замыслить и создать все фрукты и овощи зелеными, но Он украсил их в разные цвета, чтобы они не только служили нам пищей, но и своей красотой радовали наш взор.
Истинное украшение – то, которое отражает истинную сущность личности. При этом должна быть совместимость между внутренней жизнью и внешним видом. Лицемерием является положение, когда люди претендуют на смирение перед Богом и в то же время чрезмерно украшают себя и экстравагантно одеваются. Наша одежда и украшения должны свидетельствовать о нашем исповедании, что мы в нашей жизни ищем прежде всего Царства Божьего и Правды Его.
Павел, описывая природу надлежащего украшения, употребляет три значительных слова: «приличное», «со стыдливостью», «целомудренное». Более глубокое изучение этих слов в оригинальном греческом значении, поможет нам более полно оценить фундаментальные принципы подходящей христианской одежды, уместной для христиан в настоящее время.
Скромная одежда
Первое греческое слово, которое Павел употребил, чтобы описать надлежащее украшение женщины-христианки - космиос, переведенное словом «скромная» (русский перевод «приличная»). Смысл слова космиос – «подходящий», «аккуратный», «достойный». Космиос происходит от порядка царящего в космосе, то есть в Божьей вселенной. Красота и гармония Божьей вселенной являются примером для нашего внешнего вида. По отношению к одежде космиос означает «то, что аккуратно, достойно, подходяще».
Теологический словарь Нового Завета объясняет, что космиос «описывает того, кто дисциплинирован, [60] высоконравственен и порядочен».[24] Внутренняя самодисциплина и смиренное поведение женщины-христианки отражены внешне в ее «аккуратной, достойной, подходящей одежде. «Павел очень хорошо знал, что одежда женщины – это зеркало ее разума. Внешнее показное хвастовство в одежде не согласуется с молитвой и посвящением».[25] Е.Г. Уайт писала: «О характере человека судят по стилю его одежды. Хороший вкус, воспитанный ум откроется в выборе простой, подходящей одежды»[26]
Вероника Денгель в своей книге «Неограниченная личность» говорит о хорошем вкусе в одежде подобно увещанию ап. Павла. «Хороший вкус в одежде начинается с простоты, прогрессирует до приличного вида и достигает кульминационного совершенства, соответствуя всякому случаю … Кричащие цвета, плохая ткань и отделка, и неподходящие комбинации, - все это говорит о плохом вкусе. Ваша одежда должна соответствовать вашему росту и размеру. Будучи слишком свободной, - она не будет изящной, элегантной; будучи слишком тесной – последует разрыв ткани. Простота должна быть очевидной, но ее отличие характеризуется совершенной пригодностью, прекрасными очертаниями, хорошим изготовлением и полным соответствием к фигуре человека. Именно, отсутствие украшений подчеркивает изящество покроя».[27]
Увещание Павла одеваться скромно, аккуратно и подходящим образом - наиболее уместно для современных христиан – мужчин и женщин, - ибо скромность исчезает. Это увещание Павла бросает нам вызов – больше внимания обратить на нашу одежду, чтобы она могла быть воистину скромной. Достойной, аккуратной и отражала наши внутренние моральные ценности. Он напоминает нам, чтобы все, что мы носим, не только отражало наши вкусы и моральные ценности, но так же влияло на наши манеры и поведение. Подходящая одежда формирует соответствующее поведение.