Значение для христианской жизни
Интенсивные недавние исследования – как отражается наш внешний вид на людей и как в свою очередь это влияет на нас и организацию, которую мы представляем, - при положительном внешнем виде – он производит благоприятное впечатление, и имеет важное значение для христианской жизни. В конце концов, как христиане, мы также являемся теми же «деловыми людьми – коммерсантами». Различие лишь в том, что мы предлагаем. Обязанность христианина - предлагать не свое мастерство или продукты обществу, в котором мы трудимся, но главным образом представлять нашу веру и любовь ко Христу. Мы призваны открыть характер Христа в нашей жизни таким образом, чтобы [25] и другие были привлечены к Нему и приняли Его как личного Спасителя.
Если, согласно последних исследований, - одежда и внешний вид оказывают наиболее сильное, молчаливое влияние не только на наше социальное и экономическое состояние, но также и на наши моральные ценности, - в таком случае, христиане должны спросить себя: «Как мы своим внешним видом сможем наилучшим образом представить другим наши моральные ценности? Каким принципам в одежде и украшениях мы должны последовать с полной гарантией, что наш внешний вид сможет убедительно и безмолвно свидетельствовать о наших отношениях со Христом?».
Чтобы найти ответ на эти вопросы, я много времени провел в библиотеках, в поисках книг и статей о христианской одежде и украшениях. И все же я был разочарован, найдя так мало материала на эту тему! Больше всего исследований проводилось в XVIII и XIX столетиях, такими выдающимися евангелистскими лидерами, как Джон Уэсли, Ричард Бакстер, Фиби Палмер, и Чарльз Финней. Прежде, чем прекратить свои поиски, я позвонил нескольким ведущим издателям христианской литературы и спросил их: Знакомы ли они с какими – либо публикациями, новыми исследованиями о христианской одежде и украшениях, которые еще не попадали в библиотеки? В результате - снова разочарование.
Редко появляющиеся материалы в недавней литературе, и в такой же мере в учении и проповедях о христианской одежде и украшениях, показывает, что ритм темы уже более не обозревается как важные показатели христианского характера. Многие искренне верят, что сущность христианства не заключается во внешних формах. Они полагают, что имеют право одеваться и украшать свои тела как им угодно, ибо это, по их мнению, не имеет никакого отношения к их духовности. Стало необычным даже в церкви видеть людей, одетых немодно или скромно.
Ослабление христианских норм, касающихся одежды и украшений можно объяснить постепенным отходом в течение прошлого столетия от теистических – божественных взглядов, согласно которым Бог считался абсолютным авторитетом, сотворившим все, в том числе и нас, и перед Которым мы ответственны; от теистического взгляда человечество отошло в материалистическое восприятие мира, согласно которого, материя является последней субстанцией, из которой произошло все и перед которой мы не несем никакой моральной ответственности. [26]
Такое изменение воспроизвело мирские, гуманистические, гедонистические ценности, преобладающие в нашем обществе сегодня. Критерием отличия справедливости или неверности уже не является божественное откровение, но человеческие чувства удовольствия. Если ношение экстравагантной одежды и украшений вызывает у вас добрые чувства и приносит вам удовлетворение, - тогда, по мнению людей, у вас все правильно. К сожалению, это гедонистическое мышление (направление в этике, утверждающее наслаждения и удовлетворения, как высшую цель и основной мотив человеческого поведения[4]) – повлияло на многих искренних христиан. Чтобы противопоставить этому извращенному мышлению, христиане весьма нуждаются понимать и принимать принципы, касающиеся одежды и украшения, открытые в Слове Божьем. Осознание этой неотложной необходимости побудило меня предпринять предстоящее исследование.
Заключение
Одежда и внешний вид являются наиболее сильными безмолвными свидетельствами не только нашего социального и экономического положения, но так же и наших нравственных ценностей. Мы являемся теми, какой является наша одежда. Это означает, что наш внешний вид – безмолвное, видимое свидетельство наших христианских ценностей. Как христиане, мы не имеем права говорить: «Это мое дело, как я выгляжу!» - ибо как мы выглядим, должно отражать Господа Иисуса. Мой дом, моя машина, мой личный внешний вид, то, как я использую время и деньги, - все это отражает состояние – как Христос изменил мою внутреннюю жизнь. Входя в нашу жизнь, Христос не покрывает наши пороки косметикой. Он очищает нас целиком, действуя изнутри. Это внутреннее обновление отражается в нашем внешнем виде.
Глава вторая.
Одежда и украшения
в
Ветхом Завете
[27]
Иногда члены церкви устраняют цветную косметику и драгоценности просто «ибо так говорит церковь», не понимая принципов, которые Бог установил, чтобы обеспечивать правильные отношения с Ним. Такие члены склонны спрашивать: «Что плохого в моих серьгах или ожерелье? Они незаметные и недорогие! А что плохого в том, что я прихожу в церковь в короткой юбке? Она лишь на десять сантиметров выше колен! Я еще молода и так одеваются все!»
Мое сердце обеспокоено многими такими вопросами, ибо они открывают отрицательное отношение к Богу. Кажется проблема вот в чем: «Какое количество украшений я могу носить, и каким открытым может быть мое тело, чтобы быть принятой Богом?» Такая позиция отражает желание совершать минимум необходимого для спасения.
Настоящий христианин не станет спрашивать: «Как немного мне надо сделать и при этом все еще оставаться дитем Божьим?», но скорее он спросит: «Как много я могу сделать, чтобы своим внешним видом, еще более проявить мою веру, любовь и завет со Христом?» Таков положительный отклик, исходящий из сердца, преисполненного любовью к Богу и желающего знать, как наилучшим образом прославить Его во всех аспектах нашей жизни, в том числе и внешнем виде. Христиане с таким положительным и любящим отношением искренно желают знать, что Бог открыл в Писании все относительно одежды, драгоценных украшений и косметики. Исходя из этой позиции, мы будем совершать наше изучение, начиная из Ветхого Завета. [29]
Цель этой книги
Эта глава рассматривает самые уместные тексты из Ветхого Завета о драгоценностях, косметике и экстравагантной одежде. Между ношением этих вещей и совращением, прелюбодеянием и вероотступничеством раскрывается закономерная связь. Мы увидим, что отказ от внешних украшений является предусловием внутреннего духовного очищения и примирения с Богом. Из-за того, что кто-то находит поддержку в некоторых текстах Ветхого Завета, для умеренного использования драгоценностей, особое внимание уделяется этим текстам и вытекающим из них аргументам.
Одежды света
Человеческое тело – венец Божьего творения, наиболее чудесное по замыслу, наиболее прекрасное по форме и чертам, наиболее очаровательное по выразительности. Бог выразил Свое полное удовлетворение после сотворения Адама и Евы в следующих словах: «И вот, хорошо весьма». (Быт. 1:31) В своем райском состоянии Адам и Ева, носили одежды их невинности. «Прекрасный, мягкий свет, свет Божий окутывал святую пару. Эта одежда из света была символом духовных одежд Адама и Евы, их небесной чистоты и непорочности. Если бы они всегда оставались верными Богу, одеяние света вечно продолжало бы окутывать их. Но когда вошел грех, они разорвали свой союз с Богом и окружавший их свет исчез. Нагие и устыженные Адам и Ева увидели, что они лишились небесных одежд и постарались прикрыть свою наготу сшитыми фиговыми листьями».[5]
В Библии одежда или ее отсутствие отражает духовное состояние человека перед Богом и Его славу. Адам и Ева после согрешения, сразу заметили, что они «наги» (Быт. 3:7), ибо они потеряли одежды света. Их нагота не была результатом устранения какой-либо одежды, ибо до тех пор они никогда не носили никакого платья. Скорее они осознали свою наготу в момент согрешения и ощутили отделение от славного присутствия Божьего, слава Которого окутывала их.
Искупление в Библии часто представляется как восстановление первоначальной одежды света, исходящего от славного Божьего [30] присутствия. Исаия говорит о явосстановлении одежд света в Царстве Мессии: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным и сияние луна - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею» (Ис. 60:19). Подобным образом Иоанн Богослов сравнивает Церковь, ожидающую пришествия Христа с невестой, украшенной для брака: «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый» (Откр. 19:8). Греческий термин «Лампрон» («блестящий») буквально означает «сияющий, сверкающий» подобно светильнику. Одежды света, потерянные при грехопадении, снова будут восстановлены. Свет славы Божьей будет облекать не только искупленных, но и служить освещением Нового Иерусалима: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божья осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21:23).
А теперь представим себе одежду между творением и восстановлением, - это период времени между ними, чтобы облечься в одежду Славы Христа при Его возвращении, нам необходимо теперь «отложить прежний образ жизни ветхого человека» (Еф. 4:22) и «облечься в Господа Иисуса Христа» (Рим. 13:14). Белая одежда праведности Христа, которую мы призваны носить в нынешней жизни, - это не одежда, созданная нашими усилиями, но предложенная Христом: «Советую тебе купить у Меня … белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не было видна срамота наготы твоей» (Откр. 3:18). Нагота греха покрывается блистающими белыми одеждами, предложенными Христом. Его обетования для тех, «которые не оскверняли одежд своих» - они «будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр. 3:4).
Выше приведенных ссылок достаточно, чтобы показать, насколько богаты и разнообразны символы в Библии, касающиеся одежды. От творения и до искупления Божья творческая и искупительная деятельность часто представлена как покрытие наготы Его детей одеждами Его праведности. В своей недавно выпущенной книге «Символы одежды в Библии» французский богослов Эдгар Хаулотти отметил: «Важное значение одежды не умалено в Библии. Наоборот, Божье откровение придает ей духовное значение».[6] Богатые, духовные символы одежды помогают нам оценить важность, которую Бог придает одежде в жизни Его народа. [31]
Грехопадение и мода
Мода появилась тогда, когда наши прародители были изгнаны их Едемского сада. Их невинность удалилась, одежды света исчезли. Адам и Ева, трепещущие от страха, сшили смоковные листья, чтобы покрыть греховную наготу. Эти непрочные временные одежды вскоре были заменены кожаными одеждами, которые предусмотрел Сам Бог (Быт. 3:20). По мере увеличения развращенности люди пытались заменить прекрасную простоту их невинности модными одеждами, украшенными золотом и драгоценными камнями. Чем ниже падали люди, утопая в пороках, тем более экстравагантной становилась их одежда и украшения.
Первоначальная функция одежды заключалась в том, чтобы предохранять тело от изменившегося климата и похотливых желаний. Однако вскоре люди начали шить одежду и украшения, отражающие гордость и сексуальность. Самоуважение превратилось в тщеславие. Желание возвыситься, быть признанными привело к приукрашиванию своей внешности драгоценными изделиями. Таким образом, одежда и украшения очень быстро стали показателем морального падения и вероотступничества.