Пост: наш ответ на божьи цели
Назначьте пост, объявите торжественное собрание, … и взывайте к Господу.
– Иоиль 1:14
На протяжении этой книги мы еще раз убеждались в том, что Бог желает ответить на наши молитвы. Если мы просим по воле Божьей, принимая все условия, то наши молитвы будут отвечены. Мы также знаем о том, что враг пытается воспрепятствовать нам. Мы обязаны «промаливать» нужду до тех пор, пока ни придет ответ.
Предположим, например, что Бог сказал, что Его воля в том, чтобы исцелить нас. Если Он дал вам обетование исцеления, значит не время сидеть и говорить: «Я оставляю это Богу. Если будет Его воля, то Он исцелит меня Сам». Это настолько далеко от сообразования с Богом, насколько только это возможно для человека.
Соответствующая реакция должна быть следующей: «Боже, Ты дал обещание. Благодарю Тебя за это. Я буду искать Тебя от всего сердца для исполнения обещанного Тобой».
Вот молитва, которую Бог желает услышать от нас, когда Он движется в исполнении обетований Своей благодати для Своего народа. Он желает, чтобы мы искали Его даже тогда, когда Он сказал нам, что Он планирует сделать. Это истинно не только для личных просьб, но и для обетований, которые относятся к народам и ко всему миру.
В этой главе мы посмотрим на обетование Божье, которое касается верующих: Что Бог желает сделать для Своего народа в эти Последние Дни? И что нам следует сделать в ответ на это? Писание дает ответ на оба эти вопроса.
НАДЛЕЖАЩАЯ РЕАКЦИЯ
Давайте начнем с пророческого места Писания об Израиле, которое в дальнейшем поможет нам понять, какую реакцию ожидает Бог в ответ на объявление Своих намерений. Это пророчество, записанное в Книге пророка Иезекииля, касается национального восстановления Израиля, и оно соответствует Божьим целям для Церкви. В действительности, многое в естественном восстановлении Израиля (смоковницы) является образцом и прообразом для духовного восстановления Церкви (виноградной лозы).
В конце 36-й главы Книги пророка Иезекииля находится Божье обетование восстановить народ Израиля на их собственной земле и в их наследии. Наверное, одним из величайших объективных подтверждений актуальности и достоверности Библии, является тот факт, что сегодня Бог восстанавливает Израиль в их собственной земле. Если бы сегодня, после многих веков рассеяния по всему миру, не было никакого народа Израиля и не было восстановления народа Израиля в его земле, мы могли бы взять свою Библию и выбросить ее, как не имеющую никакой ценности книгу, потому что вся Библия утверждает об этом факте.
Прочитав с 24 по 30 стих, мы обнаружим, что в этих семи стихах Бог более десяти раз говорит, что Он сделает определенные вещи для дома Израиля, — все это ради святого имени Своего (см. стих 22). Другими словами, Божье вмешательство будет вызвано вовсе не заслугами Израиля, но Божьей верностью Своим обещаниям и заботой о славе Своего имени. Давайте прочитаем два первых стиха из этого отрывка. Иезекииля 36:24-25:
И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
Бог говорит здесь об определенных действиях, которые Он собирается предпринять. Четыре раза Он говорит: «Я сделаю это» и «Я сделаю то». Но это еще не все, обратите внимание на Его слова в конце этого великого пророчества, стих 37:
Так говорит Господь Бог: вот, еще и в том явлю милость Мою дому Израилеву, умножу их людьми как стадо.
Еврейская фраза, которая переведена здесь как «явлю милость» означает «позволить им искать Бога с великой ревностью». Хотя Бог уже открыл Свои планы, тем не менее Он хочет чтобы Его народ ревностно искал Его. Я нахожу здесь принцип Божьих отношений и действий с Его молящимся народом: Богом предопределенная цель вызывает добровольный ответ человека, согласно Божьему предузнанию.
Он говорит, по сути, следующее: «Когда вы видите, что Я простираю Свою руку на исполнение Моих обетований, то Я ожидаю от вас ответа. Я жду, что вы, по своей свободной воле, в смирении обратитесь ко Мне, и будете ревностно искать Меня в молитве, дабы было завершено обещанное Мной и началу чего вы стали свидетелями».
Другими словами, когда Бог в Своей благодати начинает действовать на стороне Своего народа, исполняя пророчества и откровения Своего Слова, и когда Божий народ видит исполнение этих пророчеств, то мы не должны сидеть сложа руки, говоря: «Как здорово! Полюбуйтесь, что делает Бог!» Это неправильная реакция. Ответ должен быть таким: «Бог действует за нас. Давайте искать Его от всего сердца, чтобы Он исполнил то доброе, что Он пообещал». Как мы убедились в шестой главе, когда исход битвы предрешен, тогда приходит время танцевать. Приходит время собирать доспехи. Но до тех пор, знание Божьей воли должно побуждать нас переходить на новый уровень духовной ревности.
БОЖЬЯ ЦЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ЦЕРКВИ
Теперь давайте зададимся важным вопросом: что является Божьей целью для нас, для Тела Иисуса Христа? Что Бог открывает о Своих будущих действиях? Что, как мы видим, Он делает прямо сейчас?
Два места Писания дают нам ответ. Во-первых, в Деяниях 2:17 записано то, что Бог решил сделать для Своего народа в Последние Дни. Здесь сказано: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут».
Благодарение Богу, что Он не сказал: «Я изолью Мой Дух, если будет единство между церквями» или «теологическое согласие» или «разрешение епископов», — иначе этого бы не случилось никогда. Бог говорит: «Не имеет значения, что произойдет, Я собираюсь сделать следующее. Это Моя суверенная благодать. Это предопределенное Мной действие, которое Я совершу для Своего народа. Я изолью Мой Дух на всякую плоть. Ваши сыновья и дочери будут пророчествовать. Ваши молодые люди будут видеть видения. Вашим пожилым людям будут сниться сны».
Когда Петр цитировал это пророчество из Книги Иоиля в День Пятидесятницы, то он связал его напрямую с восстановлением Божьего народа в Последние Дни. Полагаю, что если мы заглянем в Иоиля 2:25, то найдем ключевое слово для описания того, что Бог делает в этом излиянии Своего Святого Духа: «И воздам вам (букв. «восстановлю вам» — примеч. ред.) за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас». Ключевым является слово «восстановлю», — это национальное восстановление Израиля и духовное восстановление Церкви. Божья цель в настоящее время, как открывает нам Писание, — это восстановление Его народа через излияние Духа. Деяния 2:17 говорят: «Я изолью Моего Духа». Иоиля 2:25 говорит: «Я восстановлю».
В последние десятилетия мы видели это исполняющимся по всему миру. И мы наблюдаем это вовсе не потому, что появились чудесные проповедники или прекрасные Библейские учителя. Никакие люди не могут приписать себе славу за это. Это Божья верность Его Слову, что Он изольет Свой Дух на всякую плоть. В Последние Дни все человечество, без исключения, увидит это излияние Святого Духа.
Бог сказал Израилю: «Я соберу тебя от язычников, Я помещу тебя на твою землю, Я окроплю тебя чистой водой, Я очищу тебя от всех твоих грехов и всех твоих идолов и нечистот». Бог говорит о Церкви: «Я изолью Свой Дух на всю Церковь. Произойдет потрясающее сверхъестественное посещение».
Мы видим это сбывающимся. Поэтому возникает следующий вопрос: Какой будет наша реакция на это великое движение Божье?
ОБРАЩЕНИЕ ВСЕМ СЕРДЦЕМ
Давайте еще раз заглянем в Книгу пророка Иоиля. План этой пророческой книги прост: разорение, восстановление, суд. Здесь говорится о том, что Бог ожидает от Своего народа, чтобы выйти из разрухи и войти в восстановление. Господь говорит: «Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей в дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу» (Иоиля 1:14).
Призыв «взывать к Господу» говорит об отчаянной ходатайственной молитве. Соберите народ Божий в дом Божий, и затем взывайте к Господу. Далее, соедините пост с молитвой, — не с личной молитвой в тайной комнате, но с совместной и открытой.
В Иоиля 2:12 сказано: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании». И затем, в стихах с 15 по 17, мы читаем: «Вострубите трубою на Сионе, назначьте (освятите) пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни…»
Возвещение трубой — это публичное провозглашение. Трубный сигнал всегда служил для предупреждения и сбора Божьего народа. Обратите внимание, что при этом призыве делается особое ударение на лидерах — старейшинах, служителях и священниках.
Сегодня в Церкви есть одна сфера, в которой каждому, называющему себя лидером, надлежало бы быть впереди. Один духовный лидер, которого я хорошо знаю, сказал мне: «Честно говоря, я должен бежать, чтобы не отстать от людей, которых я должен был бы вести». Мне бы хотелось бросить вызов каждому лидеру: если ты лидер, то тебе следует быть ведущим. Быть лидером означает «идти впереди». Иначе простые люди, которые имеют ревность, будут идти впереди своих официальных лидеров. Когда этот призыв к посту приходит из Слова Божьего, тогда на священников, служителей и лидеров ложится ответственность проявить инициативу и показать настоящее лидерство.
В Иоиля 2:28 дано обетование восстановления: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения». Там, где Иоиль говорит «после того», Петр говорит «в Последние Дни». Такое уточнение к пророчеству допустимо, потому что Петр сделал это под помазанием Святого Духа (см. Деян. 2:4,17). Но я хочу сказать вам, что слова Петра «в Последние Дни», не отменяют слова Иоиля: «после того».
Слова «после того» побуждают нас к тому, чтобы еще раз обратиться к пророчествам Иоиля. Каждый раз, когда мы встречаем слова: «после того», «поэтому», «итак», нам следует задаться вопросом: после чего? почему? как? В данном случае ответ такой: после того, как мы сделаем то, что Бог говорит нам. А что же Бог говорит нам сделать? Посвятить время посту. Созвать торжественное собрание. Обратиться к Нему от всего нашего сердца в посте, плаче и сетовании. После этого, говорит Бог, Он изольет Свой Дух на всякую плоть.
Все, что мы видели, до сих пор в излиянии Божьего Духа, это лишь брызги в сравнении с тем, что Бог обещает сделать. Мы наблюдаем Его движение. Мы знаем, что пробил час. Теперь время нашего отклика. Пришло время нам начать движение и присоединиться к тому, что Он собирается делать, чтобы Его намерения могли осуществиться полностью.
Как мы можем войти в Божьи планы? Хочу сказать вам, что Бог вновь призывает Свой народ к молитве и посту, и делает на этом особое ударение. Мы уже несколько раз в разных главах этой книги упоминали пост. Мы знаем, что это означает сознательный отказ от пищи ради достижения духовных целей. Пост — это неотъемлемая часть Божьего оснащения для Его народа. Это неотъемлемая часть нашей духовной дисциплины. Пост является не только открытой волей Божьей для каждого, кто называет себя христианином, но в частности, он является волей Божьей для нас в это время излияния Божьего Духа.
Давайте рассмотрим, как пост связан с темой восстановления.
ДВА ВИДА ПОСТА
Пост особым образом связан с трудом восстановления. Великая глава из Ветхого Завета, посвященная посту — 58-я глава Книги пророка Исаии — говорит о двух видах поста. Один пост не вызывает действия руки Божьей, в то время как другой делает это.
В стихах с 3 по 5 описывается пост, который неприемлем Богу. Причиной этому является то, что мотивы и отношения людей, которые постятся, являются неправильными. Они сварливы, жадны, эгоистичны, придирчивы, имеющее законическое и осуждаюшее отношение. Бог говорит, что если мы постимся с таким отношением и в таком духе, то не можем ожидать от Него, что Он услышит нас и ответит на нашу молитву.
В стихах с 6 по 12 описывается пост, который Он ожидает. По мере того, как мы будем вкратце рассматривать каждый стих, обратите внимание на количество обетований, которое связано с такого рода постом — постом, угодным Богу. Я не знаю ни одного места в Библии, которое содержало бы сжатый список таких потрясающих обетований.
Исаия 58:6: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо». Обратите внимание, что мотивы поста должны быть правильными. Относительно «угнетенных отпусти на свободу», скажу вам, на основании многолетнего опыта служения освобождения от бесов, что есть люди, которые не освободятся до тех пор, пока Божий народ — и в первую очередь, Божьи служители — не будут согласны заплатить цены поста и молитвы.
Затем, стих 7: «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». Пост должен сочетаться с искренней практической благотворительностью по отношению к тем, кто находится в нужде. Некоторые евангельские христиане настолько евангельские, забывая, что Евангелие включает в себя любовь к ближнему как, к самому себе. Вот такое очень практическое проявление любви Бог ожидает от нас. Он говорит, что если наши мотивы правильные, если наши взаимоотношения правильные, тогда Он скажет нам о том посте, который Он избрал, и что такой пост принесет нам.
Стих 8 говорит: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя». Записанное в этом стихе обетование близко к обетованию из Книги пророка Малахии 4:2: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». Это относится к тому же самому периоду — к Последнему Времени, во дни которого мы живем. Для нас, кто благоговеет пред именем Божьим (букв. «боится имени Божьего» — примеч. ред.) восходит Солнце правды (праведности) и исцеление в лучах Его.
Суть обетования Исаии 58:8 — это свет, праведность и исцеление. Иисус, Солнце правды, восстает для того, чтобы принести праведность для души и исцеление для тела. Бог обещает, что когда мы начнем поститься и надлежащим образом искать Его с правильными мотивами, тогда придет свет, праведность и исцеление.
Стих 9: «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!»» Бог будет рядом, отвечая на твои молитвы, и находясь плечом-к-плечу с тобой.
Далее, в том же стихе, Бог предупреждает нас, что неправильные отношения могут испортить это. Он говорит: «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». Мы можем суммировать это тремя фразами. «Ярмо» — это законничество. «Поднимать перст» — это критицизм. «Говорить оскорбительное» (букв. «лживое, пустое, обманчивое, нечестивое») — это неискренность, лицемерие, фальшь. Если мы удалим законничество, критицизм по отношению к другим и лицемерие, в таком случае Бог говорит, что Он готов слушать нас.
Стих 10: «и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень». Когда мы видим необходимость в практическом благотворении, тогда вместо сгустившейся тьмы начинает сиять свет.
Стих 11: «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».
Всякий раз, читая это место Писания, я хочу знать, как получить обещанное здесь. Что-то во мне говорит: «Господь, покажи мне путь туда». Путь туда начинается с 6 стиха: «Вот пост, который Я избрал». Когда мы постимся так, как сказано здесь, тогда можем ожидать водительство и защиту, а также иметь позитивную и ясную уверенность в Божьем присутствии и водительстве в каждой ситуации. Не имеет значения, насколько высохшим может быть все вокруг вас, вы найдете чистый и полноводный источник для своей души.
Время от времени мне приходилось бывать и жить в засушливых местах. Там очень легко отличить сады, которые поливают их хозяева, от садов, владельцы которых не делают полива. Разница разительная. Таким же образом и люди, которые принимают Божьи условия, будут как напоенный водою сад, даже когда все вокруг станут высохшими, увядшими и истощенными.
Наконец, мы приходим к обетованию, которое венчает все эти обетования Божьи. В стихе 12 мы находим обетование о восстановлении: «И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые» (слово «потомками» взято в скобки, потому что его нет в оригинальном тексте; большинство переводов говорят: «и твои люди (твой народ) отстроит и восстановит старые развалины» — примеч. ред.). Знаете ли вы, что в Церкви есть множество вековых пустырей, которые нуждаются в застройке? «Ты восстановишь основания многих поколений».
Я произвел краткое изучение мужей, которые были движимы Богом, и людей, которые оставили след в истории Церкви. Они заложили основания для многих поколений, потому что их служение продолжалось после их жизни. Если вы обратитесь к биографии великих евангелистов последних веков — Джон Нокс, Джон Кальвин, Мартин Лютер, Джон Уэсли, Чарльз Финней — то каждый из них, согласно их собственному свидетельству, практиковал пост. Если вы желаете заложить фундамент для многих поколений, то это сопровождается постом.
Наконец, последнее обетование в 12 стихе: «и будут называть тебя восстановителем развалин (проломов), возобновителем путей для населения». Есть множество проломов в наследии Божьего народа, которые необходимо заделать. Давайте вспомним, что Бог сказал в Книге пророка Иезекииля 22:30: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел». Ходатайственная молитва и пост — это возведение стены и заделывание пролома. Именно так мы становимся восстановителями развалин.
В писаниях Ветхого Завета мы находим великий пример восстановления — это возвращение Божьего народа из вавилонского плена в свою собственную землю и восстановление Божьего Храма в Иерусалиме. Мы должны рассматривать это параллельно с жизнью Даниила. Давайте рассмотрим жизнь двух мужчин и одной женщины, которые приняли участие в этом великом процессе. Давайте перечислим их в хронологическом порядке: Ездра, Неемия и Есфирь. Каждый из них практиковал пост.
Ездра
Чтобы открыть Книгу Ездры, мы будем возвращаться назад в нашей Библии, однако по времени это будет движение вперед. Ездра возглавлял часть иудеев, возвращающихся из Вавилона в Иерусалим. Им предстояло предпринять длительное (на протяжении нескольких месяцев) путешествие через дикую местность, наполненную бандитами и враждебно настроенными племенами. Вместе с ними были их жены, дети, и — что, пожалуй, еще важнее для ортодоксальных иудеев — все священные сосуды Храма, которые были захвачены и увезены в Вавилон.
Если вы о чем-то свидетельствуете людям, то впоследствии вам надо жить согласно вашему свидетельству. Это еще одна хорошая причина для того, чтобы свидетельствовать. Ездра уже смело засвидетельствовал царю Персии: «Наш Бог заботится о Своих слугах. На Него можно положиться в любых обстоятельствах, в любой опасности, при любых чрезвычайных ситуациях». И вот теперь они были на пороге своего опасного путешествия. Ездра посчитал, что он не может вернуться к царю и сказать, что они боятся и просят солдат и всадников для сопровождения. Это разрушило бы его свидетельство. Что же им делать?
Ездра оказался перед выбором: избрать плотской путь или духовный. Действовать по плоти, значит положиться на солдат и всадников охраны, но он отрезал себе такую возможность. Ему остался один путь: духовный. Что подразумевает духовный путь? Пост и молитву. Ездра 8:21-23:
И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему есть благодеющая, а на всех оставляющих Его — могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас.
Бог услышал их молитву. Сила молитвы и поста связала всех грабителей, всех разбойников, все враждебно настроенные племена, всякого рода болезнь и заразу, которые поджидали их на пути. Они преодолели этот путь в мире и безопасности, не потеряв ни одного своего спутника, и в сохранности доставив в Иерусалим драгоценные сосуды Храма.
Это один из величайших уроков из Библии. Если вы победили в духовной сфере, то у вас есть победа, и на этом точка. Вот почему Библия является настолько актуальной книгой. Все ищут ответы для политических, социальных и экономических проблем. Если народ, благодаря молитве и посту одержит победу в духовной сфере, то все встанет на свои места в человеческой реальности. Одержав победу, например, в духовной сфере над Вашингтоном, вы сможете наблюдать, как в экономической, политической и социальной сфере все становится на свои места.
Неемия
Следующим человеком в этом процессе восстановления был Неемия, именем которого названа следующая книга в Библии. Неемия беседовал с некоторыми своими братьями, которые пришли из Иудеи: «И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем» (Неемия 1:3). Ответная реакция Неемии на это известие описана в следующем стихе: «Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным».
Неемия выучил урок. Путь был закрыт, ситуация была безнадежной. Неемия начал поститься и молиться, и Бог открыл путь. Бог не только открыл путь для Неемии, но также расположил царя передать ему полноту власти и все необходимое для восстановления Иерусалима. Все это совершилось благодаря молитве и посту.
Есфирь
Теперь давайте обратимся к четвертой главе Книги Есфирь. Там описан самый серьезный кризис, с которым встретился еврейский народ за всю свою историю, вплоть до сегодняшнего дня. Даже во времена правления Адольфа Гитлера еврейский народ не был так близок к своему полному истреблению. В руках Гитлера была лишь третья часть всех евреев, в то время как Персидский император имел в своем распоряжении весь еврейский народ.
Злобный человек, по имени Аман, который был высшим должностным лицом при императоре, будучи вдохновлен сатаной, смог получить от царя возможность издать указ, согласно которому все евреи во всех областях Персидского царства в определенный день должны быть убиты.
Именно из Книги Есфирь берет начало еврейский праздник Пурим, что означает «жребий». Это праздник был назван так по той причине, что Аман бросал жребий, для того чтобы узнать лучший день для истребления евреев. Тот факт, что он бросал жребий, свидетельствует о том, что он искал духовный подход к этому, он искал сверхъестественное водительство. Сказано также, что у него были «свои мудрецы» (Есф. 6:13) — это волхвы, чародеи, с которыми он советовался. Это тот путь, который очень часто избирают нечестивые люди, когда они осознают, что им необходимо нечто больше, чем естественная мудрость. Они прибегают к сатанинской сверхъестественной сфере за помощью и советом.
Это было духовное противостояние между силами света и силами тьмы, между силой Святого Духа и силой сатаны. Обе стороны имели на сцене развивающихся событий своих представителей и своих действующих лиц. Ответом на сверхъестественную сатанинскую силу, активизированную Аманом, была сверхъестественная сила Божья, активизированная Есфирью. Когда Есфирь услышала тревожную новость, она сказала своему дяде Мардохею: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну» (Есф. 4:16).
На четвертый день Есфирь облачилась в свои царские одежды, вошла на царский двор и нашла благоволение в его глазах. Он простер свой золотой скипетр и сказал: «что тебе, царица Есфирь, и какая просьба твоя?»
Запланированное истребление Божьего народа превратилось в их величайший триумф, записанный в летописях Персидской империи. Израиль был спасен, а Аман был повешен. Благодаря какому влиянию изменилась ситуация: политическому или военному? Благодаря молитве и посту Есфири, ее служанок и всех евреев.
ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА ПОСТА
Слово Божье показывает нам несколько базовых принципов, связанных с постом. Вот четыре: самоотречение, смирение, правильные приоритеты и упование на Бога. Давайте уделим каждому из них немного внимания.
Самоотречение
Иисус сказал в Евангелии от Матфея 16:24: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Пост — это отречение своего ветхого бунтарского эго. Отречься, говоря проще, это сказать «нет». Ваш желудок говорит: «я хочу», а вы говорите своему желудку: «ты не будешь диктовать, что мне делать!»
Павел пишет в 1 Коринфянам 9:27: «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (дисквалифицированным, негодным)».
Он говорит, что стремящиеся к спортивному мастерству практикуют воздержание и дисциплину во всем (см. 25 стих). Насколько более ответственными должны быть мы, стремящиеся к духовной плодотворности и эффективности? Профессиональный спортсмен внимателен к тому, что он ест, сколько он спит. Он даже следит за своим психологическим и ментальным настроем, потому что от этого зависят его будущие успехи. Насколько более мы, как христиане, должны быть уверенны, что наши тела находятся под контролем!
Однажды Бог сказал мне следующее: «Если ты желаешь двигаться вперед, то для этого есть два условия. Во-первых, всякое движение вперед происходит по вере. Если ты не желаешь двигаться вперед в вере, то ты не сможешь продвинуться вперед. Во-вторых, если ты хочешь исполнить служение, которое Я имею для тебя, то тебе необходимо сильное и здоровое тело. А ты уже набрал избыточный вес; тебе лучше следить за этим».
Вот дословно то, что Бог проговорил мне. Поверьте, на протяжении всех прошедших после этого лет я все более и более убеждался, что нуждаюсь в сильном и здоровом теле. Я стараюсь делать все, что в моих силах, чтобы держать себя в форме: духовно, психически и физически, — все это ради одного, что важнее для меня всего остального, — ради исполнения Божьего призвания в своей жизни.
Смирение
Пост — это смирение себя самого. Мы уже упоминали о смирении, рассматривая 2 Паралипоменон 7:14: «и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их».
Как мы смиряем себя? Давид написал об этом в двух псалмах: Псалом 34:14 и 68:11. В каждом случае он говорит: «я смирял душу свою постом». Некоторые люди молятся: «Боже, сделай меня смиренным», но это не духовная молитва. Бог говорит: «Смири себя». Он может начать смирять тебя, и, возможно, Ему придется это делать. Но единственная личность, кто может сделать вас смиренными, это вы сами. И хорошим способом смирения своей души является пост.
Правильные приоритеты
Пост утверждает правильные приоритеты. Мы ранее уже говорили о повелении Господа Иисуса «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Матф. 6:33). Есть много людей, для которых поиск Божьего Царства находится во второй, третьей или четвертой очереди. В таком случае обетования не действуют. Мы должны иметь правильные авторитеты. Пост является способом дать правильный приоритет духовному, утвердить первостепенную важность духовного.
Упование на Бога
Пост также демонстрирует нашу зависимость от Бога. Наш пост говорит Ему: «Боже, у меня нет ответа. Я не могу сделать это. Моя надежда на Тебя». Он признает зависимость от Бога, и это ведет к Божьему вмешательству. Писание дает неисчислимое количество примеров, которые подтверждают, что когда Божий народ выполняет эти условия, то в ответ на это происходит Божье движение на их стороне.
«Когда», а не «если»
В середине Нагорной проповеди Иисус сказал: «Когда ты постишься…» (см. Матф. 6:16). Он не сказал: «Если ты постишься…». В таком случае осталось бы открытой возможность не поститься. Но Иисус сказал: «когда». Другими словами, Он считал само собой разумеющимся, что мы будем поститься. Он использует один и тот же язык для описания трех вещей: служения милосердием (стих 3), молитвы (стих 5) и поста (стих 16). В каждом из этих случаев Он говорит «когда», а не «если». Является ли обязанностью христиан проявлять милосердие? Является ли обязанностью христиан молиться? Тогда и поститься должно быть обязанностью христиан.
Некоторые люди цитируют слова Иисуса, записанные в Марка 2:18, как подтверждение, что нам не следует поститься. Там описан случай, когда люди пришли к Нему и спросили, почему фарисеи и ученики Иоанна постятся, а ученики Иисуса не постятся. Иисус ответил им так, Марка 2:19-20:
И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
Вот как я понимаю эту притчу. Сыны чертога брачного — это ученики. Жених — это Господь Иисус Христос. До тех пор пока Жених лично присутствовал на земле, Его ученики не постились. Но Иисус сказал, что придет время, когда Жених будет забран от них, и в те дни они будут поститься.
Давайте зададим себе вопрос: присутствует ли Жених физически с нами, или Он отсутствует, и мы ждем Его возвращения? Мой ответ: мы ожидаем Его возвращения. Он был забран от нас и если мы Его ученики, то мы будем поститься. Если мы не постимся, то теряем один из признаков, что являемся Его учениками.
НАШ ОБРАЗЕЦ
Иисус практиковал пост (см. Матф. 4:1-2). В церкви Антиохии пять пророков и учителей совместно постились и искали Бога (см. Деян. 13:1-2). Бог проговорил к ним и повелел им выслать Варнаву и Савла (так звали тогда Павла). Они снова совершили пост и молитву и выслали их в путь (стих 3). Павел и Варнава, на обратном пути из своего первого миссионерского путешествия, посетили новобращенных, и, помолившись с постом, рукоположили им пресвитеров, тем самым основав новые церкви (см. Деяния 14:23). Каждая из церквей в Новом Завете была рождена благодаря совместному посту и молитве. Сам Павел часто бывал в постах. В подтверждение своему апостольству, он приводит, в том числе, и этот факт (см. 2 Коринф. 6:4-5; 11:27).
Бог продемонстрировал силу поста для всех желающих видеть ответы на свои молитвы — и не в последнюю очередь для наших молитв за Его Церковь в эти Последние Дни. Его благодать и верность побуждают нас добровольно откликнуться и обратиться к Нему и искать Его. Да обновимся же в ревности и решимости, посвященности и вере, чтобы видеть исполнение Его намерений.
СЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
– Послание Ефесянам 5:25-27
Мы являемся Царством священников, и, будучи таковыми, мы призваны к молитве. Что является конечной целью наших молитв? Чтобы истинная Церковь поднялась в победе, достигла зрелости, подготовилась к возвращению Иисуса — это является исполнением всех чаяний наших сердец. Это Божье повеление для нас, записанное в Его Слове.
Многие люди сегодня, которые называются христианами и отождествляют себя с Церковью, не имеют никакого представления о том, что значит молиться или даже говорить о славной Церкви. Тем не менее, Писание говорит, что Церковь — Невеста, за которой придет Иисус — будет славной. По-гречески «слава» — это «доксо», которое означает «то, что приносит славу Богу».
Я перешел к греческому языку Нового Завета от классического греческого языка, который является самой древней формой греческого. Я изучал и преподавал философию Платона, и помню, что одна из базовых концепций его философии определялась этим словом «доксо». Одно из значений этого слова всегда озадачивало меня. В трудах Платона слово «доксо» имело смысл не столько «слава», сколько «видимое, явное, сформированное».
Будучи немного революционером в то время, когда я изучал философию в Кембриджском университете, я решил на летних каникулах прочесть Евангелие от Иоанна в греческом оригинале. Я сказал о своем намерении своему преподавателю греческого языка, и он начал горячо отговаривать меня. Он сказал, что это может испортить мой классический греческий язык. Это было как раз то, что нужно: мой учитель своими отговорами еще больше утвердил меня в моем решении сделать это! Поэтому во время каникул я прочитал все Евангелие от Иоанна на греческом языке.
В то время я был далек от Бога. Я даже не назывался христианином. Я был профессиональным философом, но каким-то образом это послание зацепило меня. Помню, как я возвращался на поезде с севера страны, из Сомерсета в Лондон. На станции Паддингтон я встретил знакомого студента, с которым мы дружили. Я сказал ему: «Ты знаешь, я разгадал загадку Евангелия от Иоанна». Что-то в этом роде. Не помню, как я решил ее, но я решил ее!
Однако, что действительно зацепило меня в Евангелии от Иоанна, что действительно озадачило меня, так это следующее: то как Иоанн использовал слово «доксо», которое переведено на английский как «слава». Помню, как я удивлялся тому, как такое может быть, поскольку древний классический греческий язык использует это слово в другом смысле.
Несколько лет спустя у меня произошла встреча с Господом в армейской казарме посреди ночи, и я был чудесным образом рожден свыше Святым Духом. Менее чем две недели спустя, я был крещен в Святом Духе в той же самой казарме. В тот момент на меня сошел поток света и многое из того, что я читал ранее в Библии, вернулось ко мне — как если бы я прочел это пять минут назад. Вдруг я понял это применение слова «доксо», которое так озадачило меня.
В классическом греческом языке оно означает нечто видимое и явное. В Новом Завете оно означает славу. Это по той причине, что Божья слава является видимой. Это Его видимое, осязаемое присутствие, которое воспринимается людьми.
Стефан, обращаясь к Синедриону, сказал: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии» (Деяния 7:2). Скажу вам, что Авраам знал Бога благодаря Его славе. Это то, что отличало Его. Он явил Себя Аврааму в видимой славе, когда тот обитал в Месопотамии. Это настолько изменило жизнь Авраама, его мотивы и желания, что он оставил все, чтобы пойти в Обетованную землю.
Это возвращает нас к Церкви. Когда Писание говорит о «славной Церкви», это означает Церковь, наполненную Божьей славой, которая имеет явное, реально ощутимое, личное присутствие Всемогущего Бога. Это не просто жизнь «по вере», которая никак не подтверждается. Это Церковь, которая благодаря вере, вошла во взаимоотношения с Богом, где есть Его очевидное для всех, ощутимое, личное присутствие с Его народом. Библия говорит, что именно за этой Церковью придет Иисус. Это та Церковь, о которой мы мо