Религия во Франции в 19 веке
Бессонова В.А.
(фамилия и инициалы)
Руководитель Смирнова Т.В., канд. искусствоведения, доцент кафедры
"Исторические, философские и социальные науки".
(должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы)
Севастополь – 2017
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
Исторический обзор……………………………………………………………4
Религия во Франции в 19 веке………………………………………………….4
Религия в наши дни……………………………………………………………5
Секуляризм - "краеугольный камень" государства?.........................................5
Особая территория - провинция Эльзас Протестантизм ……………………...5
Основные Религии Франции………….……………………………………….6
Упадок и возрождение протестантизма ………………………………………..6
Ислам ……………………………………………………………………………...7
Католичество…………………………………………………………………….7
Иудаизм…………………………………………………………………………..7
Cвятые мета………………………………………………………………………8
Собор Парижской Богоматери………………………………………………….8Трехсвятительское подворье……………………………………………………..9
Сент-Женевьев-де-Буа…………………………………………………………10
Пюи……………………………………………………………………………..11 Заключение……………………………………………………………………..13
Связь культуры и религии………………………………………………………13
Введение:
Франция - светская страна, поскольку свобода веры является конституционным правом, хотя некоторые религиозные организации, такие как "Саентология", "Дети Бога", "Унификационные церкви" и "Приказ Солнечного храма" считают культами. Согласно опросу католическими мировыми новостями в январе 2007 года: 51% опрошенных являются католиками, 31 % являются агностами или атеистами. (Другой опрос дает пропорцию атеистов, равную 27%), 10% исповедуют другие религии или не высказали своего мнения, 4% идентифицированы как мусульмане, 3% идентифицированы как протестанты, 1% идентифицированы как евреи. Согласно последнему опросу "Эвобарометра" 2005 года, 34% французских граждан ответили, что "верят в то, что Бог существует", тогда, как 27% ответили, что "верят в своего рода силу духа, или живую силу" и 33% "не верят ни в существование любого вида духа, Бога, ни в живую силу". Другое исследование указывает на то, что 32% людей во Франции причислили себя к атеистам, а другие 32% причислили себя к "скептически настроенным по поводу существования Бога, но не атеистам".
Существующее еврейское сообщество во Франции насчитывает приблизительно 600 тыс. человек по словам Мирового еврейского Конгресса и является самым большим в Европе. Оценки числа мусульман во Франции широко изменяются. Согласно французский переписи в 1999 году, было только 3,7 миллиона человек "возможной мусульманской веры" во Франции (6,3% общего числа населения). В 2003 году французское Министерство Внутренних Дел оценило общее количество мусульман в 5-6 миллионов. Предположительно 200 тыс. человек из 1 миллиона незаконных иммигрантов проживают во Франции.
Понятие светский характер существует во Франции с 1905 года, французскому правительству юридически запрещено признавать любую религию (за исключением уставов наследства военных священников и Эльзаса-Мозеля). Вместо этого оно просто признает религиозные организации, согласно формальным юридическим критериям, которые не обращаются к религиозной доктрине. И наоборот, религиозные организации должны воздержаться от вмешательства в выработку тактики. Напряженные отношения иногда прорываются о предполагаемой дискриминации против меньшинств, особенно против мусульман.
Исторический обзор
В последнее тысячелетие Франция оставалась одной из тех европейских стран, где принципиальной считалась религия католицизма. Со времен Карла Великого и до возникновения протестантизма в 16 веке это государство было одним из самых могущественных на континенте, где католицизм, за исключением традиционных форм, являлся единственным направлением христианства. Во Франции прочно утвердилась католическая вера, в то время как в других частях Европы, включая Англию, Швейцарию, исторические Нидерланды, большую часть Германии и Скандинавии, господствовали различные формы протестантизма. После революции 1798 года религия Франции была взята под государственный контроль с целью сдержать революционные настроения. Монашеские общины прекратили свое существование. Но в 1801 году Наполеон подписал договор с Ватиканом, благодаря которому положение церкви было восстановлено.
Религия в наше время
Секуляризм - "краеугольный камень" государства?
Секуляризм сегодня считается «краеугольным камнем» государственного самоопределения Франции. По сравнению с Великобританией или США значение религии в жизни общества рассматриваемого государства весьма незначительно. В Великобритании и США политики часто организуют встречи с религиозными лидерами, фотографируются с ними на официальных приемах, а многие важные национальной события и мероприятия предваряются религиозными церемониями. Но во Франции все обстоит иначе. Публичные фигуры этого светского государства, даже если они называют себя христианами (что становится все менее популярным у членов правительства в настоящее время), стараются по разным причинам скрыть от посторонних глаз свою религиозную жизнь.
Основные религии
Протестантизм
Протестантизм, еще одна религия Франции, имеет свою историю. В средние века, до того как появился этот термин, многие жители юго-западной Франции отказались от католицизма и перешли к еретическому типу христианства, известному как катаризм. Протестантская вера была принята во многих регионах страны во время реформации. Эта религия хоть и не поощрялась, но и не запрещалась. В 1598 году король Генрих IV, сам бывший последователь протестантизма, вынужденный обратиться в католицизм, чтобы стать монархом Франции, подписал Нантский эдикт. Согласно этому документу, кальвинистам, известным как гугеноты, гарантировалась свобода вероисповедания и совести. Многие области Франции, особенно на юго-востоке, обратились тогда в протестантизм, а города, такие как Ла-Рошель, стали главными оплотами этой религии в стране, официально считающийся католической.
Но в 1685 году эдикт был упразднен Людовиком XIV, что повлекло за собой массовые эмиграции протестантов из Франции. Религия во Франции в 17 веке оказалась в некотором смятении. По существующим данным, около полумиллиона последователей этого учения покинули тогда страну и обосновались в Великобритании, Северной Америке, Швейцарии и исторических Нидерландах. Протестантизм как религия во Франции в 18 веке после смерти короля Людовика XIV начал медленно возрождаться на некоторых территориях. А по завершении Великой французской революции он был официально признан одной из многих существующих форм вероисповедания. Сегодня протестантизм местами существует по всей территории страны, но больше всего последователей этого религиозного течения можно встретить в провинции Эльзас и Северном Франш-Конте в восточной Франции, а также в Севеннах на юге страны.
Ислам
Еще одна религия Франции - ислам. Точных цифр нет, но, по приблизительной оценке, от 6 до 7 миллионов человек, то есть около 8% населения, являются мусульманами. Треть из них, чуть больше двух миллионов, соблюдают религиозные ритуалы. Для сравнения: на территории страны проживают 10 миллионов практикующих католиков. Большинство мусульман во Франции - выходцы из Северной Африки, то есть потомки тех, кто жил когда-то в бывших ее колониях - Тунисе, Алжире и Марокко. Согласно исследованию социолога Самира Эль-Амгара, во Франции проживает от 12 до 15 тысяч салафитов, или радикальных мусульман, но лишь небольшая их часть разделяет взгляды так называемых исламистов. С 2000 года в стране начали усиленно строиться мечети, и сейчас их насчитывается более 2000. Выполнены они в основном в очень сдержанном стиле. Что касается образования, то во Франции действует 30 мусульманских, 282 еврейских и 8485 католических школ.
Католичество
Франция традиционно была католической страной, и сегодня приблизительно 80% населения Франции приписывают, по крайней мере, формально, к католической религии. В действительности, однако, Франция - очень светская страна, которая играет роль организованной религии в жизни людей во Франции начиная с революций в 1780-х и 1804-х годах. Многие французы, которые считались католиками на самом деле ими не являлись. Большинство католиков во Франции не ходят в церковь регулярно или не ходят вообще.
Католическая церковь во Франции рассматривается как весьма прогрессивная и идет в ногу с изменениями современного общества. Бывший Архиепископ Парижа с 1981 года, Жан Мэри Люстигер, родился в еврейской семье в Париже в 1926 году и преобразовал католическую религию в возрасте 14 лет.
Иудаизм
Еврейское сообщество во Франции существовало, начиная с римских времен, однако оно в значительной степени было стерто в Средние века, когда его преследовали и, в конечном счете, от него отказались. Французские евреи впервые получили полное гражданство в 1790 году, и, начиная с 1808 года, еврейское сообщество организовало группу, называемую "Consistoire", чтобы служить их интересам. Сегодня в этой группе приблизительно 650 тыс.евреев во Франции, многие из которых являются недавними иммигрантами, которые приехали из Марокко, Алжира и Туниса в течение 1960-х годов.
Святые места во Франции
Сент-Женевьев-де-Буа
Во время норманских набегов в IX веке мощи преподобной Геновефы уносили из Парижа. При возвращении святых мощей в Париж совершалось множество чудес. Так, в предместье Парижа в лесу забил источник, там была устроена часовенка со статуей святой Геновефы. А само местечко стали называть Сент-Женевьев-де-Буа, то есть, "Святая Женевьева в лесах".
В 30-е годы XX века здесь на пожертвования благотворителей был устроен "Русский дом" для престарелых и нетрудоспособных русских эмигрантов. Тогда же городские власти выделили для русских часть кладбища. На небольшом участке, прилегающем к кладбищу, выстроили церковь Успения Пресвятой Богородицы. Архитектором храма был Альбурт Александрович Бенуа. Над росписями храма работал он же, вместе со своей супругой Маргаритой Бенуа. А также граф Г.А.Шереметьев и некоторые добровольцы.
На этом кладбище покоятся великие люди России, которые были вынуждены покинуть родину в результате большевистского переворота. Здесь находится памятник в память воинов Белой армии. Обрели свой последний покой на этом кладбище многие священнослужители. В частности, протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Василий Зеньковский и другие. Похоронены здесь многие известные деятели культуры. Среди них - композитор Н.Н.Кедров, писатели Иван Бунин, Б.К.Зайцев, Виктор Некрасов (участник Великой Отечественной войны, автор книги "В окопах Сталинграда", выслан из России в 1974 году), поэты Георгий Иванов и Александр Галич (вынужденный уехать в эмиграцию в 1974 году), художники Константин Коровин, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, М.В.Добужинский, кинорежиссер Андрей Тарковский (в эмиграции с 1983 года), философ Н.О.Лосский. На этом кладбище похоронена княгиня Вера Аполлоновна Оболенская. Она была участницей французского Сопротивления, была арестована во Франции, перевезена в Берлин и там казнена в 1944 году. Ей было тогда 33 года... Здесь покоятся Великий князь Гавриил Константинович (сын Великого Князя Константина Константиновича Романова, президента Академии наук и поэта, писавшего под псевдонимом К.Р.), Великий Князь Андрей Владимирович, сын брата Императора Александра III, Великого Князя Владимира Александровича. Здесь был похоронен писатель Иван Сергеевич Шмелев, сейчас его прах перенесен в Москву. На этом кладбище могилка отрока Сергия Старка, Сержика, маленького земного ангела, с удивительной историей которого многие знакомы.
Доехать до кладбища можно автобусом от остановки, находящейся на пересечении бульвара Saint-Jacques и площади Denfert-Rochereau до остановки "Liers" (около 45 мин)
Пюи (Puy)
На юге Франции расположен небольшой древний городок Пюи. На вершине большой скалы стоит храм Архангела Михаила (Сен-Мишель)10 века. Храм имеет византийскую архитектуру и сохранил древние православные фрески. В этом храме хранится древний чудотворный крест 10-11 века. Кафедральный собор города посвящен Благовещению. Построен он в 12 веке. Архитектура тоже православная. А внутри- чисто католический. В этом соборе находится некий камень, на котором Матерь Божия явила чудо в 5 веке, исцелив женщину. Еще в Пюи на высокой горе в 19 веке католики поставили огромную статую Девы Марии - Богоматерь Франции (Notre-Dam de France). Почему-то розового цвета. И еще почему-то внутри статуи есть ступеньки и можно подниматься... Для православного человека как-то это очень странным кажется. Городок Пюи очень древний, так что интересно просто побродить по его улочкам.
Заключение:
Связь культуры и религии
Культура и религия Франции всегда были тесно переплетены. На искусство этой страны сильно повлияли христианские и католические традиции. В средневековой Франции величайшими архитектурными сооружениями были не замки и дворцы, но великие кафедральные соборы, а иногда и небольшие церкви. Лучшие художники и ремесленники трудились над созданием фресок, надалтарных украшений, витражей, высекали утонченные скульптуры, предназначенные для внутренней и внешней отделки церквей. В литературе можно часто встретить упоминание о христианстве. Самое известное сочинение на французском языке, «Песнь о Роланде», - это история великого противостояния христиан и сарацинов, возглавляемого Роландом, племянником императора Карла Великого. Большая часть средневековой литературы была выдержана в религиозных традициях, например, популярные в Средневековье кельтские легенды. На творчество известных композиторов так же сильно повлияла религия Франции, что можно заметить в произведениях Форе, Сезара Франка, Видора и Берлиоза. В заключение хочется сказать, что в моей работе были рассмотрены только основные религии. Нужно помнить, что их существует гораздо больше. Каждая форма вероисповедания значительно влияет на культурную жизнь Франции и находит своих почитателей в этой стране.
И еще во Франции есть много святынь. В Шартре хранится Плат Божией Матери. В Амьене в кафедральном соборе пребывает честная глава святого Иоанна предтечи и Крестителя Господня. В Туре - мощи святого Мартина Турского. Есть и еще святыни.
Бессонова В.А.
(фамилия и инициалы)
Руководитель Смирнова Т.В., канд. искусствоведения, доцент кафедры
"Исторические, философские и социальные науки".
(должность, ученое звание, научная степень, фамилия и инициалы)
Севастополь – 2017
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
Исторический обзор……………………………………………………………4
Религия во Франции в 19 веке………………………………………………….4
Религия в наши дни……………………………………………………………5
Секуляризм - "краеугольный камень" государства?.........................................5
Особая территория - провинция Эльзас Протестантизм ……………………...5
Основные Религии Франции………….……………………………………….6
Упадок и возрождение протестантизма ………………………………………..6
Ислам ……………………………………………………………………………...7
Католичество…………………………………………………………………….7
Иудаизм…………………………………………………………………………..7
Cвятые мета………………………………………………………………………8
Собор Парижской Богоматери………………………………………………….8Трехсвятительское подворье……………………………………………………..9
Сент-Женевьев-де-Буа…………………………………………………………10
Пюи……………………………………………………………………………..11 Заключение……………………………………………………………………..13
Связь культуры и религии………………………………………………………13
Введение:
Франция - светская страна, поскольку свобода веры является конституционным правом, хотя некоторые религиозные организации, такие как "Саентология", "Дети Бога", "Унификационные церкви" и "Приказ Солнечного храма" считают культами. Согласно опросу католическими мировыми новостями в январе 2007 года: 51% опрошенных являются католиками, 31 % являются агностами или атеистами. (Другой опрос дает пропорцию атеистов, равную 27%), 10% исповедуют другие религии или не высказали своего мнения, 4% идентифицированы как мусульмане, 3% идентифицированы как протестанты, 1% идентифицированы как евреи. Согласно последнему опросу "Эвобарометра" 2005 года, 34% французских граждан ответили, что "верят в то, что Бог существует", тогда, как 27% ответили, что "верят в своего рода силу духа, или живую силу" и 33% "не верят ни в существование любого вида духа, Бога, ни в живую силу". Другое исследование указывает на то, что 32% людей во Франции причислили себя к атеистам, а другие 32% причислили себя к "скептически настроенным по поводу существования Бога, но не атеистам".
Существующее еврейское сообщество во Франции насчитывает приблизительно 600 тыс. человек по словам Мирового еврейского Конгресса и является самым большим в Европе. Оценки числа мусульман во Франции широко изменяются. Согласно французский переписи в 1999 году, было только 3,7 миллиона человек "возможной мусульманской веры" во Франции (6,3% общего числа населения). В 2003 году французское Министерство Внутренних Дел оценило общее количество мусульман в 5-6 миллионов. Предположительно 200 тыс. человек из 1 миллиона незаконных иммигрантов проживают во Франции.
Понятие светский характер существует во Франции с 1905 года, французскому правительству юридически запрещено признавать любую религию (за исключением уставов наследства военных священников и Эльзаса-Мозеля). Вместо этого оно просто признает религиозные организации, согласно формальным юридическим критериям, которые не обращаются к религиозной доктрине. И наоборот, религиозные организации должны воздержаться от вмешательства в выработку тактики. Напряженные отношения иногда прорываются о предполагаемой дискриминации против меньшинств, особенно против мусульман.
Исторический обзор
В последнее тысячелетие Франция оставалась одной из тех европейских стран, где принципиальной считалась религия католицизма. Со времен Карла Великого и до возникновения протестантизма в 16 веке это государство было одним из самых могущественных на континенте, где католицизм, за исключением традиционных форм, являлся единственным направлением христианства. Во Франции прочно утвердилась католическая вера, в то время как в других частях Европы, включая Англию, Швейцарию, исторические Нидерланды, большую часть Германии и Скандинавии, господствовали различные формы протестантизма. После революции 1798 года религия Франции была взята под государственный контроль с целью сдержать революционные настроения. Монашеские общины прекратили свое существование. Но в 1801 году Наполеон подписал договор с Ватиканом, благодаря которому положение церкви было восстановлено.
Религия во Франции в 19 веке
На протяжении почти всего этого столетия рассматриваемая страна официально считалась католическим государством. Но в 1905 году случилось масштабное событие, благодаря которому религия во Франции в начале 19 века претерпела существенные изменения, - произошло отделение государства от церкви. С тех пор, даже несмотря на то, что католицизм не переставал быть преобладающей религией в этой стране, католическая церковь, согласно Конституции, стала всего лишь одной из многих других религиозных организаций. Новообразованное светское государство наделило своих граждан правом выбора вероисповедания. И сегодня в этой стране католицизм свободно уживается с протестантизмом, исламом, буддизмом, иудаизмом и сторонними культами.
Количество церковных прихожан, по данным общественного опроса, здесь одно из самых низких в мире. Фактически это только 5% населения, и лишь 10% из тех, кто считает себя католиками, сегодня посещают церковную службу. Но, несмотря на это, культура Франции до сих пор остается во многом католической, что подчеркивал в своих выступлениях предыдущий глава государства Саркози.
Религия в наше время
Секуляризм - "краеугольный камень" государства?
Секуляризм сегодня считается «краеугольным камнем» государственного самоопределения Франции. По сравнению с Великобританией или США значение религии в жизни общества рассматриваемого государства весьма незначительно. В Великобритании и США политики часто организуют встречи с религиозными лидерами, фотографируются с ними на официальных приемах, а многие важные национальной события и мероприятия предваряются религиозными церемониями. Но во Франции все обстоит иначе. Публичные фигуры этого светского государства, даже если они называют себя христианами (что становится все менее популярным у членов правительства в настоящее время), стараются по разным причинам скрыть от посторонних глаз свою религиозную жизнь.