Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся.
А в праздник Воздвижения Креста Господня и в неделю Крестопоклонную вместо Трисвятого поется стих на поклонение Кресту:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,
И Святое Воскресение Твое славим.
После Трисвятого Церковь готовится к слушанию Священного Писания. Вначале идет чтение из Деяний или Посланий Апостолов (18). Его предваряет предстоятельекая молитва (16) и прокимен (17). Затем читается отрывок из Евангелия (21), перед ним также молитва предстоятеля (20) и Аллилуйя (19).
Слово "прокимен" переводится как "предлежащий". Прокимен и Аллилуйя - это особый вид диалога, как бы перекличка священнослужителя и хора строчками из псалмов, подобранных определенным образом. Они помогают нам точно настроиться на восприятие конкретного отрывка из Священного Писания. Прокимны и Аллилуйя, так же как отрывки из апостольских и Евангельских чтений, бывают каждый день разные - в точном соответствии с богослужебным уставом.
После чтения Евангельского отрывка обычно предстоя-гель говорит проповедь (22). (В практике церковной жизни проповедь часто говорится перед причащением мирян, или вообще в самом конце Литургии. Место ее в богослужении уставом строго не закреплено).
Проповедь живой голос сегодняшней Церкви, взывающей и глаголющей ко всем, кто может ее услышать. В общей структуре Литургии Слова проповедь соединяет два времени, два пространства: Евангельское и наше, вечное и временное.
Заканчивается Литургия Слова тремя ектеньями: Сугубой (23), где хор, на каждое прошение, начиная с третьего, трижды поет "Господи, помилуй", Ектеньей об усопших (25) и Ектеньей об оглашенных (27), то есть о тех, кто еще не принял Святого Крещения, но готовится к нему, изучая истины веры. Каждой ектенье предшествуют особые молитвы предстоятеля (24, 26, 28).
Подумаем, каково же значение Литургии Оглашенных?
Это открытая проповедь христианства, точное наставление в вере, введение в самый центр Священного Предания Церкви.
На Литургии Слова могут присутствовать все, кто хочет услышать слово Церкви. Но в конце ее раздается возглас: "Оглашенные, изыдите!" (29). Те, кто еще не стал членом Церкви Христовой, должны покинуть храм, ибо дальше начинается Таинство Верных.
Д.З:
Сделать схему Литургии Слова. Выписать из антифонов словосочетания, которые говорят о любви Бога к людям.
Тема 25
ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ
Часть 1
Вспомним, почему оглашенные должны уйти после Литургии Слова? Почему мы называем Церковь Телом Христовым? Какая самая важная часть в Литургии? Как переводится это слово "Евхаристия"?
Что происходит во время таинства? Почему в этом таинстве используются хлеб и вино? Что означает для человека хлеб и вино? Какое значение имеет для нас пища? Почему мы молимся перед едой?
Какие вы знаете чудеса над хлебом и вином, которые сотворил Христос? Почему Христос отказал ся превратить камни в хлебы, но совершил чудо умножения хлебов? Как вы понимаете слова Христа "Хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру" (Иоанн, 6, 33)? Что значит давать жизнь миру? Что означало древо жизни, находившееся в Раю?
Назовем основные этапы литургического действия.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛИТУРГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
Литургия Оглашенных
Молитвенные прошения
Пение псалмов
Вход с Евангелием
Чтение Апостола и Евангелия
Проповедь
Литургия Верных
Перенесение Святых Даров на Престол
Целование мира
Исповедание веры
Благодарение Святой Троице за:
Творение
Искупление
Благодеяния
Благодарное воспоминание дел Сына Божия:
установления таинства Евхаристии
Крестной смерти
Воскресения
Вознесения
сидения одесную Отца
будущего Второго Пришествия
Возношение хлеба и вина в память Жертвы Христа
Призывание Духа Святого
Таинство Пресуществления
Молитвенные прошения:
о причащающихся
о святых о всех усопших
о живущих
Преломление Агнца и преподание Святых Даров.
Вспомним, почему оглашенные должны уйти после Литургии Слова? Почему мы называем Церковь Телом Христовым? Какой самый важный этап в Литургии? Что такое таинство Евхаристии? Как переводится это слово?
Что происходит во время таинства? Почему в этом таинстве используются хлеб и вино? Что означает для человека хлеб и вино? Какое значение имеет для нас пища? Почему мы молимся перед едой? Какие вы знаете чудеса над хлебом и вином, которые сотворил Христос? Почему Христос отказался превратить камни в хлебы, но совершил чудо умножения хлебов? Как вы понимаете слова Христа "Хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру" (Иоанн, 6, 33)? Что значит давать жизнь миру? Что означало древо жизни, находившееся в Раю?
Часть 2
Разберем структурную схему Литургии Верных. (Таблица №2)
(Задача педагога - донести глубокий смысл и значимость литургических молитв, объяснить стремительно развивающееся словесное действие Литургии. Для этого на уроках часто приходится многие церковнославянские выражения переводить на русский. В педагогических целях для более ясного понимания богослужебного текста приводим здесь некоторые примеры допустимой на наш взгляд русификации, то есть пластического соединения двух языков, при котором остается неизменным общий дух и стиль высказывания)1.
ТАБЛИЦА №2
ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ
(Структурная схема литургии святителя Иоанна Златоуста)
1 В схеме использованы русские соответствия молитв, взятые из книг: Всенощное бдение. Литургия. Киров, 1991; Православный толковый молитвослов. Спб., 1907; Литургия свт. Иоанна Златоуста с пояснениями. М., 1994.
В чем структурное отличие Литургии Верных от Литургии Слова?
По схеме видно, что почти все элементы в Литургии Верных неизменяемые (изменяемые в схеме обозначены ромбами). Вся Литургия Верных в структурном отношении представляет собой некий единый блок различного типа молитв: ектений (1, 3, 8, 26), соборных молитвенных песнопений (5, 24, 28, 31, 34, 36), возглашений (12, 14, 16, 19, 25, 29), исповедания (10), покаянных молитв (32), молитв предстоятеля (2, 4, 6, 9, 13, 15, 17, 20, 22, 23, 29, 27, 35).
Кроме того, в Литургию Верных входят таинственные священнодействия (7, 11, 18, 30, 33). Это то, что мы можем видеть и слышать.
Но главное чудо Литургии Верных незримо. Это чудо схождения Христа к нам, на Святые Дары - Таинство Пресуществления (21).
Спросим себя, можем ли мы понять, как совершается это чудо?
Нет, оно остается недоступным для человеческого ума и чувств. Однако вся история Церкви свидетельствует о том, что чудо единения нас с Господом совершается, путь святости открывается, и им уже шествуют сонмы святых всех времен и народов. В этом суть таинства Евхаристии.
А теперь вспомним, что произошло на Тайной Вечере? Что означают слова Христа "Сие есть Тело Мое, которое за вас предается... сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается..." (Лк. 22, 19-20)?
Именно Тайная Вечеря была первой Евхаристией, совершенной Самим Христом.
Давайте проследим последовательность Литургии Верных, вникая в молитвенные обращения предстоятеля, здесь они несут главную смысловую нагрузку, отражая духовный опыт всей Церкви.
Начинается Литургия Верных с ектеньи (1) и молитвы предстоятеля (2). Затем - вторая ектенья верных (3) и вторая молитва предстоятеля (4). После этого начинается Херувимская песнь (5), собирающая всех Верных воспеть Славу Божию, как воспевает ее весь ангельский мир. В это время Святые Дары торжественным шествием переносятся с Жертвенника на Престол.
Это - Великий вход (7). Что он собой знаменует?
Вхождение всех в новое духовное состояние. Горячее желание быть ближе к Богу, служить Ему. Все это отражено в молитве предстоятеля (6).
После Великого входа - просительная ектенья (8) и молитва священника о приношении бескровной Жертвы (9) и следом всеобщее исповедание - Символ веры (10). О чем он говорит?
В нем сконцентрировано все христианское учение, главные догматы Церкви о Триедином Боге - Отце, Сыне и Святом Духе, о двух природах во Христе, о Святой Церкви.
После Символа веры - Целование мира (11). С возгласом "Христос посреди нас!" христиане целуют друг друга в знак любви.
Задумаемся, каким образом Христос может присутствовать среди нас в храме?
Бог там, где любовь. Поэтому, желая встречи с Ним, мы стремимся поселить в своем сердце любовь ко всем, находящимся рядом с нами, ко всем живущим.
Затем начинается главная часть Литургии Верных - Евхаристический канон, это особые молитвы предстоя-теля (13, 15, 17, 20), дополняемые всеобщими возглашениями собравшихся (12, 14, 16, 19).
(Необходимо пояснить некоторые смысловые связи молитв, где единые синтаксические конструкции разбиваются на два голоса: на возгласы иерея и ответы хора 13 и 14; 17 и 19; 23 и 24, 25; 27 и 29).
По тексту можно видеть, как нарастает духовное напряжение всей предстоящей Церкви, священнослужитель же облекает эту всеобщую энергию любви и стремления к Богу в огненные слова молитвы. И вот совершается Возношение Святых Даров (18), а затем призывание Духа Святого на Них (20). Наступает самый священный миг Литургии, происходит Таинство Пре-существления (21): хлеб и вино таинственно изменяют свою сущность, становясь истинным Телом и истинной Кровью Христовой.
После этого предстоятель начинает молиться о причащающихся (22), обо всех членах Церкви (23). Хор как бы вступает в диалог с ним и особо возносит хвалу Пресвятой Богородице (24). Священник продолжает молиться о Церкви, о стране, о властях, поминая усопших и живых.
Затем идет просительная ектенья из 12 прошений (26). И вслед за молитвой предстоятеля (27) мы молимся о даровании нам благодати быть сынами Бо-жиими и обращаться к Богу - "Отче наш" (28). Звучит эта соборная Евангельская молитва, и Святое со словами благодарения и надежды, которые возносит предстоятель (27), готовится быть преподано Святым, то есть христианам, собравшимся в Церковь и славящим Бога.
Здесь опять вступает хор, возглашая, что свят лишь один Господь,- и вся Церковь трепетно замирает в ожидании.
Далее следуют молитвы ко Святому Причащению (32) и само Причащение, сначала священнослужителей в алтаре (30), затем мирян, которые готовы к Причастию (33).
Заканчивается Литургия благодарственными молитвами (34), хвалебным псалмом (36) и всеобщим Многолетием (38).
Это церковное Таинство не может быть сравнимо ни с чем в нашей земной жизни. Оно есть преодоление всех земных законов и выход в пространство Вечной Жизни, где мы встречаемся с Богом и пребываем с Ним.
А теперь подумаем, что значит причаститься? Что значит сделаться частью Христа? Как в нашей жизни будет проявляться то, что мы причащаемся Его страданию и Его Воскресению?
Здесь, на земле по примеру Спасителя мы берем на себя крест служения людям, и надеемся, что Господь поможет нам его нести.
Как же верующие готовятся к причастию и что ему предшествует в нашей Церкви?
Прежде таинства Причащения должно совершиться таинство Покаяния, то есть исповедь.
Из чего состоит подготовка к исповеди?
Из обнаружения своих дурных дел, намерений и своих дурных мыслей.
(Разобрать некоторые покаянные молитвы из правила ко Святому Причащению).
Д.З.:
Выписать несколько покаянных стихов из правила ко Святому Причащению и благодарений после него.
ПЕРЕХОДЯЩИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ СХЕМА № 8
Тема 26
ЦЕРКОВНЫЙ ГОД
Вспомним молитвы из правила ко Святому Причащению. Мы явственно чувствуем, что христианство постоянно побуждает нас воспитывать себя, готовить к Царствию Небесному. Церковь - школа для нашей души. А любая школа имеет свой распорядок, свой ритм жизни. Какой же ритм жизни Церкви? Чем он задается?
Праздниками.
Что такое праздник? От какого слова происходит слово "праздник"? Что значит праздный? Какие бывают праздники в семье? Какое значение семейный праздник имеет лично для каждого из нас? А что такое церковный праздник? Какие вы знаете церковные праздники?
Рисуем на одной половине доски годовой круг непереходящих церковных праздников (см. схему 7). Напоминаем основные события праздника и поясняем установление календарной даты празднования. ( См. нашу книгу "Церковный год", М., 1999.).
Затем на второй половине доски рисуем круг переходящих праздников, пасхальный цикл (см. схему 8). Объясняем в общих чертах, как считается пасхалия.
Церковные праздники каждый год повторяются, но сочетания непереходящих праздников и пасхального цикла - разные.
Каждый праздник - веха нашей жизни. Но чтобы понять это, нужно найти его духовный смысл. Как же это сделать?
Прежде всего нужно сосредоточиться на главном, войти в то особое пространство, которое означено священным событием, и поискать в нем места... для себя.
Священная История вмещает не только прошлое, но и настоящее, и будущее.
Христос пришел ко всем. И в судьбах всех людей отражается Его судьба и путь.
Все человечество способно "уместиться" в Евангельском Откровении. Мы с удивлением узнаем себя в тех или иных героях.
Поэтому-то Церковь так нужна нам. Круг церковных праздников задает для человека благотворный ритм жизни, то есть способствует его духовному росту и крепости.
Д.З.:
Сделать из картона круг-календарь с указанием неподвижных церковных праздников. Сверху прикрепить меньший диск с отметками подвижных праздников, а поверх него - вращающуюся стрелку, показывающую, в каком месте церковного года мы находимся.