Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах.
В 1-ой главе. Пролог.
Здесь автор излагает происхождение самого Предания и его значение. Он пишет, что Предание, «которое мы достойно получаем в Церкви для того, чтобы хорошо подготовленные люди сберегли до нас сохранённое (до нашего) времени Предание, зная которое, они пребудут в большой твёрдости, а не знающие его впадут в заблуждения».[1]
Во 2-ой и 3-ей главах. Об епископах.
Здесь автор излагает древний порядок избрания и посвящения епископа как главы Церкви. «Во епископа да поставляется избранный всем народом, и, когда он будет назван и понравится всем, пусть народ соберётся вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех, да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании, молясь в сердце».[2]
Далее приводится пространная молитва, которую читает старший из епископов над избранным во епископа. Содержание этой молитвы следующее: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отче Милосерди и Боже всякого утешения, в высших пребываяй и на смиренныя призираяй, ведый вся прежде бытия их. Ты даровал уставы в Церкви через Слово Своей благодати, предопределяя от начала рода праведных от Авраама, учреждая князей и священников, и не оставляя свое святилище без служителей. .»[3]
Заканчивается эта молитва словами наставления молиться епископу день и ночь перед Богом, пребывать в кротости и чистоте сердца.
В 4 главе. Об Евхаристии.
Здесь излагается о порядке совершения Св. Евхаристии, которую совершает епископ в присутствии пресвитеров и диаконов, и приводится при этом молитва: «Мы благодарим Тебя, Боже, через ВОЗЛЮБЛЕННОГО Отрока Твоего Иисуса Христа, Которою в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей... Мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святого на приношение Святой Церкви: Во едино собирая, даруй всем причащающимся святыни исполнение Духа Святого к утверждению веры во истине...»[4]
В 5 и 6 главах. Молитвы на освящение елея, сыра и маслин.
В этих главах автор приводит молитвы на освящение елея, где испрашивается благословение Божие на елей для употребления людям для здоровья, а в молитве на освящение сыра и маслин испрашивается благословение Божие на данное приношение на пользу людям, которые должны употреблять с глубокой верой.
Крещение
Совершение этого таинства имело такую обрядовую сторону. Крещаемыи сначала помещался во внешней части притвора. Он обращался к западу, который символически означает царство тьмы, находящийся под господством диавола и, простирая руки, должен был произнести: «Отрицаюсь тебе, сатана, и всех дел твоих и всея гордыни твоея и всего служения твоего». Под делами сатаны разумелись грехи, соделываемые по его внушению, под гордынею - языческие зрелища, под служением языческий культ. Затем крещаемыи обращался к востоку, символизирующему царство света и произносил исповедание веры: «Верую во Отца и Сына и Святого Духа и в едино крещение покаяния».
После этого крещаемый вводился во внутренний притвор, где с него снимали хитон и совершали помазание елеем всего тела и, подведя к купели, троекратно вопрошали: «веруете ли вы во Отца и Сына и Святого Духа», крещаемый отвечал троекратным «аминь» и затем следовало троекратное погружение в воду.
Благодать в таинстве Крещения подается через воду. Св. Кирилл именует ее великой и наилучшей из четырех видимых стихий. Но действие она оказывает, потому что с ней соединяется благодать Святого Духа.
Действие благодати, подаваемой в крещении, выражается в отрицательных и положительных последствиях для крещаемого.
Отрицательные плоды благодати крещения выражаются в том, что:
- ею уничтожается не только виновность человека перед Богом, но заглаживаются последствия греха, отпечатлевшиеся на душе и теле. Как огонь проникает во все поры раскаленного железа, так и Дух Святой входит во все внутренности души, чтобы произвести в ней совершенное очищение;
- освобождается человек от власти демонов. Это освобождение подается заклинательным помазанием елеем и троекратным погружением в воду. При произношении заклинательной формулы крещаемый осеняется крестным знамением, а в формуле упоминается о кресте и смерти Христа. Троекратное погружение в воду также приобщает крещаемого смерти Христовой, знаменуя трехдневное пребывание Спасителя во гробе. Это участие в смерти Христовой и дарует христианину освобождение от власти демонических сил.
Положительное действие крещения заключается в просвещении ума, вследствие чего человек получает способность постигать высшие Божественные тайны. Помимо того крещение налагает на верующего человека спасительную печать, отгоняющую демонов и призывающую ангелов.
5.5.2. Миропомазание.
По изображению Св. Кирилла внешняя сторона таинства состояла в помазании освященным миром лба, очей, ушей, ноздрей, и персей. Благодать Духа Святого состоит в тесной связи с видимым веществом - миром. Подобно тому, говорит он, «как хлеб Евхаристии после призывания Святого Духа есть уже не простой хлеб, но Тело Христово, так и святое миро сие, по призыванию не простое уже и, как сказал бы иной - обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, от пребывания Божества в нем сделавшееся действенным.
Как и в таинстве Крещения, здесь верующий символически участвует в событиях жизни Спасителя. После Крещения в Иордане на Христа сошел Дух Святым, также исходящим из купели миропомазанием сообщаются дары Духа Святого. В то время как тело помазуется миром, душа освящается Святым и Животворящим Духом. По изображению Св. Кирилла в таинстве миропомазания сообщаются дары восполняющие благодать крещения. 5.5.3. Евхаристия.
В учении о Евхаристии Св. Кирилл ясно выражает мысль о реальном присутствии Христа в веществе этого таинства. Хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы, подобно тому, как на браке в Кане Галилейской вода чудесно была превращена в вино. Равным образом, если при совершении идольской жертвы мясо оскверняется призыванием демонов, так в Евхаристии призыванием Духа Святого хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Благодатными Дарами Евхаристического таинства освящается все существо человека и душа и тело, так как вкушаемые хлеб и вино усвояются всем телесным организмом человека, поэтому причащающихся можно назвать «Христоносцами» и «Сотелесниками Христу».
6. СВЯТОЙ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
Св. Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Он происходил из знатного рода, выделявшегося как своим богатством и дарованиями, так и христианским благочестием. Святою жизнью прославились: его бабка Макрина, отец его Василий и мать Емелия, старшая сестра Макрина и два брата - Григорий, епископ Нисский и Петр, епископ Севастийский.
Свое детство Св. Василий провел в Понте а имении, принадлежавшем его отцу. Его воспитанием занималась главным образом бабка Макрина, ученица св. Григория чудотворца Неокессарийского, который был высоким почитателем Оригена, а первоначальным обучением руководил отец, всеми уважаемый ритор в Неокессарии и Понте.
Как отмечает сам Св. Василий, речи и пример жизни бабки Макрины оставили неизгладимый отпечаток в его юной душе и под этим влиянием заложены были в ней основы глубоко религиозного настроения. Дальнейшее образование Св. Василий получил в Кесарии Каппадокийской, в Константинополе и, наконец, в Афинах. Здесь он проходил обучение вместе с Григорием Богословом, отношения с которым сохранили характер тесной дружбы до конца жизни. Среди соблазнов Афинской жизни юные христиане поддерживали друг друга в стремлении к совершенствованию в христианских добродетелях и в изучении наук. По выражению Григория Богослова в похвальном слове св. Василию, они знали лишь две дороги - в храмы христианские и в школы. Здесь созрело у них настроение по окончании образования совершенно отречься от мира.
По окончании школы, в которой, по словам св. Григория Богослова, св. Василий далеко превосходил сверстников своими дарованиями: «он оказался широко образованным человеком, который полностью овладел всем циклом знаний, доступных ученым той эпохи».
Возвратившись в 359 г. в Кесарию св. Василий занялся первоначально преподаванием риторики, а затем, следуя увещаниям своей сестры Макрины, решился отречься от мира и предаться аскетическим подвигам.
В это время он получил крещение от Кессарийского архиепископа Диания и был посвящен им в чтеца. Затем для ознакомления с монашеской жизнью св. Василий отправился в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где близко ознакомился с жизнью подвижников, слава о которых в то время распространялась по всем церквям. В то же время это путешествие дало ему возможность получить ясное представление о тех догматических спорах, которые волновали христианскую церковь.
По возвращении из путешествия св. Василий раздал свое имущество бедным и удалился в Понт, где в пустыне близь Неокессарии предался аскетическим подвигам. Из двух типов монашеских поселений - уединенного и общежительного отшельничества св. Василий отдал предпочтение последнему, учитывая опасности уединенной жизни. Здесь часто навещал его Григорий Назианзин. Подвижники вместе проводили время в молитве, изучении Священного Писания и творений учителей Церкви, из которых они особенно высоко ставили Оригена. Здесь друзья совместно составили сборник из сочинений этого великого Александрийского богослова. С помощью друга Св. Василий написал Правила монашеской жизни.
Своею проповедью и примером Св. Василий привлек многих любителей иноческой жизни, которые селились в окрестностях образуя мужские и женские монастыри. По свидетельству Руфина в скором времени изменилась в лучшую сторону жизнь всего населения Понта. Около 364 года преемник епископа Диания Евсевий Кесарийский вызвал Василия в Кесарию, посвятил его в сан пресвитера и сделал его своим помощником в проповедничестве и в административных делах. В эти годы, в связи с воцарением Валента, усилилась движение арианской ереси, опасность ее распространения стала испытывать на себе и Кесарийская область. Василий ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостоял арианской угрозе и стал во главе защитников православия, тем более что епископ Евсевий богословски был человеком малообразованным. По словам Св. Григория в это время Св. Василий был для предстоятеля Церкви «добрым советником, искусным помощником, изъяснителем Священного Писания, истолкователем обязанностей, опорою старости, хранителем его веры, самым надежным из клириков и опытнее всех мирян».
Живя в Кесарии Св. Василий вел тот же аскетический образ жизни, какой он проводил в пустыне. Когда в 368 г. страшный голод постиг Каппадокию, Св. Василий продал доставшееся ему по наследству имение и употребил его на пропитание голодных, побуждая в тоже время и других к щедрой благотворительности.
После смерти епископа Евсевия Василий был избран его преемником. Сильное противодействие его избранию оказали некоторые арианско настроенные епископы Каппадокии, но большое содействие в предоставлении Каппадокийской кафедры Василию оказали Григорий старший, Назианзин, отец Григория Богослова и сам Григорий Богослов, а также Евсевий еп. Самосатский.
В звании архиепископа Кесарийского Св. Василий являлся руководителем 50 епископов своего округа и на этом посту он проявил энергичную деятельность. Он заботился об исправлении недостатков клира, об истовом совершении богослужения, открывал убежища для странников, больных и престарелых. Доходы своей церкви он употреблял на дела благотворительности, лично довольствуясь только самым необходимым для жизни. Всякий нуждающийся имел к нему свободный доступ. Настойчиво следил он за строгим соблюдением церковных канонов, устраняя всякий вид симонии и допуская в клир только достойных людей. Подведомственные ему церкви он посещал лично, совершая объезды своего округа, а новопоставленных епископов руководил посланиями. Памятником его забот о благоустроении богослужений является литургия, носящая его имя, составленные им молитвы и правила для монашествующих.
Но главной своей задачей Св. Василий считал защиту православной веры от еретической смуты и восстановление церковного мира. Положение православной церкви на востоке было весьма печально.
Император Валент, ярый арианин, лично предпринял путешествие по восточным провинциям с целью изгнать православных пастырей и заменить их арианами. Ему всюду удалось этого достичь, и только Св. Василий сохранил за собою Кесарийскую кафедру. При всеобщей растерянности и взаимном недоверии Василий являлся оплотом православия на Востоке. Он стремился объединить всех, оставшихся верными православному учению, и установил сношения с западной церковью, ожидая от нее поддержки.
Скончался этот великий деятель церкви 1-го января 379 г., но плоды его деятельности полностью обнаружились только после его смерти.
Святой Василий обладал большим организаторским талантом. В эпоху великой церковной смуты, когда, по словам Кирилла Иерусалимского, епископы восстали против епископов, духовенство против духовенства, миряне против мирян даже до кровопролития Св. Василий объединил около себя православных защитников никейского символа и, терпеливо проявляя допустимую снисходительность, привлек колеблющихся. На востоке он представлял главный оплот правого исповедания. Запад, мало затронутый арианскими смутами, оставался равнодушным к бедствиям востока и на призывы о помощи отвечал молчанием; при этих обстоятельствах Св. Василию оставалась только надежда на помощь Божию.
Он был первым организатором монашества в Каппадокии и создал правила иноческой жизни. Он заложил твердую основу церковной благотворительности.
Но, будучи преимущественно человеком дела, он пользовался в борьбе и литературным оружием, поэтому в наследие от этого учителя Церкви осталось много ценных сочинений. Они могут быть подразделены на: догматические, экзегетические, аскетические, гомилетические и письма.
6.1. Догматические сочинения
6.1.1.Большую важность имеет труд «Против Евномия», написанный в 363 или 364 г,г.
Кизический епископ Евномий, увлеченный славою арианина Аэция, изложил в своей книге «Апология» последовательно и диалектически развитое учение о Сыне Божием и Духе Святом на началах арианства, именуя Сына творением Отца, а Духа Святого созданием Сына.
В своем сочинении, написанном по просьбе монахов, Св. Василий подробно разбирает диалектические построения Евномия и опровергает их.
Труд Св. Василия делится на 5 книг.
В 1-й книге он разбирает учение Евномия о Боге Отце, в раскрытии которого Евномий упорно избегает употребления наименований «Отец и Сын», заменяя их словами «нерожденный» и «рожденный» при этом «нерожденность» Евномий считает существенным признаком Божества. Св. Василий опровергает это положение указанием на то, что сущность вещей человеческим разумом постигается не непосредственно, а по части и поэтому определяется не одним, а несколькими признаками. Тем более что это нужно сказать о высочайшем Существе, к Которому можно прилагать многие как положительные, так и отрицательные определения. Поэтому, одним словом «нерожденный» нельзя определить Существа Божия, а только совокупностью признаков вместе взятых мы можем начертать образ Божий, хотя бы бледный и слабый в сравнении с действительным.
Во 2-й книге доказывается единосущие Сына Божия с Отцом и опровергартся дилемма, часто выдвигавшаяся арианами: «если рожден, то не был до рождения, а если был, то не рожден». Разбирая этот софизм Св. Василий указывает, что рождение в приложении к Божественному бытию должно мыслится актом, происходящем не в какой-то единичный момент времени, а в вечности Божественного бытия, так что Сын Божий совечен Богу Отцу. Наконец, самое понятия рождения говорит о единосущии рожденного Сына рождшему Его Богу Отцу, тогда как в отношении к людям Бог именуется Отцом только в нравственном смысле.
В 3-й книге опровергаются возражения Евномия против единосущия и равенства Духа Святого с Сыном и Отцом. В своих утверждениях Евномий опирается на то, что Дух Святой именуется Третьим в порядке и достоинстве Лицом Святой Троицы. Отсюда он делает вывод, что Дух Святой чужд не только Отцу, но и Сыну. Св.
Василий указывает, что Святым Писанием Духу Святому усвоено Его Божеское достоинство равное со Отцом и Сыном; тоже самое можно видеть из действий, которые Святой Дух совершает в мире, как податель жизни и раздаятель духовных дарований, поэтому и крещение заповедано совершать во имя Отца и Сына и Святого Духа. Все это Св. Василий подтверждает выдержками из Священного Писания и опровергает те ссылки, которыми стремился обосновать свои мысли Евномий.
В 4-ой и 5-ой книгах дается сокращенное повторение доказательства единосущия Сына и Духа Святого со Отцом и продолжается разбор мест из Святого Писания приводившихся арианами против учения о Божестве Сына Божия.
Исследователи признают эти две книги позднейшей прибавкой, составленной по материалам сочинений Св. Василия или Аполлинарием Лаодикийским, или Дидимом Александрийским.
6.1.2. Сочинение «О Духе Святом», написано по просьбе Амфилохия, епископа Иконийского около 375 г. против учения Аэция, причислявшего Святого Духа к тварям. Аэциане исходя из этой мысли не считали возможным прославлять Святого Духа вместе со Отцом и Сыном. Они ссылались, между прочим, и на формулу употреблявшегося в то время славословия: «Слава Отцу через Сына во Святом Духе». В противоположность им Св. Василий стал употреблять славословие в такой форме: «Слава Отцу с Сыном и Святым Духом». Законность употребления предложенной им формы Св. Василий обосновывает и соответствием ее истинному учению о равном Божественном достоинстве Лиц Святой Троицы и ссылкой на церковное Придание.
6.1.3. Блаж. Августин приписывает Св. Василию сочинение «Против манихеев», но до нашего времени оно не сохранилось.
6.2. Сочинения экзегетические.
По свидетельству церковных писателей Св. Василий работал над исправлением текста Св. книг, сличая их по различным спискам и истолкованиям Св. Писания. До нашего времени дошли как, несомненно, подлинные «Шестоднев» и «Беседы» на некоторые псалмы.
6.2.1. Книга «Шестоднев» с древности пользовалась большим уважением церковных писателей. В этом творении Св. Василий дает последовательное толкование библейскому повествованию о творении мира, выясняя прямой буквальный смысл текста. Оно представляет собою ряд бесед, произнесенных им еще в сане пресвитера. Избегая аллегоризма, он на основе данных современного ему естествознания, исследует законы природы, учит познавать премудрость и благость Творца и опровергает заблуждения древних философов и еретиков. Свои изъяснения он заканчивает 26 стихом 1 главы Книги Бытия. Две беседы «Об устройстве человека» и одна «О рае» считаются не подлинными.
6.2.2. Пятнадцать бесед на отдельные псалмы преследуют цель, главным образом, нравственного назидания. В предисловии Св. Василий говорит о великой пользе, которую христианин может извлечь из книги псалмов. Все Писание богодухновенно, но тогда как одни книги поучают одному, а другие другому, Псалтирь заключает в себе полезное из всех книг. Здесь даны и пророчества о будущем, и законы для жизни, и исторические события, и правила деятельности. «Она есть общая сокровищница добрых учений, она врачует и застарелые раны души и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает... истребляет страсти... и производит в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным».[64]
6.2.3. «Комментарий на гл. 1-16 пророка Исайи» представляет изъяснение по большей части буквального смысла текста с приложением нравственных наставлений. Но разница в стиле и наличие только поздних свидетельств о принадлежности этого толкования Св. Василию вызывают сомнения в подлинности данного труда. Полагают, что комментарии составлены, каким - то пресвитером современником Св. Василия по оставленным им материалам и изданы после его смерти.
6.2.4. «Комментарии на кн. Иова» не сохранились до нашего времени.
6.3. Аскетические сочинения
К ним принадлежат:
6.3.1. Два трактата «О суде Божием» и «О вере», которые тесно связаны с нравственными правилами в количестве 80-ти. Для последних они служат введением. Здесь изложены различные нравственные тезисы, обоснованные ссылками на Св. Писание.
6.3.2. «Слова Подвижнические» (2), служат введением к «Правилам монашеской жизни». Эти последние даны в двух редакциях - пространной, излагающей общие принципы монашеской жизни, и сокращенной, где содержатся частные указания. «Слова Подвижнические» признаются сомнительными, «Правила» являются несомненно подлинными.
6.3.3. Естественным завершением «Правил» являются «Подвижнические уставы», содержащие советы монашествующим и «Наказания» для монахов и монахинь, впавших в прегрешения. Однако, большинством исследователей обе работы признаются подложными.
6.4. Беседы и письма
6.4.1 Подлинно принадлежащими Св. Василию признаются 24 беседы. По содержанию они разделяются на: догматические, нравственные и похвальные слова в память мучеников. Св. Василий из древности почитался красноречивым проповедником. Наибольшей известностью пользуются его проповеди: «На упивающихся», «Против ростовщиков», «К юношам о том, как извлекать пользу из языческих сочинений». В последнем трактате Св. Василий защищает позволительность для христиан изучения классической литературы и одновременно предостерегает от безусловного доверия к ней. Христианин, подобно пчеле, должен выбирать из произведения языческих авторов лишь полезное для себя и родственное истине и игнорировать остальное.
6.4.2. До нашего времени сохранилось 365 писем Св. Василия, из которых большая часть относится ко времени его епископства и написаны в связи с событиями, волновавшими Церковь в ту эпоху. Несомненно, подлинными считаются 325 писем. Письма Великого Кесарийского епископа представляют большую ценность, прежде всего, для характеристики этого вселенского учителя Церкви, так как ярко отображают собою высокие достоинства его ума и сердца, заботу обо всех церквах и горячую любовь к людям, особенно страдающим и бедствующим.
Но, кроме того, некоторые из них представляют собою настоящие богословские трактаты, направленные к обличению еретических заблуждений, особенно арианства.
6.5. Учение Св. Василия Великого о Богопознании
Основными источниками, из которых приобретается знание о Боге, Св. Василий признавал Св. Писание и Св. Предание. К ним он присоединял и деятельность естественного человеческого разума, который может познавать Бога через рассмотрение свойств созданного Им мира и внутренней жизни души человеческой.
Священные книги написаны богодухновенными мужами Духом Святым, который просветлял их умственные способности. Это воздействие Св. Духа не следует представлять внешним образом, чувственно в смысле гласа и сотрясения воздуха; оно должно мыслиться как непосредственное воздействие на ум пророка, возбуждая в нем мысли, которые должны быгь сообщены людям.
Другим источником Божественного откровения является Св. Предание. Св. Василий подробно и обстоятельно изображает его значение для церкви. При этом, следуя Оригену и другим Александрийцам, он признает существование тайного предания. «Из догматов и проповедей соблюденных в Церкви, - говорит он, - иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас, от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия ... Ибо, если бы мы вздумали отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например: кто из возложивших упование на Имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя Крестным Знамением? Какое Писание научило нас в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу, к совершению таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду крещения и елей помазания, и даже самого крещаемого, по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному Преданию? Что еще? Самому помазанию елеем научило ли нас какое писанное слово? Откуда и троекратное погружение крещаемого человека? Из какого Писания взято и прочее, относящееся к крещению - отрицаться сатаны и ангелов его? Не из этого ли не обнародованного сокровенного учения, которое отцы наши соблюдали в испытанном и скромном молчании, очень хорошо понимая, что достоуважаемость таинств охраняется молчанием?».[65]
Наконец, третий источник Богопознания - познание естественное имеет два пути. Одним является путь умозаключения от свойств мира, целесообразности его устройства и разлитой в нем красоты и премудрости и благости Творца, и вторым - познание микрокосмоса - души человеческой, его бесплотности, непространственности и глубины и разнообразия волнующих ее переживаний.
Если первый ход мыслей от действий к причине, приводящий к признанию Первопричины мира раскрыт наиболее обстоятельно Аристотелем, то второй -познание Бога на основе самопознания указан Платоном. Св. Василий отдает предпочтение этому последнему пути.
Но для достижения истинного богопознания необходимо иметь душу очищенную от страстей и плотских привязанностей. Страсти, житейские заботы и тревоги затемняют око души и препятствуют ей познавать истину.
Св. Василий соотношение духа и тела сравнивает с двумя чашами весов: если одна поднимается, то другая опускается, или наоборот: если тучнеет тело - слабеет ум. Поэтому и Моисей, принимал на Синае Заповеди Божий, провел 40 дней без вкушения пищи.
6.6. Учение о Святой Троице.
После первого Вселенского Собора, утвердившего истинное учение о Сыне Божием, арианские смуты не закончились и благодаря вмешательству в церковные дела арианствующих императоров Констанция и Валента еще долго волновали Церковь.
Необходимо также отметить, что полному установлению единомыслия препятствовало отсутствие единообразного понимания догматической терминологии. Так, понятие у многих православно мыслящих возбуждало подозрение в савеллианском слиянии лиц Святой Троицы. Единство по существу и троичность в лицах. Слово ипостась - имеет значение и лица и личности и в дальнейшем - маски и, наконец, - роли. Истолковывая этот термин в последнем смысле, савеллиане охотно бы приняли форму - Бог Един по существу, но троичен в лицах, что в их понимании означало бы, что Единое Божеское Существо открывается попеременно, то в Лице (роли) Отца, то в Лице Сына, то в Лице Духа Святого.
Святой Василий Великий находил поэтому, что староникейская форма недостаточна, так как она резко подчеркивает единство лиц Св. Троицы и неясно выражает их раздельность.
То новое, что внес Св. Василий в разрешение тринитарной проблемы яснее всего раскрывается в его критическом разборе армянского и полуарианского учения. Этот разбор содержится в трактате «Против Евномия».
Евномий свои выводы строит из того положения, что сущность предмета выражается его именем, Имя Бога Отца - Нерожденный, тогда как Сын именуется Рожденный. Отсюда нерожденность составляет сущность Бога Отца, рожденность -сущность Сына. Из этого Евномий делал выводы:
6.6.1. Если нерожденность составляет сущность Отца, то это свойство не может быть передано Сыну, ибо в таком случае и Сына мы должны бы именовать нерожденным, но если нерожденность не может быть приписана Сыну, то Он по самой сущности должен быть противоположен Отцу.
6.6.2. Нерожденность может принадлежать только существу неизменяемому и бесстрастному, но рождение предполагает отделение и, следовательно, изменение рождающего существа. Поэтому Сын не может быть рожден Отцом, он создан Им.
6.6.3. Если Бог родил Сына, то можно поставить вопрос - какого Сына; существовавшего до рождения, или не существовавшего? Рождение существовавшего Сына представляется нелепым. Если принять второе, то необходимо сделать вывод о том, что Сын не вечен.
Но, признавая Сына тварью, Евномий, однако, ставит его превыше всех тварей, считает его первым созданием Божиим, получившим Божественную власть и достоинство. Разбирая эти положения Евномия Св. Василий высказывает следующие мысли. Познание сущностей недоступно человеческому разуму даже в видимой природе, которая доступна нам только в явлениях тем более, не постижима для нас сущность Божественного бытия. Мы постигаем проявления всемогущества Божия, но не существо Его бытия. Неправильным является и то утверждение Евномия, что имя предмета выражает его сущность. Именами выражаются не сущности, а свойства предметов или их отношения. Поэтому при единой сущности может иметь место различие имен. Так люди имеют одну сущность, но каждый человек носит отдельное имя.
Далее, нерожденность не может выражать сущность Бога Отца. Понятие нерожденности отрицательное, оно указывает только на то, чего нет в Боге, но не содержит указание на то, чем Он обладает. Нужно, поэтому сказать, что «нерожденность не есть сущность Бога, но сущность Бога есть нерожденная».
Из сказанного Св. Василий делает следующие выводы:
6.6.4. Рожденность Сына Божия не определяет его сущность, а говорит только о его личном свойстве. Следовательно, употребляя в отношении к Нему этот термин, мы не имеем никаких оснований делать вывод о различии Отца и Сына.
6.6.5. Рождение связано с признаком отделения только у тварных существ, но в Божестве этот акт не может представляться под формами чувственных явлений. Рождение Сына неизменяемым Отцом не сопровождается отделением части Его Существа.
6.6.6. Необходимо различать понятие вечности и безначальности. Вечность означает существование прежде всякого времени, безначальность - обладание причиною бытия в себе самом. Божие существо может и не бьггь безначальным, если причину своего бытия имеет в другом. Отец вечен и безначален - Сын, будучи вечен, однако не безначален, имеет вечное начало в Отце. Утверждение Евномия о том, что Сын, являясь творением Отца, несет Божественную власть и достоинство и Ему принадлежит величие Единородного, Св. Василий находит противоречивым и непоследовательным, ибо если Сын есть акт творения, то Он разделяет общие свойства тварей, и поэтому безмерно далек от Бога и незаконно приписывать им одинаковые свойства.
Отношения Св. Василия к полуарианам носили другой характер.
Полуариане отвергали термин единосущный, опасаясь уклонения в савеллианство. Они держались того учения, что Сын Божий не по хотению только, но и по существу подобен Богу Отцу.
Отвергая термин единосущный, полуариане признавали Отца и Сына двумя ипостасями. Под ипостасью полуариане разумели, подобно Кириллу Иерусалимскому, бытие устойчивое, пребывающее в отличие от бытия призрачного и исчезающего, и в то время, включающее признак отдельного индивидуального существования в противоположность общему. Таким образом, выдвинутым полуарианами новым термином, ипостась определялась как самостоятельное и действительное существование Отца, Сына и Духа Святого. Такое понимание взаимоотношения Лиц Святой Троицы было принято полуарианами на Анкирском соборе в 358 г.
Александрийский собор 362 г. завершил сближение полуариан со староникейцами тем, что полуарианами был принят термин единосущный, а староникейцы приняли учение о трех ипостасях. Так сформировалось новое богословское учение, получившее название новоникейского, и в нем признавалось Единосущие Лиц Божества и их раздельность в трех ипостасях. Это понимание догмата о троичности усвоено было и Св. Василием.
Изложим кратко его учение по этому вопросу.
В нем Св. Василий поставил задачу устранить крайности савеллианского слияния и арианского разделения Лиц Божества. В савеллианстве Св. Василий усмотрел влияние иудейского монотеизма, в арианстве - языческого политеизма.
6.7. Учение Василия Великого о творении ангелов и человека
Особенностью учения Св. Василия о творении мира является то, что он говорит о создании времени прежде сотворения чувственного бытия. По его словам: «Ранее боытия мира было состояние превысшее времени, вечное всегда пребывающее. В нем Бог и сотворил разумные и невидимые природы». Под последними он разумеет ангелов, которые обладают неизменною и потому не подлежащею действию времени природою. Сообщенная им святость предохраняет их от склонности ко греху.
Мир создается творческим словом Божиим, которое становится законом природы, действующим в дальнейшем самостоятельно, этот закон проявляется в смене поколений живых существ, в инстинктах животных и в человеке как нравственный закон. В этом учении Св. Василий близко подходит к концепции стоиков и неоплатоников о мировой душе.
Природа представляет собой лестницу из ступеней, последовательно восходящих к совершенству. От рыб, через теплокровных животных, формы жизни достигают человека, который один создан для духовной жизни и обладает бессмертием. Человек состоит из тела и души, но высшее значение принадлежит только душе, которая заключена в теле, как в теплице.
В человеческой душе Св. Василий подобно Платону различает три части: разум, раздражительную способность и вожделетельную.
Низшая часть — вожделетельная, порождает страсти и чувственные пожелания. Но разум может и эту часть души направить на любовь к Богу и стремлению к вечности.
Также и раздражительная способность под руководством разума может послужить добродетели. Душу, расслабленную сластолюбием, она может закалить и сделать мужественной, готовой к совершению подвигов.
Разуму принадлежит главенство над всеми способностями души. Подчиняя их своему руководству, он обеспечивает их гармоническую деятельность, направленную к достижению горнего мира.
6.8 Христология Св. Василия.
Христологическая проблема в эпоху Василия Великого не была еще поставлена со всею остротою, поэтому в его трудах нет обсуждения вопроса о соединении двух естеств во Христе. Опровергая Апполинария, Св. Василий касается только его хилиазма, но центральную мысль о том, что во Христе место разумной души занял Логос, оставлена им без рассмотрения. Также он не коснулся и заблуждения Диодора Тарсийского.
7. СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ
Св. Григорий Богослов родился около 330 года в небольшом селе Арианзе, близ Каппадокийского города Назианза. Отец его также по имени Григорий, был язычником. Крещение он принял уже в зрелом возрасте, под влиянием своей жены Нонны, которая представляла образец истинно христианской женщины.
Желая иметь сына, Нонна молилась об этом, и еще до рождения обещалась посвятить его Богу. Под влиянием матери Григорий с юных лет решил вести безбрачную жизнь. Отец его вскоре после крещения был посвящен в пресвитеры, а затем в епископы в Назианзе.
Св. Григорий получил широкое образование. Первоначальное обучение он проходил в доме родителей, где особенно усердно изучал Св. Писание, а затем посещал лучшие школы того времени: в Кесарии Каппадокийской, в Александрии, наконец, в Афинах. В Кесарии Каппадокийской он впервые встретился с Василием Великим, вместе с ним он посещал и Афинскую школу. Здесь завязалась дружба между будущими великими деятелями Церкви, которая связывала их на протяжении всей жизни.
Из Афин Григорий вернулся на родину, здесь принял крещение и, исполняя обет матери, отвечавший его собственному настроению, отдался подвигам созерцательной жизни. Но в то же время он старался совместить монашескую жизнь с выполнением обязанностей к родит<