Нарушение закона и юродство креста
Согласно Писанию, истинное назначение Закона состоит в том, чтобы заставить человека "познать грех" (не просто почувствовать его, а познакомиться с ним, что приводит к покаянию) (Римлянам 3:20).
В качестве иллюстрации представьте себе, что я говорю вам: "У меня для вас хорошие новости! Только что какой-то человек заплатил за вас 25000 долларов штрафа за превышение скорости". Ваша реакция будет объяснима. Если вы не знаете, что на самом деле нарушили закон, тогда сообщение о том, что кто-то заплатил за вас штраф, не покажется вам хорошей новостью. Вам покажется это глупостью. Более того, мой намек на то, что вы совершили нечто противозаконное, оскорбит вас.
Однако если я представлю эту ситуацию иначе, вам будет понятно, что я имею в виду. "Сегодня представители правопорядка засекли, что вы ехали со скоростью 55 миль/час в зоне действия знака "Осторожно! Слепые". Вы полностью проигнорировали десять предупреждающих знаков о том, что максимальная разрешенная скорость на этом участке дороги — 15 миль/час. Ваши действия были чрезвычайно опасны. Штраф составляет 25000 долларов или лишение свободы. Приговор был почти приведен в исполнение, когда кто-то, кого вы даже не знаете, вступился и заплатил за вас штраф. Вам невероятно повезло".
Видите, что хорошая новость о том, что штраф уплачен, без предварительного объяснения того, что вы нарушили закон, заставляет вас считать "благую весть" полной бессмыслицей? Однако ясное объяснение вашего преступления предает "благой вести" совершенно иной смысл. Ясное объяснение закона, позволяющее видеть ваше нарушение, помогает вам понять и оценить "благую весть".
Подобно и свидетельство о том, что Христос умер за грехи человека, не имеет для него никакого смысла: "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых — сила Божия" (1 Коринфянам 1:18). Поэтому вполне объяснимо его недоумение: "О чем вы говорите? У меня нет никаких грехов. Я пытаюсь быть хорошим человеком и т. д." Ваши намеки на то, что он грешник, в то время как он таковым себя не считает, оскорбят его.
Однако те, которые не жалеют времени следовать по стопам Иисуса и раскрывают духовность Закона, подробно объясняя значение Десяти Заповедей, увидят, как грешник "оказывается преступником пред Законом" (Иакова 2:9). Как только он осознает свое преступление, Благая Весть уже не будет казаться ему оскорбительной и бессмысленной, но силой Божьей к спасению.
О каком грехе идет речь?
Давид, согрешив с Вирсавией, нарушил все Десять Заповедей. Он пожелал жену ближнего своего, совершил прелюбодеяние, убил ее мужа, оскорбил своих родителей и тем самым нарушил и оставшиеся четыре заповеди, говорящие о его взаимоотношениях с Богом. Поэтому, Господь посылает пророка Нафана, чтобы обличить его (2 Царств 12:1-13).
Большое значение имеет порядок обличения. Нафан рассказывает Давиду (пастырю Израиля) притчу об овце — предмете, понятному Давиду. Он начал с естественных вещей, а не с обличения греха царя. Он рассказал ему историю о том, как богатый человек взял овцу не из своего стада, а из стада бедняка, чтобы накормить странника.
Давид был возмущен, властно восседая на своем престоле самоправедности. Он проявил свое знание Закона, заключив, что виновный должен заплатить за овечку вчетверо и достоин смерти за свое преступление. Лишь тогда Нафан обличил грех царя: "Ты — тот человек... Зачем ты пренебрег слово Господа, сделав зло пред очами Его?" Когда Давид воскликнул: "Согрешил я пред Господом", лишь тогда пророк проявил благодать, сказав: "Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь".
Представьте себе, если бы Нафан, опасаясь впасть в немилость, немного изменил свою речь и вместо этого сказал Давиду: "Бог любит тебя, и у Него есть прекрасный замысел для твоей жизни. Но есть что-то, что мешает тебе в полной мере ощутить Его прекрасный замысел. Это что-то и называется грех.
Представьте себе, что он обошел бы стороною личную сущность греха Давида и, обобщив, сказал бы, что все согрешили и лишены славы Божьей. Возможно, реакцией Давида стала бы реплика: "О каком грехе идет речь?", а не признание своего ужасного преступления. Задумайтесь, зачем ему восклицать "Согрешил я пред Господом", слыша такие слова пророка? Вместо этого он, искренне желая, познать "прекрасный замысел" Бога, мог бы признаться, что он, как и все, согрешил и лишен славы Божьей.
Если бы пророк не заставил Давида испытать трепет перед гневом Закона, он бы воспрепятствовал появлению "печали ради" Бога, необходимой для покаяния Давида (2 Коринфянам 7:10). Именно бремя вины заставило его воскликнуть: "Согрешил я пред Господом". Закон заставил его трудиться и сделал его "труждающимся"; он произвел в нем жажду праведности. Он показал ему серьезность греха в том свете, в котором видит его Бог.
Вот какое письмо мы получили от нашего слушателя в интернете, который пытался применить Закон в свидетельстве людям:
"Я посетил тюрьму в городе Ливан, штат Теннеси, где засвидетельствовал тридцати закоренелым преступникам. Я никогда в жизни не видел, чтобы взрослые люди так плакали".
Следующее письмо пришло из штата Колорадо:
"Бог познакомил меня с вашим учением.4 Новая сила и помазание появились в моей жизни, и на протяжении девяти месяцев я наблюдал их плоды. Взрослые люди рыдают, подростки падают на колени в окружении своих сверстников, скептики меняют свои взгляды".
Грех подобен луку. Его внутренняя оболочка — сухая и твердая самоправедность. Только сняв внешнюю оболочку, можно заставить человеческий глаз прослезиться. Закон снимает оболочку с лука и позволяет появиться раскаянию.
Ваза
Ребенок разбил антикварную вазу отца. Это была та самая ваза, которую ему запретили трогать. Она стоила 25 000 долларов. Однако ребенок посчитал, что ваза стоила лишь 2 доллара, поэтому он не переживал. Он спокойно мог бы купить новую взамен старой. Только после того, как ему стала известна истинная стоимость вазы, он осознал всю серьезность своего преступления, и его сердце опечалилось. Огорчило мальчика осознание того, что несмотря на запрет прикасаться к дорогому предмету антиквариата он разбил его. Чувство глубокого сожаления переполнило его именно потому, что он осознал истинную ценность этой вазы. Стали бы вы огорчаться по поводу вазы, взамен которой легко можно купить новую?
Лишенное Закона свидетельство, что "Бог любит вас, и у Него есть прекрасный замысел для вашей жизни", не приводит грешника в трепет. Оно не раскрывает всю серьезность его преступления, поэтому он не находит "печали ради Бога", приводящей к покаянию.
Насколько точны слова Чарльза Сперджена, короля проповедников, сказавшего: "Закон выполняет самую важную функцию". Он также сказал о грешниках: "Они никогда не примут благодати, пока не вострепещут перед справедливым и святым Законом". Понимающие роль Закона будут "сынами грома", прежде чем они станут "сынами примирения". Они знают, что обувь человеческой гордости должна быть снята прежде, чем грешник приблизиться к горящему кусту Евангелия.
Важно понимать, что мы можем вызвать слезы на глазах грешника, сказав им, что Бог любит их. Такое свидетельство является более привлекательным как для верующих, так и для грешников. Безусловно, легче говорить о любви, чем о грехе. Много лет назад, до того как я осознал предназначение Закона, я свидетельствовал проститутке о том, что Бог любит ее, и испытал необычайную радость, когда та начала плакать. Мне было неизвестно, что ее слезы не были слезами "печали ради Бога" из-за греха в ее жизни. Это была лишь эмоциональная реакция на потребность в отцовской любви. Не зная этого, я с радостью предложил ей помолиться молитвой покаяния. Однако позже, к своему сожалению, я узнал, что она отошла от веры, и ее чувствительное сердце огрубело для Божьих духовных истин.
Насколько парадоксальным это ни казалось бы, Закон "умножает благодать", подобно как тьма заставляет свет сиять. Джон Ньютон, автор христианского гимна "О, благодать", сказал, что неверное понимание гармонии между законом и благодатью приведет к "ошибкам налево и направо". Я не знаю человека, лучше понимающего благодать, чем тот, кто сочинил такой гимн.
Возникает вопрос "Чем должен быть движим грешник: Законом или благодатью, страхом или любовью, когда речь идет о спасении?" Мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе.
Глава 9
От чего они убегали?
В 1993 году перед городской автоинспекцией города Вашингтон стала дилемма. Представители одной из дипломатических миссий были замечены в не однократном нарушении правил дорожного движения, однако, обладая дипломатической неприкосновенностью, они освобождались от уплаты штрафов за свои нарушения. На тот момент они задолжали городской казне 6 миллионов долларов невыплаченного штрафа.
Что же произошло? Они просто не испытывали уважения к закону и к его представителям, так как они не испытывали страх перед последующим наказанием. В результате они осмелели в своем беззаконии.
Однако, пытаясь заставить должников уплатить штраф, власти придумали следующую хитрость: транспортные средства, управляемые нарушителями, не подлежали регистрации и, следовательно, нарушители не могли ими больше управлять.
То же самое произошло и с Церковью. Она перестала проповедовать о предстоящем наказании за нарушение Божьего Закона. Поэтому грешники осмелели в своем беззаконии. Они утратили уважение к Закону и к его представителю, Церкви.
В городе Сан-Диего стриптиз клуб повесил огромный плакат, на котором написано: "Мы не создали грех. Мы его просто усовершенствовали". Один из телевизионных каналов гордился своей программой для взрослых: "Мы гарантируем нарушить больше заповедей, чем какой-либо другой канал" На обложке одного из журналов в аэропорту Лос- Анджелеса был заголовок "Подростковый секс разыгрался. Ужасные вещи, но как они приятны! Нам так стыдно". Этот мир перестал бояться Бога. Можно ли ожидать от него страха перед Богом, если сама Церковь считает эту доктрину оскорбительной? Сами того не осознавая, они каждый день увеличивают свой долг перед Законом, думая, что им никогда не придется платить. Они сами собирают гнев, который откроется в День Гнева (Римлянам 2:5). Если в тот день они окажутся в долгу, они заплатят его своими душами. Платой будет ад. До тех пор, пока они не будут убеждены в том, что наступит час расплаты, что Бог осудит все тайное, доброе и злое, они будут продолжать верить в то, что Бог не требует отчета.
Недвижимы страхом
Л. Е. Максвелл, преподаватель библейских дисциплин и ректор Библейского Института города Алберта (Канада), писал о том, как студенты осознавали необходимость в спасении. Некоторые из них были "движимы страхом", другие были "движимы любовью". Он заметил, что с 1931 по 1949 год 2 507 студентов, почти шестьдесят пять процентов, было "движимо страхом", и лишь шесть процентов было "движимо любовью". У оставшихся двадцати девяти процентов были другие побуждения, или же они не могли вспомнить, что привело их к Спасителю.
По эту сторону от Судного Дня можно лишь только предполагать, как люди, не движимые страхом, приходят к спасению. Эта мысль заставляет задуматься над следующим:
■ Придя к покаянию, в чем они покаялись? Вероятно, в грехе.
■ Поняв, что они согрешили перед Богом, разве они не испытали страх? Разве они не испытывали чувства благоговения перед Богом, рождающее в них чувство страха перед Ним, которое есть "начало мудрости"?
■ Отвернувшись от греха, как они "бежали от будущего гнева", не испытывая страха?
■ Если они были "движимы любовью", явленной Богом на кресте, не испытывали ли они страх от того, на какую крайность пошел Бог, чтобы искупить их от греха?
Став верующими, не почувствовали ли они страх Господень? Какие мысли приходят им в голову, когда они читают о том, что Бог поразил мужа и жену за то, что те нарушили девятую заповедь (Деяния 5:1-10)? Считают ли они, что псалмопевец заблуждался, когда написал: "Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь" (Псалтирь 118:120). Послушались ли они заповеди Христа: "Но скажу вам кого бояться: бойтесь того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну; ей, говорю вам, того бойтесь" (Луки 12:5)? Псалтирь 2:11 повелевает: "Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом". Это делала ранняя Церковь. Она ходила "в страхе Господнем" (Деяния 9:31). Руководствуются ли они тем же мотивом, которым руководствовался Павел, свидетельствуя людям: "Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей" (2 Коринфянам 5:11)?
Писание ясно говорит о том, что побуждает человека "убегать греха". Это "страх Господень" (Притчи 16:6). Закономерно, что вывод, к которому пришел Максвелл, вызывал тревогу не о тех многих, кто пришел к Христу в страхе, а о тех, кто пришел без страха. При опросе Ф. Майер четыреста христианских тружеников для определения, почему они пришли к Христу, "подавляющее большинство засвидетельствовало, что их привел страх перед Богом". Тогда известный преподаватель Библии сказал: "Это особенно интересно и удивительно в наши дни, когда нас часто упрекают в том, что мы недостаточно проповедуем Божью любовь!" Р. С. Спраул сказал: "Иисус не спасает нас для Бога. Он спасает нас от Бога". Он также сказал: "Пожалуй, ни одна богословская концепция так не отвратительна для Америки, как идея божественного гнева".
Достаточно осведомленный
В ожидании удобного случая засвидетельствовать молодой паре мне ничего не оставалось делать, как выслушивать бранные слова, которые использовала молодая женщина для описания неприятной ей ситуации. Дождавшись паузы в разговоре, я дал им несколько буклетов по Библии, а также монету, на которой выгранены Десять Заповедей, и перевел разговор на тему Закона. Молодая женщина, из уст которой постоянно исходили бранные слова, назвала себя верующей. Однако, когда я сказал ей, что слышал ее ругань, она призналась, что была "отступницей". Она показала отличные знания пути к спасению, но она непреложно верила в то, что человек должен приходить к Христу не из-за страха перед "Судным днем, адом и гневом Божьим". Она сказала, что человек должен приходить к Христу из-за любви Божьей, явленной им на кресте.
Ее жизнь, полная греха, показывала, что она признавала Божью любовь лишь на уровне разума. Она не считала, что эта любовь заслуживает ее внимания. Когда я процитировал ей слова Христа: "Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать, но бойтесь того, кто по убиении может ввергнуть в геенну, того бойтесь", она ответила: "Думаю, что вы были посланы ко мне сегодня".
Э. Тозер в своей книге "Познание от Святого" писал:
"Божья справедливость со всей своей строгостью вечно выступает против грешника. Смутная и скудная надежда на то, что Бог слишком добр, чтобы наказывать нечестивых, стала смертельным успокоительным для совести миллионов людей. Оно заглушает в них страх и разрешает все приятные формы беззакония, в то время как смерть с каждым днем становится все ближе, а повеление покаяться остается без внимания. Мы, сознательные нравственные существа, не смеем быть так легкомысленны по отношению к нашему вечному будущему".
Один мой близкий друг сказал мне, что, считая себя верующим, он не испытывал страха Господня. Для него Бог был лишь добрым другом. Однажды он узнал, что родители его девушки уехали из города. Он тут же склонился на колени и начал горячо молиться: "Боже, вероятно, это от Тебя. Я хочу потерять свою девственность сегодня. Я узнаю, что это от тебя, если она позвонит и пригласит меня к себе". Она пригласила его к себе домой, и в тот день он стал блудником. Затем он также искренне поблагодарил Бога за то, что Господь удовлетворил желание его сердца.
Некоторое время спустя он пришел к истинному покаянию, и теперь он спасен и ревностно служит Богу.
Недостаток страха Господня не ограничивается лишь "церковной скамьей". Несколько лет назад журнал "Христианство сегодня" обнаружил (в конфиденциальном опросе), что почти один из четырех пасторов в Америке был вовлечен в какой-либо сексуальный грех.
Не боящиеся Бога не остановятся перед блудом. Как сказал один мудрец: "Более всего я боюсь Бога. Затем я боюсь того, кто Его не боится". Не имеющий страха Господня, солжет, украдет и даже убьет..., если он думает, что все сойдет ему с рук.
Сколько можно лгать?
Шестилетний мальчик однажды подошел к отцу, который, будучи пастором, понимал, насколько важно грешнику знать о грехе. Ребенок сказал ему, что хотел бы принять Христа в свое сердце. Отец, подозревая, что ребенок не достаточно хорошо представлял себе, что такое грех, сказал ему, что он сможет это сделать, когда повзрослеет, и отправил его спать.
Немногим позже мальчик встал с постели и спросил отца, может ли он отдать свою жизнь Спасителю. Отец, все еще будучи уверен, что сын не до конца все понимает и не желая, чтобы его спасение было ложным, отправил его спать. В третий раз сын подошел к отцу. На этот раз отец спросил его, нарушил ли он какие-нибудь из Десяти Заповедей. Мальчик ответил, что нет. Когда отец спросил у него, обманывал ли он когда-нибудь, сын ответил, что нет. Отец задумался на мгновение, а затем спросил, сколько раз достаточно солгать, чтобы стать лжецом. Установив, что достаточно один раз солгать, чтобы стать лжецом, ребенок понял, что он обманывал и тут же расплакался. Когда отец затем спросил его, хочет ли он принять Иисуса в свое сердце, ребенок сжался и закивал головой. Он сжимался, потому что осознавал, что согрешил против Бога. Это произвело в нем страх. В тот момент он мог сделать больше, чем просто ради эксперимента "принять Христа в свое сердце". В его душе было место для "печали ради Бога". Даже несмотря на свой ранний возраст, он мог покаяться перед Богом, понимая, что он огорчил Его. Говоря о важности страха, J1. И. Максвелл заключил:
"Разве величие Нравственного Правителя не должно находить уважения? Разве сила Его Закона не имеет последствий? Это будет пытаться внушить нам бесплодное дилетантство. Тем не менее, история, Писание и опыт вопиют против подобного выхолощенного и приспособленного богословия".
Именно страх Господень должен ограждать верующих от заигрывания с вечной судьбой грешника, упрощая вверенное им послание. Его посвящение истине будет вознаграждено: "А обличающие будут любимы, и на них придет благословение" (Притчи 24:25).
Вероятно, во времена Джона Уесли были и те, кто отказывался проповедовать Закон для обличения греха. Они оправдывали свой метод, заявляя, что они проповедуют "Иисуса Христа и притом распятого". Поэтому Уесли показывает нам, как Павел проповедовал о Христе распятом:
"Когда Феликс послал за Павлом, чтобы услышать "о вере в Иисуса Христа", вместо того, чтобы проповедовать в вашем духе (что, скорее всего, вызвало бы насмешки, несогласие и богохульство у правителя), "Павел говорил о правде, о воздержании и о будущем суде" до тех пор, пока Феликс (несмотря на всю ожесточенность своего сердца) "не пришел в страх" (Деяния 24:24, 25). Идите по его стопам. Проповедуйте Христа беззаботным грешникам, говоря им о "правде, воздержании и о будущем суде"!
Библия еще более раскрывает нам суть проповеди Павла. В книге Деяний 28:23 мы читаем: "И назначивши ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их об Иисусе из закона Моисеева и пророков".
Цель нашего свидетельства — "удостоверять об Иисусе" грешников. Он есть путь, истина и жизнь. Без Него они погибнут. Как же Павел добивается этого? Он использует и пророчества, и закон Моисеев. Пророчества обращены к человеческому интеллекту и производят веру в Слово Божие. Осознавая, что Библия не просто книга, что в ней содержатся бесчисленное количество неоспоримых пророчеств, доказывающих ее сверхъестественное происхождение, он начинает отдавать должное Писанию. Однако закон Моисеев обращен к человеческой совести, и им познается грех. Павел использовал и то, и другое, так как одни пророчества не производят осознания греха.