Наше участие и участие Божие
“Я пониманию, что спасение — это дар, но когда мы становимся христианами, на нас ложатся определенные обязанности, касающиеся христианского образа жизни, не так ли? — спросил Келли. — Мы не можем просто расслабиться и потихоньку двигаться на небеса, не имея при этом никаких обязанностей”. Беспокойство Келли широко распространено. Его слова отражают убеждение, что если мы не берем на себя обязательство трудиться для Бога, то можем стать бездеятельными и ленивыми.
Какова же обязанность верующего по отношению к Богу? Ученики однажды спросили Иисуса, что они должны делать для Бога. “Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал” (Ин. 6:28–29, выделено автором). Когда Иисуса спросили, что нужно делать, чтобы творить дела Божии, Он предложил одно дело: веровать. Если понимать слова Иисуса буквально, то вера — это единственное дело христианина (и даже это — Его дар — см. Еф. 2:8). Этот факт означает не то, что больше ничего не будет делаться, а то, что ничто другое не можетбыть сделано, если не происходит из неразрывных отношений по вере в Него как в наш постоянный Источник Жизни (см. Ин. 15:5). Доверившись Ему, мы увидим всю реальность истины: “Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие” (1 Фес. 5:24, выделено автором).
Причиной получения Израилем Ханаана было не какое-то сделанное им дело, а обетование Божие, некогда данное Аврааму (см. Быт. 12:1–3). Они должны были получить благословение не за свое, а за Божие дело. В том, что они должны были насладиться изобилием жизни, была только Божия заслуга. Это должно было произойти во исполнение завета, который Он заключил с ними через их праотца Авраама.
Христиане — люди завета
Бог заключил с нынешними верующими завет. Как и в случае завета, заключенного Им с Авраамом, исполнение данного завета зависит от Его, а не от человеческих дел. Мы просто должны по вере принять дар Его благодати. Тот же покой, который Он предлагал Израилю, обетован и нам. Не думайте, что Божие предложение покоя утратило силу, когда Израиль вошел в Ханаан: у Бога есть более масштабный план, чем тот, который касается народа Израиля. Это план включает и вас.
Автор Послания к евреям сказал: “Если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство” (Евр. 4:8–9). Есть покой больший и лучший, чем покой Ханаана, это покой, который мы испытываем, живя во Христе. Ханаан подобен беглому взгляду на дешевую открытку с видом Гавайских островов, тогда как пребывание “во Христе” — это жизнь в фешенебельном дворце на берегу моря. Просто никакого сравнения! Ощущение Его жизни превосходит все, что только мог познать Израиль в обетованной земле. Мы ничего не можем сделать, чтобы заслужить это; мы можем только принять это в дар.
В Быт. 15 имеется одно место, которое необычайно ясно показывает одностороннюю природу благодати Божией. Выведя Авраама ночью из дому и предложив ему посчитать звезды на небе, Бог сказал ему: “Столько будет у тебя потомков” (15:5). Авраам поверил Богу, но не мог представить, как такое может произойти, поскольку был уже стариком и не имел детей. Затем Бог дал ему указания, которые кажутся странными нашим современным умам:
Быт. 15:9–10 “Возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек”. —
Эта сцена может казаться нам странной и отвратительной, но ее смысл был совершенно ясен Аврааму. Он понял, что Бог собирается утвердить завет.
Это был обычный способ заключения заветов во времена Авраама. Жертвенных животных рассекали на две части и раскладывали эти части на земле, оставляя между ними проход, по которому, скрепляя завет, проходили две заключающие его стороны. Утверждение завета было более серьезным делом, чем подписание контракта. Кровь, пролитая при утверждении завета, указывала, что стороны готовы соблюдать его условия, даже если это будет стоить им жизни.
В Библии не было ничего более серьезного, чем завет. Заключая контракт, люди договариваются, что стороны будут исполнять свою часть работы. Если одна из сторон не может выполнить свою часть соглашения, контракт утрачивает свою юридическую силу. Однако когда один человек заключал с другим завет, это означало, что он будет исполнять свою частьнезависимо от действий другого человека. Контракт — это соглашение на равных началах, а когда человек заключает завет, он торжественно заявляет, что выполнит свои обязательства на все сто процентов, даже если другой человек не сделает абсолютно ничего.
Приготовив жертвенных животных для скрепления завета, Авраам, наверное, был полон великих предчувствий относительно заключения завета с Богом. Однако, когда приблизилось время утверждения, события приняли неожиданный оборот. “При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий” (Быт. 15:12). Когда Бог был готов скрепить завет, он погрузил Авраама в глубокий сон.
“Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом…” (Быт. 15:17–18). Дым и огонь был проявлением присутствия Божия. Примечательно, что в данном случае между половинками животных прошло символическое представление только одной из сторон. Единственным, кто прошел между жертвами, был Бог. Завет должен был соблюдаться только со стороны Бога. Только Сам Господь мог исполнить его обетования.12
Бог делает все
Следует понимать значение Божия завета с Авраамом. Израиль не понял его сути, и это обошлось ему в сорок лет, проведенных в пустыне. Когда пришло время утверждения завета, Бог погрузил Авраама в сон по важной причине. Авраам никоим образом не мог исполнить обещаний, которые он дал бы, пройдя между жертвами. Бог как бы сказал: “Авраам, Я знаю, что у тебя хорошие намерения, но для Меня ты не можешь сделать ничего. Ты можешь лишь нарушить любое данное тобой обещание. По этой причине Я хочу, чтобы ты прилег и побыл в покое, пока Я скрепляю завет. Я сделаю все Сам. Просто доверься Мне как получатель всего, что Я делаю”.
Авраам был уверен, что они с Богом собираются войти в завет совместно, однако Бог знал, что двусторонний завет лишь обречет Авраама на неудачу. Поэтому, вместо того, чтобы скреплять завет совместно, Бог скрепил его за обе стороны, приняв на Себя ответственность за исполнение завета обеими сторонами. Сон Авраама был предвестием покоя, который мы испытываем во Христе. Любой наш завет с Богом должен быть односторонним, поскольку мы совершенно неспособны исполнить какие-либо взятые на себя обязательства.
Многие христиане неправильно понимают новый завет. Они думают, что спасение происходит примерно так: Бог прощает нам все наши прошлые прегрешения. После этого Он просит нас служить Ему нашими делами. Он дает нам Библию, чтобы показать, как жить ради Него. Всякий раз, когда мы просим Его, Он предлагает нам Свою помощь в том, что нам нужно делать. Они верят, что Он простил нас; это была Его часть работы. Теперь мы должны жить ради Него. Это наша часть. Правильно? Ничто не может быть дальше от истины! Начать с того, что если мы не можем сами себя спасти, то что заставляет нас полагать, что мы можем вести христианскую жизнь теперь, когда мы спасены?
В нашем случае верить, что мы можем вести христианскую жизнь, это все равно, что Аврааму считать, что у него есть все, чтобы стать отцом целого народа. Ему было сто лет, когда родился Исаак. Сто лет! Не нужно быть гением, чтобы понять, что в этом возрасте двойной дозы виагры, поездки на курорт, атласных простыней, приглушенной музыки, свечей и благорасположенной жены будет просто недостаточно! Он мог бы постараться изо всех сил, однако без чуда Божия этого просто не могло произойти. Богу нужно было взять на Себя ответственность за все, или завет не был бы исполнен.
Путь к победе
“Что вы имеете в виду, когда говорите о том, что мне необходим покой во Христе? — спросил Родни. — Я возглавляю евангелизационный комитет нашей церкви. Если я стану отдыхать, кто возглавит дело воцерковления тех, кто еще не охвачен в нашем районе?”. Вопрос Рода отозвался во мне, напомнив мой собственный прошлый опыт служения. Многие годы я считал, что времени для отдыха нет. В конце концов, я нес служение и были места, которые нужно посещать, дела, которые нужно делать, и люди, с которыми нужно встречаться. Моя жизнь была иллюстрацией к некогда услышанному мною стихотворению: “У Мэри был ягненочек. Он стал членом церкви и умер от недосыпания!”. Я говаривал, что лучше сгорю ради Бога, чем сгнию. Но однажды Господь помог мне осознать: “В любом случае ты угаснешь”. Теперь я знаю, что Бог хочет, чтобы мы не сгорали, а горели. Обеспокоенность Родни, что дело Божие не будет сделано, если он будет отдыхать, разделяют многие верующие, но это просто не так. Уповать на Него значит быть наделенным Его силой и быть побуждаемым к действию Им.
Недавняя статья в известном христианском издании была посвящена вопросу о том, как нам уповать на Христа, оставаясь при этом непоколебимыми в нашем духовном служении. Автор приходит к заключению, что нам необходимо соблюдать баланс, выделяя время для покоя у ног Иисуса и время для работы в поле. Точка зрения этого автора широко распространена в современной церкви, но он не замечает важнейшей составляющей покоя в Нем. Нет необходимости постоянно делать выбор между покоем во Христе и служением Ему. И то и другое можно делать одновременно. В Ис. 40:31 сказано: “Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся”. Уповающие на Господа как на свой Источник активны, однако их активность питается внешней по отношению к ним энергией и потому они трудятся и отдыхают одновременно.
Путь к победе — уповать на Христа, признавая, что Он есть сама наша Жизнь. Это осознание того, что в Земле Благодати мы не трудимся ради Бога, а скорее позволяем Ему делать дело через нас Самому. Иисус желает, чтобы мы признали нашу полную неспособность творить дела, имеющие непреходящую ценность. Он желает быть Тем, Кто делает через нас дела, если мы отказываемся от уверенности в себе и неизменно полагаемся на Него.
Совершенно очевидно, что Бог не побуждал Авраама стать отцом великого народа без Своего участия. Источником Авраамовой возможности стать отцом в столь преклонном возрасте было божественное вмешательство, а не способность Авраама к выполнению этой задачи. Когда родился Исаак, Авраам вовсе не воображал себя гигантом в деле деторождения. Он знал Источник своей способности. Всем было совершенно очевидно, как все это произошло. Это было дело Божие. Авраамовым путем к победе была вера, и только вера.
Выбирая, во что верить
Стоя перед укрепленными стенами Иерихона, народ Израиля должен был решить, во что ему верить. Они могли рассуждать, что Бог уже был достаточно добр, чтобы перевести их через реку Иордан в обетованную землю, и теперь уже они сами решительно и бесповоротно должны захватить город.
К счастью, Израиль не принял такого подхода, каким бы логичным он не казался. Вместо этого они поверили Божьему утверждению, что Он отдал им Иерихон в дар. Они не просили Его помочь им сравнять с землей городские стены, а просто последовали Божиим указаниям. Ониуповали на Него, шли вперед в полном повиновении и доверили Ему сделать дело. Поэтому Бог сделал это дело, и они просто пожали плоды.
Какая жизнь дана нам во Христе! Он делает дело, а нам достаются блага. Как отличается Земля Благодати от пустыни религии, где благословения прямо пропорциональны нашим собственным усилиям. Когда мы жили в пустыне, благословения были наградой за верность. Здесь, в Земле Благодати, они даруются нам без каких-либо условий. В пустыне первостепенное значение имели наши дела. В Земле Благодати главным становится Его дело. Единственное, что нам нужно делать, это учиться жить в этом новом мире, а эти уроки порой даются нелегко, как вскоре обнаружил Израиль.
• • •
Дорогой Отец Небесный!
Слишком долго я был сосредоточен на том, что должен делать для Тебя. Теперь я осознаю, что Благая Весть Евангелия заключается в том, что Ты все сделал для меня! Благодарю тебя за все, что Ты дал мне во Христе. Научи меня деятельно уповать на Тебя, полагаясь на то, что Ты сделаешь во мне и через меня то, что Ты хочешь.
Вопросы для обсуждения в группе
- Обсудите пять различий между христианством и христианской религией. Почему христианин становится уязвимым для вовлечения его в христианскую религию и перестает сосредотачиваться на Христе?
- Прочитайте Нав. 1–4. Назовите три сходные черты того, как Бог даровал победу Израилю под Иерихоном и того, как Он желает даровать победу христианам в наши дни.
- Что означает покой во Христе? Какова разница между покоем в Нем и бездеятельностью? Что уберегает верующего от опасности стать бездеятельным?
- Каково участие человека в спасении? Какова доля участия христианина в процессе его духовного роста?
- Прочитайте Быт. 15. Какова была роль Авраама в заключенном с ним Богом завете? Какова роль современных христиан в Новом Завете?