Бог не позволит вам преуспеть
Многие христиане полагают, что если они будут достаточно искренними и ревностными, то смогут преуспеть в благочестивой жизни. И все же Бог хочет, чтобы мы осознали, что независимо от степени нашего усердия мы никогда не сможем жить, как подобает христианам. Бог не намерен сделать жизнь для христиан тяжелой; Он имеет в виду то, что победоносная жизньневозможна за счет наших собственных усилий. Только Он может сделать ее возможной в нас, и Он сделает все необходимое, чтобы привести нас туда, где мы это увидим.
Я вспоминаю, как когда-то давно смотрел по телевизору передачу, явившую пример попытки людей распоряжаться своей жизнью. Видели ли вы когда-нибудь “Шоу Эда Салливана”? Даже если вы, в силу возраста, не видели Эда Салливана во времена, когда он выступал на телевидении, вы могли видеть эти сценки в повторе. Там был человек, который вращал тарелки на концах прутьев, имевших примерно по три метра в длину. Он начинал с вращения одной тарелки на пруте, а затем закреплял прут с продолжающей вращаться на его конце тарелкой в вертикальном положении. После этого он осторожно тряс прут таким образом, чтобы тарелочка на его конце продолжала вращаться.
Затем он брал еще один прут с тарелкой и проделывал с ними то же самое. Затем еще один прут… и еще один… и еще. В конечном итоге в воздухе одновременно вращались около дюжины тарелок. После этого он носился по сцене, шевеля прутья и поддерживая вращение тарелок. Он мог удерживать их в движении все одновременно. Это было удивительное зрелище.
Действия этого человека напоминают мне христианина, обреченного на рабское существование в пустыне, выхолощенной религии. Религия требует, чтобы мы удерживали все наши тарелки в воздухе. Тарелки олицетворяют наши религиозные ценности — то, что мы, по нашему убеждению, должны поддерживать. Религиозный законник всю свою жизнь проводит, бегая взад и вперед и “тряся прутья” в попытках распоряжаться своей жизнью. Несомненно, никто не станет утверждать, что Иисус умер, чтобы даровать намтакую жизнь. Какой бессмысленной была бы тогда Его смерть!
Между тем, любящий нас Отец Небесный видит, как мы изнуряем себя этой деятельностью, которую называем “христианской жизнью”. Движимый состраданием, Он решает избавить нас от ведущей к безумию рутины, которую мы ошибочно считаем “христианским образом жизни”. Он идет поперек сцены жизни и начинает сбивать наши тарелки с прутьев. Одну за другой Он заставляет их упасть и вдребезги разбиться у наших ног.
Интересно наблюдать, как тело Христово реагирует на это движение Божие, приводящее к тому, что тарелки разбиваются вдребезги. Готов поспорить, что вы никогда не читали об этом движении Божием в христианских журналах. Вы бы хотели, чтобы в вашу церковь пришло “Разбивающее Возрождение”? Жизнь у людей, наверное, должна разбиться, чтобы Христос стал для них необходимостью.
Различные части тела Христова по-разному реагируют на разрушающие деяния Божии. Баптисты делают вывод, что в следующий раз им будет необходимо приложить больше усилий, чтобы удержать свои тарелочки в воздухе. Пятидесятники начинают изгонять беса бития тарелок. Харизматы возлагают на осколки тарелочки руки и говорят: “Во имя Иисуса, исцелись!”. Пресвитериане приходят к заключению, что этой тарелочке, должно быть, было предопределено разбиться еще от времен сотворения мира. Методисты создают комитет, чтобы в течение года изучать причины разбивания тарелочек и определить, чем является для тарелки разбитие — грехом или просто унаследованным предрасположением, присущим тарелке со дня сотворения. Армия Спасения откликается: “Если подумать, то не являемся ли мы все разбитыми тарелками?”.
Я написал это без намерения обидеть христиан какой-либо конфессии. Я надеюсь, вы обладаете чувством юмора и сможете увидеть, что я хочу показать, что хотя различные части тела Христова реагируют на наши проблемы по-разному, для всех характерна одна и та же тенденция. Мы не способны увидеть, что Бог может быть Тем, Кто порождает наши проблемы, чтобы иметь возможность привести нас туда, где мы отбросим нашу уверенность в себе и станем всецело полагаться только на Него.
Бог хочет привести каждое из Своих чад в состояние разбитости, состояние, когда мы отказываемся от всякой уверенности в своей способности распоряжаться собственной жизнью. Перед тем, как мы сможем переправиться в Землю Благодати, мы должны свести на нет нашу уверенность в себе и осознать, что никогда не одержим победы за счет своих собственных сил. Попытка есть не что иное, как религиозное действо, и Бог любит нас так, чтобы в случае нужды испортить его.
Когда Израиль готовился к переходу в Ханаан, люди не сомневались, что для того, дабы перейти Иордан им понадобится чудо. Широко разлившиеся воды проповедовали им: “Вы не можете сделать этого, поскольку это невозможно. Это может только Бог”. Лишь сказав “Аминь” в ответ на эту истину, и не минутой раньше, они оказались готовы к переходу. Такое же признание должны сделать и мы перед тем, как сможем войти в Землю Благодати. Мы должны дойти до сути, когда осознаем, что вести победоносную жизнь для нас не просто тяжело, а невозможно. Только одна Личность может жить жизнью Христа, и это Сам Христос. Он будет являть Свою жизнь в нас только тогда, когда мы откажемся от своих собственных усилий и научимся пребывать в Нем.
Больше, чем можем перенести
Название этой главы призвано встряхнуть вас, чтобы разбудить. Возможно, всю свою жизнь вы слышали, что Бог не возложит на вас больше, чем вы сможете нести. Я не верю в это. Бог возложит на вас большую тяжесть, чем вы сможете нести. Возможно, ваш разум уже устремился к 1Кор. 10:13: “Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести”. И хотя это хороший стих, он не опровергает моего утверждения, что Бог возложит на вас большую тяжесть, чем вы сможете нести. В 1 Кор. 10:13 говорится об искушении греха, а не о бремени. Действительно, Бог не позволит вам подвергнуться большему испытанию, чем вы сможете вынести, однако этого нельзя сказать о трудностях, которые Он допускает в вашей жизни.
Взгляните на слова апостола Павла во 2 Кор. 1:8–9:
“Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых”.
Давайте проанализируем эти два стиха и точно определим их смысл с точки зрения тягот, которые мы претерпеваем, будучи верующими.
- Скорбь Павла представляется возникшей из ниоткуда. Павел сказал, что не хочет оставить коринфян в неведении относительно болезни, бывшей с ним, когда он пребывал в Азии. С вами никогда не случалось такого, что вы идете по жизни, думая о чем-то своем, и вдруг внезапно случается неприятность? Проблемы порой захватывают нас врасплох, возникая как бы из ниоткуда.
- Бремя Павла было чрезмерным. Павел утверждает, что не просто был отягощен, но был отягощен чрезмерно. Это было предельно тяжелое бремя.
- Бремя было Павлу не по силам. Павел сказал, что был отягощен “сверх силы”. Павлово бремя было большим, чем он мог нести.
- Из-за бремени Павел отчаялся остаться в живых. Чтобы никто не усомнился в тяжести упомянутого Павлом бремени, Павел говорит, что не надеялся остаться в живых. Смерть была бы желанным избавлением (сравните с Флп. 1:23–24).
- Павлова скорбь была ему смертным приговором. Бремя, которое нес Павел, заставило его ощутить в своих обстоятельствах дыхание смерти. Вы когда-нибудь чувствовали, как все, что вы делали, начинает качаться и умирает прямо на ваших глазах? Павлу известно было это ощущение.
Еще в молодости я нес служение в таком месте, что мне порой хотелось умереть. Я нес пасторское служение в церкви, обстановка в которой, похоже, постоянно менялась от плохой к еще худшей. В церкви имелись критики, которые часто приводили меня в полное отчаяние. Один из лидеров церкви как-то прямо спросил меня: “Откуда ты знаешь, что Бог есть?”. В ходе служения мое денежное содержание неоднократно уменьшалось, пока его стало хватать лишь на то, чтобы моя семья могла едва сводить концы с концами. Представили? Эта церковь совершенно не представляла собой Диснейленд для служивших там пасторов. Несомненно, здесь было несколько любящих людей, до сего дня остающихся моими друзьями, однако, в общем, было очень трудно.
Моя реакция в этой ситуации не отличалась от реакции многих пасторов, попавших в схожие обстоятельства. Я распечатал на принтере тысячу резюме и начал рассылать их всем, кого знал, и некоторым людям, которых я не знал. Я хотел уехать в другое место. Я рассуждал, что если бы только Бог поместил меня в надлежащую обстановку, дела обстояли бы лучше. Со временем в моем сердце росли злость на Господа и непокорность Ему. Я создавал видимость служения, но сердце мое отвратилось от Бога. Я был рассержен тем, что Он не помог мне, изменив ситуацию. Для того чтобы я отчаялся остаться в живых, на меня было возложено чрезмерное, непосильное бремя. Надо мной завис смертный приговор.
Можете себе представить, какое смятение и гнев я испытывал? Я, безусловно, не пытаюсь оправдать свои чувства и поступки того времени. Я просто честно показываю вам, в каком состоянии тогда находился. Сталкивались ли вы когда-либо с обстоятельствами, которые заставили бы вас ощутить то, что я описал?
Мне хотелось бы, чтобы в те тяжелые дни я понимал истину, поддерживавшую Павла, когда он был обременен болезнью. Многие люди, оказавшись в тяжелых обстоятельствах, часто чувствуют себя оставленными Богом и задают вопрос: “Почему?”. Почему Бог допустил, чтобы Павел столкнулся с настолько чрезмерными тяготами, что отчаялся остаться в живых? Почему Он допустил, чтобы неблагоприятная обстановка подавляла ревностного юного пастора, пока он не был смят тяжестью своих проблем?
Библия дает ясный лаконичный ответ на этот вопрос. Во 2 Кор. 1:9 сказано, что это делается для того, “чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых”. В современном обществе принято полагаться на себя. В американской культуре это считается достоинством, однако Божия точка зрения резко отличается от мнения человека. Он не желает нашей независимости, а хочет, чтобы мы уподобились малым детям, которые осознают необходимость всецело полагаться на Него. В то время как общество привлекает сила, у Бога вызывает неприязнь человеческая уверенность в себе. Наиболее привлекательными чертами в человеке Он считает слабость и осознание необходимости всецело полагаться только на Его поддержку.
Майкл Яконелли рассказывает о женщине, проводившей отпуск на одном из островов в Южной Каролине. Это происходило в то время года, когда морские черепахи (огромные стокилограммовые рептилии) откладывали яйца. Однажды ночью женщина наткнулась на черепаху, откладывавшую яйца. Не желая беспокоить животное, она решила вернуться на место кладки утром. На следующий день она встревожилась, обнаружив, что черепашьи следы уходили прочь от моря. Определенно, что черепаха заблудилась и направилась в горячие песчаные дюны, где наверняка бы погибла.
Женщина направилась по следам и вскоре обнаружила черепаху, засыпанную горячим сухим песком. Она облила черепаху холодной морской водой, укрыла ее водорослями и пошла за помощью. Вскоре она вернулась со смотрителем, который перевернул черепаху на спину, обмотал ее передние лапы цепью и зацепил цепь за крюк своего джипа. Затем он поехал к морю, волоча черепаху по песку. При этом рот ее забивался песком, а голова загибалась назад так, что шея, казалось, вот-вот не выдержит. Добравшись до берега, он отцепил черепаху и снова перевернул ее на брюхо. Стоило волнам коснуться черепахи, как она начала потихоньку двигаться, затем отплыла от берега и исчезла в море. Впоследствии женщина заметила: “Глядя, как она уплывает вдаль и вспоминая ее кошмарную “поездку” через дюны, я подумала, что порой действительно трудно сказать, убивают или спасают тебя руки, переворачивающие твою жизнь вверх ногами”.2
Порой нам может казаться, что Бог волочит нас по песку. Мы можем изумляться, как Он допустил, чтобы нам было больно. Мы хотим быть сильными, но обнаруживаем, что наши обстоятельства делают нас все слабее и слабее. В результате мы теряем уверенность в себе и хотим сдаться, что, на самом деле, хорошо. Бог считает слабого человека неодолимым. Он сказал: “А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом” (Ис. 66:2). “Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет” (Пс. 34:18). Он противится сильным. Смиренные получают Его благодать (Иак. 4:6). Наше резюме может произвести впечатление на окружающих нас людей, но на Бога производят впечатление лишь те, кто знает, что без посредства Его благодати они потерпят неудачу во всем. Мы не можем стать достаточно сильными, чтобы оказаться полезными для Бога; мы должны стать достаточно слабыми (см. 1 Кор. 1:26–29).
Следовательно, когда Бог готовится использовать жизнь человека для славы Своей, этот человек должен полностью лишиться уверенности в себе. Бог ни у кого не будет вторым пилотом. Более того, Он просто не хочет быть пилотом. Он хочет, чтобы мы знали, что Он и пилот, и самолет, и взлетная полоса, и удерживающий нас воздух, и пункт конечного назначения, куда мы прибудем. Другими словами, Он — все. Он — сама наша Жизнь. “Мы Им живем и движемся и существуем” (Деян. 17:28).
Ваша жизненная цель — стать победоносным христианином? Это может случиться только в том случае, если вы признаете, что никогда не сможете этого добиться. Вы можете только получить это. Израиль блуждал в пустыне в уверенности в себе сорок лет. Некоторые христиане живут в ней столь же долго. Легко быть уверенным в себе, ведя религиозный образ жизни, но хождение по благодати требует, чтобы мы добровольно отказались от распоряжения своей жизнью. Чтобы склонить вас к этому, Бог может привести вас туда, где перед вами окажется стремительный полноводный поток.
Бог использует жизненные потопы, чтобы привести нас к полному подчинению Ему. Вам надоело то, как вы живете? На примере своей собственной жизни я обнаружил, что всегда поступать правильно недостаточно. При помощи религиозного поведения многие пытаются управлять своей жизнью и в каком-то смысле управлять Богом. Наш подход к хождению во Христе столь же нелеп, как полный энтузиазма молодой человек, недавно получивший квалификацию водопроводчика, которого взяли на экскурсию на Ниагарский водопад. С минуту посмотрев на него, молодой человек изрек: “Я думаю, что смогу это починить”. Мы можем думать, что если мы делаем правильные вещи, Бог будет доволен и благословит нас, однако Бога не интересует, что мы делаем, если это не служит проявлением нашей с Ним единой жизни.
Мой друг Эд Джексон, который по возвращении из отпуска обнаружил, что потерял работу, в конечном итоге пришел к пониманию этой истины. Это избавило его от овладевшего им поначалу страха. Однажды я спросил его: “Эд, не хочешь ли ты отказаться от распоряжения своей собственной жизнью и предать себя и всякую часть своего существа в руки Божии?”.
Его глаза наполнились слезами, и он кивнул. Мы склонили головы и он начал молиться: “Господи, я знаю, что никогда не смогу жить так, как Ты хочешь, пока добровольно не откажусь от распоряжения своей жизнью. По вере своей я решил сделать это и именно сейчас. Во имя Иисуса, аминь”.
Тот день был Днем освобождения Эда. Именно в этот день он вошел в Землю Благодати.
Хотите ли вы отказаться от распоряжения своей жизнью? Единственный способ войти в Землю Благодати — это жить, всецело предав себя Богу. Полное самоотвержение означает, что мы добровольно предаем свою жизнь в Его руки. Это означает, что мы осознанно передаем всякую часть нашего существования под Его управление, доверяя Ему делать все, что Ему будет угодно, в нас, для нас или через нас. Это рывок веры, который переносит нас от наших жалких попыток добиться уверенности в будущем в руки всемогущего Бога.
Полное подчинение Богу страшит в той мере, в какой мы не знаем Его качеств или не верим в них. Однако Бог часто позволяет нам попасть в обстоятельства, которые возлагают на нас большую тяжесть, чем мы сможем нести, так что у нас появляется стимул, чтобы доверится Ему и выпустить нашу жизнь из своих рук. Это шаг веры, предпринимаемый, несмотря на то, что мы можем быть напуганы и неуверенны в будущем.
Многие христиане уже доверили Богу вывести их из рабства прошлого. Они поверили, что Он простил их грехи, однако затем забрали назад в свои руки управление своей жизнью. Они искреннепытаются найти свой путь в Ханаан, но эти попытки приводят их к бесконечному блужданию в пустыне религии.
Многие из нас устали от религии. В глубине души мы знаем, что в жизни христианина должно быть нечто большее, чем мы испытали. Это так. Однако, чтобы познать больше, чем пустые религиозные ритуалы, нам необходимо предать себя Ему и с верою пойти вперед.
Возможно, Израиль всмотрелся в стремительно текущие воды полноводной реки Иордан и решил: “Да, вода глубока и течение стремительно. Здравый смысл подсказывает, что если мы ступим в реку, чтобы перейти ее, нас может унести течением, однако нам надоело жить так, как мы живем. Мы готовы рискнуть всем, чтобы доверится Богу. Мы последуем за Ним, и будь что будет”.
Вы готовы войти в Землю Благодати? Тогда войдите в воду, чтобы пересечь ее, предав себя и все, что вы, по вашему мнению, когда-либо знали, Христу. Затем приготовьтесь идти вперед в новую землю. Оставьте позади весь свой религиозный багаж. Он не понадобится вам там, куда вы идете. Вскоре вы увидите, что Земля Благодати не похожа ни на одно место, где вы когда-либо бывали.
Дорогой Отец Небесный!
Теперь я понимаю, что для моей духовной жизни необходимо, чтобы я был слабее, а не сильнее. Я часто пытался переплыть глубокие воды жизни самостоятельно. Когда я не мог самостоятельно переплыть воду, я решал держаться на ней, пока дела не пойдут лучше. Научи меня доверяться Тебе и понимать, что Твоя главная цель — не изменять мои обстоятельства, а избавить меня от уверенности в себе. Теперь я предаю себя в руки Твои. Я доверяюсь Тебе.
Вопросы для обсуждения в группе
- Опишите недавний случай, когда Бог позволил вам испытать трудности.
- Прочитайте 2 Кор. 1:8–9. Почему Бог допускает возложение на христианина бремени, превосходящего его силы? Почему Бог ценит в людях слабость, а не силу?
- Дайте определение полного подчинения Богу. Почему христиане порой боятся полностью подчинить Богу все в своей жизни?
- Расскажите о случае, когда друг делился с вами своей проблемой. Что вы сказали ему? Был бы ваш сегодняшний ответ ему другим? Почему “да”, или почему “нет”?
- Дайте определение надломленности. Является ли надломленность и страдания одним и тем же? Можете ли вы испытывать страдание, не ощущая надломленности?