Традиционные и нетрадиционные религии в России

На территории России есть ряд республик, где языческие верования коренных народов признаются и защищены законодательством (например, Марий Эл, Тыва, Бурятия, Якутия, Алтай). Сохраняются языческие верования и среди славянских народов. Однако они встречают наибольшие препятствия в реализации своих прав на свободу вероисповедания.

Наглядным примером нагнетания атмосферы подозрительности и недоверия к представителям иных конфессий служит скандальное обращение группы представителей «патриотической общественности», включая 19 депутатов Государственной Думы, в Генеральную прокуратуру с требованием возбудить дело о запрете всех религиозных и национальных еврейских объединений, основанных на морали Шулхан Арух, как экстремистских. Газета «Русь православная» опубликовала на своем вебсайте 11 января 2005 года это обращение под заголовком «Еврейское счастье, русские слезы».

Несмотря на то, что высшие органы власти России осудили призывы к запрету еврейских общественных объединений, в Москве 4 ноября 2005 года состоялись шествие и митинг националистических сил. А во время предвыборной кампании в Москве в ноябре 2005 года в агитационной листовке, изданной ЛДПР (лидер — В.В. Жириновский) тиражом в 1 млн. экземпляров, предлагалось «закрыть Москву от выходцев с юга» и «запретить религиозные секты». Тенденция, как видим, налицо: в стране нарастает волна религиозно-националистических настроений и выступлений. В случае усиления этой тенденции мы можем оказаться у порога превращения этнорелигиозных конфликтов в настоящую войну на национальной и религиозной почве.

Сегодня исламский фундаментализм часто называют источником терроризма. Однако терроризм не подпитывается фундаментализмом, потому что основы практически всех религий как раз отрицают терроризм, в частности заповедью «не убей». Иначе говоря, террористические организации, соотнося свои действия с каким-либо вероучением, на самом деле лишь спекулируют на религии. В настоящее время Россия и другие страны начали также знакомиться с религиозными движениями «Нью эйдж» (New Age — новый век), которые появились в 80-х годах XX в.

В основе этих движений лежит идея «нового века» — качественно иного периода в развитии человечества, в отличие от предыдущего, — неудачного, «пропащего».

Особое место занимают религиозные проявления, направленные на служение темным силам, например сатанизм, ведьмарство и разнообразные оккультные взгляды.

Появление религиозных новаций обусловлено многими факторами, среди которых особо следует выделить следующие:

• социально-экономическая и политическая нестабильность общества;

• изменения в мировоззренческих парадигмах, вызванные трансформацией общества;

• девальвация системы ценностей тоталитарного режима и идеологический вакуум, который возник вследствие этого;

• кризис традиционных церквей, вызванный атеизацией общества и развитием науки;

• кризис традиционных религий, которые оказались не в состоянии удовлетворить определенные духовные потребности современного человека;

• взаимовлияние разных культурных миров, связанное с процессами глобализации, миграционными процессами в обществе и другими факторами;

• религиозная инициатива отдельных лиц, которые создают новые вероучения, культы, организации; активное и заинтересованное миссионерство зарубежных неорелигиозных центров;

• распространение эсхатологических настроений, вызванных переходом к новому веку и тысячелетию;

• индивидуальные поиски каждым человеком своих собственных духовно-ценностных ориентиров.

Нередко религиозные искания выступают как протест против существующих идеологических, моральных устоев общества.

Неорелигиозные течения имеют достаточно много способов для распространения, так как опираются на богатый опыт уже существующих иррационалистических систем, используют современные научные достижения, ориентируются на современную ситуацию.

Общими признаками новейших религиозных взглядов можно считать: универсализм, синкретизм, ориентацию на обобщенный мистический опыт, как правило, открытость к последователям других религий и религиозно-философских систем, авторитаризм лидера движения, жесткую организационную структуру религиозных общин и пр.

Сегодня в России представлены почти все известные в мире направления неорелигий и новых религиозных движений:

• неохристианство и парахристианство (Богородичный центр, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Новоапостольская церковь, Церковь Христа, Новая церковь, Церковь Виссариона и др.);

• религии ориенталистского направления (Международное общество сознания Кришны, трансцендентальная медитация, последователи Шри Сатьи Саи Баби, Ошо-центр, Вселенская чистая религия, дзэн-буддизм, Нитирэн и др.);

• синтетические религии (Великое Белое братство, Церковь объединения или Церковь унификации, Всемирная вера Бахай и др.);

• эзотерические объединения (теософия, «Живая этика», братство Грааля и др.); неоязычество (Вики, инглинги и др.);

• сайентологические движения (дианетика, наука разума, христианская наука и др.);

•сатанизм;

• оккультизм и др.

Значительная часть религиозных движений привнесена из-за рубежа — Церковь унификации Сан Мен Муна, Церковь сайентологии, бахаизм, даосизм, Общество сознания Кришны, Учение истины АУМ (Аум Синрикё) и пр.; другие зародились на отечественной почве — Богородичный центр, Церковь Виссариона, Великое Белое братство, Церковь последнего завета и др.

Новейшие религиозные направления могут иметь некоторые расхождения даже в собственных воззрениях.

В целом же от модернистских религиозных течений можно ожидать активного поиска новых форм взаимодействий с государством, обществом, традиционными церквами, что может способствовать увеличению приверженцев неорелигий.

Наши рекомендации