Религиозно-философское учение Конфуция.
Конфуций — первый из древнекитайских философов (551-479 г д.н.э). С его именем связывают возникновение философско-религиозного учения в качестве самостоятельной системы и формирование школы конфуцианства.
Но несмотря на авторитет Конфуция, конфуцианство отнюдь не сводится к творческому наследию этого мыслителя. Оно возникло в результате концептуализации и этизации прежних идеологом (мифологем, архаических мировоззренческих моделей)и ритуальных практик, вобрав в себя весь духовный опыт предшествующей национальной цивилизации.
Учение этого философа изложено им не в пяти классических книгах («Пятикнижии» — «Уцзин»), о которых мы только что говорили. Историки считают, что первые четыре книги «Пятикнижия» принадлежат перу неизвестных нам авторов. Конфуций якобы только отредактировал их и употреблял как пособия для преподавания. Кроме того, историки находят, что ученики Конфуция тоже редактировали эти книги после его смерти. Если это действительно так, то четыре первые книги не дают уникальных сведений о философских взглядах Конфуция . Только последней книге «Пятикнижия» приписывается авторство Конфуция . Но «Анналы весны и осени» представляют краткую хронику одного из китайских княжеств («весной и осенью» называют период правления династии Чун-цю) и не содержат в себе никаких религиозных идей.
Учение , которое известно в мире под именем конфуцианства, содержится в других четырех книгах («Четверокнижии» — «Сы-шу»), написанных его последователями. Они имеют следующие названия: «Аналекты» (в другом переводе «Беседы и суждения» — «Лун-юй» — книга изречений Конфуция и его учеников), «Великое учение » («Да-сюе» — учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников), «Доктрина золотой середины» (в другом переводе «Книга о середине» — «Чжун-юн»), «Мэн-цзы» ( учение философа Мэн-цзы, самого известного из учеников Конфуция ).
Учение Конфуция трудно назвать религиозным . Скорее всего, оно представляет философию этики, которая охватывает все области человеческой жизни, включая религию. Однако религии Конфуций касается меньше всего. Главным образом, учение Конфуция обращается к вопросам семьи, общества, государства и человека как отдельной личности. Человеческую природу этот философ оценивал вполне позитивно, хотя знал, что люди способны не только на добро, но и на зло. Однако он был уверен, что с помощью воспитания и доброго примера можно искоренить зло из жизни людей.
23. Основы вероучения и культа иудаизма.
Иудаизм (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству,а затем, начиная с эпохи Второго храма, стало общим названием еврейского народа) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий.
Принято различать в развитии иудаизма 3 исторических периода: храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и равинистический (с 6в). Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев (прушим), возникшего в эпоху Маккавеев (2 в. д.н.э).
Особенности:первенство в истории человечества в провозглашении монотеизма, углубленного учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию. Это учение дало и дает повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течении веков все новых и новых сторон.
Понятие о Боге как об абсолютном существе, выступающем не только творцом, но и Отцом.
Понятие о жизни как о жизни как о диалоге Бога и человека.
Учение об абсолютной ценности человека, как бессмертного духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в духовном совершенствовании.
Учение о равенстве всех людей перед Богом: каждый человек является сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.
Особая миссия еврейского народа, чтобы донести божественные истины до человечества. Для этого Бог заключил с евреями Завет и дал заповеди. Он налагает на евреев высокий уровень ответственности.
Является национальной религией всех евреев.
Так же религия предполагает соблюдение Нового Завета (7 необходимых заповедей, возложенного Богом на всё человечество): 1 — запрет идолопоклонства, 2 — запрет убийства, 3 — запрет богохульства, 4- запрет прелюбодеяния, 5 — запрет воровства 6 — запрет в употреблении в пищу плоть, отрезанную от живого, 7- обязанность создать с праведливую судебную систему.
Еврей обязан соблюдать 613 заповеди, разделенных на предписывающих и запрещающих.
Священные книги. Основной сборник священных книг иудаизма называется Танах (Ветхий Завет по христианской терминологии) состоит из 24 книг, разделенная на 3 части (Тора (Бытие Числа и пр), Невиим(Цари, Самуил и тд.), Ктувиим (Иов, Даниил, Руфь и тп.)). Наиболее почитаемая часть — Тора (8в д.н.э).
Вероучительная доктрина иудаизма чрезвычайно сложна для систематического изложения, поэтому иудаизм интерпретируется часто не столько как вера (учение), сколько как священный образ жизни. Однако даже при таком подходе существует целый ряд основополагающих положений, определяющих вероучительную доктрину.
Центральным догматом современного иудаизма является учение оБоге Яхве: он первой и последний, единственный и единый, и нет единства, подобного ему.
Учение о загробной жизни со временем менялось можно говорить о 3х вариантах, последовательно сменявших друг друга.
1-й имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В этот период люди думали, что после смерти души попадают в шеол. Там они ожидали прихода миссии. Праведников ждала жизнь на новой земле.
2-й существовал со времени появления Талмуда до второй половина 20-го в. Не надо ждать миссию. Праведники сразу попадут в рай, а грешники в ад. Причем Евреи-иудеи попадут в ад на время, а не иудеи навсегда.
3-й излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со 2 вариантом Небесную награду могут получить и не евреи, причем евреям сложнее её получить, так как людям других наций достаточно вести нравственный образ жизни, а евреи помимо всего прочего должны соблюдать 613 заповедей.