Молитва, бросающая вызов, Послание к Колоссянам 1:9-14
Изучение Писания способствует развитию молитвенной жизни. Во-первых, чем больше мы узнаем о Боге, о Его методах действия и о Его замыслах, тем понятнее для нас богословские вопросы и суть молитвы. То, во что мы верим, оказывает решающее влияние на молитву. Также верно и обратное: чем слабее наша молитва, тем меньше мы понимаем в богословии. В любом случае, более глубокое проникновение в Писание всегда будет изменять нашу молитву.
Во-вторых, изучая библейские молитвы, мы открываем для себя, о чем молились люди Божии, понимаем, почему их молитвы обладали такой силой. Научитесь спорить в молитве с Моисеем, петь вместе с Давидом, предвидеть будущее вместе с Соломоном при посвящении храма. Подумайте, что значит молиться так, как тому учил Сам Господь Иисус. Учитесь молиться у апостола Павла. Все это поможет вам понять, о чем нужно молиться, как молиться и почему вообще надо молиться. Сконцентрировав свое внимание на просьбах, высказанных в молитвах Павла, мы должны задать себе вопрос: в какой мере просьбы, которые мы обычно возносим Богу, соответствуют тому, о чем молился апостол Павел? Предположим, например, что 80-90% наших просьб - это просьбы о самочувствии, выздоровлении после болезни, безопасности в пути, хорошей работе, успешной сдаче экзаменов, квартирном вопросе и многом другом. А как часто Павел молился об этом? Если содержание наших молитв совсем не похоже на содержание молитв апостола Павла, то это значит, что язычество проникло в нашу жизнь и наш ум.
Именно поэтому нам надо изучать молитвы апостола Павла. Одна из них, находящаяся сейчас перед нами, содержит важные для нас уроки, касающиеся подготовки к молитве и ее содержания.
Подготовка к молитве
1. Павел молится о христианах, которых он никогда не видел. Он пишет: "... и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас..." (1:9). В первых трех молитвах, рассмотренных нами, Павел молится о христианах, с которыми был лично знаком. Это были христиане из церкви, которую он сам основал. Но здесь Павел пишет в церковь, в которой он никогда не был, в церковь, которая, по-видимому, была основана Епафрасом, жителем Колосс, который скорее всего обратился к Богу через служение апостола Павла в Ефесе (Кол. 1:7; 4:12-13; Деян. 19:1, 8-10).
Павел заверяет колоссян - своих духовных внуков - в том, что он молится за них, хотя никогда их не видел. И всякий раз, узнавая что-то новое о работе Бога в той церкви, он еще ревностнее ходатайствовал за них.
Подумайте, о ком молитесь вы: о семье и церкви, о горячо любимых, но довольно немногочисленных друзьях. Конечно, в первую очередь мы несем ответственность за своих близких. Если не мы, то кто будет молиться за них? Но если мы будем молиться только за них, мы превратимся в отшельников. Такие молитвы указывают на ограниченность нашего мировоззрения, свидетельствуя, что мы интересуемся только собой.
Безусловно, мы не можем молиться за всех верующих во всем мире, в таком случае наша молитва стала бы слишком неконкретной. Но мы можем помочь себе, если будем внимательны к сообщениям о христианах из разных частей мира, в которых сами никогда не бывали, если постараемся узнать о них побольше и научимся ходатайствовать за них перед Богом. Это будет не только проявлением единства вселенской церкви, но и дисциплинирующим упражнением, которое расширит горизонты нашего служения и поможет стать христианами целого мира, а не только своей страны.
2. Апостол Павел молится постоянно. Мы уже говорили об этом выше, и в этой молитве мы тоже находим тому подтверждение: "...с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас..." (1:9). Мы уже отмечали, что молитва Павла, с одной стороны, не была каким-то непрерывным мистическим переживанием и что, с другой стороны, он не преувеличивает, когда говорит так. Эти его слова означают, что как бы глубоко Павел не находился в молитвенном духе во время своей повседневной деятельности, он отводил время для непосредственной молитвы (как можно судить по Рим. 1:9-10). Итак, Павел говорит колоссянам, что, однажды услышав о них, он поставил перед собой цель ходатайствовать за них перед Богом в своих ежедневных молитвах; он не переставал молиться за них.
И здесь необходимо подчеркнуть: существует нечто такое, о чем нельзя прекращать молиться. Некоторые авторы книг о молитве так настойчиво советуют просить о текущих нуждах, что забывают о более важных и масштабных. Когда Павел сообщает колоссянам, что он не переставал молиться о них, он имеет в виду, что есть нужды, о которых мы должны молиться снова и снова. Молитва - это установленный Богом способ принятия благословений, которые уже принадлежат нам во Христе Иисусе. Во многих из этих благословений мы нуждаемся вновь и вновь, и поэтому мы, подобно ребенку, выросшему в доме, где, вежливо попросив, можно получить многое, должны просить о них постоянно. Например, христиане учатся благодарить Бога за пищу перед каждой трапезой; молитва, которой научил нас Господь, показывает, что нам следует просить о пище ежедневно. Также недостаточно раз в шесть месяцев помолиться о том, чтобы Бог освятил нас. Мы нуждаемся в определенных благословениях от Бога постоянно, и когда мы постоянно молим Бога о них, Он восполняет наши нужды.
Нечто подобное апостол Павел имеет в виду, когда говорит колоссянам, что он не переставал молиться о них. Есть определенные вещи, в которых христиане, если они хотят жить и служить, как подобает христианам, нуждаются постоянно. Об этих вещах Павел и умоляет своего небесного Отца. Таким образом, непрерывность его молитв вдохновляет нас быть настойчивыми в молитве. Кроме того, надеюсь, я смог пробудить в вас любопытство: о чем, по мнению Павла, мы должны молиться постоянно?
Молимся ли постоянно о том же мы?
3. Павел связывает благодарственные молитвы с просьбами. "Поэтому, - пишет Павел, - и мы с того дня, как услышали о вас, не перестаем молиться о вас..." (1:9). Мы снова замечаем, что прошения Павла связаны с благодарением (сттхи 3-7). За что апостол благодарит Бога, о том же он и просит Его. Но поскольку мы уже обнаружили эту связь в двух других молитвах, я не хочу останавливаться на этом. Только замечу, что связь между благодарением и прошением Павла помогает нам сделать вывод: обычно мы молимся о людях, когда они попадают в критические ситуации, Павел же молится тогда, когда все складывается хорошо.
Вспомним вначале о своих привычках. Можно, конечно, молиться за кого-то, когда все в порядке, но разве мы не склонны молиться с большим усердием, когда приключается беда? Стоит появиться болезни, финансовым проблемам, стоит случиться нравственному падению кого-либо или разногласиям в церкви, встает проблема выбора или в семье непорядок - в такие моменты мы прибегаем к молитве. Само по себе это не плохо. Пример христиан, немедленно обращающихся за помощью к Богу, всегда ободряет.
Но если мы молимся только в такие моменты, значит, мы не следуем примеру апостола Павла. А ведь он не случайно так часто связывает свои благодарственные молитвы за свидетельство благодати в жизни верующих с прошениями о еще больших свидетельствах благодати в жизни тех же верующих. Когда Павел узнает о работе Бога в церкви, он возносит благодарственную молитву; затем он продолжает молиться об этом постоянно; его молитва, возможно, меняется в зависимости от того, что он узнал об особых нуждах какой-то конкретной общины верующих. Хорошие новости, которые он слышит, побуждают его не только благодарить. Павел никогда не благодарит так, будто с этого момента он может прекратить молиться за этих верующих и начать ходатайствовать о том же за других людей, которые находятся в более сложном положении.
Нет сомнений, что апостол ходатайствует тогда, когда узнает о препятствиях, которые надо преодолеть; однако здесь надо заметить, что он ходатайствует и тогда, когда узнает о проявлениях жизни, силы и благодати, потому что его заботит сохранение и рост этой жизни, этой силы и этой благодати.
Спросим себя, есть ли у нас такое естественное желание, и если есть, то насколько оно естественно? Когда мы чувствуем большую необходимость молиться, когда наша церковь вот-вот разделится или когда в ней обратились несколько человек? С одинаковым ли усердием мы ходатайствуем за своих детей, когда они прямо на глазах растут в вере и когда они поддаются влиянию плохой компании? Просим ли мы Бога о росте настойчивости и искренней любви среди тех христиан, у которых мы уже замечали свидетельства этих добродетелей?
Молимся ли мы серьезно о неизменных нуждах?
Содержание молитвы (1:9-14)
О чем же постоянно молится апостол Павел, когда возносит свои молитвы за колосских верующих? В чем они нуждаются постоянно и с течением времени все больше? В этой молитве Павел выражает только одну просьбу, а затем говорит, зачем надо об этом просить и как Бог может ответить.
1. Павел просит Бога исполнить верующих познанием Его воли. "Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном..." (1:9). Что имеет в виду Павел, когда говорит, что хочет, чтобы верующие исполнились познанием воли Бога? Очень часто мы используем выражение "воля Божия" для обозначения своего призвания или какого-нибудь будущего аспекта своей жизни, который определяется нашим выбором сейчас, в настоящем. Мы ищем волю Божию, когда женимся, делаем большие покупки, когда переезжаем в другой город и выбираем в нем новую церковь.
Само по себе все это не плохо. Господь ведет нас многими путями, и мы не должны пренебрегать Его водительством. Тем не менее опасно сосредоточивать все свое внимание только на этом, потому что так легко привыкнуть думать о воле Божьей применительно в первую очередь к своему будущему, своему призванию и своим нуждам. Часто такое отношение превращается в своеобразную форму благочестивого эгоизма. Еще хуже то, что из-за этого в сознании человека стираются те основные понятия, с помощью которых Библия описывает волю Господа.
Поразмышляйте над такими словами: "Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты - Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды" (Пс. 142:10). Из этого стиха следует что выполнение воли Божьей равносильно послушанию заповедям Божьим. Что Бог заповедал делать, то есть Его воля; на нас лежит ответственность ее выполнять. Псалмопевец не призывает нас искать волю Божию, ибо он полагает, что она уже известна. Его беспокоит выполнение этой воли. Когда он молит "научи меня", он говорит не "научи меня Твоей воле", а "научи меня исполнять Твою волю".
Павел увещевает христиан в Риме "...не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12:2). Из этого следует, что изменение характера и поведения, которое достигается обновлением ума христианина, и есть доказательство того, что Божья воля понята правильно, что она указывает человеку самый лучший путь.
В другом месте апостол говрит: "Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы" (Еф. 5:15-17). Познание воли Божьей не сводится к интеллектуальным поискам. В отличие от общества, погрязшего во зле и неразумности, где люди пренебрегают возможностями, милостиво посылаемыми Господом, христиане должны извлекать как можно больше из каждого удобного случая, избегать глупых поступков и тем самым показывать, что они понимают, что есть воля Божия. В следующих стихах сравнивается низость пьянства с радостью исполнения Святым Духом, которое приводит к улучшению взаимоотношений на всех уровнях общества (Еф. 5:18-6:9). Именно таким образом понимание того, что есть воля Божия, будет вырабатываться в жизни верующих.
Еще Павел пишет: "Воля Божия есть освящение ваше" (1 Фес. 4:3). И далее: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1 Фес. 5:16-18). Когда ко мне приходит вечно унылый и хнычущий христианин, я говорю, что знаю, какова воля Божия в отношении его жизни: "За все благодарите: ибо такова к вам воля Божия во Христе Иисусе". Нечего притворяться, что ищешь воли Божьей для своей жизни в отношении брака или христианского призвания, когда у тебя нет глубокого желания исполнять уже открытую волю Бога.
Стих 9 главы 1 Послания к Колоссянам заканчивается так: "...во всякой премудрости и разумении духовном...". Эти слова требуют объяснения. Премудрость и духовное разумение являются средствами, с помощью которых Бог исполняет нас познанием Своей воли. Значение греческого предлога "en" лучше передать не предлогом "во", а словами "состоит из": знание воли Божьей и проникновение в нее состоит из всякой премудрости и разумения духовного. Знание воли Божьей - это больше, чем знание определенных учений (но, конечно, не меньше). Знание воли Божьей состоит из мудрости (часто в Писании мудрость - это знание того, как жить) и всякого разумения на духовном уровне.
Именно об этом и молится апостол Павел за колоссян. В какой-то мере его молитва вызвана беспокойством, так как они подверглись сильному влиянию языческой философии. Это опасная тенденция. Да, говорят они, Христос важен, но не для всех и не во всем. Павел не может с таким положением дел. В следующей главе он пишет: "Смотрите, (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти..." (2:8-10). И в данном случае апостол подчеркивает: молится, чтобы верующие могли исполниться познанием воли Божьей, знанием, которое состоит из мудрости и всякого разумения на духовном уровне. Как еще они могут противостоять влиянию со стороны языческой культуры, влиянию, которое так же незаметно, как и всепроникающе? Как еще они смогут думать по-христиански и искренно преобразовывать свой разум, сердце и поведение в соответствии с Божьей волей?
Есть ли у нашего поколения больший дефицит, чем дефицит мудрости и разумения? Некоторые из нас потакают любым своим капризам, соглашаются участвовать в любом модном движении, гонятся за новинками, ловят малейшую возможность встречи с представителями средств массовой информации. Другие защищают традицию, решив допускать как можно меньше изменений, поклоняются всему устоявшемуся лишь потому, что оно существует испокон веков. Но где те люди, чье знание Бога так же свежо, как и глубоко, люди, чей восторг от размышления над словом Божьим приводит к единомыслию с Богом и ограждает изучение Писания от превращения в чисто интеллектуальное занятие, люди, чье желание угодить Богу не вытесняется разрушительным желанием покрасоваться на публике?
Не хлебом единым и не одними только удобствами и удовольствиями жив человек. Поймите, наша жизнь должна зависеть от всякого слова, исходящего из уст Божьих (Втор. 8:3; Мтф. 4:4). Эта нужда становится особенно насущной сейчас, когда даже среди верующих, не говоря уже об обществе в целом, наблюдается отсутствие элементарных знаний Библии. Правда, базовое знание Библии еще не обеспечивает того познания воли Божьей, о котором говорит Павел Не знать Библию - этого самого полного откровения о Боге - значит заранее лишить себя всякой возможности исполниться познанием воли Бога, познанием, которое состоит из всякой премудрости и разумения духовного.
Итак, неудивительно, что об этом мы должны постоянно молиться. Немногие нужды требуют более усердного ходатайства перед нашим милостивым небесным Отцом, чем эта. Стремительный рост многих церквей, скажем в Нижней Сахаре или Латинской Америке, как бы невероятно это ни звучало, ни к чему не приведет, если новообращенные не будут стремиться познавать волю Божию, открытую в Библии. И в западном мире, где немало церквей продолжают расточать свое удивительное наследие благодати Божьей, знание Бога отступает на дальний план, в то время как мы все больше увлекаемся новыми технологиями и идет на поводу своих капризов. Разве это не достаточное основание для того, чтобы присоединиться к молитве апостола Павла о том, чтобы Бог мог исполнить верующих познанием Своей воли?
2. Цель прошения Павла состоит в том, чтобы верующие в совершенстве могли угождать Господу Иисусу. Высказав свою просьбу, апостол Павел начинает раскрывать его цель. Он молится "чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему" (1:10). Мы уже встречались с этой мыслью. Например, во Втором послании к Фессалоникийцам 1:15 Павел заверяет христиан, что они "удостоятся (т.е. будут считаться достойными) Царствия Божия", за которое они страдают (см. гл. 1 этой книги). Но теперь Павел говорит не о Царстве, а о личности, и от этого его слова звучат еще резче. Цель такой молитвы апостола Павла состоит в том, чтобы верующие могли вести жизнь "достойно Бога". Это очень высокий идеал. Быть достойным Господа намного сложнее и ответственней, чем быть достойным Царствия Божия.
Чтобы читатели хорошо поняли, что означает "поступали достойно Бога", Павел объясняет: он желает, чтобы они жили во всем угождая Ему. (т.е. Господу Иисусу Христу)". Вот что значит вести жизнь, достойную Господа.
Мы бы лучше поняли апостола Павла, если бы жили в условиях традиционной культуры, где самое страшное преступление, которое может совершить человек, - это опозорить семью или племя. Обычно в таком обществе существует набор известных и устоявшихся табу, и люди, принадлежащие к этой культуре, боятся нарушить эти табу и навлечь на себя позор.
Не так давно студент из Кореи, учившийся в одном известном университете Англии, попросил у меня совета. Его проблема была одновременно и проста, и сложна. На первый взгляд, было ясно, что он не справляется со своей работой и ему грозит отчисление из университета. Ему надо было смириться и принять эту суровую действительность. Но из беседы с ним выяснилось, что его не сможет понять семья в Сеуле. Для отца с матерью послать своего сына в Соединенное Королевство стоило немалых жертв, и они и подумать не могли о том, что их сын может не получить степень. Юноша был в отчаянии. Родители, родные, братья и сестры убеждали его что-нибудь предпринять, чтобы добиться успеха, перевестись в другой университет или на другой факультет или попробовать получить другую степень. Если он вернется домой, не получив степени, то покроет всю семью несмываемым позором.
Мы, жители западного мира, чаще всего думаем иначе. Конечно, есть семьи, похожие на эту корейскую семью. Но все-таки мы не живем в условиях традиционной культуре. Мы на Западе, как правило индивидуалисты, и стыд, испытываемый нами, очень незначителен по сравнению со стыдом, который формируется под общественным давлением во многих культурах мира. Там у всех людей есть установка, что они должны быть достойными своей семьи, страны и наследия. В отличие от них люди на Западе добиваются оваций своих сограждан, когда действуют независимо, не думая о других людях.
Большинство культур первого века были близки по своему мировосприятию к традиционной культуре. Но апостол Павел вместо того, чтобы настаивать на том, чтобы христиане жили соответственно понятиям церкви - если угодно, нашего племени - призывает верующих жить соответственно понятиям Господа церкви. Они должны жить жизнью, достойной не церкви, а Господа.
В традиционной культуре этот призыв оказал бы огромное влияние. В западном мире такой призыв воспринимается зачастую как предложение одного из возможных образов жизни. Но в мире апостола Павла быть христианином, исповедовать Христа Господом, означало принять такое мировоззрение, по которому человеку надо было угождать Господу во всем. Невыполнение этого условия опозорило бы Того, Кого человек исповедовал Господом.
Конечно, в традиционной культуре люди могут подвергаться ужасным, жестоким манипуляциям. Ценой общественного устройства может стать уничтожение целостности отдельной личности. Точно так же церковь может громкогласно заявлять, что имя Христа должно быть превознесено, и в то же время делать это так, что люди подвергнутся манипуляциям: они обретут чувство вины и не будут видеть прощения; обретут силу, но потеряют милость; будут подражать примеру совершенства, но не познают благодати. Однако большинство западных церквей страдают другой болезнью. Многие из нас думают, что мы можем грешить безнаказанно. Мы заразились вирусом вседозволенности.
Чтобы слиться с апостолом Павлом в его мольбе, нам следует понять его мотивы: "... не перестаем молиться о вас... чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему". Думая, говоря, действуя и реагируя на поступки других людей, я должен спрашивать себя: "Что Иисус хочет, чтобы я делал? Какие слова и какое поведение достойно Его? Каких слов и какого поведения мне надо избегать только лишь потому, что это опозорит Его? Что Ему угоднее всего?"
Эти вопросы просты, но правильный подход к ним изменит наше отношение к работе и досугу, к тому, как мы разговариваем с супругом или супругой и с детьми, как несем служение в церкви, они изменят наше отношение к телепрограммам, к соседям и деньгам.
Но мы не можем угодить Иисусу до тех пор, пока Бог не исполнит нас познанием Своей воли. Короче говоря, познание воли Бога не является самоцелью, оно помогает достичь такой духовной зрелости, когда самым большим желанием верующего станет желание угодить Господу Христу.
Но даже здесь апостол Павел не оставляет эти вопросы на теоретическом и абстрактном уровне. Продолжая, он показывает, что значит во всем угождать Господу.
3. Жизнь, угодная Господу, характеризуется апостолом Павлом с с четырех сторон. (1:10-14). Однако характеристики, данные апостолом не являются единственными признаками верующего человека. Скорее это типичные черты, которые определяют смысл жизни, "достойной Бога". В греческом языке они выражены четырьмя причастными оборотами.
Христиане приносят плод в каждом хорошем деле. Именно так говорит Павел в стихе 10. Конечно, христиане спасаются "по благодати" и "через веру", а "не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8-9). Но благодать Божья в нашей жизни непременно должна приводить к следующему стиху: "Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф. 2:10).
Каждый верующий предназначен для своих добрых дел и каждому определена своя мера плодотворности. Даже в притче о сеятеле количество плодов на доброй почве неодинаково (Мрк. 4:8). Но апостол Павел не может себе представить христианина, угождающего Христу и не приносящего плода в добрых делах. Но опять-таки мысль Павла можно рассматривать и в обратном порядке: он молится, чтобы верующие исполнились познанием воли Божьей ради того, чтобы они могли жить достойно Господа и угождать Ему во всем, а это означает творить в изобилии добрые дела. И речь идет не об аскетическом воздержании и самобичевании, а о плодах (см. Ин. 15:1-8).
Христиане растут в познании Бога. С точки зрения Павла, во всем должно быть развитие: христианин - это развивающийся организм, а не машина, которая просто выполняет заданную функцию, для которой она были сделана.
В то же время, когда Павел описывает этих верующих, как "растущих в познании Бога" (1:10), этим он замыкает круг рассуждений. Прошение Павла состоит в том, чтобы верующие могли исполниться познанием Бога, чтобы жить достойно Иисуса Христа. Но описывая эту жизнь, он говорит, что она характеризуется ростом в познании Бога. И это не порочный круг. Павел имеет в виду, что знание Божьей воли, знание, которое состоит из всякой духовной мудрости и разумения, приводит к послушанию и к соответствию воле Божьей. Чтобы повиноваться воле Божьей, надо в какой-то мере ее познать; а чтобы познать волю Божью глубже, надо повиноваться тому, что мы уже знаем.
Другими словами, познание Бога и образ жизни для христианина неразделимы. Разве Сам Христос не сказал: "Кто хочет творить волю Его, тот узнает об этом учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю" (Ин. 17:7)? Познавать волю Божью и использовать это знание для того, чтобы жить достойно Господа и стараться быть во всем угодным Ему - значит стремиться к послушанию. Но чем больше вы стараетесь быть послушным Богу, тем больше вы познаете Бога. Это в свою очередь побуждает вас к большему послушанию и открывает перед вами новые пути познания Бога и Его воли. Конечно, когда расширяется ваше знание Бога и воли Божьей, вы приходите к большему послушанию. Такое послушание служит очередной ступенькой для более глубокого познани. Итак, христиане растут в познании Бога.
Христиане укрепляются силой, чтобы сохранять долготерпение. Именно так Павел думает о верующих: "укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью..." (1:11). Интересно заметить, что сила, о которой молится апостол, часто связана с силой воскресения (Еф. 1:19-20; Кол. 2:12), но в верующих она проявляется, по крайней мере в первом случае, не в чудесах и воскресении, а в долготерпении.
Говоря о всяком терпении и великодушии, апостол Павел имеет в виду как выносливость, которая помогает нести тяжелый груз, так и выносливость, благодаря которой душа сохраняет терпение. Это не самые популярные добродетели в наши дни. В век, когда нравы горячи, решения принимаются быстро, успех становится предметом поклонения, победы и независимость восхваляются и обещается легкий хлеб, "всякое терпение и великодушие" кажутся совсем не звездными качествами. И вместе с тем заметим, эти качества человек самостоятельно приобрести не может, необходима сила Духа Божьего. Их не надо путать со стоицизмом (который теряет свое нравственное содержание, а следовательно, и способность на праведное негодование) и с обычной физической выносливостью. Эти добродетели дают верующему силу жить с радостью во время гонений, быть спокойным и довольным под бременем оскорблений, доверять мудрому и милостивому провидению Божию посреди страданий, подобных страданиям Иова. Когда Иисус видит эти добродетели в нас, Он доволен.
Христиане радостно воздают благодарность Отцу. Благодарение тоже угодно и Иисусу Христу. Не благодарить - значить забыть о том, что нас ждет впереди; благодарить с радостью - значит помнить, что Отец "призвал нас к участию в наследии святых во свете, избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов" (Кол. 1:12-14).
Если бы Бог считал, что наша самая большая беда заключена в экономике, то Он послал бы экономиста. Если бы Он считал, что наша самая большая потребность в развлечении, то Он послал бы комика или артиста. Если бы Бог считал, что наша самая большая трагедия в политике, то Он послал бы политика. Если бы Он считал, что наша самая большая проблема в здоровье, то послал бы врача. Но Бог посчитал, что наша самая большая проблема - это наш грех, наше отчужденность от Него, наш вечный бунт и наша смерть, и Он послал нам Спасителя.
Апостол Павел говорит, что жить достойно Иисуса Христа - значит быть преисполненным радостной благодарности за то спасение, которое мы получили из Его рук. Если мы были выведены из царства тьмы в царство возлюбленного Сына Божьего, то единственным приемлемым откликом с нашей стороны должна была быть радостная признательность.
И сам Павел, когда пишет эти строки, преисполнен такой радостной благодарности, что хочет петь хвалебные оды Христу, Который дал ему спасение. Поэтому он хочет напомнить колоссянам, что Христос - Господь всей вселенной, потому что Он принимал участие в сотворении мира. Но Иисус не только Создатель, ради Него был создан этот мир: "Все Им и для Него создано" (1:16). Чтобы обезопасить колосских верующих от влияния язычества, апостол также напоминает им, что Христос - единственный глава Церкви. И в этом напоминании выражается радостная благодарность, о которой он только что говорил. Такая благодарность - неизбежное состояние тех, кто пребывает в бесчисленных благословениях, полученных от Бога благодаря заслугам Иисуса Христа.
Легко заметить, как в этой молитве развивается мысль. Апостол постоянно молится, чтобы христиане исполнились познанием Божьей воли. Затем он сообщает цель своей молитвы: он желает, чтобы христиане жили достойно Господа, во всем угождая Ему, предполагая, что такая жизнь совершенно немыслима без роста и духовного понимания воли Божьей. Наконец, не желая оставлять неопределенными такие понятия, как "достойно Господа" и "во всем угождая Ему", он объясняет их при помощи определенных черт христианина, жизнь которого угодна Богу. Апостол не перечисляет все качества, а ограничивается только главными, но этого достаточно, чтобы показать насколько высок идеал христианина. Он говорит, что христиане приносят плод во всяком добром деле. Они растут в познании Бога, укрепляются силой Бога и проявляют долготерпение и великодушие, с радостью благодарят Отца за удивительное спасение, которое Он дал им через возлюбленного Сына Иисуса Христа. Эта возвышенная мысль вызывает порыв прославить Христа.
Когда вы последний раз молились подобным образом? Не учит ли нас пример апостола тому, что и мы должны постоянно молиться об этом?
Вопросы для повторение и размышлений
1. О чем конкретно следует молиться, если одна из целей молитвы - жить, во всем угождая нашему Господу Христу?
2. Как вы молитесь за верующих, с которыми вы никогда не встречались? Можете ли вы улучшить свою молитву за этих людей?
3. Какая связь существует между радостной благодарностью, терпением и молитвой?
Почему мы не молимся
Давайте поразмышляем над тем, какие причины мы на ходим для оправдания своей безмолитвенности и что об этом говорит Писание.
Я слишком занят, чтобы молиться
Занятость - одно из самых излюбленных наших оправданий. Мы живем в лихорадочное время. И в работе, и в игре мы куда-то мчимся, исполняем, добиваемся, свершаем. Мы живем не в век созерцания. Когда мы останавливаемся, то чаще всего садимся к экрану телевизора и впитываем то, чем нас потчует голубой экран. Как следствие, у нас остается мало времени для размышлений, созерцания, анализа; мы редко молимся.
Лиллиан Гилд рассказывает удивительную историю о том, как однажды они с мужем ехали на машине и заметили на обочине "Кадиллак" последней модели с аварийными сигналами. Водитель "Кадиллака" был озабочен и взволнован. Миссис Гилд и ее муж подъехали, чтобы узнать, не могут ли они ему помочь. Незадачливый водитель спешно и сконфуженно объяснил, что уезжая из дому, он не заправил автомобиль, хотя знал, что топлива недостаточно, но он так спешил на важную деловую встречу, что решил не тратить время на заправку. Случилось так, что у Гилдов с собой был лишний галлон бензина, так что они вылили его в бак жаждущего "Кадиллака" и объяснили водителю, где находится ближайшая заправочная станция. Рассыпаясь в благодарностях, тот поспешил вперед.
Примерно через двенадцать миль чета Гилд увидели ту же машину на обочине и с аварийными знаками. Оказывается водитель так торопился на свою деловую встречу, что решил не заезжать на заправку, и продолжал мчаться со слабой надеждой, что ему хватит галлона бензина, чтобы добраться до места.
Сложно поверить, что кто-то мог поступить настолько глупо, пока не вспомним, что именно так многие из нас относятся к христианской жизни. Разве не похоже подчас наше отношение к ней на поведение водителя? Мы настолько заняты делами, что некогда уделить время молитве. К сожалению, христианские руководители в своих действиях уподобляются таким горе-водителям. Постоянные срочные дела заставляют с легкостью забывать о своем призвании служить словом и молитвой. Они поддаются искушению преувеличить значение своей деятельности, возвести ее в такой ранг, что совесть, робко требующая молитвы, тонет в важности их неотложных дел.
Такие люди говорят себе, что в глубине сердца они признают за молитвой первостепенную важность. Просто в связи с нахлынувшими делами они не могут уделить молитве должное внимание.
Что об этом говорит Бог? Хорошо известная история о Марфе и Марии (Лк. 10:38-42), несомненно, поможет понять, как Иисус воспринимает нашу занятость. Марфа была настолько уверена в правильности своего поведения, что даже выразила недовольство тихим благочестием Марии. Более того, Марфа была занята отнюдь не мелочами: ведь она в конце концов несла ответственность за праздничный стол, "заботилась о большом угощении" (Лк. 10:40). Наконец недовольство сестрой вылилось в недовольство на самого Иисуса: "...Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне" (Лк. 10:40).
Но спокойный ответ Иисуса поражает нас и сегодня: "...Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее" (Лк. 10:41-42).
Другой убедительный пример того, как в Библии оценивается молитва, можно найти в седьмой главе Первого послания к Коринфянам. Апостол Павел говорит, чтобы супруги удовлетворяли половые потребности друг друга: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (1 Кор. 7:4). Может возникнуть вопрос: есть ли ситуация, где этот принцип нарушается? Перебрав все возможные варианты, Павел смог остановиться лишь на одном: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7:5). Другими словами, апостол Павел позволяет супругам снять свои обязательства по удовлетворению половых потребностей друг друга, но только при выполнении трех условий: 1) наличие обоюдного согласия, 2) причина перерыва - посвящение себя молитве, 3) перерыв должен быть временным, и по истечении согласованного срока супружеские обязанности должны занять свое место в их жизни.
Поверхностный взгляд на отрывок может привести читателя в недоумение: почему половая близость в рамках брака должна быть прервана, пусть даже временно, ради молитвы? Это действительно поверхностное восприятие, оно говорит о незнании реальной жизни. Занятые пары бывают настолько деятельны, что у них едва остаются время и силы на любовь. Несомненно, в первом столетии эта проблема в некоторых ситуациях была даже более болезненной. Многие христиане были рабами, а значит, муж (или жена) должен был утром вставать первым в доме, а вечером ложиться последним. Когда такая супружеская пара может найти время для молитвы? Как бы высоко Павел ни ставил супружеские обязанности, он признает, что надо сознательно идти на временный отказ от секса ради того, чтобы то время, которое можно провести в объятиях мужа или жены, потратить на молитву. Думаю, теперь можно лучше понять, насколько ценна была молитва в глазах апостола.
И не важно кто вы - мать непоседливых детей, которые отнимают у вас много сил, или важное ответственное лицо в крупной транснациональной корпорации, или студент в разгаре сессии, или слесарь, работающий во внеурочное время ради того, чтобы дети могли учиться в колледже, или пастор большой церкви, отрабатывающий девяносто часов в неделю: в конце концов, если вы слишком заняты, чтобы молиться, значит вы слишком заняты. Бросьте что-нибудь.
Я чувствую себя настолько духовно опустошенным, что не могу молиться
Некоторые из нас планируют для молитвы определенное время, но когда оно приходит, то обнаруживается, что для молитвы у них нет духовной энергии, поэтому появляется искушение отложить молитву до лучших времен.
Каждый из нас пережил это, хотя, конечно, не все поддавались чувствам. Любая из сотни причин может послужить нам зацепкой, чтобы чувствовать себя угнетенным или ощущать духовную опустошенность. Может быть, мы недосыпаем и начинаем смотреть на мир с пессимизмом. Кто-то мог задеть наши чувства и испортить настроение, сорвав на нас свое раздражение несдержанной и неразумной критикой. Физические перегрузки могут отразиться на нашем эмоциональном состоянии, и в