Просьбы, которые чего-то стоят, Второе послание к Фессалоникийцам 1:1-12
Готовясь к молитве так, как готовился апостол Павел (тема главы 2 этой книги), мы должны задать себе вопрос о том, какого рода прошения можем и должны приносить живому Богу. Если мы научились быть благодарными Богу за что-то действительно важное и решили жить, в первую очередь помня о нашем вечном предназначении, то о чем мы будем просить?
Просьбы апостола Павла
В молитве апостола Павла о фессалоникийцах есть две просьбы.
1. Павел молится о том, чтобы Бог мог считать этих христиан достойными своего звания. "Для сего, - пишет Павел, - и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания..." (стих 11). Здесь необходимо пояснить смысл слова "звание". Для некоторых авторов Нового Завета призыв Бога тождественен Его приглашению. Например, в притче о брачном пире (Мтф. 22:1-14) многие были приглашены на пир, который царь приготовил для своего сына (22:3, 8-9), но отказались прийти. Слово "приглашенные" - обычно переводится как "званные". Именно поэтому притча заканчивается такими словами: "...Ибо много званных, а мало избранных" (Мтф. 22:14).
В посланиях Павла призвание Божие всегда действенно: те, кто призван Богом, действительно спаслись. Очевиднее всего об этом говорится в Послании к Римлянам 8:29-30: "...Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил". Быть призванным Богом в этом случае означает быть спасенным, принадлежать Богу. Но апостол никогда не имел в виду, что мы призваны Богом, потому что мы заслужили это. Да и как он мог такое говорить? Он знал, что именно в то время, когда он занимался только тем, что гнал церковь, Бог вмешался и призвал его по Своей благодати (Гал. 1:13-15). Таким образом, Павел не молится здесь о том, чтобы фессалоникийцы стали достойными того, чтобы быть призванными. Скорее, поскольку эти фессалоникийцы уже христиане, т.е. уже призваны, Павел молится о том, чтобы они могли жить в соответствии с этим призванием. Если быть точнее, Павел молится о том, чтобы Сам Бог соделал их достойными призвания. Это означает, что верующие должны возрастать во всем том, что угодно Богу, чтобы Он был доволен ими и окончательно оценил их жизнь как соответствующую тому призыву, на который они откликнулись. Короче, они должны "поступать достойно звания, в которое призваны" (Еф. 4:1).
По благодати Божией мы были прощены; по Его благодати мы были соделаны наследниками Бога и сонаследниками Христу (Рим. 8:17). По Его благодати мы были оправданы, нам был дан Дух, мы вкусили вечной жизни. Но апостол Павел хочет, чтобы мы были достойны этого призвания. Нет сомнений в том, что никто из нас не был достоин, когда мы были призваны. Но теперь Павел молится о том, чтобы мы стали такими, какими должны быть; в этом цель его молитвы. Он молится о том, чтобы христиане стали достойными звания христиан, звания детей живого Бога, достойными той любви, которая привела Иисуса на крест.
В одной из последующих глав я еще вернусь к этому вопросу с практической стороны, хотя уже сейчас, судя по молитве апостола Павла, ясно, что успех, благосостояние, здоровье, счастье и красота не должны быть основными темами наших молитв. Тем более Павел не призывает нас молиться о том, чтобы исчезли все наши проблемы.
Содержание молитвы обусловлено подготовкой к ней. Апостол молится о лучших свидетельствах благодати, за которые он уже благодарил Бога, а также он молится, помня о вечных ценностях.
Он знает, что нам предстоит дать отчет за то, что мы сделали. В последний день Бог спросит: "Как ты воспользовался спасением, которое Я тебе даровал? Чем ты воздал за то, что Я милостиво призвал тебя к Себе? Начал ли ты жить достойно Моего призвания?"
Это одна из тем, к которой Павел постоянно возвращается. Мы должны стремиться достигнуть христианской зрелости. Звучит парадоксально, но Павел постоянно напоминает людям, чтобы они становились теми, кем они уже являются; другими словами, поскольку мы уже дети Божии по благодати во Христе, сейчас мы должны стать полностью такими, какими должны быть эти дети. Бог милостиво призвал нас, теперь мы должны жить достойно этого призвания. А это не может не означать, что мы должны возрастать в святости, самоотречении, любви, честности, в познании Бога и Его Слова, в доверии и послушании нашему небесному Отцу.
Мы недостаточно сильны и дисциплинированы для того, чтобы самим следовать этим путем. Именно поэтому Павел молится таким образом. Для того чтобы Святой Бог мог считать нас "достойными звания", мы должны просить Его о помощи. Именно поэтому Павел не просто просит фессалоникийцев приложить еще больше усилий, а молится о том, чтобы в конце Бог посчитал их "достойными их звания". Такая молитва равносильна просьбе о том, чтобы Бог так действовал в жизни этих людей, чтобы сделать их достойными и в конце концов посчитал бы их достойными.
Итак, эти стихи заставляют нас поставить перед собой вопрос: когда последний раз мы так молились за свою семью? За свою церковь? За своих детей? Не тратим ли мы гораздо больше энергии на молитвы о том, чтобы наши дети сдали экзамены, нашли работу, были счастливы, не блуждали слишком далеко от Бога, чем на молитвы о том, чтобы они вели жизнь, достойную звания христианина?
Многим из нас доводилось задавать родителям вопрос: "Как ваши дети?" - и слышать в ответ: "У Джонни дела идут сейчас хорошо. С его карьерой физика-исследователя похоже все в порядке. Он самый младший сотрудник компании, включенный в совет. И у Эвелин дела тоже идут прекрасно. Она занимается программированием, и ее уже назначили начальником отдела".
На вопрос: "А как их духовные дела?" - обычно следует длинная пауза. В лучшем случае потом родители могут сказать: "Боюсь, сейчас они не очень близки к Господу. Но мы надеемся, что они вернутся."
С одной стороны, подобная реакция родителей может оказаться простым нежеланием выносить сор из избы, заботой о том, чтобы не бросить тень на члена семьи. Но слишком часто это указывает на неправильные приоритеты. Я знаком с родителями, без сомнения, верующими людьми, которые были буквально в ярости от того, что под моим влиянием, как им казалось, их гениальные дети пожелали стать служителями, возможно, миссионерами, вместо того чтобы думать о светской карьере. Многие радуются материальному благополучию детей и абсолютно не обеспокоены их полным равнодушием к Богу, Который сотворил их.
Как будут выглядеть эти ценности через тридцать - сорок миллиардов лет? Помня о вечности и взирая на своих детей, самих себя, других верующих, о чем следует молиться?
Когда последний раз мы молились об этом? Когда последний раз мы молились о том, чтобы Бог сделал нас достойными нашего призвания?
2. Павел молится о том, чтобы Бог Своей силой осуществил достойные, порождаемые верой цели христиан. "Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог ... совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе..." (стих 11). В другом месте Павел пишет, что Сам Бог, действующий внутри нас, производит в нас и желание и действие по Своему благоволению (Фил. 2:12-13). Но в данном месте он молится о том, чтобы Бог укрепил нас для достижения наших достойных, порождаемых верой целей. Что это означает?
Мысль поражает своей глубиной! Апостол предполагает, что люди Божии так изменились через свое обращение к Иисусу Христу и Его Евангелию, что теперь у них появились новые цели. Под воздействием благости и веры они неизбежно приходят к новым целям, к христианским планам и христианским устремлениям.
Например, они начинают задумываться над такими вопросами: "Как бы мне засвидетельствовать своему соседу? Смогу ли я организовать изучение Библии в округе? Я обязательно должен узнать, каким образом я могу помочь той несчастной старой женщине на соседней улице, которая недавно потеряла мужа и, кажется, осталась без друзей. Что надо сделать, чтобы сдружить подростков в моем квартале? Интересно, что я могу сделать для того, чтобы приглашать посетителей в нашу церковь? Возможно, я пригожусь в работе местного отделения собеса для помощи многодетным семьям?"
Конечно, ни один христианин не может делать все, и никто из нас не должен пытаться делать все. Но мы все можем делать что-нибудь важное и нужное, и надо признать, что такие желания были рождены, выражаясь словами Павла, благостью и верой. Апостол надеется, что христиане будут стремиться ставить перед собой подобные цели.
Апостол Павел молится и о том, чтобы Бог Своей силой "совершил всякое благоволение благости и дело веры...". Это просто чудесно. Полагая, что христиане будут ставить перед собой достойные цели, Павел молится о том, чтобы Бог помог этим целям реализоваться. Ведь не секрет, что у нас могут быть верные представления о том, что мы как христиане должны делать, но мы можем так и не взяться за их реализацию. Это с одной стороны. С другой, мы можем стремиться совершить то или иное дело, не получив, за исключением отдельных случаев, одобрения и благословения своих мечтаний у Бога. Истина заключается в том, что, до тех пор пока Бог не начнет действовать в нас и через нас, пока Бог не поддержит наши благие намерения, они не принесут никакого духовного плода, в них не проявится сила, преобразующая жизнь и меняющая людей. "Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его, если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж" (Пс. 126:1). И если Господь не осуществит наши добрые, порождаемые верой цели, они не осуществятся. Неважно, будут ли это пустые мечтания или неистовая, но безжизненная деятельность, все это окажется духовно мертвым.
Из этого следует, что нам необходимо проверить как собственные приоритеты, так и приоритеты руководителей, членов церквей и миссий, задав один и тот же вопрос: "Каковы наши цели и устремления? Какова наша миссия, каково направление нашей деятельности? Что мы должны делать ради Христа?" И когда мы найдем ответы на эти вопросы, тогда мы должны ходатайствовать перед Богом о том, чтобы Он Своей великой силой осуществил наши добрые намерения, эти, рожденные верой действия.
Цель молитвы апостола Павла
"Для сего и молимся ... да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем..." (1:11,12). Изложив просьбы, апостол Павел определяет две цели молитвы.
1. Апостол Павел стремится к прославлению Господа Иисуса Христа: "Для сего и молимся ... да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас...". Павла заботит, чтобы христиане могли стать достойными своего призвания, чтобы Бог осуществил их добрые, порождаемые верой устремления. Конечно, это достойные устремления, к ним надо изо всех сил стремиться и о них надо молиться. Однако они всего лишь ближайшие вехи, а конечная цель - прославление Господа Иисуса Христа, к которому приводят духовный рост и плодотворность верующих. Самые возвышенные христианские устремления - это желание прославить Иисуса Христа. Когда мы желаем добиться славы для себя, а не для Христа, тогда мы стремимся к неверной цели. Когда мы приносим в церковь цветы, приветствуем посетителей или проповедуем, посещаем больных, руководим молодежной группой и посещаем молитвенные собрания, когда делаем все это и многое другое с тайным желанием заслужить похвалу за свое благочестие и труд, то это противоречит нашему спасению. Цель спасения - примирить нас с Богом, чтобы Бог стал центром нашей жизни, основной целью нашего существования. Христос, представитель Бога, объявлен апостолом Павлом Тем, Кто сотворил все и сотворил для Себя (Кол. 1:16). Основой всякого греха является желание быть центром мира, быть, как Бог.
Итак, если мы несем христианское служение и рассматриваем его как средство занять главенствующее положение в церкви, это значит, что мы осквернили святой труд язычеством; это значит, что мы установили свой эталон христианского образа жизни и попали в рабство язычеству.
И даже если наш христианский путь пилигрима пока невелик, мы уже наверняка сделали печальное открытие, что даже наше лучшее служение, движимое глубочайшей ревностью, постоянно переплетается с самым пошлым корыстолюбием. Мы узнали, что и этот грех мы должны исповедовать и пытаться преодолеть. Павел видит проблему и формулирует в молитве правильную цель: "Для сего и молимся...", - пишет апостол, не для того, чтобы вы стали выдающимися христианами и не для того, чтобы ваша стойкость, духовность и сила стали известными по всей Римской империи, но чтобы прославилось "имя Господа нашего Иисуса Христа в вас".
Итак, первая цель молитвы апостола Павла - прославление Господа Иисуса. А вот вторая цель вызывает удивление!
2. Апостол желает прославления верующих. "Для сего и молимся... - пишет Павел, - да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем" (стих 12). На первый взгляд может показаться странным, что Павел после того, как отдал должное прославлению Иисуса Христа, говорит и о прославлении верующих. Что это значит?
Апостолу прекрасно известна позиция Бога: "Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному..." (Ис. 42:8). И вместе с тем, говоря о славе, Библия дает возможность говорить и о прославлении христиан. В Послании к Римлянам апостол Павел утверждает, что все, кого Бог призывает и оправдывает, т.е. все, кто подлинно спасся, однажды будут прославлены (Рим. 8:30). Он имеет в виду, что однажды они станут совершенными, что придет время, когда они будут наслаждаться своим новым, воскресшим телом, похожим на тело воскресшего Христа, и что они будут жить среди великолепия нового неба и новой земли. Но и на земле, утверждает апостол, мы, "взирая на славу Господню преображаемся в тот же образ от славы в славу..." (2 Кор. 3:18).
Нас ожидает полное совершенство без какого-либо изъяна или порока, в чистоте от греха и в свободе от тления, в сладостном блаженстве близкого присутствия Бога. Но даже сейчас христиане преображаются "от славы в славу", словно для того, чтобы переход верующих из одного мира в другой не был очень резким. Последнему преображению предшествует целая серия преобразований, которые происходят, когда мы все больше уподобляемся образу Христа в предвкушении завершающего прославления в конце.
Прославляя Бога, мы не даем Ему что-то реальное, чем бы Он без нас не обладал. Мы просто соглашаемся, что Ему принадлежит все, в том числе и абсолютная слава. Но, прославляя Его, мы прославляемся сами, прославляемся в том смысле, что становимся подобными Ему, приобретая такие черты, которыми мы бы иначе не обладали. Конечно, в соответствии с точкой зрения Павла, прославление, которое ожидает христиан, не отнимет ничего от славы Иисуса Христа. Совсем наоборот. Он прославляет нас, и это приносит славу Ему. Подумать только, что непослушные, эгоистичные, смертные люди, став детьми Божьими, становятся похожими на Него, и придет время, и они будут наслаждаться безоблачным блаженством совершенного существования в присутствии Триединого Бога! Это поистине не может быть плодом наших стараний. А значит, это прославляет Христа: Он получает достойную хвалу за наше прославление и уподобление Его образу. В последний день Иисус Христос прославится в нас за то, кем мы стали по Его благодати, и мы прославимся в Нем силой Его благодати и благодаря Его искуплению.
Таким образом, апостол Павел возвращается к вопросам эсхатологии, т.е. он как обычно устремляет свой взор вперед, он убежден в том, что вести должным образом христианскую жизнь можно только если жить, помня о предстоящем прославлении в конце времен. Мы уже видели, что, готовясь к молитве, апостол тоже думал о будущем (1:5-10). Именно мысли о будущем, размышления о том, как нужно жить здесь и сейчас, помня о вечности, помогли ему обратиться к Богу с правильными просьбами. Он желает, чтобы христиане прославились не только в конце, когда Бог их окончательно оправдает, но уже теперь, когда они готовятся к концу, все больше преображаясь "от славы в славу" в предвкушении всего того, что должно произойти.
Таким образом, цель молитвы апостола Павла заключается в том, чтобы Христос прославился в нас, и мы в Нем. Поэтому я должен спросить вас, как спрашиваю и себя: "Когда последний раз в молитве вы ставили перед собой такую цель, цель, четко стоявшую перед вашим взором, поглотившую вас, ставшую вашей главной заботой?"
Основания молитвы апостола Павла
Апостол пишет: " ...да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа" (стих 12. - Курсив автора). Если бы молитва апостола Павла закончилась словами: "и вы в Нем", то фессалоникийцы могли бы подумать, что апостол просто хочет, чтобы они прилагали больше усилий в стремлении к святости. В определенном смысле, Павел молится именно об этом. Но он всегда признавал, что если христиане прикладывают больше усилий в борьбе со грехом, то это происходит благодаря тому, что благодать Божья могущественно действует в них.
Христиане, постоянно должны помнить, что они не только спасены по благодати, но также и освящаются по благодати, и по благодати будут прославлены. Об этом им напоминает молитва апостола: он просит Бога действовать в жизни христиан. Его молитвенные просьбы ( о том, чтобы Бог мог считать фессалоникийцев достойными своего призвания и так укрепил их Своей силой, чтобы их добрые цели, порожденные верой, были достигнуты), с одной стороны, подразумевают, что христиане сами должны вести себя так, чтобы быть достойными призвания, сами должны стараться достичь поставленных целей. Но с другой стороны, Павел просит об этом у Бога, и это означает, что он глубоко убежден в том, что без действия благодати Божьей его желания, высказанные в молитве, никогда не исполнятся.
Мы приносим плоды по благодати; мы продолжаем оставаться христианами в любых ситуациях по благодати; мы достигаем духовной зрелости по благодати; по благодати мы растем в любви друг к другу, освящаемся и углубляемся в познании Бога. Поэтому в конце молитвы Павел напоминает своим читателям, что все просимое, доступно верующим только на основании благодати. Сам Спаситель не может прославиться в нашей жизни, и мы не можем в конечном итоге прославиться, без Его благодати.
Важно заметить, что Павел мыслит глобально - это проявляется в его молитве, которая состоит не из мелких разрозненных прошений, а из просьб, отражающих цельное представление о жизни. Бог постоянно и непрерывно действует в нашей жизни, а не вмешивается в нее время от времени, отвечая то на одну, то на другую просьбу. Мы должны понять, что не просто нуждаемся в нескольких благословениях, а зависим от Бога во всем. Если же мы чувствуем себя самостоятельными и только изредка обращаемся к Богу в надежде получить правильно сформулированное молитвой понадобившееся благословение, то уподобляемся языческим магам, произносящим заклинания. Павел, опираясь на цельное представление о жизни, мыслит широко. Он помнит обо всем: от благодати, полученной в прошлом, до последней цели, к которой устремлена наша жизнь, - к дому на новой земле под новым небом. Размышляя о конце этого мира и об окончательном оправдании святых, апостол приходит к пониманию того, как мы должны жить на земле, пока не наступит конец.
Вняв учению Павла христианин найдет правильное место во вселенной, принадлежащей Богу, которая была сотворена Им, которая ответственна перед Ним за грехопадение и искуплена Им. Такое понимание жизни устанавливает определенную систему ценностей. Прошения, высказанные апостолом Павлом, и его цели находятся в полном соответствии с таким мировоззрением. Апостол напоминает, что если мы встали на путь спасения, то благодать Божия будет сопровождать нас на всем пути, а ответы на наши молитвы есть не что иное, как духовный рост детей Божьих во славе Иисуса Христа.
Таким образом, молитвы Павла опираются на цельное, глобальное представление о жизни.
В 1952 году молодая девушка по имени Флоренс Чадвик решила переплыть залив Святого Педро. Она была опытным пловцом на длинные дистанции, ей первой из женщин удалось дважды переплыть пролив Ла-Манш. Но погода в тот день, когда она решилась на новый рекордный заплыв, была пасмурной, над водой стоял туман. Она едва видела лодки, сопровождавшие ее. Спортсменка плыла пятнадцать часов, но, не доплыв до берега, попросила, чтобы ее подняли на борт. Тренер пытался уговорить ее потерпеть еще немного, ведь до берега было рукой подать. Но физически и эмоционально истощенная спортсменка остановилась, перестав плыть. Ее втащили в лодку. Когда лодки достигли берега, то оказалось, что до берега оставалось не больше полумили.
На следующий день в интервью она сказала: "Я не хочу искать себе оправдания. Я действительно попросила поднять меня на борт. Но, думаю, если бы я видела берег, то доплыла бы до него".
Два месяца спустя она подтвердила свои слова. В ясный и солнечный день Флоренс Чадвик без особых проблем достигла берега.
Братья и сестры во Христе! Основой всех наших молитв должно быть библейское представление о жизни. Это представление включает истины о том, Кто есть Бог, что Он для нас сделал, кто мы есть, куда мы направляемся, каковы наши ценности. Это представление помогает нам уподобляться Иисусу и жить, помня о вечности; оно ведет к искреннему отклику на вечный возглас церкви: "Гряди! Господь Иисус!" Следовательно, мы должны строить наши молитвы таким образом, чтобы главные заботы, отраженные в них, были также главными заботами Бога. Тогда у нас будут силы молиться и мы не ослабеем, пока не достигнем цели, указанной самим Богом.
Вопросы для повторения и размышлений
1.Что значит молиться о том, чтобы Бог счел христиан, которых мы знаем, достойными Божьего призвания?
2.Какие новые цели вы поставили перед собой, когда уверовали? Много ли вы молились о том, чтобы Бог осуществил эти цели? Какие конкретные шаги вы можете сделать, чтобы усовершенствовать свои молитвы в этом отношении?
3.Какие цели ставил апостол Павел в молитве о фессалоникийцах? Как эти цели отражены наших молитвах?
Молитва за других
Многие из нас воспринимают церковь как довольно приятное место, где можно пообщаться, найти друзей, отдохнуть от работы; если повезет, можно удовлетворить эстетические потребности, например послушать органную музыку.
Да, церковь - это довольно приятное место, вот только многие люди, члены церкви, просто невыносимы. Если бы только мы могли наслаждаться церковью без людей! Конечно, мы не имеем в виду всех. Некоторые из них вполне нормальные люди. Но церковь стала бы еще более прекрасным местом, если бы значительная часть ее членов мгновенно перенеслась куда-нибудь в Юго-Восточную Азию или Центральную Африку.
От этих слов становится грустно. Грустно от того, что в каждой шутке есть доля шутки. В одном из комиксов мне как-то встретилась интересная фраза: "Мы встретили врага, и он - это мы".
Однако факт остается фактом - церковь состоит из людей, среди них и я сам. Церковь - это не здание, тем более не королевство и не епископство. Церковь - это люди. Более того, все мы - падшие люди, да, прощенные и постепенно освящающиеся, но все еще далекие от совершенства нового неба и новой земли. Церковь - это мы.
Поэтому неслучайно опытные и дальновидные христианские руководители всегда продумывают каждый аспект христианской жизни и служения с учетом определенной категории людей. Они не строят пустых прожектов. Тем более они не поддерживают проекты, которые требуют от людей такого посвящения времени и сил, как будто люди Божии только и существуют для того, чтобы осуществлять проекты. Хорошие христианские руководители оценивают любые новые замыслы с точки зрения пользы в служении людям, а не наоборот, при этом эстетические и интеллектуальные качества новой идеи являются второстепенным фактором.
Также и хорошие проповедники, когда учат с кафедры, не стремятся вызвать симпатию к себе своей эрудицией, чувством юмора, и ораторским мастерством. Они проповедуют, чтобы помочь людям - воспитать, наставить, обличить, поощрить, призвать к действию.
Более того, выбирая руководителя, мы обращаем внимание не на притягательность его личности, образованность и эрудицию, не на наличие честолюбия, мы не основываемся на желании продвинуть свою внутрицерковную "партию". Вместо этого мы задаемся вопросом: "Кто будет лучше всего вести людей ко Христу? Кто будет лучше всего воспитывать людей Божьих, созидая через это церковь? Кто лучше всего подойдет людям Божьим?"
Конечно, все это не означает, что проекты должны быть интеллектуально неполноценными, проповедники безответственными в толковании Писания, а руководители необразованными. Наоборот, оценка кандидата по этим критериям, помогает ответить на основной вопрос: кто лучше всего подойдет людям Божьим? Но главный вопрос должен быть главным. Проповеди, проекты и руководители - это не самоцель; в правильной системе ценностей они предназначены для служения людям Божьим.
Кто-то может возразить, что наша конечная цель - служить Богу, а не людям. В первую очередь мы служители живого Бога, наша цель - служить Ему. А разговор о служении людям Божьим беспредметен: разве не должны мы в первую очередь посвящать себя на служение Господу?
На определенном этапе это возражение вполне уместно. Христиане не гуманисты. Мы никогда не должны думать, что служение людям есть наивысшее благо и что служение людям есть то же самое, что и служение Богу. Христиане никогда не совершают главную ошибку, закравшуюся в стихотворение "Абу бен Адам", которое когда-то знали наизусть все школьники. В видении Абу бен Адам узнал, что в списке любящих Бога, нет его имени. Почти не обеспокоенный этим, он попросил записывавшего ангела внести его имя, как того, кто любит своего ближнего. Ангел записал и исчез, а на следующую ночь он явился вновь, чтобы показать Абу всех "тех, кого Божья любовь благословила, и вот первее всех стоит Абу Адама имя". Как будто любовь к Богу можно заменить любовью к людям! Ни один думающий христианин не поддастся этой сентиментальной болтовне. В учении Иисуса первой заповедью является заповедь любить Бога всем разумом, сердцем, душой и крепостию; вторая заповедь - любить ближнего, как самого себя (Мтф. 22:37-40). Иисус не дает повода думать, что эти заповеди тождественны. Напротив, подчеркивая, что одна из них первая, а другая вторая, Он дает понять, что первая - главная.
Обозначив опасность отождествления гуманизма и христианства, мы не должны забывать еще об одной опасности. Она состоит в том, что можно заявлять о близости к Богу и не быть близким к людям, свидетельствовать о глубокой любви ко Христу и питать к своим ближним мелочную зависть и вражду. Апостол Иоанн говорит об этом прямо: "Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин. 4:19-21).
Хотя эти заповеди не тождественны, выполнение первой может быть проверено соблюдением второй. Если мы живем достойно своего звания, то должны помнить, что в церкви Божьей самая главная забота - это люди. Наша преданность Богу и Евангелию проявляется в служении Его людям, тем, кто станет одним из Его людей, тем, кто создан по Его образу.
В этом смысле христиане должны постоянно задаваться вопросом: что лучше всего для людей Божьих? Преданность Иисусу Христу, исповедание Его Господом обязывает сделать Его интересы своими. Не надо слишком долго читать Писание, чтобы понять, что Его заботит благополучие Его народа. Христос - Господь и Бог, Он лучше всех знает, что нужно Его народу, поэтому, когда мы думаем о том, что лучше для нашей церкви, мы должны принимать Его мнение.
"Подождите минуточку, - может сказать кто-то. - Я думал, что эта книга посвящена размышлениям о молитвах, в особенности о молитвах апостола Павла. Какое отношение к молитве имеют эти богословские выкладки о важности людей? Какова связь между этим сухим богословием и моей молитвенной жизнью? И какая вообще есть связь между богословием и молитвенной жизнью Павла?"
Связь между учением и молитвой есть, и очень тесная. Существует богословская школа, которая считает, что молитва нужна тому человеку, который молится, а не тем, за кого молятся. С точки зрения приверженцев этой школы, главное в молитве - размышление и поклонение, потому что молитва - это общение с Богом. Однако эта точка зрения не учитывает того, как мы относимся к другим людям, и в соответствии с ней в наших молитвах нет места для ходатайства о них.
Одна из примечательных черт молитв апостола Павла состоит в том, что много места в них отводится другим людям. Конечно, можно найти молитвы, в которых Павел возносит только хвалу Богу, можно легко представить себе, как апостол молится за себя. Можно заглянуть, например, в псалмы и обнаружить, как много места уделяется прославлению и прошениям о нуждах того, кто молится. Но молитвы апостола Павла, которым посвящена эта книга, прекрасны тем, что просьбы и благодарение за других людей занимают в них центральное место.
Трудно почувствовать силу этих молитв или понять важность их основных тем, если не прочитать их одну за одной. Поэтому большинство из них я включил в эту главу ниже. Не пропускайте их. Найдите время, чтобы медленно прочитать молитвы, задумайтесь над их смыслом, если нужно, читайте вслух, но читайте медленно и вдумчиво.
Все они отличаются по форме и содержанию. Многие современные богословы делят их на четыре группы:
1)собственно молитвы (Павел молится и пишет одновременно);
2)сообщения о молитвах (Павел сообщает своим читателям о своих молитвах);
3)молитвенные пожелания (Павел обращается к Богу в третьем лице, часто в такой форме, как да соделает то-то и то-то Бог всякого мира);
4)обращение к людям с просьбой молиться.
Мы не будем вдаваться в особенности каждой из групп, а углубимся в содержание молитв апостола Павла.
Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире; свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам (Рим. 1:8-10).
Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение (Рим. 10:1).
...Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны... (Рим. 12:12).
Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою (Рим. 15:13).
Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами. Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь (Рим. 15:30-33).
Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, - ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, - так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего (1 Кор. 1:4 - 9).
Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа с вами (1 Кор. 16:23).
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим; и надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях (наших), так и в утешении (2 Кор. 1:3-7).
Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? (2 Кор. 2:14-16).
Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его! (2 Кор. 9:12-15).
И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12:7-9).
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь (Гал. 6:18).
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении (Еф. 1:3-8).
Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:15-23).
Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, - да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3:14-21).
Молитесь и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно (Еф. 6:19-20).
Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву (мою), за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа... (Фил. 1:3-6).
...Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию (Фил. 1:9-11).
Не заботьтесь ни о чем