Мы построили мир, где доход двухсот двадцати пяти богатейших людей Земли равняется совокупному доходу трех миллиардов беднейших людей.
Три миллиарда.
Это половина населения планеты.
Самое грустное не в том, что такая ситуация существует, а в том, что многие люди считают ее нормальной. Ты говоришь им, что доход двухсот двадцати пяти богатейших людей равняется совокупному доходу трех миллиардов беднейших людей, а они отвечают: «Угу. Хорошо. А в чем проблема?»
Хотите знать, почему в современном мире так много беспорядков и насилия? Откройте глаза.
Возможно, вы уже открыли их. Возможно, вы все это знаете. Возможно, лично вы уже поняли, что происходит. Однако для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо, чтобы как можно больше людей поняли, в чем состоит наша проблема, и захотели что-то предпринять. Если бы только люди открыли глаза и посмотрели, что творится вокруг! Если бы больше людей захотели построить мир, основанный на осознании нашего единства. Если бы наши теологии помогли нам в этом. Но на самом деле теологии только мешают людям осознать единство всего живого и учат о разделении. Именно мысль о разделении людей создает почву для существования всех этих прискорбных обстоятельств.
Если бы теология принадлежала к числу точных наук — как физика или, скажем, биология, — информация, которой она оперирует, уже давно была бы признана неудовлетворительной, поскольку за тысячи лет она не позволила достигнуть никаких положительных результатов. По меньшей мере, эта информация была бы поставлена под вопрос.
Хватит ли у человечества смелости поставить под вопрос свои привычные представления о жизни и Боге? Хватит ли у людей смелости, чтобы просто спросить себя «что, если»?
Что, если некоторые очень важные знания людей о Боге просто не верны? Это что-то меняет?
Сколько еще придется вытерпеть людям, прежде чем они станут искать причину, почему мир такой, какой он есть? И многие ли из тех, кто говорит, что вера в Бога может быть лекарством от болезней мира, способны понять, что ошибочная вера может оказаться причиной этих болезней?
А вы? Что думаете обо всем этом вы? Глядя на то, в каком состоянии пребывает ныне мир, не считаете ли вы, что сейчас самое время рассмотреть новые идеи о Боге, жизни и друг о друге?
Как живется лично вам? Все ли хорошо? Или, честно говоря, на вашем пути — во взаимоотношениях с окружающими, в карьере и в повседневной жизни — встречается больше проблем, чем хотелось бы?
Не кажется ли вам, что, взглянув на свою жизнь и на окружающий мир, можно увидеть отражение того, чего хочет Бог? Если нет, то чего же Он все-таки, на ваш взгляд, хочет?
Ну да, я понимаю: вы взяли в руки эту книгу именно для того, чтобы это узнать, правда?
Я имею в виду, вы взяли в руки эту книгу для того, чтобы посмотреть, что в ней написано по этому поводу, да? Что ж, пора сказать. Пора открыть вам великую истину о том, чего хочет Бог. Возможно, это самая важная информация, когда-либо переданная человечеству. Ее не раз сообщали людям в прошлом, но, кажется, они ничего не поняли. На этот раз мы сформулируем все настолько ясно, настолько просто, настолько доступно, что любые недоразумения будут просто исключены.
Поскольку эта информация исключительно важна для будущего людей, ей посвящена вся следующая глава.
Но, прежде чем вы перевернете страницу, должен предупредить: это откровение может вас шокировать. Человечество лелеяло свои представления о том, чего хочет Бог, на протяжении тысяч поколений.
Повторяю: на протяжении тысяч поколений.
Это очень длинный промежуток времени. Для существ, гордящихся своей любовью к переменам, люди слишком упорно сопротивляются всему новому. Что же касается представлений о Том, Кто старше всего во Вселенной, — о Том, Кто, согласно некоторым предположениям, даже старше самой Вселенной и является ее создателем, — то люди сопротивляются переменам в этих представлениях вдвойне упорно.
Поэтому не удивляйтесь, если захватывающее дух откровение, представленное на следующей странице, вызовет у вас отторжение. Ныне настало время перемен — и следующая глава может оказаться чем-то большим, чем просто очередной раздел в книге. Она может стать началом новой главы в вашей жизни.
Итак, теперь давайте наберемся смелости и вместе откроем истину о том, чего хочет Бог...
13
14
Это был ответ на важнейший вопрос в истории человечества. Чего хочет Бог? Ничего.
Абсолютно ничего. Задумайтесь об этом, пожалуйста.
Правда. Не стоит нетерпеливо перелистывать страницы, стремясь узнать, чем же закончится эта книга, или просто отбрасывать ее прочь в уверенности, что ничего важного вы здесь не узнаете.
Пожалуйста.
Просто на минутку остановитесь.
Хорошо? Вы остановитесь на минутку?
Спасибо. А теперь я попрошу вас спокойно подумать о сказанном только что. Положите книгу себе на колени, закройте глаза и обдумайте эту идею:
Чего хочет Бог? Ничего. Абсолютно ничего.
Что вы чувствуете? Что вы чувствуете, примеряя к себе эту мысль?
Возникает ли ощущение пустоты? Гнев? Или вы с готовностью соглашаетесь: «Хм, ничего нового»? А может быть, вы ощущаете растерянность? Или чувствуете себя счастливым?
Как, по-вашему, отреагировал бы мир, если бы это оказалось правдой? Что бы, на ваш взгляд, изменилось, и изменилось ли что-либо?
(Ответ на последний вопрос может вас удивить. Ниже мы его обсудим.)
Можно ли создать какую-либо осмысленную теологию, если Бог не хочет ничего?
Если мы говорим, что Бог ничего не хочет, не равноценно ли это утверждению, что Бога вообще нет?
Если мы согласимся, что Бог есть, но Он ничего не хочет, тогда для чего Бог?
Каковы Его функции и смысл? Зачем тогда верить в Бога? Кому Он нужен?
Некоторые люди, задававшие себе эти вопросы в прошлом, просто отмахнулись от них, пожав плечами: «И действительно, нет никаких причин верить в Бога. Мы в нем не нуждаемся».
Я твердо уверен, что первое из этих утверждений ложно, а второе истинно. У нас есть причина, — причем, очень веская, — верить в Бога, и... и мы не нуждаемся в Боге.
Причина для того, чтобы верить в Бога, состоит в том, что такая вера открывает для нас возможность использовать Его могущество в жизни. Невозможно использовать Божье могущество, если не веришь в существование источника этого могущества.
Однако зачем нам использовать Божье могущество, если мы не нуждаемся в Боге?
Резонный вопрос.
Мы не нуждаемся в Боге именно потому, что можем использовать его могущество. Круг замыкается. Допустим, некий богач завещает вам все свои деньги и помещает их в банковскую ячейку на ваше имя. Очевидно, вы не нуждаетесь в этом человеке. Но если вы не верите в его существование, то просто никогда не пойдете в этот банк, чтобы забрать свои деньги. Вы не будете верить, что у вас есть деньги. Вы будете считать, что это просто шутка, розыгрыш. Вы не будете знать о своем богатстве.
Бог сотворил нас «по образу и подобию Своему». Это правда. Это не просто красивый образ, это и в самом деле так. Как сказано в Писании: «Разве не говорил Я, что вы боги?»
Мысль о том, что мы нуждаемся в Боге, — иллюзия. Это просто результат забывчивости. Мы думаем так тогда, когда забываем, кем являемся на самом деле, и отвергаем свое наследство. Когда наша вера в Бога основана на мысли, что мы почему-то нуждаемся в Нем, то большинство наших взаимоотношений с Богом нефункциональны. Несомненно, именно так обстоят дела ныне. Об этом я и веду речь.
Наиболее веская причина верить в Бога состоит в том, что мы в Нем не нуждаемся. Бог дал нам достаточно способностей, чтобы мы могли жить самостоятельно, — именно так поступают хорошие родители. Таким образом, мы можем просто любить Бога, — а бескорыстная любовь к Богу — это самая сильная вещь, доступная человеку. Потому что такая любовь высвобождает силу нашей истинной природы, а когда эта сила высвобождается, для человека нет ничего невозможного. Ибо именно таков Божий замысел.
По Божьему замыслу, мы не должны от Него зависеть. Бог создал нас независимыми. Свободными. Не просто свободными, но способными. На что? На то, чтобы производить, создавать, переживать на опыте все, что мы хотим.
Но для того, чтобы просто любить Бога, необходимо, конечно же, перестать Его бояться, — а это возможно только в том случае, если мы не считаем, что нуждаемся в Нем. Пока нам кажется, что мы почему-то нуждаемся в Боге, от страха избавиться не удастся, ибо нам кажется, будто есть шанс, что Бог не даст нам того, в чем мы нуждаемся.
Взаимоотношения человека с Богом чаще всего нефункциональны именно потому, что большинство людей строят их на потребности. Такие взаимоотношения не просто подразумевают, что нам что-то нужно от Бога, но порождают еще более глубокое предположение, будто Богу что-то нужно от нас.
Если Богу действительно ничего не нужно от людей, то установленные многими людьми взаимоотношения с Ним теряют всякий смысл. Однако из того, что эти взаимоотношения теряют смысл, еще не следует, что любые взаимоотношения обрываются. Иногда, лишь утратив всякий смысл, вещь становится по-настоящему осмысленной. Не следует избегать идей, которые могут привести к утрате смысла чего-то. Итак, давайте еще раз рассмотрим эту идею:
Чего хочет Бог? Ничего. Абсолютно ничего.
Подумайте об этом, пожалуйста. Даже если вы категорически не согласны, подумайте. Задумайтесь об этом, как можно глубже, особенно — если вы не согласны.
Почему вы не согласны?
Кто сказал вам, что это утверждение не может быть верно? Почему вы думаете, что правы те, кто отрицает его?
Почему вы думаете, что они знают истину? Потому что они вычитали ее в книге? Справедливо. Но почему можно считать, что верна книга? Потому что Бог сказал, что она верна? Какой именно Бог это сказал? О какой именно книге?
Глубоко обдумайте этот вопрос, — пусть даже просто в качестве интеллектуального, эмоционального и духовного упражнения.
Представьте себе на минутку, что Бог действительно ничего не хочет от человечества. Если это правда, тогда очень многие привычные общественные конструкции на земле рассыплются, как карточные домики.
Древние мифы рассыпаются, как карточные домики.
Культурные истории рассыпаются, как карточные домики.
Этнические обычаи рассыпаются, как карточные домики.
Семейные традиции рассыпаются, как карточные домики.
Религиозные доктрины рассыпаются, как карточные домики.
Законодательные и образовательные системы рассыпаются, как карточные домики.
Политические, экономические и социальные структуры рассыпаются, как карточные домики.
Возможно, именно в этом причина, почему люди так заботились о поддержании представлений о том, что Бог чего-то от нас хочет?
Подумайте об этом.
Почему Бог мог бы хотеть чего-то? В чем Он может нуждаться, чего желать? Что может заставить Бога нуждаться в чем-то? Что может заставить Бога чувствовать себя несчастным, если Он чего-то не получит?
А теперь задумайтесь еще вот о чем...
Что могло бы заставить Бога возлагать на людей ответственность за получение Им желаемого? Станете ли вы возлагать на своих детей ответственность за собственное счастье?
Нам твердят, что Бог хочет, чтобы люди любили Его, поклонялись Ему, восхищались Им, подчинялись Ему, благодарили Его, возносили Ему хвалу. Зачем? Отчего бы вдруг Бог хотел всего этого? Почему это должно Его волновать?
Нам говорили, что Бог хочет, чтобы люди выполняли Его заповеди. Если же кто-то не станет их выполнять и не будет просить у Него прощения за ослушание, — причем просить прощения, соблюдая определенную официальную форму, — Бог отправит такого человека в ад, где тот будет терпеть вечные муки. Но подумайте об этом как следует. Неужели Бог стал бы так сурово наказывать людей за их смятение и слабость?
Если мы хотим, чтобы кто-то понял нас и слушался всегда и во всем, но нам не удается этого добиться, разве мы станем винить этого человека за свою неудачу?
(Честно говоря, обычно именно так мы и делаем. Но можно ли нас осуждать за это? Мы берем за образец Бога. Но что, если мы создали этот образец, основываясь на ложных предположениях?)
Нам всегда рассказывали, что Бог безупречно справедлив. Но зачем неуязвимый Бог, которому невозможно причинить ни боль, ни ущерб, стал бы кого-то за что-то наказывать, а тем более обрекать на вечные муки?
Нам рассказывают о Боге, который призывает людей сражаться и убивать друг друга за Него, — как, согласно Писанию, Он сам убивал тысячи людей, возбудивших Его гнев. Но зачем? Зачем Богу убивать кого-то или требовать, чтобы люди убивали друг друга во имя Его?
Действительно ли Бог хочет, чтобы люди убивали друг друга, сражаясь за Его дело?
И в чем состоит Его дело?
Что Он такое задумал?
Что это за «Божье Дело»?
Заставить всех на Земле присоединиться к единой религии? Неужели? Неужели именно этого хочет Бог!
Зачем? Зачем Ему это нужно? Почему Его это может волновать?
Неужели для Бога действительно имеет какое-то значение, являетесь вы мусульманином или иудеем, индуистом или христианином, буддистом или бахаистом? А что, если добрый, заботливый, сострадательный и любящий человек не принадлежит ни к одной организованной религии?
Что, если он вообще выступает против любых религиозных организаций с их крайностями? Значит, он еретик? Значит, он проклят? Значит, он неверный и всякий истинный верующий должен убить его?
Неужели именно этого хочет Бог!
Зачем? Какое это имеет значение? Кто вам сказал, что это имеет значение? Может быть, это вам сказали представители организованной религии, которые хотят, чтобы вы были ее последователями!
Подумайте об этом.
В этом ли задача земных религий? В этом ли состоит Божье Дело?
Что будет с этими представлениями, что будет с этим образом мыслей, если мы провозгласим, что Бог не хочет от людей ничего — абсолютно ничего?
Можете ли вы поверить в Бога, который не хочет ничего? Можете ли вы включить такую мысль в свою реальность?
Можете ли вы хотя бы представить себе такое?
15
Рассмотрите возможность того, что большинство людей земли придерживаются ложных верований о Боге. Рассмотрите возможность того, что большинство людей даже представить себе не могут правду о Боге.
Например, не любопытно ли предположить, что такого явления, как Божья Воля, не существует? Разве это не изменило бы очень многое в мире?
Неужели мир таков, каков он есть, именно по Воле Божьей? А если это не так, неужели Бог не в силах изменить положение вещей? А если Он в силах изменить положение вещей, то почему не делает этого? А если Бог делает что-то, то почему у Него ничего не получается?
Некоторые скажут, что Бог ничего не изменяет в мире, поскольку Ему не позволяет это сделать человечество. Человечество мешает Богу получить то, чего хочет Бог. И в это верят очень многие. Согласно этой доктрине, Бог просто не может обрести то, чего хочет, и виновато в этом человечество. Однако либо люди очень плохо понимают, кто и что есть Бог, либо в этой логике есть определенный изъян, не правда ли?
Именно здесь вступает в игру Сатана. Почему бы нет: вполне удобный момент, чтобы ввести этот персонаж. Возможно, все дело в том, что Бог ведет с Сатаной сражение за людские души? Возможно, сам Бог допускает, чтобы кое-что происходило против Его Воли, поскольку таковы условия сражения с Сатаной? Но, если дела обстоят именно так, тогда Божья Воля состоит именно в том, чтобы Божья Воля была нарушена... а значит, Божья Воля на самом деле вовсе и не нарушается.
А может быть, Божья Воля просто постоянно проявляется в разных формах?
Так в чем же тогда состоит Божья Воля? И как мы можем узнать ее?
Мы снова вернулись туда же, откуда начали. Откуда человеку знать, чего хочет Бог?
Возможно, пора конкретизировать вопрос.
Как вы думаете, не может ли быть, что все наши знания о Боге — просто выдумки? По меньшей мере, не думаете ли вы, что мы не знаем о Боге чего-то такого, что изменило бы все!
Полагаю, ответ на оба вопроса: «Да». Большинство людей и религий боятся взглянуть на одно обстоятельство:
Возможно, люди о Боге не знают как раз того, что Бог совсем не таков, как они это себе представляют.
Возможно, Он вовсе не старик в небесах, Которому не чужды потребности и желания, упрямство и страх, а также внутренние конфликты, противоречия, тревоги и эмоциональные колебания, свойственные людям. Возможно Бог есть Общая Сумма Всего, — воистину «Все во Всем», «Альфа и Омега», «То, Что Есть», — и ничто не пребывает вне Его.
Если это правда, тогда ВЫ тоже не пребываете вне Его, и Он не находится вне вас. А значит, чего хотите вы, того хочет и Бог. И ваша воля в отношении собственной судьбы тождественна Божьей Воле в отношении вашей судьбы.
Но что, если мы сознательно выбираем «но не чего я хочу, а чего Ты»*? Что, если наш выбор состоит в том, чтобы покориться судьбе, избранной для нас Богом, — а Бог в ответ говорит: «Делай, что хочешь»? Как решаются вопросы воли, мировоззрения, желаний, если мы говорим Богу: «Решай за нас Ты», — а Он отвечает: «Решайте за себя сами»?
Если твой выбор состоит в том, чтобы следовать выбору Бога, то ты, фактически, спускаешь парус, отпускаешь руль и отдаешь свою лодку на волю штормовых волн. Дело в том, что Бог действительно выбирает для тебя то, что ты выбираешь для себя сам. Или, иными словами, если у Бога есть какие-то предпочтения, то они состоят в следующем: ты сам выбираешь, как поступать.
А если ты не хочешь выбирать, если ты хочешь, чтобы за тебя выбирал кто-то другой, возникает небольшая проблемка. Конечно, можно доверить свое будущее фатуму, но ветры фатума, как ты уже, несомненно, знаешь, могут занести тебя только в два места: либо привести в тихую гавань, либо разбить об острые скалы.
Все дело в том, что слово «фатум» расшифровывается как «Фабрика Творческой Утилизации Мыслей». Причем эта фабрика перерабатывает как все твои прежние мысли, так и мысли других людей. Вначале идут твои.
Первым делом, творческое «я» человека обращается к его самым сильным мыслям, — которые обычно хранятся в подсознании (то есть человек об этих мыслях ничего не знает). Руководствуясь ими, он приходит к тому или иному результату, но делает это не сознательно. Итак, человек бессознательно приходит к тому или иному результату, а потом говорит, что это произошло по капризу «фатума», или по «Божьей Воле».
Кроме собственных мыслей, на будущее человека влияет также коллективное подсознательное окружающего мира — то есть выбор людей, присутствующих в его жизни, тех, с кем он путешествует по миру, а также — в некоторой степени — выбор обитателей всей планеты. На повседневный опыт большинства людей нередко оказывают заметное влияние совокупные мысли и мнения всех землян.
А поскольку мысли окружающих в значительной мере различаются, человек чувствует себя сбитым с толку. Он «разрывается» на части и не может решить, что ему делать.
В жизни нерешительность порождает новую нерешительность, — и в конечном счете решение принимается за вас. Так происходит потому, что, как вы скоро обнаруживаете, не решать — это тоже решение. Фактически, вы решаете всегда, разница состоит только в том, каким образом вы это делаете. Вы всегда творите. Вопрос лишь в том, какой метод вы используете.
Рекомендую: сделайте сознательный и самостоятельный выбор по всем вопросам.
Если выбор относительно того, что происходит во всем мире, делает весь мир, то будущее планеты определяется коллективным сознанием человечества. Вы можете либо пассивно следовать течению коллективного сознания, либо участвовать в его формировании.
Если вы хотите, чтобы в этом деле вас направлял Бог, возможно, вам будет интересно рассмотреть следующие вопросы.
Что, если Божья воля, когда речь идет о вашей жизни, тождественна вашей воле?
Что, если то же самое верно и в отношении коллективной воли человечества?
Что, если Бог готов дать силу для осуществления коллективной воли, но не собирается влиять на нее?
Подумайте об этом.
У этой идеи есть ряд важных следствий.
Возможно, «Бог» ничего не хочет от людей, но существует лишь для того, чтобы дать им что-то. И, возможно, Бог хочет дать людям именно то, что они хотят получить. Не больше и не меньше.
Разве это не было бы интересно?
А теперь обдумайте, пожалуйста, еще вот какую возможность. Эта мысль может изменить все в вашей жизни и открыть для вас любые возможности. Эта мысль может мгновенно создать покой внутри вас, мгновенно дать вам успокоение, мгновенно обеспечить вам расширение сознания и дать возможность прожить собственную жизнь таким образом, чтобы душа наконец почувствовала смысл существования...
Подумайте: может быть, то, что вы называете «Богом», можно называть «Жизнью». Подумайте: возможно, Бог не просто создал жизнь, но является жизнью, — и жизнь есть проявление Бога.
Эта идея не нова. Возможно, вы уже встречались с этой идеей раньше, но рассматривали ли вы ее всерьез? Задумывались ли вы серьезно о ее последствиях? Для большинства людей ответ на эти вопросы, скорее всего, отрицательный, — просто потому, что эту идею было не позволено широко проповедовать.
Ее не проповедовали широко, поскольку она не служит укреплению жесткой Вертикали Власти — парадигмы, созданной самыми ранними властными структурами человечества, среди которых не последнюю роль всегда играла религия.
Парадигма жесткой Вертикали Власти встречалась везде, где существовала религия. Не случайно считается, что Папа Римский — один из самых древних духовных лидеров нашего времени — получил свою власть, авторитет и, что особенно важно, непогрешимость непосредственно от Бога.
Однажды королю Англии надоело отчитываться за свои действия перед Папой (который отказывался одобрить намерение короля развестись с одной женщиной и жениться на другой), и тогда он просто основал собственную религию, провозгласив, что он обязан отвечать только перед Всевышним.
В Японии императора считают воплощением Бога.
Целые народы и культуры приняли идею Вертикали Власти, исходящей от Бога, чтобы ощутить себя великими, особенными, отделенными от всего человечества. Они назвали себя Избранным Народом, или Единственными Слугами Божьими, или Народом Ислама.
Некоторые народы оправдывали наихудшие злодейства против людей, не принадлежащих к их особой и отдельной группе, называя свои действия джихадом или крестовым походом — священной войной за Божье дело.
А если Бог ничего не хочет, тогда чего стоят все эти оправдания?
16
Если Бог не является вершиной пирамиды, от которой власть передается вниз по цепочке, но скорее силой, объединяющей всю эту цепь, и, таким образом, в некотором смысле самой цепью, тогда как обосновать жесткую Вертикаль Власти, лежащую в основе устройства большинства структур человеческого общества?
Тогда эти структуры утрачивают устойчивость. Тогда они лишаются своего позаимствованного у Бога авторитета.
Именно поэтому наделенные властью люди и организации — включая религиозные — вряд ли одобрят учение о том, что Бог един со всем миром, что Он является скорее «Властью Внутри» нас, чем «Властью Над» нами.
Если слова «Бог» и «жизнь» взаимозаменяемы, — если нам удастся принять данную идею, — из этого следуют поразительные выводы. Сотрясутся основы наших представлений о мире, разрушатся вековые парадигмы. Дело в том, что все знают ряд неоспоримых истин о жизни. Истины о Боге известны, возможно, не всем, но о жизни знают все.
Так, в отношении жизни верно, что ничего вне жизни нет. Ничто не существует вне жизни, и жизнь не существует там, где нет ничего.
Вы — выражение самой жизни, как и все вокруг вас. При исследовании под микроскопом выясняется, что даже так называемые неодушевленные предметы состоят из непрестанно движущихся частиц. Эти частицы и их движение принадлежат жизни. Воистину, вся наблюдаемая вселенная представляет собой жизнь в той или иной форме.
Существование жизни подтверждается самой жизнью. Жизнь сама себя определяет, сама себя подтверждает, сама себя поддерживает и не требует дополнительных свидетельств собственного существования. Жизнь сама представляет собой свидетельство существования жизни.
Все не просто знают это, но и согласны с этим. Но все сказанное выше становится крайне опасным, если вместо слова «жизнь» поставить слово «Бог». В результате получается вот что:
Ничего нет вне Бога. Ничто не существует вне Бога, и Бог не существует там, где нет ничего.
Вы — выражение самого Бога, как и все вокруг вас. При исследовании под микроскопом выясняется, что даже так называемые неодушевленные предметы состоят из непрестанно движущихся частиц. Эти частицы и их движение принадлежат Богу. Воистину вся наблюдаемая вселенная представляет собой Бога в той или иной форме.
Существование Бога подтверждается Самим Богом. Бог Сам Себя определяет, Сам Себя подтверждает, Сам Себя поддерживает и не требует дополнительных свидетельств собственного существования. Бог Сам представляет Собой свидетельство существования Бога.
Теперь вы видите, в чем проблема? Эти три абзаца перечеркивают все, что написано о Боге во всех других книгах. Все рассыпается в прах. Не просто некоторые наши верования о Боге, но фундамент, на котором покоится человеческое общество. Все это разваливается на части.
Самое прекрасное и волнующее во всем этом состоит в том, что нам теперь необходимо создать себя заново, отстроить человеческое общество с нуля, — и это уже происходит. Человечество осуществляет проект собственного воссоздания, и один из естественных этапов этого процесса — разобрать себя на части. Пусть человечество разделится на достаточное количество отдельных частей, чтобы мы могли разобраться, каким образом можно сложить их воедино по-новому. Это — этап процесса эволюции.
Важная составляющая этого процесса — новое исследование наших представлений о Боге и о том, чего хочет Бог. Если слова «Бог» и «жизнь» действительно описывают одно и то же... что ж, из этого факта следуют очень и очень значительные теологические выводы.
Нужны ли нам какие-то другие свидетельства существования жизни, чем сама жизнь? Нет. А чего хочет жизнь? Ничего. Жизнь просто есть.
Жизнь — это энергия, сила, которую можно использовать. И ее используют все без всяких ограничений. Она ничего не ждет, не хочет, не требует, не ставит условий, не нуждается в поклонении и не собирается карать тех, кто ей не поклоняется. Жизнь — это единая, лишенная эмоций реальность. Жизнь — это творец и творение.
Жизнь — источник жизни, и Всё, Что Проистекает из этого источника. Жизнь порождает жизнь и формирует жизнь посредством процесса самой жизни.
В общем, жизнь — это Альфа и Омега, Все во Всем. Не существует ничего, что не было бы Ею.
Если не таково определение Бога, то каково оно?
17
Бог — это жизнь, а жизнь — это Бог. Ничто не пребывает вне Бога, а значит, нет никакого разделения между Богом и чем бы то ни было.
Когда люди это поймут, наступит конец Эпохи Разделения. А это, в свою очередь, станет завершением цикла, который начался, когда впервые было сформулировано учение о Разделении.
Три крупнейшие мировые религии основаны на ряде откровений, данных человечеству на протяжении тысячелетий. Перефразируя Хьюстона Смита, автора замечательной книги «Религии мира», можно сказать, что эти религии учат нас следующему:
1. Авраам дал миру откровение, что не существует целого сонма богов, управляющих солнцем, звездами, погодой, урожаем, землей и морем. Есть лишь один Верховный Правитель, один Бог. Моисей дал миру откровение о том, каковы правила этого единого Правителя. Согласно его учению, этих правил десять.
2. Иисус дал миру откровение, что единый Правитель может быть сведен к единому Правилу, — которое названо Золотым Правилом.
3. Магомет дал миру откровение, что единое Правило единого Правителя может быть на практике применено в повседневной жизни. Оно служит основой и образцом для множества структур и норм, позволяя сводить общее к частному.
Теперь пришло новое откровение. Не от одного учителя, но от многих, не от одного голоса, но от целого хора. Хор поет новую мелодию. Это песнь души.
4. Единое Правило единого Правителя — это Самоуправление.
Это противоречит всему, о чем учат крупнейшие религии мира. Традиционные религии утверждают, что именно с этой мысли начнется упадок человечества. Забавно будет, если именно эта мысль спасет человечество...
Некоторые станут утверждать, что переход к самоуправлению, — то есть принятие на себя роли, традиционно отводимой Богу, — есть тягчайшее оскорбление Бога. Это гордыня. Это бешенство эго. Это высшая степень самодовольства и самое низкое падение. Люди не должны даже пытаться править собой сами, — они должны подчиняться правлению Господа. В этом основа учения большинства вероисповеданий, — как бы ни противоречили они друг другу в иных вопросах.
Итак, это новое откровение несет потрясение. Теологический шок. Верующие почти всех конфессий возмущены. Однако думающие люди непременно спросят себя: «А что, если это правда? Что, если Бог дал людям силу и право самостоятельно управлять собой, не оглядываясь ни на какую высшую власть? Что, если именно таков смысл понятия свободная воля?»
Если слова Бог и жизнь действительно взаимозаменяемы, если это не просто интеллектуальная игра, но истина, тогда наконец разгадана величайшая загадка всех времен: Кто или что есть Бог?
Даже традиционные религии говорят, что Бог — это Все во Всем. Если это правда, тогда не существует ничего, кроме Бога, воплощенного в различных Формах. Бога невозможно отделить от Бога, следовательно, Он неотделим от всего на свете. Бог может обретать множественность неисчислимыми способами, — что Он и делает в процессе Самовыражения, посредством которого Он познает Себя. Однако обретение множественности не означает разделение. Разделения не существует.
Если признать это за реальность, то все, что вы можете дать Богу, Он уже от вас получил, поскольку Бог это и ЕСТЬ вы — дающие и получающие. Поэтому Бог ничего от вас не хочет, ни в чем не нуждается и ничего не требует от индивидуализированного аспекта Себя, который вы воспринимаете как «я».
Подобным же образом, Бог уже дал вам все, что только мог дать. Он существует в вас и через вас. Поэтому вы ни в чем не нуждаетесь. Вам не нужно ни о чем просить. Ибо сказано: «Прежде чем ты попросишь, Я отвечу», — и это действительно так.
Если это правда, тогда единственная молитва, которую следует произносить, — это благодарственная молитва. И, на самом деле, только такую молитву и возносили все Мастера.
Вот самая сильная из известных мне молитв, и я часто ее произношу: «Спасибо, Боже, за то, что Ты помог понять мне, что эта проблема уже решена».
Бывают благодарственные молитвы и бывают молитвы-просьбы. Мастера знают, — и теперь настало время узнать об этом и вам, — что молитва-просьба просто отрицает истину. Прося о чем-то, вы заявляете, будто у вас этого нет. Вам трудно ощутить наличие того, о чем вы просите, ибо сложно ощутить то, что вы отрицаете.
Все, что вам может потребоваться от Бога, уже у вас есть. Думаете, вам нужно больше любви? Она у вас есть. Думаете, вам нужно больше сострадания? Оно у вас есть.
Думаете, вам нужно больше терпения, понимания, доброты, милосердия, прощения? Все это у вас есть.
Стоит это осознать, и вы больше никогда не испытаете нужду ни в чем. Все, что вы будете ощущать в соответствующие моменты, — это желание пробудить эти качества. Мастер ощущает не потребность, но желание.
Желание и потребность — не одно и то же (хотя многие из нас путают их в жизни). Желать чего-то — не то же самое, что нуждаться в этом.
Желание — это предпочтение. Потребность — это требование. Чтобы определить, испытываете ли вы желание или потребность, проследите, становитесь ли вы менее счастливым, если не получаете этого.
Вы предпочли бы шоколадное мороженое, но вас вполне устроит и ванильное. Обойдетесь вы и вообще без мороженого. Вы предпочли бы любовника с темно-каштановыми волосами, но блондин тоже неплохо. Вы предпочли бы, чтобы у вас ничего не болело и все органы функционировали безупречно, но вполне способны мириться с некоторыми недомоганиями. Вы вполне можете жить с ними. Вы даже можете чувствовать себя счастливым в таких условиях.
Кен Кейс-младший, автор книг о работе над человеческим потенциалом, говорит в своем «Учебнике по повышению сознания», что если в той или иной ситуации вам кажется, будто вашему счастью что-то угрожает, то, вероятно, вы слишком пристрастились к нынешнему положению дел в вашей жизни. Секрет внутреннего умиротворения, утверждает Кен, состоит в том, чтобы превратить свои пристрастия в предпочтения.
Это первый шаг на пути к тому, чтобы стать мастером. Каждый миг — это шаг на долгом пути. Каждый миг — это целый процесс. Приходила ли вам когда-нибудь в голову эта мысль? Каждый миг в жизни — это процесс. Именно в череде моментов своей жизни вы решаете, кем являетесь и кем выбираете быть. И вы не обязаны быть тем, кем были прежде. Это великое освобождение. Великое чудо. Великая победа.
Однако вы не сможете одержать эту победу, если будете считать, что воюете за Кого-то Другого. Если вы считаете, что участвуете в Божьей войне с Сатаной, что вам приходится биться на переднем крае войны Бога против Дьявола, что вам необходимо дать Богу то, чего хочет Он, вопреки энергичным попыткам Дьявола заставить вас делать обратное, — тогда вы ввязались в Великую Войну, Победить в Которой Невозможно. Победа невозможна, поскольку не существует самой войны.
Чего хочет Бог?
Ничего.
Кто противостоит Богу?
Никто.
Хотя у Бога нет потребностей, желания у Него есть. Желание — это начало творения. Это первая мысль. Это пробуждение души. И каково же желание Бога? Если бы Бог обратился к нам сейчас, я уверен, что Он сказал бы:
«Во-первых, Я желаю познать и ощутить Себя во всем Своем величии. Во-вторых, Я желаю, чтобы вы познали и ощутили, Кто Вы Есть в Действительности, используя данную вам Мною силу творить и ощущать себя так, как вы выберете. В-третьих, Я желаю, чтобы жизнь была опытом непрерывной радости, непрестанного творчества, нескончаемого развития и полной самореализации в каждый текущий момент.
Я создал безупречную систему, где могут быть осуществлены эти желания. И они реализуются прямо сейчас, в это самое мгновение. Единственная разница между Мной и вами состоит в том, что Я это знаю. В момент достижения вами Полного Знания (а этот момент может наступить для вас в любое время), вы тоже ощутите то, что Я чувствую постоянно: всеобъемлющую радость, любовь, приятие, благословение и благодарность.
Это пять Божественных чувств. Вы обратили внимание, что Я ничего не говорю о страхе, гневе, жестокости, осуждении и проклятии. Эти атрибуты не Божественны, хотя вам говорят, что они таковыми являются. Вы свободны отказаться от подобных представлений. Вы всегда были свободны сделать это. Я ничего от вас не требую — особенно, вынужденной верности и подневольной любви».
Вот он, величайший дар Бога! Если бы Бог чего-то хотел, вам пришлось бы провести всю жизнь, выясняя, чего Он хочет, а затем пытаясь дать Ему это. Если же Бог не хочет ничего, тогда вы свободны строить такую жизнь, какую хотите прожить.
Это на самом деле и есть определение совершенной любви в двух словах: полная свобода. Это также одно из определений Бога. Ибо Бог — это сущность полной свободы. И еще — это описание души. Ваша душа является выражением полной свободы. Жаль только, что большинство людей верят в обратное.
Большинство людей верят, что душа находится в «плену» у тела, а оно, в свою очередь, является временным сосудом для души — св