Полидемонизм. Политеизм. Генотеизм. Монотеизм.
Комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром родоплеменных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т. п.
На ранних этапах человеческого развития основным объектом религиозного поклонения была природа. Племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена – диким животным. В родоплеменных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной деятельности, в них отражались и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом и возникшая на основе этого новая организация общества привели к существенным изменениям в религиозном сознании. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, постепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа также становится мужским занятием.
С появлением социальной иерархии, происходит иерархизация духов-покровителей и тотемов рода, на первый план выдвигаются наиболее важные духи, впоследствии ставшие богами, сформировавшими пантеон. Выделение вождей и усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сакрализации, они становятся объектом религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются определенные функции, возникает иерархия духов – полидемонизм (почитание множества духов) – которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию.
На смену полидемонизму идет политеизм (многобожие), превращающий наиболее почитаемых духов в божества. Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями (Род Небесный – на Руси, Тянь – в Китае, Ра – в Египте, Индра и Шакра – в Индии). Но эти боги не были бесформенными существами, они были богами – зооморфитами, антропоморфитами, фитоморфитами.
Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь (небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с мольбой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древнегреческой религии олицетворением земли была Гея, которая породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана – божество, олицетворяющее небо.
Важное значение в политеистических системах имели боги-воители, что было связано с истребительными войнами, характерными для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу. Так, например, Перун-Сварожич представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть.
В ходе войн происходило объединение племен, образование племенных союзов. Соответственно этому происходил синтез религиозных представлений. Во главе политеистического пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется генотеизм – одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается всего один шаг до монотеизма.
В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу произошли существенные изменения в сфере религиозной практики. Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регламентироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наследственной профессией, что связано с эзотерическим характером жреческого знания, передающегося из поколения в поколение. Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти укрепляют экономическое и политическое влияние жречества.
Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии, страница, повествующая о развитии и функционировании религиозных систем государственно организованных народов таких как индуизм, иудаизм, синтоизм, даосизм и т.д., в свою очередь ставших благодатной почвой для возникновения мировых религий, к изучению которых мы приступаем.
Темы для обсуждений
1. Что такое религия?
2. Роль мистического опыта в формировании религиозного сознания.
3. Формы первобытных религий в современной жизни.
4. Обряды перехода в первобытных и мировых религиях – сравнительный анализ.
Дополнительная литература к главам 1-3
1. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника). СПб., 1997. С. 265-278.
2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1992.
3. Фрезер Джеймс. Золотая ветвь. К., 1998.
4. Папюс. Практическая магия. - М., Ренессанс, 1991
5. История религии. под ред. И.Н.Яблокова. 2 т. - М., Высшая школа, 2002.
6. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. - Смоленск, Русич, 2000.
7. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.
8. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. - К., "София", М., ИД "Гелиос", 2002
9. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. - К., София, 2000.
10. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., Политиздат, 1990.
11. Элиаде М. Священные тексты народов мира. - М., Крон-Пресс, 1998.
12. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. - М., Рудомино, 1997.
Глава 4. Буддизм
Буддизм[14] – первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам – более чем через тысячу. Подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма – Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации.
Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до самых оснований.
Чтобы понять буддизм, прежде необходимо обратиться к вопросу о причинах его происхождения. Не будет ошибкой сказать, что буддизм возник в Индии в середине первого тысячелетия до н. э., то есть в знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая религиозность сменяется религиями спасения и освобождения.
Буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма – Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) – 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма.