Благодатные действия елеосвящения.
Не елей, а "молитва веры (пресвитеров, больного, призвавшего их, вследствие своей веры в спасительную силу таинства, и окружающих больного) исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:15), т.е. простятся грехи, послужившие причиною болезни (ср. Мр. 2:5; Ин 5:14); безгрешности апостол не мог допускать: "все мы много согрешаем" (3:2). Господь по молитве и вере через помазание елеем дарует болящему исцеление от болезни и оставление ему грехов, очищение "от всякой скверны плоти и духа" (ср. 2Кор 7:1).
Свидетельства древних отцов.
Оригена: "есть еще род отпущения грехов... когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства... при чем исполняется и то, что сказал Иаков (5:14-15). Всякая душа нуждается в елее божественного милосердия, и никто не может оставить эту жизнь, если не будет присущ ему елей небесного помилования."
Святого Иоанна Златоуста: "они (священники) не только возрождают нас (крещением), но имеют власть разрешать и от последующих грехов: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви..." (Иак. 5:14-15).
Святого Кирилла Александрийского († 444 г.): "если имеешь недуг в какой-либо части тела и истинно веришь, что слова Господь Саваоф и подобные названия, которые божественное Писание усвояет Богу по естеству, будут для тебя целительными от болезни, тогда, молясь сам за себя, возглашай эти слова... Напомню и божеств. Писание, которое говорит: "болен ли кто из вас, да призовет пресвитеров..." (Иак. 5:14-15).
Кесария арелaтскoго (6 век.): "всякий раз, когда постигает какая-либо болезнь, пусть болящий примет Тело и Кровь Христовы и потом пусть совершит помазание тела своего, чтобы исполнилось над ним написанное (Иак. 5:14-15). Видите, братия, кто в болезни прибегает к Церкви, тот удостаивается получить и здравие телесное и отпущение грехов."
Опровержение возражений.
Сектанты говорят:
1) под "елеем" разумеется молитва, а не вещество, почему мы о болящих молимся без помазания их елеем.
Нигде в Священном Писании не называется молитва в переносном смысле "елеем." Апостол Иаков в своем послании ясно отличает "молитву" от "елея": "пусть помолятся над ним" (это один акт), "помазавши его елеем" (это другой акт).
2) "Елеем" апостол называет учение, слово Божие.
В Священном Писании никогда не представляется слово Божие, учение под образом "елея." Сектантское толкование произвольно и лишено всякого смысла: неужели в слове Божием (по сект. "в елее") только больные нуждаются, а для здоровых оно не нужно?
3) Зачем масло? Оно излишне, - не оно исцеляет, "а молитва веры" (Иаков. 5:15).
Освященный елей является орудием благодати Божией, необходимым видимым знаком для наглядного убеждения болящего в действительности таинства (как вода при крещении, миро при миропомазании, хлеб и вино в причащении; ср. "брение из плюновения" - Ин 9:6 и др.). Кто же утверждает, что елей исцеляет больного? Апостол говорит, что молитва и вера привлекают благодать Господа, Который через помазание елеем исцеляет болящего ("восставит его Господь") и очищает от грехов. Елей для сего таинства избран потому, что свойства его более, чем свойства других веществ, соответствуют благодатному действию "елеосвящения," исцеляющему и укрепляющему болящего. Елей - обычное на востоке средство, служащее для врачевания тела (ср. Лев. 14:14-19; Исайи 1:6; Лук. 10:34).
4) Апостол Иаков не о таинстве говорит, а о помазании елеем, как простом врачебном средстве.
Неправда, для такого помазания нет нужды ни в пресвитерах Церкви, ни в особых молитвах, веры, которым в данном случае приписывается апостолом благодатная сила, так как помазать елеем может и не пресвитер, даже и не врач, а всякий человек. Напротив, апостол повелевает призвать именно пресвитеров Церкви, т.е. лиц, поставленных для совершения священнодействий; во-вторых, помазание елеем должно совершаться "во имя Господне" (Иак. 5:14), чем обозначается, что оно не простое помазание, не простое врачевание, а Господне, т.е. по Его заповеди, Его силою врачующее., наконец, следствием этого помазания является не только телесное врачевание, но и духовное ("грехи простятся ему" - стих 15) чего, разумеется, елей, как врачебное средство, никогда не дает.
5) Апостол говорит не о таинстве, а о чрезвычайном даре исцелений (ср. 1 Кор. 12:9).
Из Священного Писания мы видим, что дар исцелений никогда не был связан с определенным внешним знаком (ср. Мр. 16:17-18; Деян. 3:6; 9:40 и др.), а апостол Иаков указывает на один определенный знак - помазание елеем. По слову Господа (Ин 14:12), дар исцелений подавался Святым Духом верующим всякого звания и состояния и не был исключительным достоянием пресвитеров Церкви, поэтому за врачеванием от болезней надлежало бы обращаться к лицам, обладающим даром исцелений, но апостол заповедует болящему призывать только пресвитеров Церкви. Очевидно, что апостол говорит не о чрезвычайном даре исцелений, но об одном определенном священнодействии, которое должны совершать лица, облеченные на то властью в Церкви Христовой.
6) Если елеопомазание - таинство, то почему лица, над которыми оно совершается, не всегда выздоравливают, а умирают?
Не телесное здравие - цель жизни человека, а здравие душевное, избавление от грехов, что и даруется в таинстве елеосвящения достойно приступающим к нему. Ради одного этого благодатного дарования христианин должен прибегать к этому таинству, а исцеление от телесного недуга пусть предоставит воле милосердного Бога, Который "умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит" (1 Цар. 2:6). Апостолы по своему неверию (Мт. 17:20) не могли изгнать беса из юноши, приведенного отцом к горе Преображения. Вера также необходима для спасительности и сего таинства: "пусть призовет пресвитеров (больной, так как верит в спасительную силу таинства), и молитва веры исцелит болящего." Часто зовут пресвитеров совершать елеосвящение над болящими, лишенными уже сознания, находящимися в предсмертном состоянии. Какой веры ожидать от такого больного? Нужно помнить, что видимые действия таинства, по воле Божией, обнаруживаются не во всех случаях одинаково: один елеопомазуемый совершенно избавляется от болезни, другой получает временное облегчение, иному даруется безболезненное разлучение души от тела. "Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его? Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?" (Рим 11:33-34). "А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?" (Рим 9:20). Ожидать, чтобы елеопомазание всегда воздвигало болящего от одра болезни, значит требовать изменения непреложного закона: "человекам положено однажды умереть" (Евр. 9:27), - которому подчинился Сам Господь наш Иисус Христос.
7) Сказано, чтобы помазывали пресвитеры, а часто совершает елеопомазание один только пресвитер.
Больной в большинстве случаев лишен возможности призывать к себе положенное Церковью число (семь) пресвитеров. По этой нужде совершает таинство один пресвитер, вместо семи, но от лица семи пресвитеров читает семь Евангелий, произносит семь молитв и помазывает семь раз. Название (народное) этого таинства "соборованием" указывает, что совершается оно иногда собором пресвитеров.
Таинство брака.
Понятие о сем таинстве.
"Брак есть таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей" (Катих.).