Как посредница в деле спасения человека.
Понятие о спасении.
С православной точки зрения спасение человека есть свободно-благодатный (благодатью вспомоществуемый) переход его от греха к добру, от жизни греховной в отчуждении от Бога к жизни святой, к возвращению утраченного (прародителями) блаженства и состоит в общении с Богом, Источником жизни и добра.
Богообщение - цель жизни.
Богообщение, составляющее сущность христианской жизни, обещано человеку (Ин. 6:56; 14:23; 2 Кор. 6:16-18). Для восстановления богообщения воплотился Бог Сын. О единении, общении верующих со Отцом и Сыном молился Господь (Ин. 17:20-23), богообщение было целью апостольской проповеди (1 Ин. 1:3 - "общение" - ή κοινωνία - сообщество, соучастие, связь; 1 Кор. 1:9; 2 Пет. 1:4 и др.).
Что требуется от человека?
"Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог - в нем" (1 Ин. 4:16). "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1:5), т.е. Бог всесовершеннейшее Существо, и в Нем нет никакой нравственной нечистоты. Общение с Богом, Который есть "любовь" и "свет," требует от человека любви к Богу и к людям, очищения от греха, нравственного совершенства, святости (Мт. 5:8; Евр. 12:14), уподобления во внутреннем настроении всесвятейшему Существу. Образцом нравственного добра и предметом подражания для христианина является Спаситель (1 Ин. 2:6; 3:16; 1 Пет. 2:21; Еф. 5:1-2 и др.). "В вас," - говорит апостол, - "должны быть те же чувствования (то же внутреннее настроение), какие и во Христе Иисусе" (Филип. 2:5). "Блажен," - замечает святой Григорий Нисский († 394 г.), - "один Бог, как именует Его апостол (1 Тим. 6:15), а для людей общение в блаженстве возможно через уподобление Богу... Господь советует (Мт. 5:3) уподобляться добровольно Обнищавшему, Который истинно блажен, чтобы мы, в чем можем, сколько есть в нас сил, уподобившись Ему добровольно нищетою, привлекли себе и общение в блаженстве... Желающему сблизиться с кем-нибудь, должно подражать его нраву; так и душе, желающей быть невестою Христа, необходимо уподобляться по возможности красоте Христовой. Душа, намеревающаяся возлететь к Божеству и прилепиться Христу, должна изгнать из себя всякий грех."
Одно невменение человеку грехов без внутреннего очищения его от них не может дать ему общения с Богом, потому что грех - не вина только, а внутренняя нечистота, любовь к чувственному, нечистому. Общение грешного человека со всесвятейшим Существом совершенно немыслимо. "Ибо, говорит апостол, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою" (2 Кор. 6:14; ср. 1 Ин. 1:6).
Домостроительство спасения.
Через грехопадение прародителей люди лишились блаженного общения с Богом. Чтобы восстановить это общение, нужно было принесением удовлетворения божественному правосудию примирить человека с Богом, освободить от греха, как вины и как состояния и следствий греха, обновить духовно-нравственную природу человека, чтобы он перестал быть грешником и сделался способным отвечать на божественную любовь любовью, а не враждою. Для совершения сего (ср. Мт. 1:21; Лук. 1:75-77) Бог Сын воплотился, явил в лицо Своем безгрешное человеческое естество, принял на Себя грехи мира, претерпел за них страдания и смерть и, тем принесши удовлетворение правде Божией, получил право прощать грехи всех кающихся, очищать и освящать их (Рим 3:23-25; Еф. 1:7; Кол 1:14; Евр. 9:26-28; 10:10; 13:12). Для освобождения человека от греха, для обновления его естества Он по Своем воскресении и вознесении на небо ниспослал от Бога Отца Духа Святого в основанную Им Церковь, чтобы пребывал вовек (Ин. 14:16). Это есть божеская сторона в деле спасения человека. Все потребное для спасения Господь совершил по благоволению Бога Отца (ср. Ин. 3:16; Евр. 10:5-9 и др.) со Святым Духом.
Господь Иисус Христос, по учению православной Церкви, не только жертва умилостивления, но и восстановитель нашего падшего естества: "для того Он пришел, учит преподобный Макарий Египетский († 390 г.), чтобы изменить, преобразить и обновить естество, а эту душу, вследствие преступления низложенную страстями, создать вновь, растворив ее собственным Своим Божественным Духом." "Целью пришествия Спасителя," - говорит святой Исаак Сириянин, "было то, чтобы очистить душу от зла, произведенного первым преступлением, и восстановить ее в первобытное ее состояние." "Домостроительство Бога и Спасителя о человеке, пишет святой Василий Великий, есть воззвание из состояния падения и возвращения в общение с Богом из состояния отчуждения, произведенного преслушанием. Для того пришествие Христово во плоти, предначертания евангельских правил жизни, для того страдания, крест, погребение, воскресение, чтобы человек, спасаемый через подражание Христу, восприял древнее оное сыноположение."
"Вочеловечился, замечает блаженный Феодорит, чтобы обновить естество, растленное грехом. Потому и приял на Себя все согрешившее естество, чтобы все исцелить."