Церкви, состоящей из одних совершенных людей, никогда не было на земле.
В Церкви апостольской христиане Анания и Сапфира солгали Духу Святому и пали мертвыми (Деян. 5:1,10); среди верующих появился ропот (Деян. 6:1); вдовы и бедные презирались (Иак. 2:1-9); происходили споры, разногласия (1 Кор. 1:11), тяжбы (1 Кор. 6:7). "Некто вместо жены имел жену отца своего" (1 Кор. 5:1); иные упивались до причащения (1 Кор. 11:21). "Многие... поступают, как враги креста Христова... мыслят о земном" (Фил. 3:18-19). "Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу" (Фил. 2:-21).
В притчах о неводе и плевелах Господь изъяснил (Мт. 13:24-30; 37-43; 47-50), что в Царстве Его (Церкви) до кончины века будут совместно пребывать сыны царства праведного и сыны - лукавого, делающие беззаконие; когда только и последует отделение добрых от злых.
Свидетельства древних христиан.
Святой Киприан Карфагенский пишет: "если и оказываются в Церкви плевелы, то это не должно составлять препятствия для нашей веры или любви; нам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться быть пшеницею, чтобы, когда начнут складывать хлеб в Господни житницы, могли получить плод по делу и труду нашему. Апостол говорит это в послании (2 Тим. 2:20). Постараемся же, возлюбленнейшие братья, и, сколько можем, позаботимся о том, чтобы нам быть сосудами золотыми или серебряными. Право сокрушать глиняные сосуды предоставлено одному Господу, Которому дан жезл железный (От. 2:27). Раб не может быть больше господина своего, и то, что Отец предоставил одному Сыну, никто не может присваивать себе, почитая для себя возможным носить лопату для очищения гумна или отделять человеческим судом все плевелы от пшеницы. Это было бы гордым упорством и святотатственным посягательством, на которое способно злобное неистовство... Нагло себя воздымающие, будучи ослеплены самою своею надменностью, теряют свет истины."
"Не вся Церковь Божия," - говорит блаженный Феодорит, еп. Кипрский († 457-458), - "состоит из совершенных, но есть в ней живущие беспечно и возлюбившие жизнь нерадивую и возжелавшие служить сластолюбию."
"Ковчег Ноев," - по объяснению блаженного Иеронима († 420 г.), - "был образом Церкви; как в ковчеге находились животные всякого рода, так и в Церкви находятся люди всех племен и всякой нравственности; как там были барс и козлища, волк и агнцы, так и здесь есть праведные и есть грешные, т.е. употребляются сосуды златые и серебряные вместе с деревянными и глиняными."
Опровержение возражений.
Сектанты говорят:
1) Церковь должна быть святая, без пятна и порока, а православная Церковь "пятнистая," (!) так как в ней есть грешники (Еф. 5:25-27).
Слова: "чтобы представить ее," "дабы она была свята и непорочна," указывают, что апостол говорит здесь не о действительном состоянии Церкви, а о той цели, к осуществлению которой она предназначена, пользуясь богодарованными средствами. Церковь земная, хотя никогда не состояла из одних непорочных, праведных людей, именуется святой, так как имеет основание своей святости в Главе своей и Духе Святом, а не в своих членах. Так в Церкви Коринфской были и порочные члены, но апостол ее называет "Церковью Божиею", а членов ее - "призванными святыми", "святыми" (1 Кор. 1:2; 2 Κор. 1:1 и др.). Имеющиеся в апостольских посланиях увещания к праведной жизни, предостережения и обличения за различные нравственные пороки свидетельствуют, что в апостольск. время члены Церкви не все были "совершенны" (ср. От гл. 2-3).
2) Грешников не видим в Церкви Филадельфии, от нее и ведем начало (От. 3:7).
Церковь в Филадельфии (в Малой Азии), существующая и ныне, содержит учение православной Церкви и с нею единомыслена. Архиепископ Филадельфийский Дамиан во время коронации в 1896 г. принимал участие в Православ. богослужении вместе со святителями Русской Церкви.
3) Мы, от Бога рожденные, не грешим (1 Ин. 3:9).
"Рожденный от Бога," по учению апостола, есть "верующий, что Иисус есть Христос" (1 Ин. 5:1), "любящий Бога и ближнего" (4:7), "делающий правду" (2:29). "Рожденный от Бога," имея "семя Его," хранит себя от греха, и лукавый не прикасается к нему (5:18; ср. Иак. 4:7; Еф. 4:27), почему и "не делает греха," и "не может грешить" (1 Ин. 3:9; ср. 3:6). "Семя Его," происходящее от Бога и сообщенное верующему Иисусом Христом через Святого Духа (в таинствах крещения и миропомазания), есть благодатное начало духовной жизни, которое служит источником постепенного и постоянного развития его до степени нравственного совершенства при участии и содействии самого человека ("очищает себя" - 1 Ин. 3:3; "хранит себя" - 5:18). Христиане, в которых пребывает божественное семя вечной жизни, действительно обладают условиями для невозможности грешить; хотя, несомненно, грех еще склоняет их к греховным поступкам, но он уже не господствует (ср. Рим 6:11-22). Все направление жизни верующего - против греха, так как он сделался "рабом праведности," - "рабом Богу" (Рим 6:18-22). Он хочет только "праведности" и "святости," хотя еще не всецело умертвил в себе противодействующую ему и возбуждающую ко греху похоть. Но исповедание грехов, приобщение Крови Христовой (1 Ин. 1:9), самоочищение и освящение силою Духа Святого составляют верный путь к указанной апостолом конечной цели - нравственной невозможности грешить.
"Семенем," - объясняет блаженный Феофилакт, - "называет Духа, Которого мы получаем через крещение и Который, пребывая в нас делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого."
Но достигли ли сектанты такой степени нравственного обновления, что могут о себе сказать: "мы не грешим"? Их вражда к пастырям православной Церкви, их горделивое превозношение мнимыми достоинствами, кощунство и хуления показывают, что они "пребывают в смерти" (1 Ин. 3:14-15), "во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (2:11).
4) Воров, пьяниц и др. нужно изгонять из Церкви (1 Кор. 5:11-13).
Церковь православная по примеру Господа (Мт. 9:11-13; 23:37; Лук. 5:31-32 и др.), относится к грешникам не с жестокостью, не со злобою и пренебрежением (подобно сектантам), а как к духовно больным, немощным своим членам, с сожалением о их падении и любовью (не ко греху, а к лицу - Божиему созданию), и свою попечительную о них заботу направляет к их покаянию и исправлению. Пастыри Церкви, как облеченные Богом властью (2 Кор. 10:6-8; 2 Тим. 4:2; Тит 2:15) и "как обязанные дать отчет" Богу (Евр. 13:17; ср. Лук. 16:2), смотря по нравственному состоянию пасомых, "обличают" их, "запрещают," - "увещевают со всяким долготерпением и назиданием." Если же грешник оказывается нераскаянным, не слушает Церкви (Мт. 18:17), то пастыри (епископы) отлучают его от Святого Причащения, а тяжких (каковы сектанты), отсекают совсем от Церкви, "чтобы они научились не богохульствовать" (1 Тим. 1:20); но отсекают не навсегда, а впредь до раскаяния (2 Кор. 2:6-10).
Апостол, охраняя христиан от вредного влияния порочных членов Церкви, запрещает не только общение с последними, но даже есть вместе (1 Кор. 5:11), так как дружеское общение и отсюда совместная еда с грешниками служат обычно выражением сочувствия и единомыслия с ними, хотя само по себе вкушение пищи не может осквернить человека (1 Кор. 8:8). О пагубном влиянии дружественного общения с грешником учит и апостол Иоанн (2 Иоан 1:11). Как видно из сказанного, "не сообщаться" (1 Кор. 5:11, συναναμιγνυσθε -συναναμιγνυμι - смешиваться, быть в сношениях, славян. "примешатися") не значит отлучать от Церкви, как толкуют сектанты; для обозначения отлучения апостол употреблял другие выражения: "предать сатане" (1 Кор. 5:5; 1 Тим. 1:20), "извергнуть" (1 Кор. 5:13), "да будет анафема" (Гал. 1:8-9; 1 Кор. 16:22).
5) Мы отделились от православной Церкви, в коей есть грешники, по слову апостола (2 Кор. 6:17).
В стих. 14-16 (2 Кор. 6) апостол сравнивает христианство и язычество: "не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными," т.е. не впрягайтесь в одно ярмо, в пару с неверными (язычниками - ср. 1 Кор. 6:6.), не подражайте их обычаям и нравам, не принимайте участия в идоложертвенных трапезах, "ибо какое общение праведности с беззаконием?" Что может быть общего между христианством, ведущим человека к праведности, и язычеством, приводящим к развращению, к беззаконию. "Что общего у света со тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром?" Верующие озарены светом Христова учения, ходят во свете (1 Ин. 1:7); язычники пребывают во тьме греха и неведения истины евангельской (Деян. 26:18; 1 Петр. 2:9 и др.). "Или какое соучастие верного с неверным?" Верующие сподобятся блаженства, неверующие лишены этой надежды. "Какая совместность храма Божия с идолами?" Христианин, получив в таинстве миропомазания дары Святого Духа, соделывается, по обетованию (Лев. 26:1-2), храмом Божиим (1 Кор. 3:18; 6:19), и подражание его языческому нечестию будет равносильно внесению "идолов" в храм Божий.
Богообщение (стих 16) обещано христианам под условием, если они (Стих 17) "не будут прикасаться к нечистому," т.е. будут удаляться от всякой греховной скверны, от страстей и пороков (ср. 2 Кор. 7:1).
Где же сектанты усмотрели для себя в указанном ими тексте основания к отделению от православной апостольской Церкви? Спорящим между собою коринфских христианам апостол с любовью писал: "умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1 Кор. 1:10).
Состав церкви.
Господь Иисус Христос дал Церкви видимое устройство установлением в ней иерархии (священноначалия), облеченной от Бога властью учить, священнодействовать и управлять, почему и члены Церкви разделяются на пастырей и пасомых, клир и мирян (ср. Деян. 20:28; 1 Пет. 5:1-5; Ин. 21:15-17; 1 Кор. 3:9). Господь (а не общество верующих), по молитве, "призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами" (Лук. 6:12-13). "Позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь" (Мр. 3:13-14; ср. Мт. 10:1-4). "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил" (Ин. 15:16).