Православная Восточная греко-российская Церковь есть истинно апостольская Церковь.

Восточная греко-российская Церковь имея через непрерывное преемство от апостолов - богоучрежденную иерархию из трех степеней, остается верною апостолам в учении ("символ веры" выражает подлинное учение Господа и апостолов), священнодействии (чин богослужения и совершения таинств восходит к апостолам) и управлении, руководится апост. правилами и правил. вселен, собор., каковые правила являются дальнейшим развитием апост, правил). Α потому она одна есть истинно апостольская Церковь, и лишь ей одной по праву принадлежит наименование "православной," как право, "верно" (ср. 2 Тим. 2:15) или неизменно сохраняющей учение Христово, переданное апостолами словом или посланием, и пребывающей верною во всем, установленном Господом Иисусом Христом и Его апостолами. "То, что мы исповедуем," - пишет еп. Феофан, - "и как содеваем свое спасение, было в силе у наших отцов, дедов, прадедов и всех россиян с самого просвещения их истинною верою при святом Владимире. Этому уже тысяча лет... Но идите далее: то же исповедание и то же содевание спасения увидите вы у греков, от коих приняли мы Святую Веру. Идите и у них по векам; дойдете до соборов, защищавших и утверждавших истину вселенскую... Двигайтесь еще далее, пройдете века гонений, дойдете до века апостольского, и усмотрите: там то же исповедание и то же соделывание спасения, какое теперь и у нас содержится и действует. Α то, чему учили и что учредили апостолы, принято ими от Господа, Господь же и говорил и делал, как принял от Отца Своего, в тайне Пресвятой Троицы. Вот откуда вера наша! Вот где ее источник! Вот как она из глубин Божьих истекла, текла по течению веков и до нас дотекла!"

Цель Церкви.

Церковь Христова имеет своею целью привести всех людей (Мт. 28:19-20; Мр. 16:15-16; Лук. 24:47 и др.) к воссоединению с Богом - Источником жизни и блаженства (Ин. 14:6; 17:21); а так как человек через грех отпал от союза с Богом и сделался "сыном противления" (Еф. 2:3), то Церковь, как продолжательница дела Христова - спасения человечества, должна возродить падшего человека к новой, святой жизни. Для свершения сего в Церкви находятся не только человеческие, но и "Божественные силы" (2 Пет. 1:3-4); в ней пребывает и будет пребывать до скончания века Сам Искупитель Иисус Христос (Мт. 28:20) и Дух Святой (Ин. 14:16), Который, подавая благодать Божию в таинствах, усвояет нам по благоволению Бога Отца все потребное для нашего спасения и через Христа возводит верующих к Отцу (Ин. 14:6).

Опровержение возражений.

Сектанты говорят:

1) Где два или три собраны во имя Христа, там и Церковь (Мт. 18:20).

В стих. 19-20 (Мт. 18) Иисус Христос говорит не о Церкви, а о молитве. Господь указывает, что единодушие молящихся, пребывающих в союзе с Церковью Его (ср. стих 17), независимо от числа лиц, преклоняет Отца Небесного на милость, если, конечно, они достойны ее, просят того, что угодно Богу и полезно им; и Он Сам пребывает среди них (ср. Ин. 14:23; 1 Ин. 3:23-24; 4:18-21). Ослушники Церкви (ст. 17), с которыми верующие должны прервать религиозное общение, как с язычниками и мытарями, не могут надеяться, чтобы среди них был Христос и чтобы Отец их услышал. Церковь Христова не отвлеченное понятие, а живая, историческая действительность, восходящая непрерывно через преемство епископов до апостолов, а через них до Господа; с нею сектанты прервали общение, отложились от нее, и поэтому собрание их, в каком угодно числе, не есть Церковь (Мт. 12:30). "Собравшиеся во имя кого-либо," - учит святой Василий Великий, - "без сомнения, должны знать намерения собравшего и расположить себя сообразно с оным, чтобы обрести благодать благоугождения и не подпасть осуждению за злонамеренность или нерадение... Мы должны помнить, что говорит апостол (Еф. 4:1-4) и Господь (Ин. 14:23). Господь пребывает посреди двоих или троих, если сообразуются с волею Его. Α собравшиеся недостойно звания и не по воле Господней, хотя бы и казалось, что собрались вместе во имя Господне, услышат: "что зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю" (Лук. 6:46; ср. Мт. 25:11-12; Деян. 19:13-16 ). "Господь заповедал (Мт. 18:19) сперва единодушие," - пишет святой Киприан Карфагенский, - "указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... Господь говорит находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Он посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его...Неужели, собираясь, они (враги братьев, завистники священников) думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой..? Не могут пребывать с Богом (1 Ин. 4:16) не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией."

2) Сектанты в свое оправдание за отпадение от прав. Церкви и образование общин указывают на 1 Кор. 3:10.

Господь Иисус Христос основал единую Церковь, а апостолы устроили и распространили ее, и другой Церкви не может быть: "ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3:11). Поэтому человек, ищущий своего спасения, должен приложиться к единой Христовой Церкви и, в ней пребывая, должен духовно совершенствоваться (созидать из золота серебра, драгоц. камней) и устроять из себя дом духовный - "Божие строение" (1 Кор. 3:9; ср. Еф. 2:21-22). Сектанты не строят, а "разоряют храм Божий" (1 Кор. 3:17), отпадая от Церкви и совращая других в свою секту; но сказано: "кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мт. 12:30). Таких "строителей" (расточителей) апостол осудил (Гал. 1:8-9), и "покарает Бог" их (1 Кор. 3:17; ср. Мт. 21:44), и "делу" их не устоять. По своему невежеству сектанты не понимают истинного смысла текста, указанного ими. В стих. 10-23 (1Кор 3) апостол Павел внушает своим преемникам - пастырям и учителям, чтобы они, трудясь над созиданием Церкви ("строения Божия"), здраво учили, согласно положенному им основанию, и каждому христианину, чтобы он жил, как должно. Золото, серебро, драгоценные камни означают, вообще, прочный, дорогой материал, соответствующий по качествам основанию (1 Кор. 3:11); таким прочным материалом служит здравое учение, согласное учению Церкви Христовой, и христианские добродетели. Дерево, сено, солома означают превратные понятия и суждения (1 Кор. 12:15), увлечение человеческою мудростью (3:18), неразумное пользование свободой христианской (8-11 гл.), наконец, порочную жизнь (5-6 гл.). В день суда Божия (стих 13) будет испытано достоинство дел пастырей и всех верующих ("Огонь" - символ испытания, суда Божия). Чье дело устоит на суде, тот получит награду, а чье дело не выдержит испытания, тот "сгорит," лишится награды ("потерпит урон"); "впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня": спасется так же, как спасаются те, которых огонь захватывает в доме: один выбежит невредимым, другой - опаленным, а иной и сгорит в огне. Так будет с худыми строителями. Одни будут помилованы, другие будут наказаны, смотря по степени вины, а иные пойдут в огонь вечный.

3) По слову апостола, мы устрояем сами "дом духовный" (1 Пет. 2:5), почему и отпали от православной Церкви.

Подобно апостолу Павлу и апостол Петр представляет Церковь Христову под образом здания. В основании здания положен живой камень - Иисус Христос, Источник и Податель жизни (Ин. 6:35, 51), а отдельные христиане - живые камни (оживляются благодатью Божьею), из которых слагается здание. Вступая в общение со Христом ("приступая к Нему"), христиане под Его невидимым водительством и силою Святого Духа, при посредстве таинств и пастырского руководства (ср. 1 Пет. 5:1-5) должны "сами" нравственно обновляться, чтобы из них устроилось одно христианское общество, "одно стадо" (Ин. 10:16), один духовный дом, проникнутый одним духом, одной верой и одной надеждой (Еф. 4:3-6). Слово "сами" (1 Петр. 2:5) указывает, что не одна благодать Божия совершает освобождение христиан от греха, но при деятельном соучастии их воли.

Под духовными жертвами (1 Пет. 2:5) разумеются христианские добродетели: дела милосердия, любви, молитва и др. (ср. Пс 49:14; 50:18-19; Евр. 13:15-16; 2 Тим. 4:6 и др.). Эти добродетели требуют от христиан подвигов, усилий, чтобы совершая их, они как бы приносят жертву (ср. Рим 12:1; 2 Тим. 4:6), почему в переносном смысле называются (христиане) "священством святым." Следовательно, указанные слова апостола не дают никакого основания сектантам к отпадению их от православной Церкви.

4) Сектанты в оправдание нарушения единения с Церковью правосл. ссылаются на слова апостола: "ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11:19).

"Апостол говорит не о разномыслиях в догматах," - объясняет блаженный Феофилакт, - "но о таких разделениях, каково, наприм., относительно столов. Что же значит: надлежит? Так как вы - люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: "надобно прийти соблазнам" (Мт. 18:7), т.е. поелику в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. "Дабы (ινα) открылись между вами искусные" (1Кор 11:19). Частица "дабы" означает здесь не причину, но следствие дела, как видно из многих мест. Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители." Так как возникшие среди коринфян "разделения" (1 Кор. 11:18), "разномыслия" (11:19) касались их благоповедения (11:21), то апостол обличает их кротко - "не похвалю" (11:22 ср. Стих 16). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучителей и их последователей (Гал. 1:8-9); называет то "псами" (Филип. 3:2), то "сожженными в совести" (1 Тим. 4:2), то "служителями диавола" (2 Тим. 2:26). О единении верующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь (Ин. 10:16; 13:35; 15:4; 17:21 и др.), учил и молился апостол (Еф. 4:2-6; Рим 15:5-6; 1 Кор. 1:10 и др.). Сектанты, нарушая единение веры своим лжеучением, осуждены апостолом (Гал. 1:8-9) и подлежат строгому суду Божию (Иуд. 1:4-23).

О святости церкви.

Значение слова "святой" - άγιος.

"Αγιος" значит отлученный, выделенный, посвященный (Богу, Лук. 2:23), священный, святой, чистый, непорочный. Когда говорится о Боге (Ин. 14:26; 17:11 и др.), слово святой (άγιος) означает всесовершеннейшую Его нравственную чистоту, постоянную и неизменную святость (свойство Божеской природы), безусловную непорочность. Члены Церкви небесной (Евр. 12:22-23) называются "святыми" (2 Фес. 1:10), потому что, вспомоществуемые благодатью Божиею, подвизались во время земной жизни подвигом добрым, сохранили веру (2 Тим. 4:7) и достигли совершенства. "Святыми" именуются члены Христовой Церкви земной (Деян. 9:13, 32, 41; Рим 1:7; 15:26; 1 Кор. 1:2 и др.) не потому, что они безгрешны (1 Ин. 1:8-10; Еккл. 7:20), а потому что выделены "из тьмы" (1 Пет. 2:9), освящены Духом Святым в таинствах крещения и миропомазания и призваны к достижению святости, непорочности (1 Пет. 1:15; 1 Фес. 4:3, 7). Святость Божия - идеал, к которому христианин постепенно приближается путем борьбы с грехом и путем нравственного совершенствования. Весь народ еврейский назывался "святым," так как выделен был Господом из числа других народов и призван был к святости: "будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь Бог ваш, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои" (Лев. 20:26). В смысле выделения, посвящения Богу, освящения явлениями Божиими слово "святой" присваивается храму (Пс 64:5), части скинии (Евр. 9:3), жертве (Лев. 23:20), одеждам и сосудам, употреблявшимся при богослужении. (Лев. 16:4; 3 Цар 8:4), праздникам (Лев. 23:7-8, 27), елею (Чис 35:25), воде (Чис 5:17), Иерусалиму (Мт. 4:5; 27:53), земле (Деян. 7:33), горе (2 Пет. 1:18), закону и заповеди (Рим 7:12) и др.

Учение преподобного Иоанна Кассиана Римлянина († 435 г.) о том, что "святой" в приложении к человеку не значит безгрешный.

"Между святым и безгрешным большое различие. Ибо одно - быть кому-нибудь святым (т.е. посвященным богопочтению, так как это имя, по свидетельству Священного Писания, есть общее не только людям, но и местам, и сосудам храма, и жаровням), а другое - быть без греха, что приличествует Богу. Священное Писание ясно свидетельствует, что праведные и святые мужи несвободны от вины, говоря: семь раз в день падает праведник и встает (Прит 24:16). Ибо что значит падать, как не грешить? Хотя и говорится, что семь раз падает, однако ж называется праведным, и праведности его не препятствует падение по немощи человеческой; поэтому большое различие между падением праведного человека и грешника... Семь родов падений (по неведению, забвению, помыслами, праздным словом, по внезапному увлечению, по тесноте обстоятельств, по немощи плоти), которым святой, хотя и иногда подвергается, однако ж не перестает быть праведным. Хотя падения кажутся легкими и малыми, однако ж делают то, что он не может быть безгрешным. Ибо имеет, в чем ежедневно каяться, и должен просить прощения и постоянно молиться о своих грехах, говоря: "прости нам долги наши..." (Мт. 6:12). Итак, если эта молитва пροизносится святыми, то кто может найтись столь упрямый, предубежденный, столь напыщенный гордостью диавольского неистовства, чтобы утверждать, что он - без греха, считать себя не только выше апостолов, но и Самого Спасителя обличать как бы в неведении и суетности, как будто Он не знал, что некоторые могут быть свободны от грехов, или напрасно учил тех, о ком знал, что они не имеют нужды во врачевстве этой молитвы? Потому премудрый Экклезиаст, обозревая умом все действия и занятия человеческие, без всякого исключения произносит: "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы" (Еккл. 7:20); т.е. на этой земле нет никакого столь святого, столь рачительного, столь внимательного, кто бы мог постоянно прилепляться к истинному и единственному благу (Богу), сознавая, что он и при ежедневном отвлечении от Него не грешит. Впрочем, если кто и сознается, что он не может быть свободным от греха, однако ж это не препятствует ему быть праведным... У него более чистый взгляд, и большее он замечает; неукоризненная жизнь порождает большую скорбь самоукорения, исправление нравов, и рачительная ревность к добродетелям умножает стенания и воздыхания. Ибо никто не может быть доволен тою степенью совершенства, до какой преуспел; и чем чище будет духом, тем более видит себя нечистым, тем более находит причин к смирению, нежели к возношению; и чем скорее стремится к высоте, тем более видит, что ему все больше есть куда стремиться. Отличный из апостолов произнес: "если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1:8). Итак, если говорим. что мы не имеем греха, этим самим доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим вернее испытать, возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, кто распял плоть свою со страстями и похотями (Гал. 5:24) и кто, хотя из сердца своего не только с корнем истребил все страсти, но старается устранить даже и память о грехах и помышления и, однако ж, ежедневно исповедует, что и на один час но остается без греха?"

Церковь Христова - святая.

Церковь называется святою потому, что Совершитель нашего искупления и Глава ее есть Святой Господь Иисус Христос и Устроитель спасения верующих - Святой Дух, от Которых освящающая сила Божия изливается на все Тело (Церковь).

Иисус Христос есть всесвятый Господь:

"Ибо Ты един свят" (От. 15:4). "Κто из вас обличит Меня в неправде?" (Ин. 8:46). "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Пет. 2:22). "В Нем нет греха" (1 Ин. 3:5). "Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес" (Евр. 7:26).

В Церкви всегда пребывает Всесвятый Дух:

"И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое" (Ин. 14:16, 26; ср. 7:39). "И исполнились все Духа Святого" (Деян. 2:4).

Церковь свята и предназначена приводить верующих к святости:

Иисус Христос для того и предал Себя на смерть, "чтобы представить ее (Церковь) Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы была свята и непорочна" (Еф. 5:24-27). "Чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою" (Кол. 1:22). "Чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам" (Тит. 2:14; ср. Еф. 4:11-13; 1 Тим. 1:15). Задача Церкви осуществляется ее членами постепенно, поэтому в ней верующие являются неодинаковыми по своему духовному совершенству: на ряду с людьми добродетельными (хотя и не безгрешными) в ней есть явные грешники, которых Церковь призывает к покаянию, исправлению и нравственному обновлению. "В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные" (2 Тим. 2. 20). В Церкви, как в теле, есть члены "благообразные" и "менее благородные," - "менее совершенные," "слабейшие" (1 Кор. 12:22-24).

Наши рекомендации