Церковь Христова имеет внешнюю сторону.

Церковь Христова, являясь с внутренней стороны невидимой (так как невидимо в ней живет и действует по благоволению Бога Отца Глава ее - Иисус Христос, и Святой Дух, освящающий верующих и содействующий их спасение) с внешней стороны есть видимое общество людей. Видимой она была с самого начала: члены ее по своей духовно-телесной природе были видимы и не были рассеяны отдельно друг от друга по разным местам, а были соединены вместе (Деян. 1:5; 2:1 и др.), являлись совершенно отдельным видимым обществом среди иудеев и язычников (Деян. 2:41-47 и др.). Новые члены присоединялись к Церкви видимо через крещение (Деян. 2:41; 8:12, 38 и др.), собирались для молитвы и таинства причащения (Деян. 2:42-46; 1 Кор. 11:18-27). Церковь, по установлению Господа Иисуса Христа, имеет видимое священноначалие, получившее от Него власть учить, священнодействовать и управлять в ней, имеет видимое богослужение и видимые священнодействия - таинства, в которых под видимым образом подается верующим невидимая благодать Божия. Если бы Христова Церковь была невидима, то необъяснимо было бы, между прочим, повеление Господа: "если же не послушает их (свидетелей), скажи церкви" (Мт. 18:17); затем, она не имела бы истории своей жизни, не могла быть узнана людьми, желающими для своего спасения приложиться к ней (Деян. 2:47), и выделена из других религиозных обществ, выдающих себя за истинную Церковь (ср. Мт. 24:5 и др.).

Свойства Церкви:

Церковь Христова непреодолима, а потому:

а) Вечна.

"Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мт. 16:18), т.е. все зло мира - соблазны, внешние преследования, козни диавола, не одолеют ее, так как основатель и глава ее есть Иисус Христос, истинный Бог (Ин. 10:30; Деян. 10:36; 1 Ин. 5:20; Рим 9:5; и др.). Он краеугольный камень (Мт. 21:43; Лук. 20:17-18; Еф. 2:20; 1 Кор. 3:11) Церкви. Одоление Церкви значило бы одоление Самого Христа, обещавшего пребыть с нею во все дни до скончания века (Мт. 28:20).

б) Церковь - непрерывна.

Церковь Христова, как беспрерывно существовала от своего основания до наших дней, так беспрерывно будет существовать "до скончания века." - "Я с вами во все дни до скончания века" (Мт. 28:20). "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14:16). "Тому слава в Церкви во Христе Иисусе (через Христа) во все роды, от века до века" (Еф. 3:21). "Хорошо сказано," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "и это - слава Его в Церкви, поскольку известно, что Церковь будет существовать всегда. А так как она всегда пребывает, то (апостол) хочет, чтобы и мы прославляли Бога до скончания мира, что и объяснил он сказавши: "во все роды."

в) Церковь - едина.

В кн. Песр. Песр. (6:8-9) содержится пророческое указание на единую Христову Церковь. "О которой (Церкви, святой и незлобивой голубице)," - замечает святой Епифаний, еп. Кипрский († 403 г.), - "Господь Духом открыл Соломону в Песни Песней и говорил: есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная - она, голубица Моя, чистая Моя (6:8-9), - с двукратным повторением Моя и Моя. Ибо Его голубица и Его совершенная, так как другие, хотя и называются так, но не суть Его, а она дважды так именуется... Но единая голубица и святая дева - Церковь." Святой Исидор Пелусиот († 436 г.) писал диакону Исидору: "...спрашивал ты, что значит: есть шестьдесят цариц и так далее? Посему слушай. Первенство да имеет нескверная дева Церковь, содержащая правую веру в Бога, и она да называется чистою голубицею, превосходящею достоинством все чины." Иисус Христос основал на земле только одну Церковь. "Я создам Церковь Мою" (Мт. 16:18). Церковь Свою Господь уподоблял одному стаду, в которое Он хочет привести всех людей (Ин. 10:16), одному полю (Мт. 13:24, 38), одному неводу (Мт. 13:47). Апостолы также учили об одной только Церкви: "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5:25; ср. Деян. 20:28). "Которая (Церковь) есть Тело Его" (Еф. 1:22-23). "Он есть глава тела Церкви" (Кол. 1:18). "Мы, многие, составляем одно тело во Христе" (Рим 12:5). "И вы - тело Христово, а порознь - члены" (1 Кор. 12:27; 1 Кор. 12:13). Единство Церкви отнюдь не допускает никакого разделения или разномыслия в вере, церковном управлении и богослужении (Рим 15:5-6; 1 Кор. 1:10:13; Еф. 4:4-6). Отдельные Церкви: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская, подобно Церквам: Коринфской (1 Кор. 1:2), Галатийским (Гал. 1:2), Фессалоникийской (1 Фес. 1:1) суть Церкви, так называемые поместные, части единой вселенской Церкви Христовой. "Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу - Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается, видимо, одинаковым исповеданием веры, общением в молитвах и таинствах" (Катех. Чл. 9).

Ο единстве Церкви, как ее существенном свойстве, учил святой Ириней Лионский: "Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной, даже до концов земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру... хотя и рассеяна по всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их (учение и веру), как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как если бы у ней были одни уста. Ибо, хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание церкви, основанные в Германии, в Италии, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии, и в средине мира. Но, как солнце - это творение Божие - во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины."

Святой Киприан Карф (†258 г.) пишет: "Церковь одна, хотя с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство."

Общество религиозное, не входящее в состав единой Церкви, не есть Церковь, а еретическая или раскольническая община, самочинное сборище. "Можно ли думать тому, кто не придерживается единства Церкви," - говорит святой Киприан Карфагенский, - "что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, - когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: "одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4:4-5). Нет, не хранящий такого единства не соблюдает закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына; не держится истинного пути ко спасению."

г) Церковь - Апостольская.

Бог Отец по Своей любви к человеку "послал" (απεστειλεν) Сына Своего в мир (Ин. 3:17-34; 5:23-38; 6:29-57 и др.) для совершения спасения. Господь Иисус Христос, будучи "Посланником" (Απόστολον) и "Первосвященником исповедания нашего" (Евр. 3:1), избрал (Лук. 6:13; Ин. 15:16) и от Себя послал (Ин. 20:21; Деян. 1:8) апостолов для насаждения и распространения основанной Им Церкви, которая в смысле посланичества для спасения мира есть именно апостольская.

Наши рекомендации